Автор статьи:
Эмиль Сокольский
661
13 октября 2020
В солнечный день на исходе мая захотелось познакомиться со станицей Манычской, что близ впадения в Дон степной реки Маныч. Некоторые учёные именно по этой реке проводят границу между Европой и Азией (там, где сейчас Кумо-Манычская впадина, то есть поймы рек Кума и Маныч, в древности был пролив, соединявший Чёрное и Каспийское моря).
Манычская – в пяти километрах от трассы на Волгодонск (указатель сообщает – девять, но это неправда).
При подъезде к станице – вырастает скифский курган! Первая манычская достопримечательность.
Кстати, в «Литературной газете» когда-то была едкая статья, касавшаяся песни Матвея Блантера, где есть такие слова: «Лежит под курганом, обросшим бурьяном, матрос Железняк партизан». Автор иронизировал: курган – это же захоронение скифов! Что, партизан Железняк был скифом?
Конечно, остроумно, не поспоришь, да только у слова «курган» и есть и другое значение: не могильник, а просто – холм, горка… Автор статьи был, видимо, человеком малограмотным.
От Дона станицу отделяют несколько сотен метров заливного луга, ограниченного длиннющим земляным валом (защита от подтопления). Тишина; мелодичное пение птиц; как повсюду на юге – раздолье белым акациям: теперь их увядшие гроздья, похожие на угасающие светильники, свешивались виновато и безжизненно.
Жаль, что в таком большом поселении почти не осталось жилой казачьей архитектуры. Сохранился лишь типичный курень, хорошо видный с футбольного поля, на краю которого стоит храм Святой Параскевы. Но приблизившись, видишь: стоять дому... мягко говоря, не вечно. Разве что отремонтировать его; но кто может быть в этом заинтересован?
Церковь святой Мученицы Параскевы – главное, чем интересна станица. Построенная в 1904 году по проекту архитектора И. П. Злобина, церковь настолько грандиозна по высоте, что видна и с трассы, издали напоминая игрушечный макет. Вблизи, полуспрятанная в деревьях, – каменная часовня над святым источником, возведённая около семи лет назад.
Храм – для Дона уникален и по масштабу и по декору (элементы древнерусского и византийского зодчества; полуколонны, кокошники); колокольня его высится более чем на восемьдесят метров! Строили храм по инициативе станичного общества, накопившего много, но недостаточно денег (пришлось взять в долг из войсковой казны – и несколько лет его выплачивать).
Разрушали в конце 1930-х – варварски: сожгли деревянные шатровые главы; снесли колокольню – да так, что цельных кирпичей, которые могли бы пригодиться впоследствии, не осталось: они при падении превратились в труху. Разгромили мраморный иконостас, созданный итальянским подданным Сильвестро Тонитто. Рассказ о тех событиях однажды записала посетившая станицу журналистка Ольга Майдельман: «Когда поднимали большой крест, лопались канаты, и тогда по станице стали собирать старинные турецкие шали. Шелков на такое дело не пожалел никто. Платки связали и крест подняли. Но простоял он недолго. В первые же годы власти большевиков новые “антихристы” сорвали с таким трудом возведённый крест, а дом, где культивировали “опий для народа”, отдали на разграбление самому народу. Говорят, что чёрный и красный мрамор, украшавший алтарь, порубили в мелкую крошку и по сей день люди топчут его в багаевском ДК. Пустой и холодный храм простоял много лет. Обзавёлся даже дурной славой: внутри находили мёртвых с пробитой упавшим кирпичом головой, говорили, мол, ангел-хранитель стережёт освящённое место от дурных людей».
Не раз храм старались взорвать. В него стреляли, снесли две башни, скололи росписи. Вместо них варвары накарябали свои имена, не побоявшись взобраться и очень высоко.
Ну а потом перед храмом встал на бетонном постаменте В. И. Ленин, крашенный серебристой краской. А площадь превратилась в футбольное поле. Так дело обстоит и по сей день.
Долгие, долгие годы восстанавливают церковь. И, видимо, работы завершатся нескоро: откуда брать деньги? Но одно помещеньице облагорожено; службы идут!
А у футбольного поля расположился детский приют, он же выполняет роль и церковного подворья.
Табличка на воротах извещает: «Русская православная церковь. Московская патриархия. Ростовская епархия. Детский православный епархиальный лагерь “Преображение”. Основан в 2002 году»
Однако сведения устарели. Да, сначала здесь был православный лагерь. Но после окончания сезона не все родители приехали за своими детьми. И решено было превратить лагерь в детский приют. Некоторые дети живут здесь всё время. За ними присматривают матушка Варвара и матушка Параскева.
За кухонькой при входе, в зале с длинным обеденным столом я увидел двух истинно русских женщин, в своих платках похожих на добрых матрёшек и улыбавшихся во весь рот. «Сейчас обед принесу», – сказала одна из них, – как оказалась, матушка Варвара – она же и повариха. Мгновенно на столе оказался суп («Сегодня пятница – постный день, так что и суп у нас простой»: морковка, лук, картошка и укроп), затем пюре с жареной рыбиной (выловленной в Маныче; её тут называют «гибрид»: карп, скрещенный с карасём). Ещё был зелёный лучок (макать в соль) и фруктовый компот. Во время трапезы я беседовал с матушкой Параскевой; в кухне между делом появилась девочка лет десяти, что-то спросила у матушки Варвары, которая там наводила порядок, а уходя, звонко крикнула мне, как бы вспомнив: «Приятного аппетита!»
А после матушка Параскева дала мне ключ от новопостроенной часовни.
Там, на скамье у колодца, я нашёл тетрадь в плотной обложке: «Сия книга начата 12. 07. 2016 года по благословению настоятеля храма Святой мученицы Параскевы протоиерея Александра (Маликова А. И.).
Чудеса исцелений святой водой из источника Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. Станица Манычская».
И вот что ручкой написано на первых страницах:
«О чудесах исцеления.
Больше десяти лет прошло с тех пор, как верующая бабушка (ей было уже далеко за 90 лет) указала отцу Александру (Маликову) место, где когда-то, в богоборческие времена, был засыпан землёй святой источник целителя Пантелеимона. Изрядно потрудившись, вырыв глубокую яму, несколько прихожан всё-таки смогли отыскать в земле ручеёк, который дал людям веру и надежду на исцеление. Теперь здесь, по молитвам отца Александра, чудным образом появилась часовенка, своим внешним видом напоминающая скромную белую лилию, любимый цветок Пресвятой Богородицы.
Много раз я исцелялась благодаря святой воде целителя Пантелеимона. О некоторых случаях сегодня хочется вспомнить. Работая летом в детском православном лагере “Преображение”, я умудрилась заболеть ангиной. Эта болезнь развивалась так быстро, что к вечеру я не могла ни есть, ни пить, не разговаривать. От бессилия я не могла ходить. Приехали мои знакомые из Крыма, так как весть о целебности источника уже разнеслась по округе. Они вылили на меня три ведра святой воды, через тридцать минут я могла уже разговаривать. Мои знакомые были поражены. Стали возвращаться жизненные силы, от болезни не осталось следа».
В течение этих десяти лет я много раз испрашивала у Господа исцеления с помощью святой воды из источника. И каждый раз получала. Иногда бывает слабость, головокружение, кажется, что уже нет сил, приезжаешь на источник – и живоносные холодные струи оживляют, бодрят, голова становится ясной, а жизнь опять возвращает яркие краски.
Пять лет назад была в Дивееве, окуналась в святой источник целителя Пантелеимона. Меня поразило то, что ощущения совершенно одинаковые: и после дивеевского, и после манычского».
«Хочется вспомнить ещё один случай. Как-то летом мальчик из приюта Лёша на несколько дней уезжал в гости к родственникам. Чем его там накормили – неизвестно, результат: в приют ребёнок вернулся больным. У меня на глазах он начал терять сознание. Медиков вызывать некогда было, нужно было действовать моментально. Маленького мальчика на руках я понесла к источнику, объясняя, что вода очень холодная, но нужно потерпеть, что скоро он почувствует себя лучше. Лёша согласился. Ребёнок мужественно перенёс обливание холодной водой. Чудо произошло! Назад Лёша возвращался абсолютно здоровый.
С уважением и любовью Пушкина О. В., п. Отрадный. 04. 08. 16 г.»
Вода – и вправду хороша. Вкусная, чуть солоноватая. С той, что продаются в магазинах – не сравнить!
… И есть ещё в Манычской, в глубине улиц, построенная совсем недавно небольшая церковью без опознавательных знаков. Зачем станице две церкви?
Оказалось – старообрядческая! Силён здесь, значит, старообрядческий дух, раз собрали деньги на свой Божий дом!
В конце дня, когда я с берега Дона перебрался на камышовый берег Маныча, мне встретилась матушка Варвара: она ловила рыбу; в ведре уже плескались пять «гибридов» среднего размера. И это было только началом процесса!
Манычская – в пяти километрах от трассы на Волгодонск (указатель сообщает – девять, но это неправда).
При подъезде к станице – вырастает скифский курган! Первая манычская достопримечательность.
Кстати, в «Литературной газете» когда-то была едкая статья, касавшаяся песни Матвея Блантера, где есть такие слова: «Лежит под курганом, обросшим бурьяном, матрос Железняк партизан». Автор иронизировал: курган – это же захоронение скифов! Что, партизан Железняк был скифом?
Конечно, остроумно, не поспоришь, да только у слова «курган» и есть и другое значение: не могильник, а просто – холм, горка… Автор статьи был, видимо, человеком малограмотным.
От Дона станицу отделяют несколько сотен метров заливного луга, ограниченного длиннющим земляным валом (защита от подтопления). Тишина; мелодичное пение птиц; как повсюду на юге – раздолье белым акациям: теперь их увядшие гроздья, похожие на угасающие светильники, свешивались виновато и безжизненно.
Жаль, что в таком большом поселении почти не осталось жилой казачьей архитектуры. Сохранился лишь типичный курень, хорошо видный с футбольного поля, на краю которого стоит храм Святой Параскевы. Но приблизившись, видишь: стоять дому... мягко говоря, не вечно. Разве что отремонтировать его; но кто может быть в этом заинтересован?
Церковь святой Мученицы Параскевы – главное, чем интересна станица. Построенная в 1904 году по проекту архитектора И. П. Злобина, церковь настолько грандиозна по высоте, что видна и с трассы, издали напоминая игрушечный макет. Вблизи, полуспрятанная в деревьях, – каменная часовня над святым источником, возведённая около семи лет назад.
Храм – для Дона уникален и по масштабу и по декору (элементы древнерусского и византийского зодчества; полуколонны, кокошники); колокольня его высится более чем на восемьдесят метров! Строили храм по инициативе станичного общества, накопившего много, но недостаточно денег (пришлось взять в долг из войсковой казны – и несколько лет его выплачивать).
Разрушали в конце 1930-х – варварски: сожгли деревянные шатровые главы; снесли колокольню – да так, что цельных кирпичей, которые могли бы пригодиться впоследствии, не осталось: они при падении превратились в труху. Разгромили мраморный иконостас, созданный итальянским подданным Сильвестро Тонитто. Рассказ о тех событиях однажды записала посетившая станицу журналистка Ольга Майдельман: «Когда поднимали большой крест, лопались канаты, и тогда по станице стали собирать старинные турецкие шали. Шелков на такое дело не пожалел никто. Платки связали и крест подняли. Но простоял он недолго. В первые же годы власти большевиков новые “антихристы” сорвали с таким трудом возведённый крест, а дом, где культивировали “опий для народа”, отдали на разграбление самому народу. Говорят, что чёрный и красный мрамор, украшавший алтарь, порубили в мелкую крошку и по сей день люди топчут его в багаевском ДК. Пустой и холодный храм простоял много лет. Обзавёлся даже дурной славой: внутри находили мёртвых с пробитой упавшим кирпичом головой, говорили, мол, ангел-хранитель стережёт освящённое место от дурных людей».
Не раз храм старались взорвать. В него стреляли, снесли две башни, скололи росписи. Вместо них варвары накарябали свои имена, не побоявшись взобраться и очень высоко.
Ну а потом перед храмом встал на бетонном постаменте В. И. Ленин, крашенный серебристой краской. А площадь превратилась в футбольное поле. Так дело обстоит и по сей день.
Долгие, долгие годы восстанавливают церковь. И, видимо, работы завершатся нескоро: откуда брать деньги? Но одно помещеньице облагорожено; службы идут!
А у футбольного поля расположился детский приют, он же выполняет роль и церковного подворья.
Табличка на воротах извещает: «Русская православная церковь. Московская патриархия. Ростовская епархия. Детский православный епархиальный лагерь “Преображение”. Основан в 2002 году»
Однако сведения устарели. Да, сначала здесь был православный лагерь. Но после окончания сезона не все родители приехали за своими детьми. И решено было превратить лагерь в детский приют. Некоторые дети живут здесь всё время. За ними присматривают матушка Варвара и матушка Параскева.
За кухонькой при входе, в зале с длинным обеденным столом я увидел двух истинно русских женщин, в своих платках похожих на добрых матрёшек и улыбавшихся во весь рот. «Сейчас обед принесу», – сказала одна из них, – как оказалась, матушка Варвара – она же и повариха. Мгновенно на столе оказался суп («Сегодня пятница – постный день, так что и суп у нас простой»: морковка, лук, картошка и укроп), затем пюре с жареной рыбиной (выловленной в Маныче; её тут называют «гибрид»: карп, скрещенный с карасём). Ещё был зелёный лучок (макать в соль) и фруктовый компот. Во время трапезы я беседовал с матушкой Параскевой; в кухне между делом появилась девочка лет десяти, что-то спросила у матушки Варвары, которая там наводила порядок, а уходя, звонко крикнула мне, как бы вспомнив: «Приятного аппетита!»
А после матушка Параскева дала мне ключ от новопостроенной часовни.
Там, на скамье у колодца, я нашёл тетрадь в плотной обложке: «Сия книга начата 12. 07. 2016 года по благословению настоятеля храма Святой мученицы Параскевы протоиерея Александра (Маликова А. И.).
Чудеса исцелений святой водой из источника Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. Станица Манычская».
И вот что ручкой написано на первых страницах:
«О чудесах исцеления.
Больше десяти лет прошло с тех пор, как верующая бабушка (ей было уже далеко за 90 лет) указала отцу Александру (Маликову) место, где когда-то, в богоборческие времена, был засыпан землёй святой источник целителя Пантелеимона. Изрядно потрудившись, вырыв глубокую яму, несколько прихожан всё-таки смогли отыскать в земле ручеёк, который дал людям веру и надежду на исцеление. Теперь здесь, по молитвам отца Александра, чудным образом появилась часовенка, своим внешним видом напоминающая скромную белую лилию, любимый цветок Пресвятой Богородицы.
Много раз я исцелялась благодаря святой воде целителя Пантелеимона. О некоторых случаях сегодня хочется вспомнить. Работая летом в детском православном лагере “Преображение”, я умудрилась заболеть ангиной. Эта болезнь развивалась так быстро, что к вечеру я не могла ни есть, ни пить, не разговаривать. От бессилия я не могла ходить. Приехали мои знакомые из Крыма, так как весть о целебности источника уже разнеслась по округе. Они вылили на меня три ведра святой воды, через тридцать минут я могла уже разговаривать. Мои знакомые были поражены. Стали возвращаться жизненные силы, от болезни не осталось следа».
В течение этих десяти лет я много раз испрашивала у Господа исцеления с помощью святой воды из источника. И каждый раз получала. Иногда бывает слабость, головокружение, кажется, что уже нет сил, приезжаешь на источник – и живоносные холодные струи оживляют, бодрят, голова становится ясной, а жизнь опять возвращает яркие краски.
Пять лет назад была в Дивееве, окуналась в святой источник целителя Пантелеимона. Меня поразило то, что ощущения совершенно одинаковые: и после дивеевского, и после манычского».
«Хочется вспомнить ещё один случай. Как-то летом мальчик из приюта Лёша на несколько дней уезжал в гости к родственникам. Чем его там накормили – неизвестно, результат: в приют ребёнок вернулся больным. У меня на глазах он начал терять сознание. Медиков вызывать некогда было, нужно было действовать моментально. Маленького мальчика на руках я понесла к источнику, объясняя, что вода очень холодная, но нужно потерпеть, что скоро он почувствует себя лучше. Лёша согласился. Ребёнок мужественно перенёс обливание холодной водой. Чудо произошло! Назад Лёша возвращался абсолютно здоровый.
С уважением и любовью Пушкина О. В., п. Отрадный. 04. 08. 16 г.»
Вода – и вправду хороша. Вкусная, чуть солоноватая. С той, что продаются в магазинах – не сравнить!
… И есть ещё в Манычской, в глубине улиц, построенная совсем недавно небольшая церковью без опознавательных знаков. Зачем станице две церкви?
Оказалось – старообрядческая! Силён здесь, значит, старообрядческий дух, раз собрали деньги на свой Божий дом!
В конце дня, когда я с берега Дона перебрался на камышовый берег Маныча, мне встретилась матушка Варвара: она ловила рыбу; в ведре уже плескались пять «гибридов» среднего размера. И это было только началом процесса!
Фото
Поделиться:
Комментарии
Для добавления комментария необходимо авторизоваться
Смотрите также
Популярное за месяц
Курганный погребальный обряд характерен для эпохи бронзы, эти погребения встречаются практически во всех эпохах, от энеолита до кочевых народов. Всего 9 % курганов и погребений относится к раннему железному веку и менее 3 % — к средневековью. [Кекеев Е. А. Спасательные раскопки могильника Восточный Маныч в 1965–1967 гг. / Сб. История населения и природы окрестностей озера Маныч-Гудило. Дивное, 2013. С. 84.]
Так что «скифские курганы» – это не совсем для профессионалов.
В. Дронов