ул. Пушкинская, 175А

Библиофильское малотиражное издание: Григорьев, Борис Дмитриевич. Boui boui au bord de la mer, 1924

1 февраля 2023 - 21 февраля 2023
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

В проекте «Выставка одной книги» библиофильское малотиражное издание:

Григорьев, Борис Дмитриевич. Boui boui au bord de la mer. / Вступительная статья С. Маковского; Очерки Михаила Осоргина – [Берлин] : Петрополис, 1924. - 60 c., [28] л. ил.

Библиофильское нумерованное издание. Тираж - 300 экземпляров (В экземпляре Донской публичной библиотеки номер не проставлен). В книгу включены 10 новелл Михаила Осоргина об обитателях ночных кабачков Парижа и статья критика С. Маковского о творчестве художника Б. Григорьева. Иллюстрированный фронтиспис и 27 репродукций с картин и рисунков Бориса Григорьева выполнены в технике фототипии на отдельных листах, защищены папье-плюр. Картины и рисунки, воспроизведенные в книге, предоставлены Бруклинским городским музеем, Б. Д. Григорьевым, Ф. Гутфрейндом, С. А. Ефрновым и М. М. Ерогиным. Большая часть тиража выходила на французском языке, на русском языке книга встречается крайне редко.

Борис Дмитриевич Григорьев (1886—1939), русский и французский художник-авангардист, «историк славянской души», живописец, график, писатель. Был внебрачным ребенком царскосельского мещанина Дмитрия Григорьева, служившего управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка и шведки Клары фон Линденбер. Официально усыновлен Григорьевым в возрасте четырех лет. После окончания школы по настоянию отца поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1910-х годах учился в Строгановском художественно-промышленном училище в классе русского живописца-импрессиониста Дмитрия Анфимовича Щербиновского, а затем в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств и в студии Гранд Шомьер во Франции. В 1913 году Борис Григорьев был исключен из Петербургской академии: слишком новаторский подход молодого художника вызывал возмущение профессоров-традиционалистов. А вот члены общества «Мир искусства» признали в Б. Григорьеве «своего» и пригласили экспонентом на очередную выставку. Любовь к театральности и буффонаде приводит Григорьева в студию Всеволода Мейерхольда и дарит зрителям несколько картин, пропитанных гротеском и буффонадой. В 1916 году художник пишет знаменитый «двойной» портрет Мейерхольда – паяц и демиург, красное и черное, две стороны натуры великого режиссера и актера.

Начиная с 1909 года, художник часто путешествовал по странам Европы. Весной 1913-го года Б. Григорьев приехал в Париж и навсегда влюбился в этот город. Здесь невероятно работоспособный и увлеченный творчеством мастер за четыре месяца умудрился нарисовать несколько тысяч рисунков, воспевающих веселую атмосферу большой и шумной европейской столицы.

В 1919 году Б. Григорьев вместе с семьей навсегда покинул Россию. Сначала жил в Германии, затем – во Франции. В эмиграции для живописца наступили годы расцвета, славы и достатка. За рубежом его называли истинно русским художником, показавшим новые грани русской культуры. И всего этого он достиг во многом благодаря своей колоссальной работоспособности. Его произведения хорошо расходились по частным коллекциям и известным музеям всего мира, а сам он много странствовал и активно создавал новые и новые серии картин.

С начала 1930-х годов Борис Дмитриевич большую часть времени посвящал иллюстрированию книг. Кроме того, он занимался преподавательской работой в частной русской академии в Париже, основал собственную школу живописи, и продолжал путешествовать по миру.

Последняя выставка Бориса Григорьева состоялась в 1938 году в Нью-Йорке. Находясь в зените славы, Борис Григорьев скоропостижно скончался в феврале 1939 года в возрасте 52 лет. Похоронен художник на скромном провинциальном кладбище городка Кань-сюр-Мер на Лазурном побережье Франции.

Во вступительной статье к книге художественный критик Сергей Маковский так характеризует творчество Бориса Григорьева: «Борис Григорьев - мастер наброска, построенного с дерзкой и стремительной логикой. Пытливей язвительный и зоркий. Русский дичок, к которому прекрасно привились парижские прививки конца прошлого и начала этого века. Большой самородный темперамент: виртуоз, несколько однообразного, но отнюдь не шаблонного навыка, самоуверенный, но не злобный, иронист, но не мучитель».

Михаил Андреевич Осоргин (настоящая фамилия – Ильин; 1878-1942) – русский писатель, журналист, переводчик, автор мемуаров, эссеист, адвокат.

Как писатель М. Осоргин стал известен ещё в России, но слава пришла к нему в эмиграции, где были опубликованы его лучшие книги. «Сивцев Вражек» (1928), «Повесть о сестре» (1931), «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), «Вольный каменщик» (1937), «Повесть о некоей девице» (1938), сборники рассказов «Там, где был счастлив» (1928), «Чудо на озере» (1931), «Происшествия Зелёного мира» (1938), воспоминания «Времена» (1955).

Маковский Сергей Константинович (1877 –1962), художественный критик, поэт, издатель, мемуарист. Основатель и редактор (до 1917) журнала «Аполлон». Сын художника Константина Маковского. С 1918 – за границей.

Петрополис - кооперативное издательство, созданное 1 января 1918 года в Петрограде. Первоначально занималось покупкой и продажей книг, устройством публичных лекций по искусству, организацией выставок. Как издательство начало работать в конце 1920 года (учредители - видные философы, учёные и литераторы; бессменный секретарь правления и фактический руководитель библиофил и литератор Я. Н. Блох).

Среди изданий Петрополиса 1918-23 годов поэзия Н. С. Гумилёва, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, М. А. Кузмина, проза Е. И. Замятина, И. Г. Эренбурга, монографии о современных поэтах и художниках, произведения зарубежных авторов, сборники по истории и теории театра.

В 1922 году издательство открыло отделение в Берлине и с 1924 года прекратило свою деятельность в Петрограде, продолжая её только в Берлине. Руководил издательством Абрам Саулович Каган. По данным немецкой статистики годовая продукция русских книг в то время в Германии превысила число немецких.




Поделиться:
Подбор литературы