ул. Пушкинская, 175А

«Труды Ленинградского общества экслибрисистов»

6 марта 2024 - 3 апреля 2024
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Книга - единственный из всех видов личной собственности, который возвышает и облагораживает человека. Недаром Цицерон говорил «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души». Юридическое право на владение книгой удостоверяет специальный владельческий знак - экслибрис (книжный знак).

Ex libris - слово латинское, в переводе на русский язык дословно означает «из книг». Это небольшой бумажный листок, на котором отпечатаны сведения о принадлежности книги конкретному лицу и помещён рисунок, который отражает характер библиотеки или какого-либо её раздела, а также интересы и духовный мир владельца. Благодаря книжному знаку книга приобретает документ, удостоверяющий её принадлежность к определенной библиотеке.

На протяжении многих тысячелетий менялись формы книги. Существовали клинописные таблички, папирусные свитки, пергаменты, но всегда книга имела владельца, который аккуратно отмечал свою собственность соответствующей надписью. До возникновения книгопечатания владельцы, желая отметить, что книга принадлежит им, писали на первой ее странице свое имя.

Древнейший экслибрис был найден в Тель-эль-Амарнском архивохранилище древнеегипетского царя Аменофиса IV, жившего в XIV веке до нашей эры. Знак принадлежал Аменофису III и его жене, на нём были написаны название книги и имена её владельцев. Родиной первого печатного экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после появления книгопечатания. Первым гравированным экслибрисом в Европе считается гербовый знак рыцаря Бернгарда фон Рорбаха, выполненный в 1460 году немецким гравером Бартелем Шеном.

В XVI веке над экслибрисом работали такие выдающиеся мастера как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ханс Гольбейн Младший. В 1555 году экслибрис появился в Италии, через два десятилетия - в Англии и во Франции, а в 1595 году - в Швеции. В России печатный экслибрис появился в первой четверти XVIII века в эпоху Петра I, т. е. почти через 250 лет после его появления в Западной Европе.
Время правления Петра I характеризуется небывалым размахом книгоиздательства в России, ростом книжной торговли с заграницей. Знакомство с достижениями книгопечатания Западной Европы и собирательство книг способствовали развитию книжного знака. У трех просвещеннейших деятелей того времени создаются прекрасные библиотеки и почти одновременно на книги наклеиваются первые в России три бумажных экслибриса: князя Дмитрия Голицына, фельдмаршала Якова Брюса и лейбмедика Петра Первого – Роберта Арескина.

Каждый из этих экслибрисов претендует на право считаться первым русским печатным экслибрисом. И здесь мы впервые сталкиваемся с экслибрисом в одной из важнейших его функций - быть памятником времени, выполняющего историческую миссию, ведь только благодаря книжным знакам удалось проследить судьбу многих частных русских библиотек, выяснить их состав и характер, то есть понять многое в русской культуре XVIII века.

Д. М. Голицын (1665-1773) – верный сподвижник Петра Первого, член верховного тайного совета. Библиотека князя Голицына принадлежала к числу крупнейших книжных собраний своего времени. 6000 томов на русском, голландском, испанском, английском, шведском, немецком, польском, французском и латинском языках хранились в его подмосковной усадьбе, селе Архангельском. На книгах наклеен выполненный в 1702 году шрифтовой экслибрис Д. М. Голицына: «Ex Bibliotheca Arcangelina» («Из библиотеки Архангельского»). В царствование императрицы Анны Иоанновны князь Д. М. Голицын был заключен в Шлиссельбургскую крепость за попытку ограничить самодержавную власть, где и умер. После заточения владельца в крепость, библиотека была доставлена в канцелярию конфискации. Часть книг отобрали в библиотеку Академии наук, а остальные отправили в Синод для рассылки в училища.

Граф Яков Вилимович Брюс (1669-1735) – государственный деятель и ученый, сподвижник Петра I, был одним из образованнейших людей своего времени. Он, получивший в народе громкую славу чернокнижника и предсказателя, занимался математикой, астрономией и физикой. В 1702 году оборудовал обсерваторию при Навигационной школе в Москве, редактировал глобусы земные и небесные сферы, географические карты, составил карту земель от Москвы до Малой Азии (1696). Переведенные им и напечатанные под его редакцией издания знакомили российского читателя с основами учения Коперника. С 1706 года в ведении Брюса находилась Московская гражданская типография. С 1717 года он сенатор и президент Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии, ведавшей промышленностью России, с 1726 года – генерал - фельдмаршал. Библиотека Брюса носила научный характер, он собирал книги по математике, истории, философии, медицине, естественным наукам на латинском, немецком, английском и русском языках. Предки Брюса жили в России с 1647 года и происходили из знатного шотландского рода, давшего Шотландии двух королей. По обычаям того времени родовые гербы иноземцев сохранялись в России в своем первоначальном виде и дополнялись почетными эмблемами, жалуемые от русских государей за особые заслуги перед обретенным Отечеством. В соответствии с традицией герб Я. В. Брюса, пожалованный ему вместе с графским титулом в 1721 году, представляет собой композицию из шотландского герба и почетных добавлений, главное из которых - орден св. Андрея Первозванного, пожалованный Брюсу за отличие в Полтавском сражении. Орден помещен ниже щита на ленте с девизом «За веру и верность».
Третий книжный знак принадлежал Роберту Арескину. Роберт Карлович Арескин (1677–1718) — лейб-медик Петра Великого, доктор медицины и философии, первый архиятр и президент медицинского факультета в Российской империи. При нем началось коренное преобразование медицинского дела в России. Он был доктором медицины и философии, воспитанником Оксфордского университета. По происхождению англичанин. С 1704 года был домашним врачом князя А. Д. Меншикова, а в 1706 году Арескин был принят Петром I на царскую службу и назначен президентом Аптекарского приказа. Первый русский бальнеолог, он открыл целебные свойства Охтинских источников (Полюстрово), собирал книги для императорской библиотеки, заведовал Кунсткамерой, а с 1715 года заведовал библиотекой Академии наук в Петербурге. Личная библиотека Арескина насчитывала 2527 томов и состояла из сочинений по медицине, истории, философии, филологии и богословию на разных европейских языках. После смерти владельца в 1718 году по указу Петра I библиотека была приобретена Академией наук. Книжный знак Арескина, как и Брюса, был гербовым, и представлял собой родовой герб с девизом «Je pense plus» (Я больше думаю).

Таким образом мы видим, что в России в XVIII веке печатный экслибрис появился одновременно в двух видах: гербовом и шрифтовом. Но наибольшее распространение получил гербовый, или геральдический экслибрис. Дворянские гербы, представляющие собой сложную торжественно-символическую композицию, можно видеть на многих экслибрисах того времени. К концу XVIII века они значительно упрощаются. В них меньше торжественности и пышности, построение становится свободнее, легче.

В середине XVIII века в России появляются вензелевые книжные знаки. Таков, в частности, первый вензелевый экслибрис, появившийся в 50-х годах XVIII столетия на книгах Медицинской коллегии.
Сюжетные книжные знаки тоже появились в XVIII веке. Один из первых русских сюжетных книжный знаков второй половины XVIII века принадлежал государственному канцлеру Александру Андреевичу Безбородко. Но особой популярностью они не пользовались. В первой половине XIX века сюжетные экслибрисы встречаются чаще, а к началу XX века практически вытесняют другие виды экслибрисов. Причиной этого явился неуклонно развивающийся процесс демократизации владельцев библиотек. Экслибрисы начинают украшать книжные собрания разночинной интеллигенции: ученых, писателей, библиофилов, русского купечества. Сюжетный экслибрис мог состоять из декоративных гирлянд, пейзажа, портрета, интерьеров, предметов-символов, сцен, раскрывающих определенные события в жизни владельца или общества.

Во второй половине XIX века широкое распространение получили шрифтовые экслибрисы. Русский шрифтовой экслибрис, появившийся впервые, как уже отмечалось, в виде ярлыка библиотеки князя Д. М. Голицына в начале XVIII века, не получил активного распространения. Только через столетие, с развитием типографского дела, и во многом благодаря дешевизне изготовления, внешней простоте и иногда художественному исполнению они начинают использоваться все шире и шире.
Представление об экслибрисах будет неполным, если не упомянуть об универсальном экслибрисе. Это книжный знак, нарисованный с пробелом, в который владелец мог вписать фамилию и наклеить на книгу своей библиотеки.

После Великой Октябрьской социалистической революции мы наблюдаем быстрый рост интереса к экслибрису. Гигантски увеличилась сеть общественных библиотек, почти в каждой семье появилась личное книжное собрание. Книги стали издаваться громадными тиражами. Для их оформления были привлечены многие талантливые графики, которые охотно выполняли и заказы на экслибрисы. Активно развивается и коллекционирование экслибриса. В Москве и Ленинграде организовываются общества коллекционеров книжного знака.

Увлечение художников-графиков экслибрисом послужило основой тесного содружества их с библиофилами. Это в свою очередь привело к расширению тематики книжных знаков, вызванному новыми общественными интересами их владельцев. Большое место в книжных знаках стали занимать общественно-исторические и политические темы.

Только за последние десятилетия художниками исполнено больше книжных знаков, чем их было сделано за два с половиной века в царской России. Десятки тысяч владельцев библиотек наклеивают экслибрисы на свои книги. Во многих городах организованы секции любителей книжных знаков, устраиваются выставки экслибрисов, газеты и журналы печатают о них статьи. Поэтому, что такое экслибрис, каким он должен быть с практической и художественной точки зрения, когда он появился, его история интересует сегодня многих. С давних пор стал экслибрис и предметом коллекционирования. Известны многотысячные собрания этих графических миниатюр.

Заметное место в искусстве петербургского - ленинградского книжного знака в 1920-е годы играли бывшие художники из объединения «Мир искусства» и среди них А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. С. Кругликова, А. Н. Лео, С. В. Чехонин, Д. И. Митрохин и конечно несравненная и великая А. П. Остроумова-Лебедева. Художники старались в условиях нового времени уйти в своих работах от чисто мирискуснического принципа стилизованной декоративной условности. Без их творческого начала не было бы не только ленинградского экслибриса, но и всего российского книжного знака в целом.

Ленинградское общество экслибрисистов (ЛОЭ) — объединение ленинградских коллекционеров книжных знаков (экслибрисов), библиофилов и художников книги было образовано в ноябре 1922 года с целью «...объединить Ленинградских любителей и собирателей книжных знаков, научно работающих в этой области...». Спустя два года возникла идея публикации «Трудов ЛОЭ». Первый номер (с маркой ЛОЭ работы А. М. Литвиненко) вышел уже в середине 1924 года. Его открывает небольшая, но, по мнению специалистов, исключительно глубокая по содержанию и являющаяся программной по сути, заметка «Что такое экслибрис?»

Всего с 1924 по 1931 год обществом было издано 13 выпусков «Трудов». Кроме докладов, прочитанных членами общества на заседаниях, в «Трудах» публиковались статьи и заметки членов общества, посвящённые истории происхождения и распространения в России книжного знака, старинным русским библиотекам, творчеству отдельных художников-экслибрисистов, вопросам эмблематики и технике экслибриса и многое др. В выпусках даны описания 112 дореволюционных книжных знаков и 160 экслибрисов, выполненных после 1 января 1924 года.

Постоянными рубриками были «Летопись Общества» с характеристикой всех прочитанных докладов, «Новые книжные знаки», «Библиография» и др. Все издания «Трудов ЛОЭ» вышли под общей редакцией российского историка-геральдиста и генеолога, педагога, члена Русского генеалогического общества в Петербурге и Историко-родословного общества в Москве В. К. Лукомского (1882- 1946)
Среди членов–корреспондентов ЛОЭ был и наш земляк, ученый-электротехник, профессор Новочеркасского политехнического института А. Г. Белявский (1884—1938).

В 1934 году были изданы «Указатели к "Трудам Л.О.Э.". Они включают подробную информацию о владельцах книжных знаков, упомянутых в выпусках, о художниках – исполнителях экслибрисов, а также сводный указатель содержания.

В 9-10 выпусках «Трудов ЛОЭ» подробно освещен доклад члена-сотрудника ЛОЭ С. А. Карпова «Несколько донских книжных знаков», который был сделан 15 декабря 1925 года на одном из заседаний общества. В докладе приведены интереснейшие сведения о времени появления первого книжного знака на Дону (2-я половина XIX в); об одном из самых ранних донских книжных знаков - суперэкслибрисе донского атамана А. В. Иловайского (примерно 1823-1827 г.г. создания); о первом донском художественном экслибрисе, принадлежавшем генерал-лейтенанту графу Н. Ф. Орлову-Денисову; о современном автору состоянии донского экслибриса. Воспроизведен экслибрис Новочеркасской публичной библиотеки – одной из немногих общественных библиотек, имевших художественный книжный знак.

«Труды ЛОЭ» издавались очень маленьким тиражом – всего 300 экземпляров и сегодня являются большой библиографической редкостью.

В фондах Донской государственной публичной библиотеки хранятся все выпуски трудов «Ленинградского общества экслибрисистов». В экспозиции «Книжного вернисажа» представлена большая часть номеров, а также

  • Указатели к Трудам Ленинградского общества экслибрисистов. Ленинград, 1934
  • Худолей В. В. История Ленинградского общества экслибрисистов (1922-1930). Москва, 2006













Поделиться:
Подбор литературы