ул. Пушкинская, 175А

Наставничество в России

18 ноября 2023 - 6 декабря 2023
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

История наставничества намного более древняя, чем мы можем предполагать. Существуют многовековые источники, указывающие на то, что практика наставничества была широко распространена в древних цивилизациях, таких как Египет, Греция, и Рим и существовала у самых разных народов и в самых разных религиях. Уже в V-III веках до нашей эры вопросами наставничества занимались древние мыслители – Сократ, Платон, Аристотель.

На Руси институт наставничества существовал испокон веку. Свое наибольшее развитие, на духовном и религиозном уровне, получил при Сергии Радонежском, который по праву считается основоположником русского старчества-наставничества.

Старчество в православной религии представляло собой монашеский институт, в основе которого лежало духовное руководство старца, который являлся монахом-наставником. Глубокое уважение и беспрекословное послушание со стороны молодого поколения в славянской традиции существовало и до этого, но именно с развитием русского старчества оно стало системообразующим в духовном образовании и воспитании.

Старец, священник-монах осуществлял духовное наставничество над другими монахами, с которым проживал в одном монастыре. Отмечались случаи, когда наставничество осуществлялось старцем не только над монахами, но и над теми мирянами, которые периодически приходили к старцу в монастырь. Форма осуществления такого наставничества могла быть разной: беседы, советы, групповые обсуждения, лекции.

Со временем модель отношений, характерная для старчества в монастырях, распространилась за пределы монашеских обителей и проникла в мир. В результате возродились традиционные для славянских народов отношения, при которых опытный человек, обладающий знаниями и являющийся экспертом в одной или нескольких областях, помогает менее опытному или сведущему усвоить знания и развить умения, которые ему необходимы. Эта модель отношений стала культивироваться в семье и в профессиональных отношениях.

Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322-1392) — фундаментальная фигура в Русской Православной церкви, один из самых почитаемых святых во всем мире. Он сумел возродить русскую монашескую традицию и стал духовным настоятелем Руси в сложнейший для нее период татаро-монгольского ига. Он является основателем нескольких обителей, среди которых наибольшую известность приобрела Троице-Сергиева лавра. Не случайно известный историк В. О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия.

О жизни этого старца сложено множество легенд. Никаких письменных источников святой после себя не оставил, но широко известны его духовные наставления.

Первое житие, которое принимают во внимание, написано его учеником Епифанием Премудрым. В XV веке документ преобразовал агиограф (специалист, изучающий жития святых) Пахомий Логофет.

Точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна. Данные источников разнятся, но чаще всего называют 1314 год. Рожденный в трудное для Руси время, преподобный Сергий прошел путь от уединенного отшельника в глубине лесов Радонежа до духовного лидера, чье влияние ощущалось на всех уровнях средневекового русского общества. Его жизнь и деятельность стали вдохновением для многих поколений верующих, а его наставления и учения сохраняют свою актуальность и сегодня. Деятельность Сергия Радонежского в области духовного наставничества и образования оставила неизгладимый след в истории православной церкви и культуры Руси.

С развитием отечественного образования в царских семьях стали приставлять к цесаревичам и княжнам наставников-учителей. На детей из царских династий всегда возлагались большие надежды, ведь им предстояло со временем унаследовать трон и выполнять ответственейшую функцию – управлять государством. Для того, чтобы быть достойными этой высокой миссии, наследники престола проходили через особую систему воспитания и образования. Наставниками цесаревичей становились выдающиеся личности – деятели культуры, учёные, священнослужители, военнослужащие.

К наставникам так же относили всех тех, кто занимался воспитанием детей в дворянских семьях: няни, бонны, дядьки, обеспечивавшие физиологическое выращивание, и гувернантки, гувернёры, домашние учителя, отвечавшие за воспитание и обучение.

Среди простого населения наставничество тоже встречалось, особенно в среде ремесленников, где умение расписывать посуду или вырезать по дереву передавалось от мастера к подмастерью.

В образовательной системе России слово «наставник» было официально введено в педагогический процесс в 1813 году. Министерство народного просвещения приняло решение о вводе в учебных заведениях новой должности – наставник.

К середине XIX века наставничество приобрело особую роль. Одним из первых, кто размышлял о проблемах наставничества, был К. Д. Ушинский. Он установил зависимость профессиональной адаптации наставляемого от уровня педагогического мастерства и опыта самого наставника. 

Дидактически обоснованная система наставничества впервые появилась в России в 1860 году, она была представлена в Московском техническом училище сообществом инженеров-механиков под руководством Д. К. Советкина. Эта система получила признание, так как обеспечивала индивидуальный учет знаний, умений и навыков учащихся.

Очень популярным наставничество было и в Советском Союзе, когда масштабно развивалось профессионально-техническое образование и производственное обучение: молодежь, приходя после учебного заведения на производство, получала в наставники опытного мастера.

В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены редкие документы о выдающихся русских наставниках и издания их трудов XIX-начала ХХ веков.      

1.    Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежскаго и всея России чудотворца. Москва, 1837

«Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Епифаний Премудрый, известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой лавры и ученик преподобного Сергия, написал самое первое житие Сергия Радонежского через 26 лет после его смерти. В течение двадцати лет Епифаний собирал документальные данные, воспоминания очевидцев, широко использовал свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получивший название «плетение словес».

Житие в редакции Епифания Премудрого заканчивалось преставлением преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим сводам.

Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба) афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей преподобного, а также рядом посмертных чудес. Пахомий неоднократно исправлял «Житие Сергия Радонежского». По мнению исследователей, существует от двух до семи пахомиевых редакций жития.

Интересно, что экземпляр Донской государственной публичной библиотеки прежде находился в составе великой княгини Марии Павловны, дочери императора Павла I, которая в 1804 году вышла замуж за Саксен-Веймарского наследного принца Карла Фридриха.     

2.    Екатерина II. Житие преподобного Сергия Радонежского. Санкт-Петербург, 1887 (Памятники древней письменности и искусства. 69)

Известно, что российская императрица Екатерина II любившая заниматься литературным трудом, оставила после себя большое наследие (записки, переводы, басни, сказки, комедии и т. д.) Спустя почти сто лет после смерти Екатерины II историк и филолог П. И. Бартенев, разбирая бумаги императрицы, нашел и в 1887 году опубликовал работу, написанную ею собственноручно «О преподобном Сергии: историческая выпись». Этот компилятивный труд, включающий выписки из различных источников жизни Радонежского игумена, и ряд других сочинений Екатерины II стали условно назваться «Житием преподобного Сергия Радонежского». Описания жизни Сергия, составленное и переписанное набело императрицею, конечно, не превосходит известные образы церковной агиографии, но служит интересной иллюстрацией к истории отношений Дома Романовых и Свято-Троицкой лавры в послепетровскую эпоху.

3. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре: с 36 снимками в тексте и с приложением 20 таблиц на конце книги. – 2-е издание. – Москва, 1909

Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834–1912) — историк Русской церкви и церковной архитектуры, ординарный академик Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1903).

Представленная в экспозиции книга – наиболее полное, обстоятельное и авторитетное научно-историческое сочинение, посвященное знаменитой русской обители и ее основателю.

На выставке демонстрируется второе издание. Оно было подготовлено к печати еще в 1896 году, но из-за медленной продажи 1-го издания, второе вышло в свет лишь в 1909 году. Издание отличалось значительными дополнениями в тексте, наличием снимков зданий, святынь и древних предметов, а так же пояснениями к рисункам, которые размещены в конце книги.

4. Дежерандо Ж.-М. Нормальный курс для первоначальных наставников, или Руководство к физическому, нравственному и умственному воспитанию в первоначальных школах / сочинение барона Дежерандо. - Санктпетербург : В типографии Императорской Академии наук, 1838. [Пер. Александр Худяков]

Жозеф-Мари Дежерандо (1772-1842) – французский лингвист, педагог, публицист, общественный деятель и филантроп. Считается одним из зачинателей антропологии. Его произведения были популярны в России того времени.

Александр Гаврилович  Худяков (1811 - 1867) – педагог, исследователь,

преподавал в приходских училищах Тюмени, Тобольска и в Курганском уездном училище. В Кургане он подружился со ссыльными декабристами М. М. Нарышкиным, П. Н. Свистуновым, А. Ф. Бриггеном. По совету последнего А. Г. Худяков перевел с французского языка труд Жозефа-Мари Дежерандо "Нормальный курс для первоначальных наставников, или Руководство к физическому, нравственному и умственному воспитанию в первоначальных школах". Свой перевод А. Г. Худяков посвятил министру народного просвещения С. С. Уварову. Книга была издана в Санкт-Петербурге, в типографии Императорской Академии наук.

В своей педагогической деятельности А. Г. Худяков руководствовался принципом взаимного доверия и уважения воспитателя и ученика, который проповедовал Дежерандо.

5. Барсков Я. Л. Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском университете: (5 декабря 1879 - 5 декабря 1909 года): с тремя портретами В. О. Ключевского, исполненными фототипией и гелиогравюрой и приложением списка трудов его. Москва, 1909

Василий Осипович Ключевский (1841— 1911) – выдающийся историк,   заслуженный профессор Московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (по истории и древностям русским), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник – наставник Николая II по истории.

Яков Лазаревич Барсков (1863-1937) – историк русской литературы XVIII века, педагог. Происходил из поморской старообрядческой среды. Преподаватель гимназии, допущенный позже к разбору рукописей дворцового архива. Занимал заметные официальные посты, тайный советник и сенатор.

6. Безобразов П. В. С. М. Соловьев: его жизнь и научно-литературная деятельность: биографический очерк. Санкт-Петербург, 1894 (Жизнь замечательных людей: биографическая библиотека Ф. Павленкова)

Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879) – выдающийся историк, профессор, ректор Московского университета, ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности, тайный советник – наставник Александра III по истории.

Павел Владимирович Безобразов (1859-1918) – русский историк, учёный-византинист, публицист, прозаик, переводчик.

Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) – один из крупнейших книгоиздателей и редакторов России, автор знаменитого "Энциклопедического словаря", создатель серии "Жизнь замечательных людей" (выходила с 1890 по 1915 годы) — первой в Европе универсальной биографической коллекции, имевшей большой успех. (Сорок дореволюционных переизданий, общий тираж — 1,5 миллиона экземпляров). Этот уникальный издательский проект, его название, а главное качество книг, включенных в него, навсегда оставил имя Флорентия Павленкова в истории русской культуры.

7. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 2. Москва, 1852

Представленная в экспозиции книга – главное дело жизни знаменитого историка С. М. Соловьева. На создание этого колоссального произведения ученый потратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. В 1851-1879 вышло 28 томов, а последний, 29-й, доведённый до 1775 года, вышел посмертно.

«История России» С. М. Соловьевым создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине 19 века официальной. Субъективистским взглядам Н. М. Карамзина Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Ученый отказался от выделения «норманского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития страны (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Сергей Михайлович первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против «удельных» устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя.

С. М. Соловьев впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе. Например, вопрос о делении русской истории на эпохи и влияние природных условий территории на исторические судьбы русского народа. Он первый из русских историков (совместно с Кавелиным, одновременно высказывавшим ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для ученого нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи. С. М. Соловьёв указал, в каком направлении должна вообще идти работа русского историка, установил исходные точки в изучении нашего прошлого.

Поделиться:
Подбор литературы