ул. Пушкинская, 175А

«Царских путей к геометрии нет!»

9 января 2021 - 1 февраля 2021
Выставочная зона (2 этаж)

Экспозиция представляет редкие издания XVII-XIX в.в., раскрывающие неизвестные стороны частной жизни маленьких будущих императоров и великих князей и княжон.
Однажды греческий царевич Птолемей попросил Евклида научить его геометрии, причем побыстрее и попроще. Гениальный математик ответил царевичу: «Царских путей к геометрии нет!». Этого же правила придерживалась династия Романовых при воспитании наследников.

До глобальных преобразований Российской империи, начатых Петром Великим, всех знатных детей (и не только царского рода) опекали вопреки всяческому здравому смыслу. В допетровской Руси младенцев до года даже не выносили на улицу – считалось, что свежий воздух может навредить малышу. Иностранцы изумлялись: «Стены и полы (в детской) для сбережения тепла обиты сукном, колыбель тоже подбита сукном или мехом, и в ней на пуховых перинках и подушках, под меховым одеялом находится плотно спеленутый младенец». Кроме того, при малейшем капризе чаду тут же давали соску из нажеванного нянькой пряника, завернутого в тряпицу. Этот пряник зачастую сдабривали сладкой водкой или маковым настоем – «для успокоения дитяти». И только в пять лет мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам».
Петру I повезло - его отец, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», оказался прогрессивным родителем и провел крутую реформу внутри собственной семьи. Своему сыну он отменил «сладкие прянички», зато придумал ходунки – легкие кресла на колесиках. И будущий Петр Великий начал бойко передвигаться уже в полгода. Однако из-за ранней кончины отца и внутригосударственных склок систематического образования будущий император так и не получил. Всю свою жизнь Петр Алексеевич писал с грубыми грамматическими ошибками в отличие от старшей сестры, царевны Софьи Алексеевны, которая была одной из самых образованных женщин своего времени.

Царевен, в отличие от царевичей, не учили управлению государством, но обучали чтению и письму, а иногда и другим наукам. К примеру, известно, что Софья изучала польский язык и латынь, вместе с братом Федором осваивала стихосложение под руководством Симеона Полоцкого, и ее успехи были настолько велики, что учитель даже показывал ей черновики своих произведений, в частности рукопись книги «Венец веры кафолической». Познания Софьи в барочной поэтике, ее пристрастие к аллегорическому мышлению, а главное — стремление превзойти братьев в науках и искусствах несомненны.

Среди экспонатов выставки книги, из которых можно узнать, как и чему учили царских детей:

  • Симеон Полоцкий. Псалтырь рифмотворная. Москва, 1680
  •   Глинский Б. Б. Царские дети и их наставники. М., 1899.
  • Майков П. Дневник Гордона во время его пребывания в России. Гл. 1 // Русская старина : ежемес. ист. изд. 1916, т. 165 (фев.).
  • Штелин Я. Я. Из записок Штелина, бывшего библиотекаря Петра III : Штелин о перевороте 1762 года // Русский архив, изд. Петром Бартеневым. 1890, кн. 3.

Первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учетом новых реалий, стал император Павел I. Императрица Елизавета Петровна приходилась маленькому Павлу теткой по отцу и, хотя она и не была в полном смысле этого слова образованной женщиной, прекрасно осознавала, насколько важно дать империи монарха с европейским образованием и независимым образом мышления. Она приставила к цесаревичу талантливых наставников – известного в те годы писателя Семена Андреевича Порошина, видного дипломата Федора Дмитриевича Бехтеева, дипломата и государственного деятеля Никиту Ивановича Панина. Будущему императору прививали любовь к русскому народу и умению снисходительно относиться к человеческим слабостям, но самому строго следовать по пути добродетели. Все эти тезисы, подробно изложенные в дневниках писателя Порошина, и послужили толчком для дальнейшего развития русской педагогической мысли.

Записки и воспоминания воспитателя Павла I Семена Андреевича Порошина можно увидеть среди экспонатов выставки:

  • Порошин С. А. Записки, служащие к истории Его Императорского Высочества благоверного государя цесаревича и великого князя Павла Петровича, наследника престола российского. СПб. : Тип. Карла Крайя, 1844.
  • Порошин С. А. Сто три дня из детской жизни императора Павла Петровича : (неизданная тетрадь Записок С. А. Порошина) / с предисл. и примеч. изд. // Русский архив, изд. при Чертк. б-ке библиотекарем Петром Бартеневым. 1869, № 1
Обучение маленьких принцев и принцесс иностранным языкам основывалось на прямом общении с носителями языка, которых как можно раньше зачисляли в штат царственных младенцев. Результаты не заставляли себя ждать. О своем четырехлетнем внуке Александре Екатерина II писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и еще более по-французски и по-английски. Для лучшего закрепления и систематизации языковой подготовки к Александру был приглашен швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп, подготовивший для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов надо прочесть в оригинале. «Великой князь Александр Павлович читает с исправностию и когда содержание ему нравится или возбуждает любопытство, он заставляет слушать себя с удовольствием» - так характеризовал Лагарп языковые успехи своего воспитанника.

Для своих внуков Александра I и его брата Константина Екатерина II разработала целую педагогическую систему, которая стала продолжением идей императрицы Елизаветы Петровны. Прежде всего Екатерина Великая ценила в воспитании разумность и систематизацию: «Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения», – писала она. И отмечала: «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать». Главное же достоинство в наследниках престола императрица видела «в общем благоволении к роду человеческому».

При этом Екатерина II была строга и неукоснительно требовала соблюдений своих правил от учителей наследников – даже от светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова, видного государственного деятеля того времени. Например, детские капризы и ложь приравнивались Екатериной к болезни, которая требует немедленного лечения.

Дети вставали в 6 часов утра и уже в 7 принимались за уроки. В 9 шли здороваться с бабушкой. В 10 утра начинались классы (занятия с преподавателем). И так – до самого вечера: к примеру, с 17:00 до 19:00 мальчики занимались фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой, танцами и пр. В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гримом четко обозначено: «Я намерена воспитывать Александра как можно проще. Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы». И бабушке это удалось – ее любимый внук Александр в итоге переиграл Наполеона, перед которым склонилась вся Европа.

На выставке представлено несколько изданий повествующих о воспитании Александра I:

  • Греч Н. Биография императора Александра I. Ч. 5 : [Мелкие сочинения. 2-е изд. СПб. : Тип. Н. Греча, 1838].
  • Лагарп Ф. Записки Лагарпа графу Николаю Ивановичу Салтыкову о воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей 1786-1789 гг. [Ч. 1] / сообщ. Н. П. Дуров // Русская старина : ежемес. ист. изд. 1870, кн. 1 (янв.).
  • Сухомлинов М. И. Фридрих-Цезарь Лагарп, воспитатель императора Александра I // Сухомлинов М. И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т. 2. СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1889. С. 35-204.
Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, как не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам. Образование детей включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Я.К. Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Об этих и других правилах повествуется в представленных на выставке изданиях:

  • Шильдер Н. К. Император Александр Первый : его жизнь и царствование : с 450 ил. Т. 1. СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1897
  •  Екатерина II. Собственноручные черновые «Правила учащемуся» // Письма и бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Императорской публичной библиотеке / изд. А. Ф. Бычковым. СПб. : Тип. 2-го отд. собств. Его Имп. Величества канцелярии, 1873
  •  Грот Я. К. Екатерина II в переписке с Гриммом. СПб. : Тип. имп. акад. наук, 1879.
При Павле I режим воспитания в императорской семье был весьма жесткий. В 1800 году Император назначил 55-летнего генерала М. И. Ламсдорфа воспитателем своих детей, Николая и Михаила, предупредив: «Не сделайте из моих сыновей таких повес, как немецкие принцы». И Ламсдорф постарался. Будущего императора Николая I и его брата пороли розгами, щипали, лупили линейкой, били головой об стену. «Граф Ламсдорф сумел внушить нам одно чувство – страх, - писал Николай I спустя годы. – Его строгость с запальчивостью отнимала у нас чувство вины, оставляя досаду за грубое обращение, часто незаслуженное». Памятуя о несчастливом детстве, император Николай I запретил физические наказания.

Будущий император Николай I рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Почти каждая игра с его участием заканчивалась скандалом - то он бил своих товарищей, то ломал их игрушки. Великий князь органически не терпел, когда не он, а кто-либо из его сверстников занимал ведущее положение. Тогда он пытался восстановить свое первенство силой. Способности его были не выше средних, и поэтому он добивался лидерства преимущественно насилием. Будущий император был совершенно лишен чувства юмора и не понимал шуток и никогда не признавал своих ошибок. Тем не менее это вряд ли оправдывает методы воздействия на него Ламздорфа, который позволял себе бить маленького Николая линейкой и даже ружейными шомполами. Наказывали великих князей и розгами. Впрочем, это было известно матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и заносилось на страницы ежедневного журнала, который вели воспитатели. Как рассказывал впоследствии сам Николай I своему сыну Александру (будущему императору Александру II), Ламздорф не раз хватал его за грудь или за воротник и так ударял об стену, что он почти лишался чувств.

Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к внешней стороне военного дела: разводам, парадам, смотрам. Но особенно отличался Николай, испытывавший к этому чрезвычайную, иногда просто непреодолимую тягу. Едва он вставал с постели, как тут же принимался с братом Михаилом за военные игры. У них были оловянные и фарфоровые солдатики, ружья, алебарды, гренадерские шапочки, деревянные лошадки, барабаны, трубы, зарядные ящики. Страсть к фрунту, преувеличенное внимание к внешней стороне армейской жизни, а не к ее сути сохранились у Николая на всю жизнь.
Многие интересные факты и фрагменты из детской жизни Николая I, можно увидеть в представленных на выставке книгах:

  • Лалаев М. С. Император Николай I, зиждитель русской школы. СПб. : Тип. М. Стасюлевича, 1896.
  • Шильдер Н. К. Император Николай Первый : его жизнь и царствование. Т. 1. СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1903.
Колыбелью императора Александра II была Москва. В среду на Пасхе, 17 апреля 1818 года, в исходе 11-го часа утра, в архиерейском доме, что при Чудовом монастыре – ныне Николаевский дворец, - великая княгиня Александра Федоровна разрешилась от бремени сыном-первенцем, нареченным Александром. 201 пушечный выстрел возвестил первопрестольной столице о рождении великого князя.

Царственный ребенок зимой жил с родителями в Аничковом дворце, лето же обыкновенно проводил с ними в Павловске у императрицы Марии Федоровны, которая с любовью наблюдала за его первоначальным воспитанием и руководила выбором надзирательниц и наставниц. Главной воспитательницей назначена маленького Александра была Ю. Ф. Баранова, дочь начальницы воспитательного общества благородных девиц Ю. Ф. Адлерберг,близкого друга вдовствующей императрицы, сын которой состоял в должности адъютанта при великом князе Николае Павловиче.

Летом 1824 года, когда Александру Николаевичу минуло шесть лет, началось его военное воспитание под руководством достойного и опытного наставника, всей душой преданного своему делу. Выбор великого князя Николая остановился на лично известном его высочеству капитане Мердере, ротном командире вновь образованной школы гвардейских подпрапорщиков, храбром боевом офицере, израненном в походах 1805 и 1807 годов и бывшем в продолжение многих лет дежурным офицером в Первом кадетском корпусе.

С первых дней Мердер вполне оправдал ожидания и доверие великого князя Николая, который писал ему из Берлина в сентябре 1824 года: «Добрые вести о сыне моем меня душевно радуют, и я молю Бога, дабы укрепил его во всем добром. Продолжайте с тем же усердием, с которым вы начали новую свою должность, утвердите и оправдайте мое о вас мнение. Мне весьма приятно слышать, сколь матушка довольно успехами Александра Николаевича и вашим с ним обхождением».

Постоянной заботой императора Николая было дать наследнику своего престола воспитание, вполне соответствующее его высокому призванию. Тотчас по воцарении он избрал ему в наставники В. А. Жуковского.

Как только назначение Жуковского было решено, Василий Андреевич немедленно садится за составление так называемого «Плана обучения», который утверждал сам император. Главные идеи этого плана, рассчитанного на 12 лет обучения, сводились к воспитанию «не царя, но человека», о чем Жуковский пророчески написал еще в стихотворении, посвященном рождению Александра. Главной наукой Жуковский считал историю. По его мнению, именно она должна была должным образом подготовить Александра к принятию руководства страной в соответствии с требованиями времени. Именно это условие - соответствие - Жуковский видел как наиболее важную вещь. Идти в ногу со временем, а не отставать или опережать его. Еще одним важным предметом Жуковский считал латинский язык как предшественник многих европейских языков и содержащий в себе мудрость предков. Кроме латинского, Александр в совершенстве знал французский, немецкий, английский и польский языки. Так как подбор других преподавателей лежал полностью на Жуковском, нет ничего удивительного в том, что специальные предметы преподавали Александру известные либералы и лучшие представители своего времени. Беседы о праве с Александром вел Сперанский. В разное время с цесаревичем занимались министр финансов Е. Ф. Канкрин, историк К. И. Арсентьев, известный военный теоретик генерал А. Жомини. Особым пунктом в системе Жуковского была военная подготовка. Он считал, что ей надо уделять как можно меньше внимания и оставлял на неё время летних каникул, примерно 6 недель. Жуковский всерьез опасался, что «он привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве - казарму». Однако Николаю Павловичу это не понравилось, и он насильно усилил военную подготовку сына, что, впрочем, желаемого действия не возымело. Александр полюбил «мишуру» парадов, смотров и разводов, но таким блестящим военным инженером, как отец, он не стал. Жуковский учил Александра любить народ. «Без любви монарха к народу не будет любви народа к царю», - говорил он. «Уважай закон: закон, неуважаемый царем, не будет храним и народом», - еще одно мудрое наставление для Александра.

Не удивительно, что под влиянием идей и устремлений такого гуманного, человеколюбивого, верующего человека как Жуковский вырос такой император как Александр II.

Выставка знакомит с воспоминаниями, дневниками и записками наставников и учителей Александра II:

  • Жуковский В. А. Сочинения В. А. Жуковского. Т. 6 : Проза [1835-1852], о воспитании государя наследника [1826-1829] и письма к особам царской фамилии [1826-1849] / под ред. П. А. Ефремова. Изд. 8-е, испр. и доп. СПб. : Изд. книгопродавца Глазунова, 1885;
  • Жуковский В. А. Письма В. А. Жуковского к государю императору Александру Николаевичу (в бытность его наследником-цесаревичем) // Русский архив. 1883, [Кн.] 1. С. I-XXXII.
  • Мердер К. К. Записки К. К. Мердера, воспитателя цесаревича Александра Николаевича, 1824-1834 гг. // Русская старина. 1885. Кн. 7 (июль). С. 27-44
  • Хрущев Б. П. Черты из жизни императора Александра II. I : Цесаревич Александр Николаевич в Калуге в 1837 году : (письмо очевидца) / сообщ. Т. В. Кибальчич // Исторический вестник. 1881. Т. 4 (янв., февр., март и апр.). С. 866-868.
  • Цесаревич Александр Николаевич в письмах к его воспитателю К. К. Мердеру, 1833-1834 гг. // Русская старина. 1886. Т. 50 (апр. - май - июнь). С. 530-548
  • Южаков С. Н. М. М. Сперанский : его жизнь и общественная деятельность : биогр. очерк. СПб. : Тип. Т-ва «Обществ. польза», 1892. (Жизнь замечательных людей : биогр. б-ка Ф. Павленкова)
Последний раздел выставке посвящен детским и юношеским годам императора Александра III. Александра III называют едва ли не лучшим монархом Российской империи. Истинно русский царь, патриот до глубины души, при котором Россия не стала участницей ни одного военного конфликта. За свою миролюбивую политику он был прозван Миротворцем, а в Европе после его преждевременной кончины говорили: «Мы потеряли арбитра, который руководствовался идеей справедливости».

Александр был третьим ребёнком и вторым сыном императора Александра II и Марии Александровны. Наследовать престол должен был его старший брат Николай, Александра же готовили к военной карьере. Но он ничуть не завидовал тому, какое внимание уделяют наследнику престола. Не стремился ни к власти, ни к овладению науками — ему всё это было скучно. Гораздо интереснее было учиться верховой езде, владению оружием, выполнять физические упражнения — тренировать и так недюжинную силу.

Воспитателями великого князя Александра Александровича был генерал-адъютант граф В.А. Перовский, человек строгих нравственных правил, назначенный еще его дедом императором Николаем I. Образованием будущего императора заведовал известный экономист, профессор Московского университета А.И. Чивилев. Академик Я. К. Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки; видный военный теоретик М. И. Драгомиров – тактику и военную историю, С. М. Соловьев – русскую историю. Политические и юридические науки, а также русское законодательство будущий император изучал у К. П. Победоносцева, который оказал на Александра особенно большое влияние. После окончания учебы великий князь Александр Александрович неоднократно путешествовал по России. Именно эти поездки заложили в нем не только любовь и основы глубокого интереса к судьбе Родины, но сформировали понимание проблем, стоящих перед Россией.

С юных лет Александр Александрович был равнодушен к светским увеселениям, предпочитая в свободное время развивать свою силу. Братья подшучивали над ним: «Сашка — это Геркулес нашей семьи», — и ласково называли «бульдожкой». Действительно, по оценкам современников, будущий император не был красив, отличался застенчивостью и «производил впечатление какой-то медвежатости».
Но, несмотря на отсутствие системного воспитания и образования, специфическую внешность, Александр обладал тонкой душевной организацией и очень любил искусство. Более того, он сам учился рисовать у профессора Тихобразова и брал уроки игры на музыкальных инструментах. Впоследствии он будет оказывать значимую поддержку отечественному искусству, соберёт великолепную коллекцию русских художников, а в театрах при его правлении активно начнут ставиться русские оперы и балеты.
Николай Александрович говорил о младшем брате: «Чистая, правдивая, хрустальная душа. В нас, остальных, есть что-то неправильное, лисье. Александр же один правдив и правилен душой».

Братья были очень дружны, и когда Николай во время путешествия по Европе заболел и внезапно скончался, Александр долгое время не мог в это поверить. Тем не менее, отныне именно он являлся наследником российского престола, хотя и был к этому совсем не готов.

В дальнейшем будущие наследники российского престола (дети Александра III) воспитывались в тех же русских традициях.

На выставке представлены воспоминания современников Александра III, которые рассказывают о детских и юношеских годах цесаревича:

  • Бологовская А. П. Из воспоминаний о императоре Александре III // Исторический вестник. 1914. № 1 (янв.). С. 96-102;
  • Император Александр III : [сб. материалов] / [предисл. А. Майков]. СПб. : Тип. В. П. Мещерского, 1894. 280, [2] с. : ил., [1] л. фронт. (портр.), [15] л. портр., факс. ;
  • Фирсов Н. Н. (Л. Рускин). Воспоминания о цесаревиче Николае Александровиче и императоре Александре III в юности // Исторический вестник. 1909. Т. 115. С. 44-75.

Поделиться:
Подбор литературы