ул. Пушкинская, 175А

«Символ русской библиографической науки»

1 апреля 2025 - 29 апреля 2025
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

В 2025 году исполнятся 170 лет со дня рождения выдающегося русского литературного критика, историка литературы, библиографа и редактора Семена Афанасьевича Венгерова.

Семён Афанасьевич Венгеров (1855 – 1920) родился 17 апреля (5 апреля по старому стилю) 1855 года в городе Лубны Полтавской губернии в семье директора банка. Получил хорошее домашнее образование и в 1868 году поступил в Пятую Санкт-Петербургскую гимназию. В 1872–1874 годах обучался в Медико-хирургической академии, а затем поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого некоторое время работал присяжным поверенным. В 1880 году С. А. Венгеров экстерном сдал экзамены на историко-филологическом факультете Юрьевского (Тартуского) университета и с 1897 года начал читать лекции по истории русской литературы в Петербургском университете. Однако в 1899 году, как «политически неблагонадёжный», С. А. Венгеров был отстранён от преподавательской работы. В университет он вернулся только в середине 1900-х годов и продолжил преподавание. 

В 1909 году Семён Афанасьевич Венгеров был удостоен степени доктора русского языка и словесности Харьковского университета, а в 1910 году был избран профессором истории русской литературы Высших женских (Бестужевских) курсов и Психоневрологического института. В 1916–1919 годах был председателем Литературного фонда, а в 1917 году  стал создателем и директором Российской книжной палаты. 

Свою литературную и научную деятельность С.  А. Венгеров начал ещё в студенческие годы. Основные его работы посвящены истории русской литературы. Первым крупным исследованием стала книга «Русская литература в её современных представителях. 

Критико-биографические этюды. И. С. Тургенев» (1875). В 1891–1897 годах С. А. Венгеров выступил как редактор отдела литературы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», где поместил более 100 своих статей.
Критико-библиографическая деятельность С. А. Венгерова вызвала высокую оценку современников, которые называли его символом и знаменем русской библиографической науки. Своей важнейшей задачей С. А. Венгеров считал написание биографий русских писателей, ставших впоследствии фундаментом «Критико-библиографического словаря русских писателей и учёных от начала русской образованности до наших дней». Для словаря им было написано более 600 статей.

Экспозицию «Книжного вернисажа» открывает второй и четвертый тома этого издания:

Критико-биографический словарь русских писателей и ученых : (от начала русской образованности до наших дней) / С.А. Венгеров. - Санкт-Петербург : Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889 – 1904.
 
Т. 2, вып. 22-30: Бабаджано-Бензенгр. - 1891. - [2], 422 с. (инв. номер Р 2.980.082).
 
Т. 4: Отдел 1: Боборыкин-Богоявленский ; Отдел 2: Вавилов-Введенский : (Материалы для критико-биографического словаря русских писателей и ученых). - 1895. - [6], 262, 212 c. (инв. номер Р 2.980.084).
 
Словарь содержит статьи и документальные справки более чем о 2000 писателей, а также несколько сотен автобиографических сообщений. В этом крупнейшем библиографическом труде С. А. Венгеров подробно осветил деятельность не только крупных литераторов и ученых, но и малых представители русской литературы и науки; дал списки их произведений и библиографию о них.
Словарь выходил отдельными выпусками с 1889 по 1904 год.  В первых семи единственным автором являлся сам С. А. Венгеров, с восьмого выпуска к работе над словарем были привлечены другие ученые и писатели.
Издание не было закончено, но, несмотря на незавершенность всех четырех вариантов «Критико-биографического словаря», опубликованные материалы не теряют своей научной ценности и по сей день.

С. А. Венгеровым были составлены и другие ценные библиографические труды, до сих пор сохраняющие своё практическое значение. Один из таких, представлен в экспозиции «Книжного вернисажа»:
 
Источники словаря русских писателей / собрал С. А. Венгеров. – Санкт-Петербург : Типография Императорской академии наук, 1900 – 1917.
 
Т. 1 : Аарон – Гоголь. – 1900. – VI, 814 с. (инв. номер Р 341.768).
Первый том словаря был напечатан в 1900 году в типография Императорской Академии наук. Словарь содержит сведения о датах жизни русских писателей, ученых, журналистов, составителей календарей и различных изданий с древнейших времен до начала XX века, библиографию литературы о них и их творчестве, включая редкие и малоизвестные публикации. В основу издания легла картотека С. А. Венгерова, собранная в процессе регистрации материалов для «Критико-библиографического словаря русских писателей и ученых». Но и это издание окончено не было.
Важное место в творчестве С. А. Венгерова занимали и текстологические труды. В 1893–1901 годах под его редакцией вышло семитомное собрание произведений отечественных поэтов «Русская поэзия». Этот труд является значимым памятником русской литературной критики и истории литературы.

На выставке демонстрируется третий выпуск многотомника:
 
Русская поэзия : Собрание произведений русских поэтов частью в полном составе, частью в извлечениях, с важнейшими критико-биографическими статьями, библиографическими примечаниями и портретами / Издается под редакцией С. А. Венгерова. - Санкт-Петербург : Склад издания в книжных магазина П. Н. Карбаскина, 1893-1895. - 28 см.
 
Вып. 3. - 1893. - [2], 455-602 с. (Р 919; инв. номер Р 44.402).
 
С. А. Венгеров стремился не только популяризировать русскую поэзию, но и создать своего рода энциклопедию, которая служила бы образовательным и исследовательским ресурсом. Этот выпуск не просто сборник стихов, а комплексное издание, сочетающее художественные тексты с научным анализом.
Книга вышла в Санкт-Петербурге в 1893 году в типографии Ильи Абрамовича Ефрона. Издание осуществлялось под эгидой книжного склада П. Н. Карбасникова, который выступал в роли посредника. Это было типичной практикой того времени: многие крупные литературные проекты не имели собственного издательства, а распространялись через книжные магазины или склады, которые обеспечивали логистику и продажу.
Как и другие части сборника, выпуск включает произведения русских поэтов, представленные либо полностью, либо в виде избранных фрагментов (извлечений). Особое внимание в третьем выпуске уделено поэтам XVIII-начала XIX века. Среди представленных авторов баснописец Иван Иванович Хемницер (1745 – 1784), драматург Михаил Матвеевич Херасков (1733 – 1807) и поэт Ипполит Фёдорович Богданович (1743 – 1803). Каждому автору предшествует критико-биографическая статья, сопровождаемая портретом поэта. Для написания статей к этому выпуску С. А. Венгеров обратился к приглашенным специалистам.

С. А. Венгеров также известен как редактор знаменитой серии «Библиотека великих писателей» издательства «Брокгауз и Ефрон», в состав которой вошли комментированные собрания сочинений А. С. Пушкина, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, Ж. Б. Мольера. Помимо этого, он возглавил издание «Русская литература XX в. (1890–1910)» – первый крупный свод критических, исследовательских и биобиблиографических материалов о литературе этого периода.
По инициативе С. А. Венгерова в 1906 году при Петербургском университете для студентов-филологов возник Пушкинский семинарий, среди участников которого были советский литературовед, текстолог, пушкинист, профессор Московского государственного университета Сергей Михайлович Бонди (1891 – 1983), русский советский прозаик, переводчик, литературовед и критик Юрий Николаевич (Насонович) Тынянов (1894 – 1943), советский литературовед, текстолог, пушкинист, доктор филологических наук (1963) Николай Васильевич Измайлов (1893 – 1981), и др.

Семинарием было начато составление словаря поэтического языка Александра Сергеевича Пушкина (1799 –1837), а также опубликован ряд работ о поэте в сборнике «Пушкинист» в 1914–1918 годах.
Сборник издавался по инициативе и под редакцией Семёна Афанасьевича Венгерова с целью познакомить читателей с материалами, посвящёнными жизни и творчеству А. С. Пушкина. В сборнике рассматриваются сюжеты произведений поэта, его путь к прозе, отношение к религии, общественным и литературным движениям и др. Всего вышло из печати четыре тома.

Том второй сборника представлен на выставке:
 
Пушкинист : историко-литературный сборник / под ред. проф. С. А. Венгерова. - Петроград : Фототип. и тип. А. Ф. Дресслера, 1916.
 
Т. 2. - 1916. - XVI, 292 с. ; 22 см.  (инв. номер Р 435.357).
 
Этот том вышел в 1916 году в издательстве «Фототипия и типография А. Ф. Дресслера» в Петрограде. В него вошли четыре статьи, посвящённые творчеству поэта: «Историзм Пушкина. К вопросу о характере пушкинского объективизма» Бориса Александровича Энгельгардта (1877 –1962), «Опыт анализа осенних мотивов в творчестве Пушкина» Александра Артемьевича Тамамшева (1880 – 1940), «Пушкин и французская юмористическая поэзия XVIII века» Александра Андреевича Попова (1880–1940), «Программа драмы А. С. Пушкина о Папессе Иоанне. К истории недовершённого замысла» Юлиана Григорьевича Оксмана (1894–1970). Кроме того, в сборник включена «Летопись Пушкинских семинариев», по которой можно было установить количество заседаний, докладов и участников собраний.
В витринах «Книжного вернисажа» демонстрируются несколько изданий произведений русских поэтов и писателей, сопровождаемых критико-биографическими очерками С. А. Венгерова. Среди них:
 
Избранные рассказы / В. Г. Короленко ; [Критико-биогр. очерк С. А. Венгерова]. - Санкт-Петербург : Изд. ред. ж-ла Пробуждение, 1911. – 47 с., [1] л. портр. ; 29 см. (К 751; Р 3.190.806).
 
Издание сборника рассказов русского писателя, журналиста и общественного деятеля Владимирова Галактионовича Короленко (1853– 1921) было осуществлено в качестве бесплатного приложения к единственному в те годы российскому литературно-художественному журналу «Пробуждение», который выходил в Санкт-Петербурге с 1906 по 1918 год. Журнал был основан по инициативе русского поэта, драматурга и издателя Николая Владимировича Корецкого (1869 – 1938), который стал главным редактором, а позднее и издателем этого периодического издания. Издавало журнал «Товарищество Художественной печати».

В «Избранных рассказах» представлены: «Лес шумит», «Сон Макара», «В ночь под светлый праздник». Рассказам предшествует критико-биографический очерк С. А. Венгерова, который был опубликован в 1911 году в крупнейшем библиографическом труде «Критико-биографический словарь русских писателей и учёных (от начала русской образованности до наших дней)». В статье рассказывается о жизни и творчестве В. Г. Короленко, в том числе о его очерках из сибирской и верхневолжской жизни «Сон Макара», «Записки сибирского туриста», «Соколинце», «В подследственном отделении», «На солнечном затмении», «За иконой», «Река играет».
Как и сам журнал «Пробуждение», приложение выполнено по образцу лучших заграничных изданий. Великолепная рельефная обложка, лучшая меловая бумага. Всё множество иллюстраций, которые сопровождают каждый рассказ, включая портреты В. Г. Короленко, отличает высокое полиграфическое исполнение.
 
Полное собрание сочинений гр. А. К. Толстого : с портретом графа Алексея Толстого и критико-биографическим очерком С. А. Венгерова. - Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1907-1908. - 20 см.
 
Т.1. – 1907. - 540 с., [1]л. портр. (Т 662, инв номер ОФД 334.557 Р 3.190.832).
 
В 1907 году вышло четырёхтомное полное собрание сочинений графа Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875) – русского писателя, поэта, драматурга и переводчика. Издание было задумано как фундаментальное, призванное объединить все основные произведения автора, включая поэзию, прозу и драматургию, а также некоторые ранее не публиковавшиеся тексты. Собрание сочинений вышло также в качестве приложения к иллюстрированному журналу литературы, политики и современной жизни  «Нива», который выходил в Петербурге (с августа 1914 – Петрограде) 48 лет, c 1869 по сентябрь 1918 года, в издательстве А.Ф. Маркса.

Произведениям Алексея Константиновича Толстого предшествует критико-биографический очерк Семёна Афанасьевича Венгерова, написанный специально для первого тома «Полного собрания сочинений». С. А. Венгеров дает в этом очерке сжатый, но глубокий анализ творчества и личности писателя. Он характеризует А. К. Толстого как яркого представителя романтизма, подчеркивая его мастерство в лирике, исторических балладах и драматургии. Особое внимание уделено способности А. К. Толстого сочетать национальные мотивы с европейскими традициями, а также его интересу к истории и фольклору. С. А. Венгеров отмечает мелодичность поэзии А. К. Толстого и новаторство его прозы, выделяя его вклад в русскую литературу XIX века.
Очерк служит введением к собранию сочинений, помогая читателю понять эволюцию творчества А. К. Толстого и его место в литературном контексте. Очерк сопровождает иллюстрация с изображением картины Николая Корниловича Бодаревского (1850 – 1921) «Средь шумного бала».
Издание вышло с стихотворным посвящением автора императрице Марии Александровне (1824–1880).

Фронтиспис первого тома украшает известный портрет Алексея Константиновича Толстого, выполненный в Артистическом заведении Адольфа Фёдоровича Маркса (1838 – 1904).
Первый том предваряет письмо Алексея Константиновича Толстого к итальянскому литературоведу и востоковеду, профессору Анджело де Губернатису (1840–1913), написанное в 1873 году из имения Пустынька Орловской губернии. А. К. Толстой благодарит профессора за внимание к его творчеству и выражает признательность за статью, посвященную русской литературе, в которой упомянуты его произведения. Он также делится мыслями о значении национальной культуры и литературы, подчеркивая их связь с историей. Написанное на французском языке, письмо отражает эрудицию Алексея Константиновича Толстого и его интерес к международному культурному диалогу. Этот текст вошел в эпистолярное наследие писателя.
В представленном на выставке первом томе основное внимание сосредоточено на поэтическом и раннем прозаическом наследии писателя. В него вошли такие известные произведения, как «Колокольчики мои» – одно из самых узнаваемых стихотворений А. К. Толстого, отличающееся музыкальностью и мелодичностью, что подчеркивает его связь с традициями русской народной песни. «Средь шумного бала, случайно» – лирическое произведение, ставшее позднее основой для романса Петра Ильича Чайковского (1840–1893). «Ты знаешь край, где всё обильно» – стихотворение, проникнутое любовью к природе и родной земле, с элементами романтической идеализации. Эти и другие стихотворения иллюстрируют характерную для А. К. Толстого способность передавать личные переживания через образы природы и исторические мотивы. Лирика первого тома демонстрирует его приверженность романтизму, но уже с элементами реализма, что выделяет его среди современников.
Значительную часть тома занимают исторические баллады, в которых Толстой обращается к прошлому Руси, особенно к эпохе Киевской Руси и Смутного времени. Баллады автора отличает драматичность, богатство языка и стремление к воссозданию исторической атмосферы. Толстой использует архаичный стиль и лексику, чтобы подчеркнуть связь с древнерусской культурой, что делает его поэзию уникальной.

Представленный на выставке экземпляр во владельческом составном переплете (кожа и ледерин). Ранее книга находилась в личной библиотеке священника П. Соколова (суперэкслибрис «П. С.» на корешке и штемпель на форзаце и с. 369), а также входила в состав книжного собрания жителя г. Ростова-на-Дону Н. Д. Мелешко (штемпель на титульном листе).

Поделиться:
Подбор литературы