ул. Пушкинская, 175А

Амонашвили Ш. А. «Педагогические притчи»

336
АМОНАШВИЛИ ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ (1931- ) – российский педагог, психолог, создатель направления гуманной педагогики, основатель Международного Центра гуманной педагогики, реализующего образовательные программы для родителей и учителей, организатор ежегодных международных педагогических чтений, автор педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Его работа с учениками проходит по системе личностно-гуманного подхода. Методика направлена на обучение, воспитание и личностное развитие каждого отдельно взятого ребенка, выстраивание доверительных отношений, основанных на взаимоуважении. «Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего "момента истины", ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики».

Амонашвили Ш. А. «Педагогические притчи»

Крылья

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился прохожий.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.

…Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– А меня больше радуют твои перышки…


В поиске учителя

«Пора моего ангелочка определить в школу», – подумал ангел.

Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание.

«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой еще вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…»

Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся – тот кричал на ученика и ругал его:

– Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса!

«Жестокий… Не от Сердца он…»

В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими контрольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга.

«Ханжа… Не от Сердца она…»

В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь – зорко только Сердце».

Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился:

– Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два!

Ученик заплакал.

«Невежда… Не от Сердца он…»

Заглянул ангел в следующий класс – там учитель вел урок математики.

– Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно стучит 56 раз…

Один ученик, не считая, сразу выкрикнул:

– 80 640 раз… А в неделю – 564 480 раз… А в месяц… А в год…

Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика:

– Как ты смеешь выкрикивать с места, да еще без моего разрешения…

«Грубиян… Не от Сердца он…»

Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.

«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением… – подумал ангел и сказал своему ангелочку: – Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя».

Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников».

Но ангел не знал, как это сделать


Как люди потеряли улыбки

Высоко в горах было глухое селение.

Глухое не потому, что жители были глухие. А потому, что остальной мир был глухим к нему.

Люди в селении жили как единая семья. Младшие почитали старших, мужчины почитали женщин.

В их речи не существовало слов: обида, собственность, ненависть, горе, плач, печаль, корысть, зависть, притворство. Не знали они этих и подобных слов потому, что не было у них того, что можно было бы назвать ими. Они рождались с улыбкою, и с первого дня до последнего сияющая улыбка не сходила с их лиц.

Мужчины были мужественными, а женщины – женственными.

Дети помогали старшим по хозяйству, играли и веселились, высоко лазали по деревьям, собирали ягоды, купались в горной речке. Взрослые учили их языку птиц, животных и растений, и дети от них узнавали очень многое. Почти все законы Природы им были известны.

Старшие и младшие жили с Природой в гармонии.

По вечерам все собирались у костра, посылали улыбки звездам, каждый выбирал свою звезду и разговаривал с ней. От звезд они узнавали о законах Космоса, о жизни в других мирах.

Так было у них с незапамятных времен.

Однажды объявился в селении человек и сказал:

«Я учитель».

Обрадовались люди прихожему. Доверили они ему своих детей – в надежде, что учитель научит их более важным знаниям, чем давали им Природа и Космос.

Только недоумевали люди: почему учитель не улыбается, как это так – его лицо без улыбки?

Учитель приступил к обучению детей.

Шло время, и все заметили, что дети явно менялись, их как будто подменяли. Они становились раздражительными, потом появилось озлобление, дети все чаще ссорились между собой, отнимали вещи друг у друга. Научились они насмешкам, кривым и лукавым улыбкам. С их лиц стиралась прежняя, обычная для всех жителей села улыбка.

Люди не знали, хорошо это или плохо, ибо самого слова «плохо» тоже не было у них.

Они были доверчивыми и считали, что все это и есть новые знания и умения, которые принес их детям учитель из остального мира.

Прошло несколько лет. Дети повзрослели, и изменилась жизнь в глухом селении: люди стали захватывать земли, оттесняя с них слабых, оградили их и назвали своей собственностью. Стали они недоверчивыми друг к другу. Забыли о языках птиц, животных и растений. Каждый потерял свою звезду на небе.

Зато в домах появились телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, выросли гаражи для автомобилей.

Люди потеряли свои сияющие улыбки, но усвоили грубый хохот.

Смотрел на все это учитель, который так и не научился улыбаться, и гордился: в глухом горном селении приобщил он людей к современной цивилизации…

Дайте мне дар ваш

Провели учителя совещание и пришли к выводу: чтобы сеять добро в учениках, надо чтобы те открыли им свои Сердца.

Но как добиться этого?

– Может быть, наука нам поможет? – сказали они и направились на курсы повышения квалификации.

Там профессора объяснили им принципы, методы, формы обучения, говорили о целях и методах воспитания, рассказали о стандартах образования, о реформах и концепциях. Потом выдали свидетельства о повышении квалификации и сказали: «Дерзайте!».

Применили учителя полученные знания на практике, но ученики не открыли им свои Сердца.

– Не хватает нам психологических знаний! – решили они.

И поспешили получить вторую специальность.

Наполнили свой ум массой психологических понятий и приступили к практике.

Но ученики все же не дали им заглянуть в свои Сердца.

– Наверное, поможет Запад!

И пригласили из-за океана специалистов по «новым технологиям образования». Те приняли менторскую позу и научили их неким туманным «интерактивным технологиям» – сверхсовременным, как они уверяли, или даже из будущего.

Но эти сверхновые технологии тоже не сработали.

Опечалились учителя, не могут найти путь к Сердцам своих учеников, чтобы сеять в них семена добра.

– Может быть, спасет Мудрость? – сказали они.

И нашли Мудреца, сидевшего в пещере.

– О, Мудрец, – взмолились они, – укажи нам путь к Сердцам наших учеников, чтобы сеять в них зерна добра, иначе поколение становится жестоким!

Сказал им Мудрец:

– Дам вам путь к Сердцам ваших учеников, но отдайте мне взамен дар ваш!

Учителя переглянулись: какого дара от них требует Мудрец?

Тогда Мудрец сказал:

– Если у кого есть раздражение, дай мне раздражение.

Если у кого есть гнев, дай мне гнев.

Если у кого есть жестокость, дай мне жестокость.

Если у кого есть грубость, дай мне грубость.

Если у кого есть сомнение, дай мне сомнение.

Если у кого есть ненависть, дай мне ненависть.

Если у кого есть злоба, дай мне злобу.

Если у кого есть страх, дай мне страх.

Если у кого есть предательство, дай мне предательство.

Если у кого есть суеверие, дай мне суеверие.

Если у кого есть саранча мыслей, дай мне саранчу мыслей.

А если дадите пригоршню дурных привычек, я приму и эти пыльные погремушки.

Но не забудьте, чего достоин тот, кто отнимет однажды подаренное.

Итак, я принял все пороки вашего Сердца, и оно становится чистым.

И открываю вам Мудрость: «Путь к Сердцу ученика есть чистое Сердце учителя».


Царство Сердца

А теперь о третьем молодом царе.

Он тоже увидел сон, и ангел обещал ему выполнить одну его просьбу.

Созвал царь утром своих трех советников.

– Какое царство нужно моим подданным, чтобы они жили счастливо?

– Царство желаний! – воскликнул один, не задумываясь.

– Царство разума! – произнес другой, почесав затылок.

Молодой царь был умен и терпелив, потому обратился к третьему советнику:

– А ты что скажешь?

– Царство Сердца! – сказал тот.

Молодой царь закрыл глаза и вызвал ангела.

– Сделай мое царство Царством Сердца…

Ангел замешкался.

– Бог уже дал каждому свое Сердце, надо зажечь его…

– Так зажигай…

Ангел опечалился.

– Не могу. Бог велит людям самим зажигать свои Сердца и помогать друг другу!

– Тогда скажи, как зажигать?

– Воспитанием… – и ангел исчез.

Царь открыл глаза.

Советники ждали, что он скажет.

– Займемся воспитанием Сердца! – сказал царь и назначил третьего советника попечителем воспитания Сердца – Учителем!


Учитель и ученики

– Из тебя человека не выйдет! – с гневом швырнул учитель свое «пророчество» ученику.

– А из вас уже вышел учитель? – спросил ученик с грустью.

* * *

Привели в школу нового ученика, уже выгнанного из трех школ.

Зашел на урок один учитель, взглянул на него и подумал: «Откуда только такие берутся…»

Пришел другой учитель. Увидев нового ученика, произнес раздраженно:

– Тебя еще не хватало…

Пришел на урок третий учитель.

– У нас новенький? – порадовался он.

Подошел к новенькому, пожал руку, посмотрел в глаза, улыбнулся и сказал:

– Здравствуй!.. Я ждал тебя!..

Читать Амонашвили Ш. А. «Педагогические притчи» в ЛитРес

Заказать труды Амонашвили Ш. А. в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Амонашвили Ш. А. Амон-Ра. Москва : Беловодье, 2002.

Для юного читателя эта книга сможет стать путеводителем для понимания Добра и Зла, Любви, Сострадания, Истины и способствовать его духовно-нравственному воспитанию, а также помочь в приобретении таких черт характера, как стойкость, мужество и великодушие. А взрослых она заставит задуматься о вечных темах, которые всегда волнуют душу.

Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. — Москва : Педагогика, 1986.

В книге автор подчеркивает большое значение роли учителя в воспитании и обучении детей, их личностным качествам. Учитель - посредник между ребёнком и вечными  ценностями  жизни. Именно учитель помогает ребёнку понять, осмыслить изучаемое,  овладеть способами действия с ним, связывает незнакомое со знакомым, новое с известным. Лишь в том случае, когда учитель является авторитетом, ученик становится открытым к педагогическому воздействию.

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — Москва : Педагогика, 1984.

Шалва Амонашвили известен тем, что создал новое направление - безотметочное обучение. Оно было настолько новым, что было резко отвергнуто. В монографии рассматриваются основные аспекты методики обучения «без отметки», направленной на формирование у школьников положительного отношения к учению, преодоление формализма в оценке труда учителя и школы. Автор раскрывает значение содержательно-оценочной деятельности педагога и учащихся для совершенствования учебного процесса, развития познавательной самостоятельности школьников и становления их личности. На разных примерах своей школы, автор показывает, как не надо обучать и как обучать лучше.

Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Москва : Амрита-Русь, 2010.

Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. — Москва : [МОДЭК], 1998.

В книгу включено психолого-педагогическое исследование «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» и третья книга трилогии «Единство цели», в которой автор в популярной форме излагает опыт работы с детьми, основанный па идеях гуманно-личностного подхода к ним.

Амонашвили Ш. А. Единство цели. — Москва : Просвещение, 1987.

Книга является логическим продолжением книг "Здравствуйте, дети!" и "Как живете, дети?". В ней показана работа с детьми в III классе школы. В книге анализируется процесс взросления детей, изменения их психологии, отношения к окружающему миру. 

Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!.— Москва : Просвещение, 1988.

Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога. Автор обобщает результаты своей педагогической деятельности и своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников - раскрывается опыт работы с шестилетними детьми в подготовительном классе школы и их психологические особенности, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?. — Москва : Просвещение, 1986.

Рассказ о содержании, методах и приемах работы с учащимися I, II классов. 
 Книга поможет учителю начальных классов, воспитателю группы продленного дня в их творческих поисках по организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. — Москва : Амрита-Русь, 2012

Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. — Москва : Международный центр Рерихов : Мастер-Банк, 2002.

«Педагогическая симфония» посвящена методам школьного воспитания и образования. Автор делает акцент на установление доверительных, душевных отношений с детьми. Он считает, что учителя должны любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку, воспитывать в нём стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — Москва : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

Опираясь на научные факты, данные экспериментов, используя богатый личный опыт, автор анализирует суть авторитарно-императивного педагогического мышления и практики, укоренившейся в советской общеобразовательной школе, размышляет об истоках гуманной педагогики.Размышления сопровождаются описанием уроков, отдельных методов и приемов, образными картинами жизни детей в школе. Каждая встреча-беседа заканчивается деловой игрой, наглядно демонстрирующей, как реализуются на практике новые педагогические идеи.

Амонашвили Ш. А. Урок русского языка в национальной школе. — Москва : Педагогика, 1986.

Амонашвили Ш. А. Школа жизни: теория и практика. — Москва : Дрофа, 2009.

Основной целью своего трактата «Школа Жизни» Амонашвили считает распространение идей и опыта гуманно-личностной педагогики и вытеснение из школ авторитаризма, который, к сожалению, во многих случаях присутствует в образовании и воспитании. Это и «понукательная» педагогика (которую отрицал Д.И. Писарев), и метод «кнута и пряника» (который критиковал К.Д. Ушинский), и принуждение в различных видах деятельности, и расчет на массовую школу без учета индивидуального целостного подхода к личности отдельного ребенка. Автор раскрывает недостатки современного обучения и воспитания, одностороннего подхода к учащимся и предлагает употреблять термин «образование» — как естественный процесс становления личности человека при сотрудничестве с ним педагога-Учителя. В книге подчеркивается необходимость свободы, которая должна расцвести в ученике, но для этого сам учитель должен «…развивать в себе высшие человеческие качества…, …постоянно заботиться о расширении своего сознания, углубляться в основы гуманной педагогики…».


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы