ул. Пушкинская, 175А

Окраинная прогулка

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
4650
21 октября 2021
На станции «Сулин» (от Ростова-на-Дону – «ворот Кавказа» – её разделяют два часа пассажирского пути) останавливаются все поезда, – правда, всего на минуту-две. Ей соответствует окраинная часть города Красный Сулин – бывший хутор Сулиновско-Кундрюченский, который ещё в 1904 году казаки задумывали выделить в самостоятельную станицу.
Станция открылась в 1871 году, когда закончилось строительство железнодорожной ветки из Ростова до города Миллерово.
Зачем в 1952 году отгрохали такое здание, да ещё с парадной лестницей в двадцать одну ступень, что нисходит к сосновому скверику? Оно и раньше-то пустовало, а теперь – с упразднением билетной кассы – и подавно (проезд оплачивается в электричках, а билеты на «серьёзные» поезда, видимо, покупают по Интернету или продают по предварительному звонку).
В центре скверика, посреди разбитого тротуарчика, – облупленный памятник Калинину. С чего это вдруг Михаил Иванович тут оказался?
А дело в том, что он действительно побывал здесь в 1920 году и именно на этом месте выступал среди жителей города, призывая их на борьбу с контрреволюционерами. Об этом говорит и памятная доска на здании вокзала.
Возможно, в те же 1950-е разбили и сосновый сквер, а рядом, между авто- и железной дорогой, насадили парк (ныне почти заброшенный, – правда, расчистили место для детской площадки, да и вообще – видны следы и общей расчистки, что внушает надежду на дальнейшее окультуривание этого зелёного пространства).
На вокзале «Сулин» тихо и немноголюдно. Но наблюдалось ли здесь когда-нибудь оживление? Видимо да, если даже нашёлся бизнесмен, который устроил у платформы кафе, да ещё даже и позволил себе широко развернуться со строительством. Судя по времени постройки, она возведена в постсоветское время. Как же мог хозяин не просчитать ситуацию? Всё-таки центр города – отсюда в двух с половиной километрах (он соответствует остановочной площадке пригородных поездов «Красный Сулин»); а кого кормить в этой «деревне»? Вот и стоит это замкнутое кафе, «словно памятник надежде», как поётся в известной песне Александры Пахмутовой.
Если от станции спуститься к речке Кундрючьей, под железнодорожный мост, и по тропинке взять правее, в лесочек, то  можно увидеть устье Гнилуши – реки, протекающей через весь Красный Сулин. Кундрючья медленно движется среди хозяйских дворов, выставивших в воду мостки; юркая Гнилуша, вливаясь в Кундрючью, мгновенно в ней успокаивается – но дальше, на перекатах, удвоенный поток вновь набирает скорость, спеша к Северскому Донцу – с которым и встречается близ его впадения в Дон.
Дважды я старался сделать чёткий снимок встречи Гнилуши с Кундрючьей, но оба раза не удались: слишком много солнца! Видно всё одно и то же: на переднем плане фото – Кундрючья, а Гнилуша выплывает из зелени, её едва видно. Остаётся с этим согласиться: летом и должно быть много солнца.
Если от Кундрючьей двинуться вдоль железнодорожного полотна, вскоре покажется деревянная церковка во имя св. Екатерины, выстроенная в 2012 году на средства местного фермера, депутата красносулинского городского собрания, в память его матери, рано ушедшей из жизни. Но можно найти и лучшую точку её обзора – если от станции перейти по благоустроенному переходному мосту и направиться к знаменитому в этих местах скальному карьеру, заполненному глубоким озером (популярное место летнего отдыха): церковка, похожая на весёлый теремок в детском парке чудес, обнаружится глубоко внизу, за «оградой» железнодорожного полотна.
И вот, наконец, настал черёд сказать о главной архитектурной достопримечательности не только бывшего хутора Сулиновско-Кундрюченского, но и всего Красного Сулина: о церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Церковь строилась на средства хуторского общества с 1912 по 1914 год. Освящать её приехал Архиепископ Донской, Высокопреосвященнейший Владимир, туманным октябрьским вечером. «Донские епархиальные ведомости» от 11 декабря 1914 года писали, что, «несмотря на дурную погоду, весь вокзал и прилегающия площади и железнодорожные пути были запружены народом. Владыка, по выходе из вагона, преподал всем общее святительское благословение и не пожелал ехать в экипаже, а пошёл пешком до новой церкви». Освящение Покровского храма состоялось наутро.
Церковь Покрова – вот самое красивое строение в городе: из белого камня, всё из мягких округлых линий – двухъярусная колокольня, большой «византийский» барабан, четыре декоративных главки по сторонам, светлые, лёгкие, как взбитый крем, купола, арочная окантовка окон, и вместо наличников и лопаток, которыми в то время модно было украшать церковные фасады, – рустовка (горизонтальное членение стен), что придаёт храму естественность и органичность.
Когда в 1966 году в центре города разрушили церковь Андрея Первозванного, построенную ещё владельцем металлургического завода Пастуховым, в отдалённую Покровскую перевезли иконы и всю её утварь, а рядом перезахоронили тамошних священников. Покровский храм в «смутное» для верующих время один пускал их под свой кров.
– Было и такое: мы ходили куличи святить, а комсомольцы нас прогоняли, – вспомнила старая прихожанка, когда я спрашивал её о судьбе церкви. Больше ничего обидного вспомнить не смогла.
Уже и во дворе, обнесённом оградой из дикого камня,  всё здесь настраивает на добро, на благость: цветники, декоративные деревья, дорожки... А в церкви – много старых икон в окладах, росписи в синих тонах... Единственное место в Красном Сулине, где нерушимо сохраняется связь времён.
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы