ул. Пушкинская, 175А

«Есть я старый казак да Илья Муромец»: ко дню памяти защитника земли русской

11 января 2022 - 30 января 2022
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Каждый год 1 января (по старому стилю 19 декабря) отмечается не только первый день нового года, но и День памяти Ильи Муромца, богатыря-праведника, который в конце жизни принял обет и отказался от оружия и ратных подвигов. В этот день рекомендуют совершать добрые дела, отказаться от дурных привычек, в общем, побеспокоиться о чистоте души. Многие верующие в это время держат строгий Рождественский пост.

В народе Илью Муромца прославляют как одного из главных былинных богатырей, а в православной церкви прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха.

Всю свою жизнь Илия провёл в походах, а в конце принял монашеский постриг и затворился в Киево-Печерской лавре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если через много лет были обнаружены нетленные его мощи. Илья Муромец скончался в 1188 году в Киево-Печерской лавре. Известно, что он ушёл из жизни, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в православной церкви - три первые перста вместе, а два последних, пригнув к ладони. Православная церковь причислила народного любимца к лику святых в 1643 году.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Илья Муромец — самый известный герой русского эпоса, но в то же время самый загадочный. Наши далекие предки не сомневались в том, что Илья — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Количество былин о ратных подвигах витязя впечатляет. Всего насчитывается около 13 самостоятельных сюжетов, самые известные из которых «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники».

Из былин известно, что героические события Ильи начинаются после 33 лет. Родился он в селе Карачарове под городом Муромом, в простой крестьянской семье. От рождения он был немощен, даже ходить не мог. Сила далась ему чудом. В былинах есть несколько версий исцеления богатыря. По одной из них Илье помогли народные целители, которые вправили ему позвонки и поили целебными отварами. По церковной версии исцеление Ильи — это чудо, которое даровал ему Бог. Самая популярная версия в былинах — чудесное исцеление от волхвов, святых старцев. Они пришли к нему в дом, где он привычно сидел один, и повелели: «Поди и принеси нам напиться». Не желая ослушаться старцев, Илья вдруг встал и принес им целое ведро. «Выпей сам», — велели старцы. Он выпил. «Что ты в себе слышишь?» — «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли». — «Принеси еще ведро». Илья принес. «Выпей и это ведро, — сказали ему старцы. — Что в себе слышишь теперь?» — «Если бы кольцо ввернуть в землю, — ответил Илья, — я бы повернул землю». — «Это много. Принеси третье ведро». Илья принес третье ведро, выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и этого». Затем они велели ему идти в Киев на службу.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Один из самых известных подвигов богатыря - укрощение Соловья-разбойника.

Многие историки склонны считать, что Соловей-разбойник – это тоже реальный персонаж, главарь разбойничьей банды, орудовавшей на Муромском тракте. То, что Илья, который в отличие от княжеских дружинников не был обучен с детства воинскому ремеслу, смог справиться с бандой вооруженных разбойников, по сути является не меньшим чудом, чем победа над мифологическим злодеем Соловьем, обладателем сверхъестественных сил.

Кульминационным сказанием, повествующим о подвигах Ильи Муромца-воителя, является былина “Илья Муромец и Калин-царь”. Калин-царь, по мнению историков, собирательный образ вождей кочевых племен, приходивших на Русь с целью грабежа. В поздних наслоениях на былины об Илье в Калин-царе можно увидеть и черты завоевателей, которые жили после смерти героя.

Усилиями русских богатырей, главой которых был Илья Муромец, борьба с половцами переместилась вглубь степей. Русские богатыри дошли до Азовского моря, завоевали половецкие города на Северном Донце, заставили половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Впервые имя богатыря упоминается в документальном источнике в 1574 году. Ну а больше всего упоминаний о русских богатырях мы можем встретить в фольклоре. Былины, сказания, песни, поэмы, баллады – это те жанры, которые повествуют нам о героических подвигах богатырей, защищавших Русь от разных злодеев и напастей. Яркой особенностью народно-песенных сказаний является то, что в них увлекательно переплетены историческая правда и фантастический вымысел, сказочное, встречается с реальным. Описания быта, оружия, традиций древних эпох соседствует с волшебными превращениями. А с художественной точки зрения эти жанры отличаются высокой поэтичностью, богатством использования фольклорных метафор, эпитетов, гипербол, персонификаций.

В экспозиции «Книжного вернисажа», подготовленной специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области представлены былины, поэмы, сказания и народные песни о богатыре Илье Муромце, собранные известными этнографами, литераторами и фольклористами и изданные в XIX-XX в.в.

1.    Киреевский П. В. Песни собранные П. В. Киреевским. Ч. 1: Песни былевые, время Владимирово Вып. 1 : Илья Муромец, богатырь-крестьянин. Москва, 1860

Пётр Васильевич Киреевский (1808-1856) – русский писатель, фольклорист, переводчик и публицист. Сумел за свою недолгую жизнь сделать многое для русской фольклористики, для становления общественной мысли, развития славянофильства. Главным делом своей жизни он считал собирание и систематизацию русского фольклора. К сожалению, при жизни Петра Васильевича были опубликованы лишь пять былин и шестнадцать песен из его коллекции. Только после его смерти стал понятен масштаб проделанной им работы — появляются одиннадцать томов «Песен, собранных П. Киреевским». В этом сборнике помещены 10 тыс. записей лирических и исторических песен, а также былин, обработанных Киреевским и его добровольными помощниками. Благодаря своему энтузиазму и знаниям Киреевский сумел стать не только собирателем фольклора, но и организатором изучения устного народного творчества в России. Киреевский работал самоотверженно, увлечённо. Каждый новый текст открывал для него красоту и самобытность народного творчества, и этими открытиями учёный стремился поделиться со всем миром. В письме к предполагаемому соиздателю от 14 октября 1833 года Киреевский пишет: «Знаешь ли ты, что готовящееся собрание русских песен будет не только лучшая книга нашей литературы, не только из замечательнейших явлений литературы вообще, но что оно, если дойдёт до сведения иностранцев в должной степени, и будет ими понято, то должно ошеломить их так, как они ошеломлены быть не ожидают! Это будет явление беспримерное». Киреевский оказался прав — и по сей день не утрачено значение его сборника, и по сей день это издание является всемирно известным богатейшим сводом русского песенного фольклора.

2.     Песни собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. 1: Народные былины, старины и побывальщины. Москва, 1861

Павел Николаевич Рыбников (1831-1885) – известный собиратель фольклора и краевед. После окончания университета, в качестве корреспондента совершил поездку в Черниговскую губернию для изучения экономики, промышленности и ремесел, а так же народного быта и поэзии края. Во время многочисленных командировок стал заниматься собираем памятников устного творчества – былин, сбором материалов по статистике, истории, этнографии. Позже стал печатать материалы краеведческого характера. Заслуга Рыбникова состоит в том, что он открыл немало сказителей, таких как Тимофей Рябинин, Леонтий Богданов, Козьма Романов, Никифор Прохоров, Василий Щеголенок (Щеголенков) и др. Собранные былины публиковались первоначально в "Олонецких губернских ведомостях", позднее вышел четырехтомный сборник "Песни, собранные П. Н. Рыбниковым" (1861-1867 гг.). Этот труд был оценен по достоинству - Академия наук присудила П. Н. Рыбникову Демидовскую премию.

3.    Воскресенский В. А. Русская народная поэзия: сборник сказок, былин, исторических и бытовых песен, обрядов, пословиц, загадок и др.: (пособие при изучении истории русской словесности). Санкт - Петербург, 1881

Василий Алексеевич Воскресенский (1845-1898) – педагог и писатель. Был директором Гатчинской учительской семинарии, которую поднял на большую высоту в учебном и в воспитательном отношениях. Василий Алексеевич издал ряд сборников: «Русская народная поэзия», «Поэтика» и др. Под его редакцией кружок городских учительниц Петербурга составил выдержавшую ряд изданий «Новую русскую хрестоматию для старшего отделения начальных училищ». Последний его труд – «Методика преподавания русского языка в начальных училищах»

4.    Толстой А. К. Полное собрание сочинений гр. А. К. Толстого. Т. 1: Полное собрание стихотворений: драмы, поэмы, повести, былины, баллады, притчи, песни, очерки. Санкт-Петербург, 1888

Алексей Константинович Толстой, граф (1817 - 1875) – поэт, прозаик, драматург. Его лирика легла в основу знаменитых романсов Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова  и других композиторов. Вместе с братьями Жемчужниковыми он создал одну из самых известных литературных мистификаций — вымышленного писателя Козьму Пруткова, чьи афоризмы известны и сегодня. Все детство А. К. Толстого прошло в Малороссии. После развода отец не виделся с сыном, и воспитывал его дядя – знаменитый писатель Антоний Погорельский, который всячески поощрял любовь племянника к искусству и словесности. Погорельский написал для своего воспитанника повесть «Черная курица или Подземные жители», в которой главный герой, мальчик Алеша, попадает в волшебное подземное царство. Погорельский заботился об образовании племянника, оплачивал для него учителей. Уже в шесть лет Толстой писал и говорил на немецком, английском и французском языках. Еще с  детства начал увлекаться поэзией. Прозаические произведения А. К. Толстой начал писать в конце 1830-х годов. Первые его рассказы были фантастическими и полными мистики, интерес к которой он унаследовал от дяди Антония Погорельского. В начале 1850-х годов в литературных журналах появились басни, стихи и афоризмы. Во второй половине 1860-х Алексей Толстой вернулся к поэзии, стал писать баллады и притчи по фольклорным мотивам. Литературовед Исаак Ямпольский отмечал, что былины и баллады А. К. Толстого — это прежде всего поэтические представления автора об истории Руси. Сам писатель считал, что автор в произведении может отойти от исторических фактов, если того требует замысел.

5.    Старостин В. А. Илья Муромец: богатырские былины. Москва, 1967

Василий Адрианович Старостин (1910–1995) – известный писатель и фольклорист, член Союза писателей. Окончил физико-химический факультет Московского государственного университета. Занимался научной деятельностью. Много странствовал. Участник Великой Отечественной войны. После войны преподавал химию. А в 1955 году круто изменил свою жизнь и стал председателем колхоза в Островском районе. Более десяти лет успешно руководил хозяйством «Русь Советская». Но и с творчеством не расставался, издал несколько книг, основанных на изучении и переложении былинных сказаний, сочинял стихи, сказки, рассказы. Последние годы жил и работал в Костроме.
В сборник Василия Старостина вошли богатырские былины «Детство», «Исцеление», «Сухман-богатырь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Батый», «Илья Муромец выходит на свободу», «Последнее побоище с татарами» и др. Издание вышло с великолепными цветными иллюстрациями Михаила Ивановича Шемарова (1914–1998), знаменитого палехского художника и миниатюриста

Поделиться:
Подбор литературы