ул. Пушкинская, 175А

Как воспитать настоящего человека: педагоги – новаторы

3 октября 2023 - 8 ноября 2023
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Учителя, педагоги, наставники... Сколько еще синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для образования, для школы, для детей. Они предлагали методики, основанные на новых концепциях преподавания, на гуманном подходе к детям и необходимости общаться с ними на равных, а не свысока. Таких людей, учителей, педагогов называют новаторами. Их разработки, методы, теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе активно используемых и уважаемых. Российские педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Педагогические системы Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, С. Л. Соловейчик и многих других нельзя считать отдельными частями «педагогического пантеона». Благодаря их разработкам, новому взгляду и подходам к процессу воспитания развивается наука и образование во многих странах.

Практически во всех исторических периодах можно выделить имена педагогов и учителей, которые прославились новаторским подходом в своей педагогической и просветительской деятельности.   

Леонтий Филиппович Магницкий (1669–1739) – выдающийся деятель просвещения петровской эпохи, математик, первый русский учитель математики, автор знаменитого учебника «Арифметика, сиречь наука числительная», поэт и автор поэмы «Страшный суд». Его несомненной заслугой явилось создание первого русского учебника нового типа, который был опубликован в 1703 году. Л. Ф. Магницкий педагог – новатор своего времени, разрабатывал основы методики светского профессионального и общеобразовательного образования, внес огромный вклад в методику школьного обучения. Был сторонником широкого применения наглядности в учебном процессе.

По традиции, шедшей еще от мастеров грамоты Московской Руси, он создал соб­ственный учебник – «Арифметика сиречь наука числитель­ная», опубликовав его после двухлетней практической про­верки. Эта книга знаменовала собой рожде­ние действительно нового учебника, соединявшего в себе отечественную традицию с достижениями западноевропейс­кой методики преподавания точных наук.

Леонтий Филиппович Магницкий (при рождении Теляшин) родился 9 (19) июня 1669 года в небольшом городке Осташков Тверской губернии в семье простого крестьянина. С ранних лет Леонтий стремился к знаниям и даже смог самостоятельно освоить грамоту. Большим подспорьем для смышленого мальчика стала библиотека монастыря Нило-Столобенской пустыни. Настоятелем пустыни был митрополит Нектарий, который приходился Леонтию двоюродным дедом. Он всячески поощрял тягу внука к знаниям и удивлялся его большому желанию «читать в церкви мудрёное и трудное».

В 1684 году способного мальчика отправили в Волокаламский монастырь, а год спустя — в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Там в течение шести лет Леонтий под руководством опытных педагогов изучал греческий и славянский языки, самостоятельно смог осилить голландский, немецкий и итальянский языки. Во время учёбы в академии Леонтий по собственной инициативе стал изучать математику, делая большие успехи в этом направлении. Изучив языки, он перечитал множество иностранных рукописей и овладел математикой настолько, что его стали приглашать в богатые семейства преподавать этот предмет. Любовь к математике позволила ему круто изменить свою жизнь.

По окончании обучения Леонтий остался жить в Москве, зарабатывая на жизнь уроками для детей в частных домах. Несмотря на отсутствие свободного времени, он продолжал заниматься самообразованием, углубляя свои познания в математике и иностранных языках. Посещая своих учеников, Леонтий Филиппович столкнулся с проблемой: по математике, или как тогда говорили арифметике, не было для детей и юношей ни одного пособия и ни одного учебника. Молодой человек начал сам составлять примеры и интересные задачки. Объяснял он свой предмет с таким жаром, что мог заинтересовать даже самого ленивого и не желающего постигать науку ученика, каких немало было в богатых семьях.

Слухи о талантливом учителе донеслись до Петра I. Российскому самодержцу нужны были образованные соотечественники, потому что в то время почти все грамотные люди были выходцами из других стран. В 1700 году прибыльщик Петра I А. А. Курбатов представил царю Леонтия. Молодой преподаватель смог произвести на Петра I сильное впечатление уровнем интеллекта и глубокими математическими знаниями. В знак особого уважения к уму и способностям молодого учителя и помня выражение своего духовного наставника Симеона Полоцкого «Христос, как магнит, притягивает к себе души людей» царь Пётр назвал Леонтия Теляшина Магницким – человеком, который как магнит притягивает к себе знания, и назначил Леонтия «российскому благородному юношеству учителем математики» в только что открывшейся Московской навигацкой школе.

На должности преподавателя Навигацкой школы Леонтию Филипповичу было поручено написать учебник по математике и кораблевождению. Магницкий, опираясь на придуманные для своих учеников примеры и задачи, за два года создал самый главный труд своей жизни – учебник по арифметике. В 1703 году Магницкий составил рукописный курс по геометрии, тригонометрии и кораблевождению, и в том же году был издан первый в России учебник по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведена и во едино собрана, и на две книги разделена».

На протяжении четырех десятилетий Леонтий Филиппович Магницкий оставался верен Навигацкой школе. На должности старшего преподавателя и заведующего учебной частью он не только обучал молодых специалистов, но и подготавливал для учебного заведения преподавателей из числа лучших учеников. Со временем Магницкий получил должность руководителя Навигацкой школы, в которой проработал вплоть до своей смерти.

За особые заслуги царским указом Леонтию Магницкому было пожаловано дворянство. Петр I даровал ему деревни во Владимирской и Тамбовской губерниях, а также приказал выстроить ему дом на Лубянке. Скончался Леонтий Филиппович 19 (30) октября 1739 года в Москве в возрасте 70 лет.

Николай Гаврилович Курганов (1726-1796) – русский просветитель, педагог, математик, военный моряк, издатель, автор и составитель учебников. Ученик Л. Ф. Магницкого, последователь демократических идей М. В. Ломоносова. Н. Г. Курганов вписал яркую страницу в историю борьбы за развитие просвещения, передовой педагогической мысли России. Н. Г. Курганов оставил после себя много книг. Особенно известна «Универсальная арифметика», пришедшая на смену знаменитой «Арифметике» Леонтия Магницкого. Но подлинную славу ему принес «Письмовник», ставший настольной книгой в России второй половины XVIII — первой половины XIX веков.

Родился Н. Г. Кургановв семье унтер-офицера Семеновского полка. В 1741 окончил Навигацкую школу в Москве. Как одаренного ученика его посылают учиться в Морскую академию, которую он блестяще заканчивает в 1746 году. Но из-за недворянского происхождения его надолго оставляют при академии младшим преподавателем. Лишь после 30-летней педагогической деятельности в 1774 году Курганов получит звание профессора высшей математики и навигации и займет в Кадетском корпусе должность инспектора. Профессиональную карьеру Курганов закончил профессором навигации и высшей математики в чине подполковника.

Параллельно с преподавательской деятельностью Н. Г. Курганов в свободное время занимался астрономическими вычислениями и наблюдениями в обсерватории при Академии наук, где сблизился с М. В. Ломоносовым. Дважды участвовал в географических экспедициях по уточнению карт Балтийского моря и Финского залива. Среди его учеников было много выдающихся русских флотоводцев — адмиралы Д. Н. Сенявин и Ф. Ф. Ушаков, мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. Н. Головин, И. Ф. Крузенштерн.

В 1760-70-х годах Н. Г. Курганов перевел и издал несколько капитальных трудов по навигации, а также «Элементы геометрии, то есть первые основания науки измерении протяжения, состоящие из осьми Евклидовых книг, изъясненные новым способом удобопонятнейшим юношеству» (1769). Курганов был автором оригинальных пособий по морской тактике, береговой обороне, приморской фортификации. Первым начал преподавать кадетам способ определения географической широты по лунным расстояниям. Его учебники по морскому делу ценились за «полное отсутствие педантизма и горячее старание излагать самые сухие вещи общепонятным и приятным для читателя образом».

Его «Генеральная геометрия, или Общее измерение протяжения, составляющее теорию и практику оной науки» (1765) явилась первым русским учебником по геометрии и тригонометрии и получила исключительно широкое распространение, хотя первоначально адресовалась «благородному юношеству Морского кадетского корпуса».

Но главным трудом Н. Г. Курганова по праву считается его знаменитый «Письмовник». Первоначально книга называлась «Российская универсальная грамматика, или всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещей». Книга сыграла значительную роль в истории русской культуры. Грамматика, а также статьи о риторике и поэтике использовались в качестве пособий в школах. Поэтическая антология была популярной, стихотворения из нее переписывались в тетради и альбомы. И хотя к началу XIX века материал, собранный в «Письмовнике», стал устаревать как в научно-познавательном, так и в эстетическом отношении, книга еще долгое время удовлетворяла потребности массового читателя, став по преимуществу книгой «для народа».

Николай Гаврилович Курганов в своих учебниках и пособиях излагал демократические взгляды на обучение и воспитание юношества, критиковал устаревшие методы преподавания, пропагандировал отечественную науку и литературу. Н. Г. Курганов заложил основы отечественной дидактики, направленной на развитие логического мышления, культуры речи, использования полученных знаний на практике.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) — прославленный педагог-демократ, писатель, автор научной педагогики в России, многочисленных научных трудов и произведений для детей.

Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Ушинский полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности воспитания: «Есть одна только, общая для всех, прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Под народностью педагог понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.

Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.

Родился Константин Дмитриевич Ушинский 19 февраля (3 марта) 1824 года в старинном русском городе Туле (в некоторых источниках годом рождения педагога считают 1823 из-за несвоевременно зарегистрированной метрики). Отец – офицер в отставке, участник Отечественной войны 1812 года, принадлежал к классу мелкопоместных дворян.

Детские и юношеские годы будущего педагога прошли в Новгороде-Северском, туда семья переехала после назначения отца на судейскую должность. Ушинский рано остался без матери, которую любил безмерно. Эту любовь и светлую память о ней педагог пронес через всю жизнь.

Аттестат об окончании гимназии молодой человек получил в 1840 году. После этого Ушинский стал студентом юридического факультета Московского университета. В то время преподавателями этого престижного вуза были выдающиеся профессора, привившие студенту любовь к литературе, философии, праву. В 1844 году юноша окончил основной курс, но остался в магистратуре. В тот период он всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, в большинстве своем, не владеющем грамотой.

В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.

К. Д. Ушинский стал публиковаться в «Журнале для воспитания», и на его свежие идеи обратила внимание не кто-нибудь, а сама императрица Мария Александровна. Молодой педагог показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц. Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института, но в 1862 году Константин Дмитриевич покидает институт и направляется за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни – «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.
       Прогрессивность взглядов помогла Ушинскому по-новому взглянуть на педагогику как науку. В предисловии к книге «Человек как предмет воспитания» он напишет: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д., то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания – человека. К. Д. Ушинский стал одним из самых знаменитых и значимых личностей, внесших бесценный вклад в русскую педагогическую науку.

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) – философ, психолог, богослов, историк и теоретик образования. Основатель Русского педагогического института в Праге, председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организатор общеэмигрантских педагогических съездов и совещаний, один из основателей Высшего русского педагогического института им. Я. А. Коменского.

В. В. Зеньковский обосновывал православную педагогику «духовного роста» в русле традиций русской религиозной философии. Оставаясь сторонником светского школьного образования, ученый уделял значительное внимание религиозному воспитанию детей и православию как фактору национальной идентификации в условиях эмиграции. Смысл детства виделся им в «усвоении необходимого материала традиции, которое вводит дитя в современную жизнь, в ее искания и стремления, устои и обычаи». Сущность воспитания, по мнению Зеньковского, – в идее спасения души, а главная задача воспитания в том, чтобы помочь учащемуся найти себя, с помощью наставника научиться преображать свой «природный состав», направить на благо и воссоединить в себе наследственное, социальное и духовное начала.

Основные сочинения В. В. Зеньковского: «О сравнительной психологии» (1897), «Психология детства» (1924), «Проблемы школьного воспитания в эмиграции» (1929), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934), «Русская педагогика в XX веке» (1960).

Родился В. В. Зеньквский 4 (16) июля 1881 года в городе Проскуров Подольской губернии. Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. 

В 1910—1911 годах В. В. Зеньковский читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и с 1910 года председателем киевского Общества по изучению религии и философии. В 1913—1914 годах находился в научной командировке в Германии и Италии. В 1919 году эмигрировал в Югославию, затем в Прагу.

В 1926—1927 годах В. В. Зеньковский находился в США, где изучал проблемы религиозного образования. В 1927—1962 годах — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 годах — декан этого института.

Сергей Александрович Зыков (1907–1974)— советский сурдопедагог, доктор педагогических наук, профессор. Его имя связано в первую очередь с созданием оригинальной системы обучения глухих детей языку, с введением в учебный процесс предметно-практического обучения.

За годы работы в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР заведующим сектором обучения и воспитания глухих детей (с 1948 по 1974 гг.) под руководством C. А. Зыкова и его непосредственном участии проводились исследования по различным проблемам сурдопедагогики, актуальным для соответствующих периодов развития школы для глухих детей. Его усилия были направлены на создание целостной системы обучения и воспитания не слышащих школьников. С научно-методических позиций разрабатывались принципы организации обучения, цели и задачи школ глухих, ее структура, учебный план, содержание образования и методы обучения. Специальные исследования были посвящены уроку как основной форме организации учебно-воспитательного процесса. Не оставались в стороне вопросы содержания, форм организации воспитательной работы в интернате, проблемы трудового обучения и физического воспитания.

О значимости научной деятельности С. А. свидетельствуют премия АПН РСФСР за работы по первоначальному обучению глухих детей языку (1953 г.), первая премия К. Д. Ушинского за книгу "Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения" (1962 г.), медаль К. Д. Ушинского (1957 г.), звание Заслуженного учителя школы РСФСР (1960 г.).

Родился Сергей Александрович Зыков в 1907 году в селе Фёдоровское,  Тверской области. Закончив школу II ступени в Твери и пройдя педагогическую практику, 18-летний юноша был назначен учителем и заведующим Поддубьевской школы. С этого времени вся трудовая деятельность Сергея Александровича была связана с просвещением, с народным образованием. Он боролся с неграмотностью, за коллективный труд в сельском хозяйстве, участвовал в Гражданской войне, решал задачи ликвидации последствий войны в области образования.

Благодаря своей сестре Антонине Александровне, которая работала учителем школы для глухонемых детей, Зыков познакомился с этим родом педагогической деятельности и после двухмесячного испытательного срока в декабре 1929 года был назначен сурдопедагогом в Карачевскую школу (ныне Брянская область).

Потребность в знаниях привела С. А. Зыкова в 1932 году в Перервенскую школу для глухонемых, в которой к этому времени был накоплен большой опыт обучения, и в Московский городской педагогический институт (дефектологическое отделение, вечерний сектор). Получив специальность сурдопедагога, Зыков перешел на работу в Московскую школу для глухонемых № 384 сначала в качестве учителя, а затем директора, по совместительству был методистом Московского городского дефектологического кабинета. В 1939 году С. А. Зыков был переведен в Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) на должность начальника отдела специальных школ. В первые дни войны добровольно пошел в Народное ополчение, в течение первого года был рядовым пулеметчиком, минометчиком, участвовал в боях за Москву. За участие в военных действиях С. А. Зыков награжден двумя орденами и двумя медалями.

В марте 1946 года Зыков пришел на работу в Институт дефектологии АПН РСФСР. Был научным сотрудником, ученым секретарем, а с 1948 года до последних дней жизни возглавлял сектор обучения и воспитания глухих детей. Более 20 лет С. А. Зыков был членом дефектологической секции Учебно-методического совета (УМС), членом редколлегии журнала "Жизнь глухих", членом экспертной комиссии по педагогическим наукам Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены редкие, в том числе прижизненные, издания трудов выдающихся педагогов новаторов XVIII-XX вв. из фондов Донской Государственной публичной библиотеки:

1.     Магницкий Л. Ф. Арифметика Магницкого: точное воспроизведение подлинника: с приложением статьи П. Баранова (биографические сведения о Магницком и историческое значение его Арифметики). –Москва, 1914

        «Арифметика» Магницкого по своей сути являлась своеобразной математической энциклопедией, но­сившей ярко выраженный прикладной характер. Этот учеб­ник положил начало принципиально новому поколению учебных книг. Он не только не уступал западноевропейским образцам, но и был составлен в русле русской традиции, для русских учеников. Книга включала арифметику, алгебру, геометрию, весь комплекс знаний для мореплавания. Учебник стал основой преподавания точных наук в Математико–навигацкой школе, а также в открывшейся позднее в Петербурге Морской академии.  Книга была напечатана огромным для того времени тиражом – 2400 экземпляров. Вплоть до середины XVIII века «Арифметика» Л. Ф. Магницкого являлась основной учебной книгой по математи­ке.

В витрине «Книжного вернисажа» демонстрируется точное воспроизведение подлинника. К изданию педагог-математик Петр Алексеевич Баранов (1873–1915) подготовил дополнение, в котором содержатся биография Л. Ф. Магницкого и исторические сведения о создании его знаменитой «Арифметики». П. А. Баранов сохранил шрифт оригинала, расположение букв, цифр и рамок, скопировал все мельчайшие особенности текста. К сожалению, П. А. Баранову не удалось завершить издание «Арифметики» – он погиб в боях Первой мировой войны.

2.     Галанин Д. Д. Леонтий Филиппович Магницкий и его «Арифметика». — Вып. 1 : Личность Магницкого и его время. — М. : Тип. О. Л. Сомовой, 1914.

Книга посвящена истории написания и издания первой русской «Арифметики». Автор описывает и анализирует факты, приемы изложения, педагогические идеи бессмертного сочинения Магницкого, как с научной и учебной, так и с исторической точек зрения. 

Галанин Дмитрий Дмитриевич (1857 — 1929), российский педагог-математик и методист, историк математического образования. Отец методиста-физика Д. Д. Галанина.

3.     Курганов Н. Г. Российская универсальная грамматика, или Всеобщее писмословие : предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седьмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей. – Санкт-Петербург, 1769.

Самый распространённый учебник русского языка и грамматики второй половины XVIII – начала XIX веков, более известный под названием «Письмовник». Первое издание.

     Н. Г. Курганов создавал «Письмовник» для своих собственных детей, так как существующие учебники русской грамматики того времени его не устраивали. Учебная часть книги начинается и заканчивается непосредственно грамматикой (или непосредственно «письмовником» – так Курганов, большой противник значительных иностранных заимствований, перевёл древнегреческий термин на русский язык), далее следуют различные приложения, которые и сделали «Письмовник» таким популярным у читателей: за счёт этих глав книга стала своего рода небольшой энциклопедией. Грамматика и статьи по риторике и пиитике из «Письмовника» изучались в школах.

     Текст «Письмовника» постепенно дополнялся и расширялся в дальнейших изданиях (книга издавался четыре раза в XVIII и ещё 7 раз в первой половине XIX века). Тексты из «Письмовника» переписывались и пересказывались, проникали в народную словесность. В неоконченной повести А. С. Пушкина «История села Горюхина» (1830) вымышленный герой И. П. Белкин говорит: «Чтение Письмовника долго было любимым моим упражнением. Я знал его наизусть и, несмотря на то, каждый день находил в нём новые незамеченные красоты».

4.     Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. – Санкт-Петербург, 1871.

Выдающийся труд Константина Дмитриевича Ушинского в области теории и практики педагогики. Ушинский был первым, кто выделил воспитание как главный фактор человеческого развития. Автор дает обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов. Анализирует такие значимые понятия, как «внимание» и «воображение», исследует процессы мышления и понимания. Пытается ответить на ключевой вопрос: как зарождается и функционирует сознание. В своем труде К. Д. Ушинский выступает не только как педагог и антрополог, но и как философ – подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе.

Первое издание двухтомника вышло в 1868-69 годах. К. Д. Ушинский не успел завершить планировавшийся им третий том своей работы. Несмотря на это, книга заняла видное место в мировой педагогической классике. На выставке демонстрируется второе издание, исправленное самим автором, с рисунками.

5.     Песковский М. Л. К. Д. Ушинский: его жизнь и педагогическая деятельность: биографический очерк. – Санкт-Петербург, 1893 (обл. 1892) (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова)

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839–1900). Очерки написаны в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день.

Песковский Матвей Леонтьевич (1843-1903), публицист, писатель и педагог Российской империи. Создатель одной из первых в России частных женских гимназий, талантливый журналист и беллетрист.  

6.     Зеньковский В.В. На пороге зрелости. – Париж, 1955

    Первое название книги – «Беседы с юношеством о вопросах пола». Выпуская второе издание, автор изменил название на «На пороге зрелости» и практически полностью переработал содержание. Книга обращена к тем, кто работает с подростками. В ней представлен материал, который необходим для бесед по столь трудному и ответственному вопросу, как тема пола. Издание опубликовано в парижском издательстве YMCA-Press. 

YMCA-Press — одно из крупнейших русскоязычных издательств зарубежья. Основано в Праге в 1921 году видным протестантским деятелем, председателем Ассоциации молодых христиан (The Young Men`s Christian Association — YMCA) Джоном Мотом, удостоенным в 1946 году Нобелевской премии мира. В 1923 году издательство было перенесено в Берлин, в 1925-м переехало в Париж, где существует и поныне. Значительное влияние на формирование издательской политики YMCA-Press оказали религиозные философы и богословы, высланные из России в 1922 году.

7.     Зыков С. А. Букварь для школ глухонемых. – Москва, 1951

Букварь построен по звуковому (аналитико-синтетическому) методу. Порядок работы следующий: учитель показывает предмет (или его изображение), называет его. Ученики вслед за педагогом повторяют название этого предмета, выделенный слог, звук. Если возможно, преподаватель даёт слово не изолированно, а в предложении.

Поделиться:
Подбор литературы