ул. Пушкинская, 175А

Сулинская старина

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
4779
12 октября 2021
Из окна вагона предместьями Красного Сулина можно залюбоваться: они разбросаны по склонам возвышенностей, которые высокой грядой тянутся по обе стороны железной дороги. Домики погружены в густую зелень, и подумаешь невольно: как там, должно быть, уютно живётся! На самом же деле тот заманчивый и немного таинственный мир, стоит в него войти, устроен довольно прозаично. Обычные кирпичные дома, чётко распланированные улицы, всё, как везде, и не открываются романтические панорамы, пейзаж смазывается... Да за примерами и ходить далеко не надо: с полотна не видно даже и самого Красного Сулина, хотя он лежит в яме-низине, и вполне мог бы быть доступен обзору. Не сказать, что город погружён в деревья, а вот не видно его, и всё тут... Зато с Рябой горы, за речкой Гнилушей – как с птичьего полёта можно долго наблюдать его размах: уложенный, в общем, на небольшом пространстве центр и – видимо-невидимо одноэтажных кварталов, теряющихся на горизонте за холмом...
«Душа хотела б быть звездой…» – написал однажды Тютчев. А здесь – душа становится птицей.
Чтобы взобраться на Рябую гору, приходится пережить сначала самое грустное впечатление от Красного Сулина – так как путь на неё проходит через металлургический завод, когда-то – гордость города и Юга России, теперь – мёртвое скопление разбитых павильонов, цехов, бассейнов, развороченных коммуникаций. Гнетуще-безмолвно здесь; и словно сам воздух, застыв, пропитан тяжёлым, жестоким, беспощадным духом разрушительства...
В 1870 году Дмитрий Александрович Пастухов заложил здесь основу чугуноплавильного производства. Сначала построил доменную печь, потом – цеха: литейный, прокатный, костыльный, огнеупорный…. А через десять лет продал самый крупный на Дону завод двоюродному брату Николаю, который расширил его и модернизировал.
В относительной целости остались лишь два здания заводоуправления; стены одного из них омывает река Гнилуша. С 2003 года предприятие стало стремительно приходить в упадок. Стали вывозить технику и оборудование, разворовывать металл… Положение не спасли и специалисты из Италии – сотрудники концерна «Нексус», производящего детали для автомобилей. Они заключили, что железный порошок, выпускаемый заводом, не уступает по качеству шведскому – а стоит дешевле. Подписали контракт о сотрудничестве. Однако в 2009 году завод окончательно прекратил существование.
Детище Пастуховых погибло. Но сохранились построенные ими в «кирпичном», «фабрично-заводском» стиле в начале ХХ века здания: гимназия, церковно-приходское училище, почтово-телеграфная контора, архив, дома для рабочих и служащих завода... Эти пастуховские дома сохраняют колорит того давнего времени, когда город жил бурной многонациональной и, не в пример теперешней, культурной жизнью: в заводском парке по праздникам и выходным играл духовой оркестр, коммерческий клуб организовывал музыкальные, литературные и театральные представления, «Народный дом» устраивал спектакли, концерты, кинематограф, катания на горках, танцы и спортивные игры... Красный Сулин сегодня ещё можно назвать малым заповедником заводской архитектуры, хранящим душу, тепло старого мира, хрупкого, беззащитного нынче. Ещё лет пятнадцать назад казалось, что эти здания ожидает печальная участь; местный журналист даже говорил: их собираются сносить – отжили своё.
Но нет, не собираются. Наоборот, многие служат по сию пору; а некоторые возрождаются для новой жизни. И это замечательно. Ведь эти здания, построенные в «кирпичном», «фабрично-заводском» стиле, и составляют своеобразие города. Без них Красный Сулин потерял бы лицо, превратился в типовой, лишённый достопримечательностей городок хрущёвской эпохи.
Кстати, о советской эпохе. В самом центре города, на краю площади, стоит выразительное здание, возведённое, по всей видимости, в 1950-е годы, и оно очень выделяется по своей архитектуре среди прочих зданий Сулина!
Это замечательный провинциальный образец монументальной, так называемой «сталинской архитектуры», которая царила в городском строительстве с середины 1930-х до середины1950-х годов, представляя собой сочетание нескольких стилей, главным образом – неоклассическое направление. Часто такие дома определяют понятием «сталинский ампир». Интересно, что распространённые в СССР архитектурные тенденции того периода перешагнули границы нашей страны и распространились в странах Восточной Европы, в Китае и Корейской Народно-демократической Республике.
Может быть, это здание когда-нибудь объявят памятником архитектуры?
Не могу умолчать ещё об одной городской достопримечательности: скульптуре почтальонше. Кто установил этот образец местного китча, сейчас сказать трудно, известно лишь, что памятник – послевоенного времени. Его рождение связано с отголосками недавно минувшей войны, когда письма были особенно желанными, необходимыми! Женщина символизирует собой простую советскую труженицу, энергичную, немного взволнованную; на ней – почтальонская сумка, из которой выглядывают конверты. Какие вести она несёт с фронта? Будем надеяться, что хорошие…
Напротив знаменитого металлургического гиганта братьев Пастуховых, на левом берегу реки Гнилуши, в начале ХХ века заводские рабочие насадили дубовую рощу (семена из Франции проращивали в новочеркасском питомнике). В советское время этот памятник природы стал городским парком «Металлург» – с танцплощадкой, гипсовыми скульптурами и вазами: а позднее получил имя «Юность».
Что было здесь в постсоветское время? – всё разбито: фонари, эстрада, кафе; по обочинам аллей мусор; аллею ясеня и акаций обступали сорняки... Но жизнь полна чудес. В федеральный реестр лучших практик создания комфортной городской среды в России вошёл проект благоустройства парка в Красном Сулине. И вот в прошлом году на прогулочных дорожках проложили плитку, установили детский и верёвочный городки, разбили площадки для спортивных тренировок. Появились лавочки, беседки, фонари, открытая сцена для концертов, а на берегу реки (в согласии с условиями проекта) – лодочный причал и даже кабинки для переодеваний!
Ну хорошо: лодочные катания ещё можно устроить; но как купаться в загрязненной реке?
Предполагается её расчистить! Однако расчистка рек – исключительно в полномочиях федеральных властей. Учитывая, что операция дорогостоящая, рассматриваться будет лишь тот участок Гнилуши, который омывает парковые берега.
Оригинальное решение проблемы! Вспоминается один из законов Мёрфи: «Неважно, если что-то идёт неправильно; возможно, это хорошо выглядит».
А выглядит всё очень хорошо; душа радуется. Вот и спортсмен побежал по кругу... А вот и ребёнок с бабушкой пришёл на детскую площадку... Жизнь возродилась!
Осталось познакомиться с окраинной частью Красного Сулина, но об этом – после.
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы