ул. Пушкинская, 175А

«Детство – дело серьезное»

11 сентября 2020 - 30 сентября 2020
Выставочная зона (1 этаж)

Период XIX - начала XX века стал временем активного развития естественных наук, разработки новых отраслей исследований, периодом важных открытий, изменивших представления о мире и человеке, в новом ракурсе начал восприниматься период детства, привлекший внимание ученых, педагогов и психологов, писателей.

В это время педиатрия выделяется в самостоятельную специальность: в 1847 году С.Ф. Хотовицкий создал первое русское учебное руководство по детским болезням «педиятрику», в котором дал определение сущности педиатрии и цели ее как науки, а в 1865 году открылась первая самостоятельная кафедра детских болезней в Петербургской медико-хирургической академии. Именно в России впервые в мире было введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах. Передовая интеллигенция и ученые-медики, объединившиеся вокруг Вольного экономического общества, анализировали причины высокой детской заболеваемости и смертности, издавали популярные книги и статьи по вопросам воспитания детей, профилактики и лечения их заболеваний.

Как самостоятельная ветвь физиологии формируется возрастная физиология и анатомия, одним из основоположников которой стал русский педиатр и физиолог Н. П. Гундобин (1860—1908), обобщивший многочисленные исследования детского организма в монографии «Особенности детского возраста» (1906).

Педагогическая мысль конца ХIХ века обогащается новыми идеями: отрицательным становится отношение к сословному образованию, «зубрежке», появляются идеи свободного воспитания (Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий), осознается необходимость дошкольного воспитания, создаются первые детские сады. Основной чертой отечественной педагогики становятся ее гуманистическая направленность и демократизм. Активно развивается педагогическая и детская периодика.

Детская литература привлекает внимание крупнейших писателей рубежа веков, она перестает восприниматься как что-то несерьезное. Наряду с традиционным сентиментально-моралистским направлением, в ней возникают реалистическое (Д. Мамин-Сибиряк, Д. Григорович, Л.Н. Толстой) и, ближе к концу ХIХ века, модернистское течение (Саша Черный, К.Д. Бальмонт, А.М. Ремизов).

В выпуске книг для детей принимал участие широкий круг издательств самого разного уровня и направленности - от крупнейших универсальных предприятий М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина, А.С. Суворина до специализированных издательств - «Экспедиция заготовления государственных бумаг», «Шиповник», «Товарищество О.Н. Поповой», «Издательство А.Д. Ступина и др.

Вниманию посетителей выставки «Детство – дело серьезное» представлено 67 изданий, среди которых
книги по общим вопросам воспитания:

  • коллективный труд немецких специалистов по вопросам воспитания детей и ухода за ними «Книга о ребенке. Ч.2: Воспитание ребенка» (М., 1912), который издан в русском переводе под редакцией известного отечественного педагога и психолога Льва Григорьевича Оршанского (1866-1937);
  • труд «Дитя, его природа и воспитание» (СПб., 1902) Друммонда В.Б., врача детской Эдинбургской больницы Уильяма Болдуина, который затрагивает широкий круг тем педагогической психологии: от развития познавательных процессов до проблем семейного, нравственного и религиозного воспитания;
книги по возрастной физиологии и педиатрии:
  • книги Николая Петровича Гундобина «Особенности детского возраста: основные факты к изучению детских болезней» (СПб., 1906) и «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста» (М., 1913). Автор - один из основоположников научной педиатрии и возрастной морфологии в России, один из создателей Союза борьбы с детской смертностью и благотворительной организации для детей и кормящих матерей «Капля молока». В своих трудах он обобщил опыт работы кафедры детских болезней Военно-медицинской академии, которую возглавлял 12 лет;
  • работа «Детский смех: его психологическое, педагогическое и гигиеническое значение» (СПб. – М., б. г.) Сигизмунда Феликсовича Либровича (1855-1918), писателя и журналиста польского происхождения, вышедшая под псевдонимом Виктор Русаков;
  • исследование «Развитие интеллекта у детей» (М., 1911) французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона и составителей первого практического психологического теста для выявления детей с задержкой умственного развития «шкала умственного развития Бине — Симона»;
  • педагогические наставления «Недостатки характера в детском возрасте» (СПб.,1914) доктора Фридриха Шольца, директора терапевтической и психиатрической больницы в Бремене;
  • научный труд «Первые 3 года жизни ребенка» (СПб., 1879) французского физиолога Бернарда Пере, работы которого пользовались большой популярностью в Европе. Ученый выделил этапы развития ребенка дошкольного возраста на основе интеллектуального развития его психики;
книги о физическом воспитании детей и юношества:
  • работа Анджело Моссо «Физическое воспитание юношества» (СПб., 1895) итальянского физиолога, профессора Туринского университета, внесшего большой вклад в разработку теории физического воспитания;
  • книга немецкого преподавателя физической культуры Детлефа Нейман-Нейроде «Гимнастика для маленьких детей» (СПб., 1911), в которой он первым рекомендовал применение специальных физических упражнений для грудных детей с 4 месяцев;
  • оригинальная систему физических упражнений без отягощений известного датского спортсмена и преподавателя гимнастики Йёргена Петера Мюллера (1866-1938) «Моя система для детей. Ч. 1: Естественный способ укрепления здоровья детей и предохранения их от болезней» (М., 1911). Система Мюллера была адаптирована для детей, для дам, солдат и матросов;
Издания об организации досуга детей, играх и развлечениях:
  • книга немецкого педагога Лили Дрёшер «Чем заняться нашим детям? Детские игры и занятия. Кн. 1: Дети дома – в семье» (М., 1913). В русском переводе вышла в серии «Библиотека нового воспитания и образования» под редакцией И.И. Горбунова-Посадова, педагога и издателя книг для детей, одного из ближайших сподвижников Л. Н. Толстого.
  • «Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов» (СПб., 1912) замечательного русского педагога и воспитателя Ивана Яковлевича Герда (1839-1914), который содержит описание различных подвижных игр на воздухе (футбол, лапта, лаун-теннис, баскетбол и др.), комнатных игр (шашки, шахматы, бильярд, шарады), фокусов. Описаны ловля насекомых, собирание растений и составление гербария, катание на коньках и игры на льду, рассказано, как сделать фонтан и модель гигрометра и др.;
  • книга Федорова П. А. «Детские полезные ремесла и занятия» (СПб., 1911), инженера-технолога, автора популярных книг о различных ремеслах и производствах;
Научно-популярная литература для детей:
  • Рейнбот Ф. А. «Ответы на вопросы детей: Как и из чего это делается?» (СПб., 1878). Издание раскрывает секреты производства чая, табака, нефти, селитры, соляной и серной кислоты, дает простые ответы на вопросы детей о различных технологиях производств;
  • популярные очерки и наблюдения из жизни русской природы «Спутник юного натуралиста» (Пг., 1916) профессора-натуралиста Петра Евгеньевича Васильковского (1878-1938);
Издания художественной литературы для детей:

  • Аксаков С. Т. «Детские годы Багрова-внука» (М., 1900)
  • Доде А. «Маленький человек: история одного ребенка» (М., 1902)
  • В.И. Немирович-Данченко «Друг» (М., 1910)
  • В.П. Андреевская «Митя Куракин: рассказ из эпохи царствования Екатерины Великой» (СПб., 1912) и др.;
Отдельные номера дореволюционных журналов для детей:
  • иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал для детей старшего возраста «Юный читатель». Выходил в Петербурге в 1899—1906 гг. два раза в месяц: 1-го числа каждого месяца книжкой, заключающей в себе одно беллетристическое или научно-популярное произведение, и 15-го – книжкой такого же формата, но с разнообразным содержанием (рассказы, очерки, стихотворения, биографии, научные новости, занятия, анекдоты и пр.);
  • ежемесячный иллюстрированный журнал для детей среднего и старшего возраста «Родник». Издавался в Петербурге в 1882—1917 гг. В нем принимали участие В.П. Авенариус, К.С. Баранцевич, М.М. Богданов, Н.П. Вагнер (псевд. Кот-Мурлыка), В. Гаршин, П. Засодимский, Я.П. Полонский, М.К. Цебрикова, В.И. Немирович-Данченко и др. Основное место занимала беллетристика (стихи, повести, рассказы). Публиковались биографии замечательных людей, статьи научного содержания. Постоянный отдел «Игры, задачи, загадки». В начале 1900-х годов журнал вел отдел «Дома и за границей», в последние годы — «По белу свету»;
  • журнал для детей старшего и среднего возраста «Маяк», с отделом «для маленьких», выходивший в Москве в 1909-1918 гг.

Поделиться:
Подбор литературы