ул. Пушкинская, 175А

Выставка «ЧЕМУ УЧИЛИ В ПРЕЖНИЕ ВЕКА…»

5 октября 2023 - 29 октября 2023
Выставочная зона (1 этаж)

Процесс становления и развития народного образования в Области Войска Донского проходил в более поздний период, чем в Центральной России. Проведённая в 1787 году по приказу атамана А. И. Иловайского перепись грамотных казаков выявила удручающую картину и послужила толчком к принятию мер, направленных на развитие образования на Дону, а открытие во второй половине XIX века целого ряда учебных заведений обеспечило довольно высокую грамотность населения Донского края. По данным историков, к 1910 году на Дону 68,7% казаков (85,5% мужчин и 48,1% женщин) были грамотными, тогда как в целом по России грамотных было 21%, а к 1919 году, по словам профессора В. В.Богачёва, у донских казаков в среднем на тысячу человек населения приходилось 732 грамотных мужчины и 434 женщины, тогда как в европейской части России соответственно 326 грамотных мужчин и 137 женщин.

Войсковая гимназия

Одним из первых шагов к системе мер, направленных на развитие образования в Донском крае, стал обнародованный 5 февраля 1790 года приказ Войскового правительства об открытии в Черкасске Народного училища. В 1805 году на базе Народного училища в Черкасске была открыта Войсковая гимназия – первое среднее учебное заведение на  Дону, которая очень скоро превратилась в настоящий культурный центр донского края. Ее выпускники уже в ближайшие десятилетия составили костяк административного аппарата быстро развивающейся Области Войска Донского. После переноса войсковой столицы в строящийся Новочеркасск гимназия в 1808–1809 гг. тоже переехала на новое место.

Программа обучения в Войсковой гимназии была весьма обширной и насыщенной. Например, курс истории состоял из древней, новой и отечественной истории, мифологии, а также древностей (видимо, археологии). Всего отводилось на историю 6 часов в неделю. Курс философии включал: логику, всеобщую грамматику (теорию языкознания), изящные науки (музыку, живопись, ваяние и зодчество, поэзию, мимику, танцевальное искусство), эстетику, риторику (ораторское искусство), психологию, нравоучения (историю права), народное право, политическую экономию. Курс философии читали из расчета 5 часов в неделю. В гимназии также преподавали латынь, немецкий и французский языки. Впоследствии с расширением военных действий России на Кавказе начали изучать и восточные языки (до 1869 г. изучали арабский, татарский, аварский, абхазский языки). Учебная программа по географии делилась на общую и отечественную. Последняя в начале XX в. стала называться родиноведением. Обширные познания получали учащиеся и в области математики. Она имела в те времена следующие разделы: арифметика, механика, алгебра, тригонометрия. Не меньшее значение придавалось также изучению физики. Немалое место в образовательной программе гимназии отводилось естественной истории. Естествознание как совокупное представление о природе становилось частью общей культуры молодого человека. Поэтому учащиеся подробно изучали донскую и гражданскую архитектуру.

В основном фонде Донской государственной публичной библиотеки хранится 21 издание из библиотеки Войсковой гимназии. На выставке экспонируется 4 из них.

Гильфердинг А. Ф. Собрание сочинений. Т.1 (1868)

Александр Федорович Гильфердинг (1831 – 1872) – русский славяновед, фольклорист, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1856). Занимался изучением истории прибалтийских славян.

В первом томе собрания сочинений Гильфердинга опубликованы статьи по современным вопросам славянства;

Костомаров Н. Богдан Хмельницкий (1870)

Работа Николая Ивановича Костомарова (1817-1885) - историка, общественного деятеля, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской академии наук, о Богдане Хмельницком, его эпохе и об историческом решении присоединения Украины к России, основанная на тщательном изучении документов и свидетельств современников;

Соловьев С. Русская летопись для первоначального чтения (1866)

«Русская летопись для первоначального чтения» видного российского историка С.М. Соловьева, представляет собой общедоступное изложение «Повести временных лет».

Соловьев так описывал свою работу над «Русской летописью»: «Начиная этот труд, я руководился следующими побуждениями: во-первых, я думал, что нет ничего доступнее для молодых читателей, как простое и вместе с тем живое повествование древних наших летописцев, повествование безыскусственное о делах юного народа, только что начавшего общественную жизнь с ее первоначальными простыми отношениями; во-вторых, я считал полезным познакомить молодых русских читателей с самым важным памятником нашей древней литературы, тем более что многие из них, по своим специальным занятиям, будут не в состоянии познакомиться с ним в подлиннике, в-третьих, наконец, я имел в виду пользу, какая могла произойти от моего труда для изучения того периода русской истории, который всего более затрудняет юношество в сухих учебниках; причины же, по которым я избрал именно только древнюю русскую летопись до половины XIII века, надеюсь, будут понятны всякому, кто знаком с источниками нашей древней истории: известно, что летописи после половины XIII века теряют уже те живые краски, которыми отличаются летописи древние»;

Всеобщее землеописание: география для чтения. Т.2 (1866)

Издание включает в себя сведения о государственном устройстве, истории и экономике, языке, религии, демографии и национальных традициях, а также природе и климате разных стран мира. Первые два тома посвящены Европе, третий том – странам Азии, Африки и Америки.

Каждый том выходил в течение года отдельными выпусками.

Мариинский Донской институт

Важнейшим событием в становлении женского образования в Области войска Донского стало создание 22 июля 1853 года в городе Новочеркасске по ходатайству атамана М. Г. Хомутова Мариинского Донского института благородных девиц. В институт принимались своекоштными воспитанницами (находящиеся на собственном содержании) девочки 8 лет, а казенными или войсковыми — 9 лет. Для поступления в приготовительный класс требовалось умение читать и писать по-русски.

В институте преподавались: Закон Божий, русская и французская словесность, арифметика и «понятия об измерениях, нужнейшие сведения из естественной истории и физики», география и история всеобщая, история России, рисование, чистописание, церковное пение, танцы, рукоделие, домашнее хозяйство. Музыкальное образование давалось за дополнительную плату.

Выпускницы получали звание домашних учительниц, некоторым из них за «благонравное» поведение и успехи в учебе при выпуске жаловалось золотое вензельное изображение имени царицы, которое должно было носиться на левом плече на голубой ленте. Также некоторым выпускницам жаловалась одна золотая и две серебряных медали.

В феврале 1917 года были отменены сословия, поэтому весной 1918 года институт стал именоваться Мариинским Донским институтом.

О содержания обучения в Мариинском Донском институте можно судить по учебным пособиям из библиотеки института. Фонд основного хранения Донской публичной библиотеки содержит 116 учебников и учебных пособий с печатями этого учебного заведения.

На выставке экспонируются следующие издания из фонда библиотеки Мариинского Донского института:

Линберг А. Учебник географии России (1910)

Линберг Андрей Леонардович (1837-1904) - географ, педагог, автор первых российских учебных атласов. Первый из них (большой, иллюстрированный) появился в 1873 году, а за ним последовали ещё атласы трёх типов. Им были изданы также стенные карты для учебных заведений, четыре учебные книги, составляющие полный гимназический курс географии, и книга «Открытия и завоевания испанцев в Новом Свете» (М., 1892);

Волкова М. М., Вольфсон В. Д. Курс гигиены для средних учебных заведений (1906)

Пособие «Курс гигиены для средних учебных заведений» врача М. М. Волковой, бывшего преподавателя гигиены в Мариинской женской гимназии Санкт- Петербурга, и кандидата естественных наук В. Д. Вольфсона, соединяет анатомо-физиологические знания об организме человека с личной гигиеной и гигиеной спорта.

Мариинская Донская женская гимназия

27 августа 1860 года в Новочеркасске открылось девичье училище первого разряда, 29 августа 1867 года училище было преобразовано в гимназию, а в 1870 году гимназия была «доведена до состава 7 классов и наименована «Мариинская Донская женская гимназия». Мариинскими назывались учебные заведения, которые относились к ведомству императрицы Марии Федоровны и получали средства от этого ведомства. Новочеркасская Мариинская Донская женская гимназия была войсковой и содержалась на средства войска и платы за обучение.

В фонде Донской публичной библиотеки хранится 49 изданий этого учебного заведения. На выставке представлены издания:

Лоренц Ф. Руководство к всеобщей истории (1855)

Фридрих Лоренц (1803 – 1861) – российский историк, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, директор одного из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга, знаменитой Петришуле.

«Руководство ко всеобщей истории» было изначально написано по-немецки, и русский перевод вышел неудачным, из-за чего в России современниками этот учебник был оценен резко отрицательно, однако позже в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона было отмечено, что Руководство ко всеобщей истории» «внесло в преподавание истории живую струю, вытеснив сухие и руинные учебники Кайданова и Смарагдова»;

Стасюлевич М. История средних веков (1863)

Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826— 1911) — российский историк и публицист, редактор журнала «Вестник Европы».

Монументальная хрестоматия по истории средних веков Стасюлевича признана важным явлением в российской исторической литературе.  Работа основывается на произведениях писателей и исследователей разных эпох и дает возможность углубленного изучения истории Средневековья.

Хрестоматия М. М. Стасюлевича уже более полутора столетия считается незаменимой книгой для тех, кто преподает и изучает историю этого периода;

Семенов Д. Отечествоведение. Т.1 Северный край и Финляндия (1864)

Многотомное издание «Отечествоведение» стало главным известного писателя и педагога Д. Д. Семенова. Дмитрий Дмитриевич Семенов (1834-1902) преподавал географию и историю в разных гимназиях, Смольном институте.

Отечествоведение до 1917 года было обязательной частью гимназического курса. Предмет представлял собой синтетический курс нескольких наук, прежде всего истории и географии. Учащиеся подробно изучали как собственный регион, так и другие регионы своей страны.

Все тома «Отечествоведения» построены по единому плану, в соответствии с которым дается полное историко-географическое и статистическое описание определенного региона.

Труд Д. Семенова отличается значительной информационной наполненностью, текст сопровождается отдельными очерками, статьями, написанными путешественниками и учеными, наилучшим образом раскрывая какой-либо из затронутых вопросов.

В «Отечествоведении» очень много ценной информации о современном на тот момент состоянии разных сторон жизни различных областей Российской империи: административном устройстве, развитии торговли, путей сообщения, промышленности. Таким образом, в этом сочинении сочетаются данные по экономической и физической географии, истории и статистике, природоведению, охватывающие огромную территорию Российской империи;

Бороздин А.К. Учебная книга по истории русской литературы. Ч.3 (1915)

Александр Корнилиевич Бороздин (1863-1918) – литературовед и историк литературы. С 1908 года вместе с Е. В. Аничковым возглавлял работу над многотомной «Историей русской литературы».

«Учебная книга по истории русской литературы», соста­вленная применительно к программе гимназий и реальных училищ, разделяется на три части:

первая заключает в себе курс V класса - обзор народной словесности и древнерусской письменности;

во второй части излагается история нашей литературы от эпохи Петра Великого до Пушкина включитель­но, что составляет курс VI класса

в третьей части дается очерк развития русской литературы времени императоров Ни­колая I и Александра II, т. е. курс VII и VIII классов.

Со­единяя курсы последних двух классов в одну книгу, автор имел в виду общий характер своего изложения, при котором разбор литературных произведений связан с биографиями писателей; 

Новочеркасское казачье юнкерское училище

Созданию Новочеркасского казачьего юнкерского училища способствовала несовершенная система комплектования офицерским составом русской армии в середине XIX века. Образовательный уровень донских казачьих офицеров был чрезвычайно низким. В период с 1853 по 1871 год из военно-учебных заведений были выпущены в казачьи войска всего 378 офицеров, из них в Донское казачье войско выпускались ежегодно не более 10 офицеров при среднем ежегодном числе штаб- и обер-офицеров Донского казачьего войска в 1 700 человек.

Для повышения уровня образованности донских офицеров предпринимались различные меры. Были открыты отделения при Новочеркасской и Усть-Медведицкой гимназиях, в которых помимо общеобразовательных изучались военные дисциплины. Однако предпринимавшиеся меры не давали необходимого количества подготовленных в военном деле офицеров. Донское казачество остро нуждалось в открытии своего специализированного учебного заведения.

В 1863 году началась работа по составлению проекта «Положения о юнкерском училище в войске Донском». После незначительных изменений 6 мая 1869 года было утверждено «Положение о «Новочеркасском урядничьем училище» с числом обучающихся 120 человек.

Новочеркасское урядничье училище по учебной части подчинялось Главному управлению военно-учебных заведений, а по всем остальным вопросам – Главному управлению иррегулярных войск. Учебный год продолжался 9 месяцев, с 15 августа по 15 мая, затем производились выпускные и переводные экзамены. По окончании экзаменов урядники проходили стажировку в Донском учебном полку, а после назначались для дальнейшего прохождения службы в первоочередные донские казачьи полки.

В 1871 году Новочеркасское урядничье училище было переименовано в Новочеркасское юнкерское училище, что уравняло его в правах с регулярными юнкерскими училищами.

За время существования юнкерского училища из его стен вышло немало выдающихся людей, среди которых наиболее известны основоположник российского кинематографа А. А. Ханжонков, знаменитый оружейник Ф. В. Токарев, красный командарм Ф. К. Миронов, героический защитник Сталинграда Т. Т. Шапкин, донской поэт Н. Н.Туроверов и многие другие.

Учебная библиотека Новочеркасского юнкерского училища представлена в фонде Донской публичной библиотеки 49 изданиями. На выставке экспонируются:

Золотарев А. М. Военно-географический очерк окраин России и пути в соседние территории  (1912)

Аким Михайлович Золотарев (1853—1912) — русский генерал, профессор Николаевской академии Генерального штаба, сенатор, военный писатель. В учебнике дается описание Европейской части России, Кавказа, Сибири и Средней Азии;

Краевич К.Д. Сокращенный учебник физики (1903)

Константин Дмитриевич Краевич (1833—1892) — российский педагог-физик, профессор, автор наиболее распространённого в Российской империи учебника физики для гимназий и коммерческих училищ. По рекомендации П. Л. Чебышева с 1862 года занимался составлением учебников по физике, алгебре и астрономии (космографии), которые переиздавались вплоть до 1920-х годов.

«Учебник физики» К. Д. Краевича был основным учебником для средних учебных заведений (школ) России с 1862 г. по 1922 г.;

Иванцов – Платонов А. М. О западных вероисповеданиях (1906)

Иванцов-Платонов Александр Михайлович (1836 —1894) протоиерей Русской православной церкви, богослов, церковный историк, проповедник, писатель. В 1872 г. по инициативе С. М. Соловьева он был назначен на кафедру церковной истории Московского университета. Среди университетских курсов Иванцова-Платонова одно из первых мест занимает историография раннего христианства; 

Иловайский Д. Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского (1880)

Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) — российский историк, публицист, действительный член Московского археологического общества, Общества любителей русской словесности, Общества истории и древностей Российских, почетный член Ростовского-на-Дону общества истории, древностей и природы. Учебники Иловайского побили все мыслимые рекорды по количеству изданий. Его «Руководство к русской истории. Средний курс» с 1860-х годов по 1914 год выдержало 44 издания. «Сокращенное руководство к всеобщей истории. Курс младшего возраста» было издано 32 раза, а «Краткие очерки русской истории. Курс старшего возраста» 26 раз.

Труд Иловайского «Куликовская победа Дмитрия Ивановича Донского» дополнял знания учащихся, полученные на уроках отечественной истории о знаменитой битве;

Костенко Л. Средняя Азия и водворение в ней русской гражданственности (1871)

Костенко Лев Феофилович (1841 – 1891) - русский генерал, дипломат, военный востоковед, участник Среднеазиатских походов.

В издании дается географический обзор Средней Азии и краткая характеристика среднеазиатской территории.

Петровское реальное училище

Одной из самых больших коллекций среди библиотек учебных заведений Области войска Донского в фонде Донской государственной публичной библиотеки является коллекция библиотеки Петровского реального училища (свыше 600 ед. хр.).

Открытие 8 сентября в 1873 году первого среднего специального учебного заведение Ростова — Петровского реального училища было значимым событием для развития профессионального образования на Дону. В начале 1870-х годов Городская Дума выступила перед правительством с просьбой открыть реальное училище в Ростове-на-Дону, и после получения согласия министр народного просвещения обратился к императору Александру II с прошением о присвоении учебному заведению названия «Петровское» в честь 200-летия со дня рождения Петра Великого. Глава государства предложение одобрил.

Учились здесь только мальчики. Они носили форму учебного заведения и назывались реалистами. Каждый год количество учеников увеличивалось и даже в подготовительный класс брали не всех — оценивался уровень знаний ребенка и наличие мест (тогда это называлось — вакансий) в классах.

В училище были платное и бесплатное отделения. Выпускниками училища были Григорий Бахчисарайцев — государственный и общественный деятель, Михаил Кондратьев — архитектор, создатель ростовского Дворца железнодорожников и Круглого дома в Таганроге и др.

Преподавание в училище было строгим. Дети постигали химию и физику, черчение, алгебру и геометрию, историю и Закон Божий, а также два иностранных языка и родной русский. Оценки ставили и за поведение, а прогульщиков могли не допустить до экзаменов.

В учебном заведении были метеорологическая станция и оранжерея.

На выставке представлены следующие издания из фонда библиотеки Петровского реального училища;

Орлов А. П. Руководство к геометрическому линейному черчению (1877)

Автор учебника - Александр Петрович Орлов (1844-1889), ученый-сейсмолог, историк, статистик. Около 20 лет ученый собирал сведения о землетрясениях. За цикл публикаций о землетрясениях в Сибири А. П. Орлов был удостоен золотой медали Императорского русского географического общества, а его каталог землетрясений был издан в типографии императорской Академии наук.

Руководства к практической зоологии издаваемые Анатолием Богдановым (1861)

Анатолий Петрович Богданов (1834 —1896) — русский зоолог, антрополог, историк зоологии, один из основателей российской антропологии, основатель первых антропологических учреждений в России, популяризатор естественных наук, член-корреспондент Петербургской академии наук (1890). Он один из основателей антропологических исследований в России, организатор первых антропологических учреждений и популяризатор естественнонаучных знаний;

Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания (1866)

Александр фон Гумбольдт (1769 –1859) – немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, член Королевской Прусской АН (1800), почётный член Петербургской Академии наук (1818).

«Космос. Опыт физического описания мира», в котором была создана целостная физическая картина мира и критически переработано двухтысячелетнее изучение мира, вышел в свет в 1845 году. В пяти томах сведено воедино все сущее в небесах и на земле, от туманностей до мхов, от пейзажной живописи и поэзии до миграции рас. 

«Космос» был сразу же переведен на английский, датский, итальянский и нидерландский языки, еще через год — на французский, а еще год спустя — на русский, и стал научным бестселлером (Гумбольдт называл переводы «ненемецкими детьми “Космоса”»). В итоге издание, вышедшее в четырех томах (1845, 1847, 1852, 1857) из задуманного 5-томника (5 том остался неоконченным из-за смерти Гумбольдта) было переведено на все европейские языки и многократно переиздавалось. Уже к 1851 году общий тираж этого издания, по подсчетам Гумбольдта, достигал 800 тысяч экземпляров.

В 1869 издатели отмечали, что «Космос» является самой читаемой книгой после Библии.

Новочеркасская частная женская гимназия А. Д. Дувакиной

В 1882 году появился подготовительный пансион А. Дувакиной, вскоре преобразованный в частную женскую прогимназию. В 1907 году на ее базе открыли частную женскую гимназию со всеми правами государственных заведений.

Сначала она была семилетней, а с 1911 года — восьмилетней за счет открытого педагогического класса.

В феврале 1917 года местная власть на основе законов и распоряжений Временного правительства предложила Дувакиной передать гимназию под управление города. Она отказалась, и учреждение закрыли.

На выставке экспонируются следующие издания из частной женской гимназии А.Д. Дувакиной

Соколов А. Очерк методики и дидактики учебной географии (1903)

Соколов, Аркадий Федорович - русский педагог. Преподавал географию в Царскосельской гимназии (1870—1883) и в Историко-филологическом институте; был членом особого отдела ученого комитета министерства народного просвещения, членом редакционного комитета комиссии народных чтений. В «Журнале Министерства Народного Просвещения» и «Русской Школе» поместил ряд статей по методике географии. Отдельно вышел его «Очерк методики и дидактики учебной географии» в 1884 году.

Андреев Н. (Николин Н.) Великий переворот или великая французская революция (1908)

Андреев Николай Николаевич (1876-1954) - историк, публицист. Данное издание использовалось в учебном процессе в качестве дополнительной литературы.

Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе (1902)

Павел Николаевич Ардашев (1865 –1924) – российский историк. С 1896 года по 1898 гг. находился в заграничной командировке, работая преимущественно в парижских и некоторых провинциальных архивах Франции. Результатом этих работ было трехтомное исследование о провинциальной администрации во Франции перед революцией, переведенное (не полностью) на французский язык в 1909 г. под заглавием: «Les Intendants de province sous Louis XVI» (Париж, 1909), на русском языке работа вышла под названием «Провинциальная администрация во Франции в последнюю пору старого порядка. 1774—1789. Провинциальные интенданты. Том I.».

Работы П. Н. Ардашева послужили для французских историков толчком для дальнейших конкретных исследований в области административной истории дореволюционной Франции.

Издание Ардашева П .Н. «Абсолютная монархия на Западе» использовалось в учебном процессе в качестве дополнительной литературы.

Ростовское-на-Дону коммерческое училище

Активное вхождение Области войска Донского в торгово-экономические отношения сформировало насущную потребность в высококвалифицированных специальных, поэтому в 1885 году начинают свою работу Таганрогское и Ростовское коммерческие училища.

В Ростовском коммерческом училище получали образование выходцы из социально обеспеченных слоев населения – преимущественно, дети купцов и богатых коммерсантов. Восьмилетний курс обучения включал в себя пять общих и два специальных класса. Окончившие полный курс удостаиваются звания личного почетного гражданина, а окончившие с отличием – звания кандидата коммерции.

Программа коммерческого училища включала в себя специальный курс обучения и общие предметы.

К общим предметам относились: закон Божий и богословие, русский язык и словесность, психология и логика, немецкий язык, арифметика, алгебра, геометрия с черчением, тригонометрия, бесконечно-малая и аналитическая геометрия, русская и всеобщая история, природоведение и естественная история с практическими занятиями, русская и всеобщая география, космография, физика, рисование, каллиграфия.

Специальный курс обучения включал бухгалтерию; коммерческую арифметику; политическую арифметику (теория долгосрочных финансовых операций); политическую экономию; законоведение; коммерческую географию; химию; товароведение.

Также в программу обучения входили пение, гимнастика и танцы.

Училище стало основой для создания системы коммерческого образования в городе: в 1901 году при нем была открыта Торговая школа, в 1907 году — женское отделение и вечерние коммерческие курсы

В 1907 году было открыто женское отделение коммерческого училища. В том же году при училище открылись вечерние коммерческие курсы. Эти курсы имели целью «сообщить познания по предметам коммерческой специальности, необходимые для сознательного отношения к операциям в торгово-промышленных и финансовых учреждениях». Слушатели курсов наравне со студентами пользовались учебными пособиями, библиотекой и музеем товароведения коммерческого училища. На курсах преподавались: «бухгалтерия, арифметика, общие понятия по законоведению, промышленная и торговая география России, политическая экономия, политическая арифметика, химия, товароведение, немецкий, французский и английский языки, каллиграфия, стенография и письмо на пишущей машине».

В 1918 году, помимо вечерних курсов, мужского и женского коммерческих училищ, в здании располагался Донской коммерческий институт, созданный по инициативе профессоров и преподавателей Донского университета и Высших женских курсов при большой поддержке Ростовского купеческого общества, торгово-промышленного и биржевого комитетов. Просуществовал коммерческий институт недолго. В 1920 году коммерческое училище упразднили, а в здании разместилась промышленно-экономическая школа.

На выставке экспонируется издание из библиотеки Ростовского коммерческого училища:

Скотак А. Упражнения с булавами. Руководство для ведения гимнастических упражнений в учебных заведениях (1902)

Автор книги, Алоизий Алоизиевич Скотак (1886-1918), был преподавателем гимнастики в Тифлисской 2-й мужской Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича гимназии. Он составил свое руководство по подвижным играм на основе изучения опыта Германии, Австрии и Англии, которые особенно активно развивали среди молодежи культ спорта и дух состязательности.

Ростовское-на-Дону мореходное училище

1 июля 1902 года в г. Ростове-на-Дону было открыто мореходное училище дальнего плавания с «приготовительной при нем школой имени графа П. Е. Коцебу». Работа по созданию этого учебного заведения была начата органами городского самоуправления в 1901 году. Предполагаюсь вместо существовавших с 6 декабря 1876 года мореходных классов имени графа П. Е. Коцебу создать училище с приготовительной мореходной школой.

Деятельность училища и школы регламентировало «Положение о мореходных учебных заведениях», высочайше утвержденное 6 мая 1902 г.

Начальником училища стал отставной штабс-капитан корпуса флотских штурманов П. А. Туманов, являвшийся с 1 января 1890 г. заведующим мореходными классами. Обучение как в училище, так и в приготовительной школе при нем должно было вестись по трехлетнему циклу и было платным.

Поступающие в учебное заведение должны были перед вступительными экзаменами пройти медицинское освидетельствование, а поступающие в училище представить еще и документы о выполнении двухмесячного плавательного ценза. Каких-либо сословных ограничений при поступлении в учебное заведение не существовало.

Основной контингент поступающих, как и учащихся составляли «иногородние» православные мещане и крестьяне. Наименьший возраст поступавших был 15 лет, наибольший - 21 год.

Учебный курс состоял из общеобразовательных и специальных предметов. Существенное внимание уделялось приобретению учащимися практических навыков. Именно поэтому многие занятия проводились в мастерских.

Особое внимание уделялось комплектованию библиотеки, а позднее и учебных кабинетов. Многие пособия, инструменты, карты и другие учебные материалы выписывались из-за границы. Книги, учебные пособия и другие издания нередко жертвовались или приобретались на средства «жертвователей», среди которых были как частные лица, так и учреждения. Много книг специального и общетехнического содержания было подарено братьями С. И. и В. И. Кошкиными. Существенное количество подписных газет и журналов поступало из магазина «Новое время» А.С.Суворина, расположенного в г. Ростове-на-Дону.

В кабинетах учебных пособий, помимо книг, карт, атласов, планов, находились морские инструменты, макеты судов, образцы тросов и канатов, коллекция минералов, приборы и другие учебные пособия.

С установлением Советской власти в начале 1920 г. учебное заведение продолжало существовать на прежних основаниях. Преподавательский состав во главе с начальником оставался прежним.

В начале июля 1920 г. Ростовское мореходное учебное заведение было преобразовано в Ростовский-на-Дону техникум водного транспорта.

На выставке представлены следующие издания из фонда библиотеки Ростовского-на-Дону мореходного училища:

Боголюбов Н. История корабля (1879)

Николай Петрович Боголюбов (1820-1898) - морской офицер, писатель, внук А.Н.Радищева.

Книга Боголюбова Н. «История корабля» стала первым сочинением на русском языке, в котором была обобщена вся история кораблестроения и мореплавания с древнейших времен до середины XIX века. Автор стремился сделать свой труд доступным и интересным достаточно широкому кругу неподготовленных читателей. Он использовал множество исторических источников, в том числе и древние изображения кораблей на фресках, каменных рельефах, в средневековых рукописях.

Иллюстрации к изданию выполнил известный российский художник и график, профессор живописи, академик Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1837-1898).

Материал в книге организован по хронологическому и тематическому принципам. Главы посвящены мореплаванию и судостроению в определенные эпохи в различных странах, с античных времен до середины XIX века, а внутри глав даны объяснения всех понятий, касающихся морского дела, сообщается множество интересных фактов по истории мореплавания, кораблестроения, морских войн и географических открытий. Уделяет автор внимание и развитию морской науки, появлению в разные века сочинений в этой области. Н. П. Боголюбов рассматривает историю развития яхтного спорта, конструкции яхт и технику их управления.

Детально изучена история судостроения и судоходства в России. Изложено развитие северных морских портов, таких, как Кола, Кемь, Архангельск. Рассказывается об освоении окраин страны за Полярным кругом, в том числе островов Вайгач и Новая Земля, о торговле по Северному морскому пути и внутренним судоходным рекам. Уделено внимание речному судостроению и судоходству;

Дубяго Д. И. Основы теоретической астрономии (1914)

Дмитрий Иванович Дубяго (1849 – 1918) - известный русский учёный - астроном, исследователь спутников планет Солнечной системы,  доктор астрономии и геодезии, профессор, ректор Императорского Казанского университета (1899-1905), директор Казанской городской обсерватории (1884-1918), основатель и первый директор Астрономической обсерватории им. В. П. Энгельгардта (1901-1918).

За время работы в Казанском университете Д. И. Дубяго организовал научные экспедиции по наблюдению полных солнечных затмений на территории России - в 1887, 1896, 1912 и 1914 гг. Тремя из них он руководил лично.

В 1914 г. вышли его теоретические работы - учебники «Основа теоретической астрономии» и «Практическая астрономия»; 

Школа рисования, живописи и прикладного искусства. Искусство для всех.
Т. 1. и Т. 3. (1914)

Руководство к обучению живописи был издан выдающимися художниками - В.Маковским, И. Репиным, Д. Кипликом. Это единственное в своем роде издание на фоне обширной периодической печати начала ХХ века, посвященное искусству и рассматривающее практические вопросы (наблюдательная перспектива, отмывка тушью, рисование частей человеческого тела, опыты живописи масляной краской и др.).

Издание иллюстрировано множеством рисунков в тексте и цветными иллюстрациями на отдельных листах.

Цель издания - дать возможность всем желающим практически изучить рисование, живопись и прикладное искусство под руководством лучших педагогов, научиться понимать искусство и критически относиться к художественным произведениям.

Ростовская-на-Дону женская гимназия Т. Г. Берберовой

История гимназии началась в начале XX века. Коммерсант Берберов выделил средства на сооружение гимназии, а настоятельницей гимназии стала его жена Такуш Григорьевна. Род Берберовых был известен хорошо известен в Нахичевани-на-Дону. Даже район, в котором купцы Берберовы имели свое поместье, прозвали Берберовкой.

Предполагалось, что в гимназии могут одновременно проживать несколько десятков воспитанниц – именно на такое количество комнат было рассчитано здание.

Плата за обучение в приготовительных классах составляла 60 руб., в остальных – 100 руб. Девушки получали в гимназии всестороннее образование: наряду с точными науками – физикой и математикой в перечень образовательных услуг входили география, пение, история, танцы, рукоделие, рисование и четыре языка – немецкий, французский, армянский и русский.

На выставке представлено 2 книги этого учебного заведения:

Андреевский С. А. Литературные очерки (1913)

Сергей Аркадьевич Андреевский (1847–1918) — российский литературный критик, юрист (работал под непосредственным руководством знаменитого юриста А. Ф. Кони).

После отставки занялся литературным трудом. Переводил стихи французских поэтов: Бодлера, Мюссе, Коппе, Ришпена, Сюлли-Прюдома. Стихи начал писать в 30 лет. Первый сборник стихов вышел в 1886 году. Как критик написал ряд литературных портретов и художественных опытов о М. Ю. Лермонтове, Е. А. Баратынском, Н. А.Некрасове, И. С. Тургеневе, В. М. Гаршине и др.;

Зелинский В. А. Критические комментарии к сочинениям А. Н. Островского (1910)

Зелинский Василий Аполлонович - педагог, методист, составитель многочисленных пособий по русскому языку и словесности, истории, книгоиздатель. Преподавал в Московском Александро-Мариинском институте и других учебных заведениях.

Поделиться:
Подбор литературы