ул. Пушкинская, 175А

Дон и Кавказ в художественной литературе

7 мая 2021 - 27 мая 2021
Выставочная зона (2 этаж)

Видеообзор к выставке «Дон и Кавказ в художественной литературе»

Кавказские и донские мотивы начинают звучать в русской литературе еще с конца XVIII века. Русские авторы обращались к Кавказу в поисках творческого вдохновения, тем, исторических образов, экзотического колорита или философских идей; усердно воспевали неувядаемую прелесть Кавказа, общественный и семейный быт горцев, суровые патриархальные обычаи, любовь их к свободе, мощь духа.

Вызванная исторической необходимостью и историческими событиями тема Кавказа в русской литературе выходит за рамки чисто литературных взаимосвязей. Проблема освоения Кавказа, покорение народов соответствовала политическим интересам царского самодержавия, хотя насильственные методы покорения вызывали неприятие не только у страдавших от них народов, но, прежде всего у русской интеллигенции. Оставаясь детьми России, дворянами, русские поэты и писатели искренне считали историческим призванием русской государственности приобщать покоренные народы к прогрессу, просвещению. Верили в то, что настанут иные времена, когда горцы будут признательны русскому народу и оценят его дружбу. Так, по мысли Г. Р. Державина, в этом заключалась историческая миссия русской просвещенной монархии по отношению ко всем национальным меньшинствам, входившим в состав России, а декабрист В. К. Кюхельбекер, как и многие его единомышленники, считал присоединение Кавказа исторически прогрессивным явлением.

Выставка представляет издания произведений отечественных писателей и поэтов начала XIX – ХХ веков о Кавказе и Доне. Кураторы выставки сознательно отдают дань не широко известным произведениям казачьей и кавказской тематики, которые у всех на слуху, а малоизвестным или не часто упоминаемым творениям классиков русской литературы и писателей так называемого «второго эшелона». Среди документов немало подлинных раритетов, прижизненных, редких изданий стихов и прозаических произведений.

Открывают экспозицию стихотворения Г. Р. Державина «На покорение Дербента», «На возвращение графа Зубова из Персии» и В. А. Жуковского «К Воейкову». Именно в произведениях этих авторов зарождаются предпосылки темы Кавказа.

Большой раздел выставки посвящен фольклору народов Кавказа, который представлен сказками, легендами и преданиями аварцев, осетин, кабардинцев, карачаевцев, балкарцев и др. Интерес к истории, этнографии, фольклору народов Кавказа принял особенно интенсивный характер после учреждения Управлением Кавказского учебного округа на Кавказе различных периодических и продолжающихся изданий, в которых печатались самые разнообразные материалы по истории, этнографии, языкам, фольклору северокавказских горцев.

Большая часть фольклорного наследия народов Кавказа была напечатана в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», который издавался с 1881 по 1929 год управлением Кавказского учебного округа. Руководил изданием попечитель Кавказского учебного округа К. П. Яновский (умер в 1902 году). С 1881 по 1915 год сборник печатался в Тифлисе в типографии Главного управления наместника Кавказского, но в связи с войной его издание было остановлено. Только в 1926 году, благодаря ассоциации Северо-Кавказских горских краеведческих организаций в Махачкале увидел свет 45 выпуск, а в 1929 году — 46 выпуск. Начиная 1893 по 1915 год сборник издавался с предисловием русского лингвиста и этнографа, исследователя языков народов Кавказа Льва Григорьевича Лопатинского (1842-1922). Основная часть авторов сборника - это педагоги, в основном учителя местных кавказских школ и гимназий, собиравшие и записавшие различные материалы. Сборник издавался по мере накопления материалов, примерно по одному-двум выпускам в год.

Сборник давал обширный и весьма ценный материал по истории, археологии, лингвистики и этнографии Кавказа. В нем можно найти описания селений и городов, очерки об их истории, быте и ремеслах населения. Большой научный интерес представляют словари и тексты кавказских народов. Исторические, лирические, бытовые и обрядовые песни и сказания раскрывают красоту языка и духовную суть народов Кавказа

Один из разделов выставки представляет малоизвестные произведения знаменитых русских поэтов, посвященные Кавказу, среди которых оды Г. Р. Державина «Атаману и Войску Донскому», стихотворения А. С. Грибоедова «Хищники на Чегеме», С. Есенина «На Кавказе» и др.

В разделе «Проза» демонстрируются издания произведений А. А. Бестужева-Марлинского, Л. Н. Толстого, Соллогуба В. А., Немировича-Данченко В. И. и др.

В 30-е годы XIX века А. А. Бестужев-Марлинский был провозглашен "русским Бальзаком", "Пушкиным в прозе". "В эту эпоху... не Пушкин, не Грибоедов и не "Вечера на хуторе" тревожили умы и внушали всеобщий интерес. Публика охладела на время к Пушкину, с жаром читала Марлинского...", - писал Аполлон Григорьев.

На Кавказе Марлинский прожил около восьми лет и благодаря этому имел возможность хорошо ознакомиться с бытом, нравами и условиями жизни местных народов, став одним из крупнейших знатоков "русского Востока" своего времени. «... свои личные впечатления, получаемые им во время многочисленных походов и опасных экспедиций, он систематически и даже с некоторой долей педантизма проверял и обосновывал в чтении специальной литературы". Ознакомившись с кавказскими произведениями не только русских, но и иностранных авторов и считая, что даже Пушкин лишь "приоткрыл занавес" таинств этого края, Марлинский решил показать русскому читателю подлинный Кавказ в двух планах: очерковом и художественном. Осваивая Кавказ, он во многом оказался первооткрывателем. Причем это касается как содержания кавказских произведений писателя, так и их жанра.

Русский писатель В. Соллогуб прибыл на Кавказ в начале 1851 года. Оказавшись в Тифлисе, в канцелярии нового наместника Кавказа графа М. С. Воронцова В. А. Соллогуб получает возможность реализовать обе ипостаси своей натуры – и литературную, и социально-общественную. По свидетельству А. К. Бороздина, служившего на Кавказе, Соллогуб, благодаря «умению расшевелить общественную жизнь» сделался в Тифлисе «центральной личностью». Он пишет по заказу Воронцова «Биографию генерала П. С. Котляревского», первая часть которой печатается в газете «Кавказ». Работает и над другим историческими исследованиями времен присоединения Грузии к России - описанием Персидского похода 1796 года, Русско-персидской войны 1804-1813 годов, состоянием Грузии накануне вхождения в состав Российской империи и сразу после этого.

В это же время В. Соллогуб пишет ряд этнографических очерков, объединённых позже в цикл «Салалакские досуги». По словам Николая Добролюбова, в «Салалакских досугах» Соллогуб «решился из светлой сферы поэзии спуститься в область смиренной прозы и сделался статистиком, этнографом, историком, биографом, туристом, даже критиком и историком литературы...»

В разделе выставки, посвященном художественным произведениям о Доне, представлены знаменитое стихотворение А. С. Пушкина «Дон», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Два сокола», стихи К. Бальмонта и конечно прекрасный сборник поэзии донского казака Николая Николаевича Туроверова.

Николай Николаевич Туроверов (1899-1972) - казачий поэт «первой волны» эмиграции. Донской казак, офицер, участник Первой мировой, Гражданской, Второй мировой войн. Осенью 1920 г. в составе Донского корпуса, входившего в армию П. Н. Врангеля, эвакуировался из Крыма сначала в Турцию, а оттуда - в Грецию, на о. Лемнос. Умер в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Многие наши соотечественники узнали о замечательном казачьем поэте Туроверове после телевизионного фильма Никиты Михалкова «Казаки: неразделенная любовь» из документального цикла «Русский выбор».

Н. Туроверов принадлежит к числу тех русских писателей-эмигрантов, чье творчество не принято было воспринимать "слишком" всерьез. Печатался он в основном в казачьих изданиях, активного участия в литературной жизни не принимал, у мэтров не учился, да и в стихах то и дело использовал образы, рифмы, эпитеты, а подчас и целые строки, заимствованные у Пушкина, Лермонтова, Блока, Гумилева.

В 1995 году был издан первый небольшой стихотворный сборник стихов Туроверова (тираж – 3000 экз.), а в 1999-м — второй, достаточно объемный, название которому дала туроверовская строка «Двадцатый год — прощай, Россия» (тираж 5000 экз.). Сборник 1999 года является фактически полным собранием выявленных поэтических произведений поэта. В него вошли все прижизненные книги Туроверова, которые он печатал в Париже, где прожил большую часть своей жизни.

Также в этом разделе представлены прижизненные издания произведений незаслуженно забытого талантливейшего русского писателя-демократа школы Короленко, блестящего публициста, очеркиста, мемуариста Федора Дмитриевича Крюкова и напечатанная на машинке рукопись 1893 года знаменитого сборника очерков «Ростовские трущобы» русского писателя и журналиста Алексея Ивановича Свирского.

Серия очерков о ростовском "дне" была написана Алексеем Свирским в 1892 году. Это очень яркое описание босяцкой жизни дореволюционного Ростова-папы. Создавая очерки о людях, опустившихся на дно жизни, начинающий журналист побывал в ночлежных домах, питейных заведениях и прочих местах, известных в Ростове под именами Окаянки, Полтавцевки, Прохоровки. Автор искренне считал, что общество не подозревает о существовании тайных притонов, и ставил перед собой цель, изучив все подробности трущобного прозябания отверженных созданий, рассказать об этом широкому кругу читателей.
Выставка продлится до 27 мая 2021 года.

С цифровыми копиями многих представленных на выставке изданий можно познакомиться в Донской электронной библиотеке http://elib.dspl.ru/wlib.
Каталог выставки

Поделиться:
Подбор литературы