ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Летописец казачьих песен: к 150-летию со дня рождения А. М. Листопадова»

15 сентября 2023 - 15 октября 2023
Отдел краеведения (2 этаж)

Из фондов Донской государственной публичной библиотеки на выставке представлены научные и популярные издания, посвящённые жизни и творчеству Александра Михайловича Листопадова, нашего земляка, выдающегося музыканта-фольклориста, этнографа, хорового деятеля, педагога, собирателя и исследователя музыкального фольклора, донских казачьих песен.

Песни донского казачества являются одними из самых замечательных песен, созданных народами России. Эти песни всегда привлекали и продолжают привлекать внимание исследователей и собирателей песен, среди которых первое место, бесспорно принадлежит А. М. Листопадову. Более сорока лет своей жизни (с 1898 года) Александр Михайлович собирал народные песни. В июне 1902 года возглавил фольклорную экспедицию в станицы и хутора 1-го Донского округа для записи донских казачьих песен. Листопадов записал около 1800 народных песен, из них 1225 песен донских казаков, 40 песен казаков-некрасовцев, 70 донских украинских, 30 песен донских калмыков, 70 русских песен, 350 песен Таджикистана.

Существует несколько версий биографии Александра Михайловича Листопадова. Они повторяют информацию, данную в его «Автобиографических заметках» и статьях в энциклопедиях. Ни одна из них не основана на подлинных документах. В Государственном центральном Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК) Ф.147. Д. 517 хранится выпись               из метрической книги Рождества–Богородицкой церкви хутора Чекалова (выпись выдана Листопадову уже в советское время в Сталинграде в 1926 году). Согласно выписи из этой метрической книги, Александр Михайлович Листопадов родился 6 (18) сентября 1873 года в хуторе Чекалове станицы Есауловской, Второго Донского округа, в семье учителя, Листопадова Михаила Артемовича — священника Рождества-Богородицкой церкви (1894-1905) и его жены Куллисты Алексеевой.

В опубликованных же биографиях и автобиографии сообщается, что он родился в хуторе Насонтове станицы Екатерининской. Несомненно, «подправить» факты биографии А. М. Листопадова и многих его современников заставила социально-политическая обстановка в стране. Репрессии против казачества и священнослужителей вынуждали либо к эмиграции или перемене места жительства, либо к фальсификации документов.

  • Рудиченко, Т. С. Фольклористическое наследие А. М. Листопадова: проблемы изучения // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 20. Ростов-на-Дону, 2015. С. 150-159.

Не обладая достаточными средствами для отсылки детей в крупные образовательные центры (Санкт-Петербург, Москву) родители отдавали детей в семинарию. Такая судьба была предначертана и А. М. Листопадову. В 1884 году он поступает в Новочеркасске в духовное училище, а затем по его окончании в 1887 году – в Новочеркасскую духовную семинарию, которую заканчивает в 1894 году. Его сокурсником по семинарии был С. Я. Арефин, также родившийся в станице Есауловской.

В семинарии в течении шести лет изучались дисциплины церковные, включая пение, управление хором (регентская подготовка) и практика переложения музыки для разных составов хора. После окончания семинарии он несколько лет работал псаломщиком (дьяком) в церкви хутора Насонтова Екатерининской станицы (1896-1902).

С 1892 года он начинает собирать и изучать донские казачьи песни, записывая при этом не только тексты, но и напевы. К серьезным занятиям собиранием фольклора А. М. Листопадова привлек Областной войска Донского статистический комитет (ОВДСК). В 1902 году в соответствии с циркуляром № 7207 от 16.05 1902 года, исходившим из Главного управления казачьих войск, предписывалось во всех войсках организовать экспедиции для записи казачьих песен.

Вместе с С. Я. Арефиным, литератором-фольклористом, автором очерков «Донские казаки» (1906), «Донское казачество прежде и теперь» (1907), «Среди песенников казаков» (1912), по решению Донского статистического комитета были командированы в экспедицию для сбоpа донских казачьих песен. Результатом этой командировки стал сборник «Песни донских казаков, собранные в 1902-1903 гг. А. М. Листопадовым и С. Я. Арефиным. Вып. 1 : Для хора разных составов, с сопровождением ф.-п. и без сопровождения» (М., 1911). Впоследствии неоднократно ездил в командировки и экспедиции по заданию Музыкально-этнографической комиссии.

О своей собирательской работе, исследованиях ему посчастливилось докладывать в Московскую музыкально-этнографическую комиссию Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Комиссия отметила, что записи сделаны на высоком уровне. Вот как сам Листопадов описывает начало своей исследовательской деятельности в одной из автобиографических заметок:

«Свою собирательско-исследовательскую работу я начал еще в 1892 году в виде случайных записей от молодых казаков, преимущественно полугородских жителей, каждый раз выбирая одного исполнителя, который казался мне наиболее опытным и голосистым. Такого приема в те времена держались почти все собиратели не только текстов песен, но и напевов. Доведя число записей до тридцати и обработав их в духе общепринятой гармонии, я задумал издать их… Работа моя в отличие от работы большинства собирателей, записывающих одни лишь тексты, осложнялась тем, что я одновременно записывал и напевы, никогда не отделяя от них тексты….».

Особенностью собирательской деятельности А. М. Листопадова и стал тот факт,, что он никогда не отделял тексты от напева. Фольклорист делал запись не части песни, а всего напева полностью, и в этом его огромная заслуга.

  • Листопадов, А. Автобиографические заметки // Советская музыка. 1948. № 7. С. 50-54.

  • Листопадов А. Собирание и запись народных песен // Советская музыка. 1950. № 11. С. 48-53.

С 1903 по 1907 годы учился в Московской консерватории. Одновременно слушал лекции на филологическом отделении Московского университета. Будучи студентом, участвовал в революционных событиях 1905 года, за что был выслан в Саратов, где в 1907–1920 гг. работал в Саратовской консерватории.

После установления советской власти вернулся на Дон, в Новочеркасск. Здесь он преподавал в Донском педагогическом институте; возглавлял музыкальную школу (1923-1934). С 1936 года — в Ростове-на-Дону. Педагогическую деятельность сочетал с культурно-просветительской: организовывал хоры, консультировал руководителей художественной самодеятельности, сотрудничал с Государственным ансамблем песни и пляски донских казаков.

Итогом его жизни, посвященной служению делу сохранения казачьего фольклора, стал сводный 5-томный труд «Песни донских казаков» (1 т. — в 2-х частях), в который вошли около 1200 текстов казачьих песен. Свой труд А. М. Листопадов завершил в 1939 году. Сборник опубликован (1949–1953) — уже после смерти автора.

По оценкам специалистов этот труд не имеет равных по масштабам, представляя собой самую крупную региональную публикацию не только в России, но и в мире. В своде нашли отражение почти все песенные жанры донских казаков (эпические, воинские, обрядовые и другие), в нем содержатся описания народных обрядов, этнографические и метрические справки, отражены особенности исполнительской манеры казаков. Этот труд и в наши дни сохраняет научную и художественно–практическую ценность.

На выставке представлены книги А. М. Листопадова: «Былинно-песенное творчество», «Старинная казачья свадьба» (1947), «Донские былины» (1945), «Донские исторические песни» (1946).

  • Листопадов, А. М. Былинно-песенное творчество. Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1948.

  • Листопадов, А. М. Донские былины. Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1945.

  • Листопадов, А. М. Донские исторические песни. Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1946.

  • Листопадов, А. М. Старинная казачья свадьба. Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1947.

Жизнь и судьба А. М. Листопадова привлекала внимание многих исследователей. Среди авторов Гегузин И. М., ростовский журналист, краевед, литературный критик, автор книг «А. М. Листопадов», «Влюбленный в песню». Он знакомит читателей с основными фактами жизни и деятельности выдающегося собирателя и исследователя донских казачьих народных песен Александра Михайловича Листопадова.         

  • Гегузин, И. М. А. М. Листопадов: (к 75-летию со дня рождения). Ростов-на-Дону, 1948.

  • Гегузин, И. М. Влюбленный в песню: очерк о жизни и деятельности выдающегося собирателя и исследователя донских казачьих народных песен А. М. Листопадова. Ростов-на-Дону, 1974.

  • Гегузин, И. М. Выдающийся фольклорист: к 110-летию со дня рождения А. М. Листопадова // Вечерний Ростов. 1983. 16 сентября. С. 3.

На выставке представлены публикации о жизни и творчестве А. М. Листопадова в книгах и журналах В. Алпатьева, М. Андреева, Б. Лунина, П. Назаревского, Т. Попова, Т. Рудниченко, М. Рыблова, В. Рязанова, С. Семенова, Г. Сердюченко и других.         

  • Алпатьев, В. Г. Море песен – океан души // Алпатьев, В.Г. Как вырастить казака и что такое Казачий Спас? «Море песен – океан Души» Поют сестры Петровские. Ростов-на-Дону, 2017.

  • Андреев, М. Листопадов и современность // Дон. 1965. № 1. С. 156-160.

  • Андреев, М. «Песни донских казаков» (Наследство А. М. Листопадова) // Дон. 1955. № 2. С. 210-216.

  • Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1967. Стб. 217-218.

  • Листопадов Александр Михайлович // Казачество: энциклопедия. Москва : Энциклопедия, 2008 [16] л. ил., цв. ил., портр., С. З46.

  • Листопадов Александр Михайлович // Люди земли Донской. [Ростов-на-Дону] : Омега-Принт, 2008. факс., фот. С. 122-123.

  • Лунин, Б. Александр Михайлович Листопадов // Советская этнография. 1949. № 3. С. 212-213.

  • Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М. : Сов. энцикл., 1976. Т. 3. Стб. 297.

  • Назаревский, П. Собиратель донских песен — А. М. Листопадов // Советская музыка. 1941 . № 2. С. 66-69.

  • Новочеркасск: энциклопедия: посвящается 200-летию Новочеркасска / [автор проекта дир. изд-ва 'Новопринт' В. Ю. Белоусов; сост. и ред. Ю. П. Белоусов]. Новочеркасск : Novoprint, 2005. С. 473.

  • Памяти А. М. Листопадова. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 1997.

  • Попова, Т. А. М. Листопадов // Советская музыка. 1949. № 6. С. 56-64.

  • Рыблова, М. А. Листопадов Александр Михайлович // Этнографическая энциклопедия Волгоградской области ; Администрация Волгоградской области [и др.]. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2017. 542, [1] с. : ил., цв. ил., портр., карт.

  • Рязанов, В. Листопадов Александр Михайлович // Культура Дона в лицах : эксклюзивное досье. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1997. С. 21-22.

  • Семенов, С. Собиратель фольклора А. М. Листопадов // Дон. 1948. № 10. С. 161-172.

  • Сердюченко, Г. П. Жизнь и деятельность А. М. Листопадова // Верхний Дон : региональный литературно-художественный альманах станицы Вешенской. Ростов н/Д., 2018. № 9. С. 3-51, № 10.

  • Сердюченко, Г. А. М. Листопадов / Под ред. Т. Поповой. М., 1955.

  • Сердюченко, Г. Песни донских казаков. М., 1949-1954.

  • Чертова, М. Песенное наследие: к 110-летию со дня рождения А. М. Листопадова // Молот. 1983. 21 сентября. С. 4.

  • Шапошников, И. К. Выдающийся ученый–музыкант // Молот, 1948. 18 сент. С. 3.

Умер Александр Михайлович Листопадов 14 февраля 1949 года в Ростове-на-Дону. Похоронен на Армянском кладбище города.

Память о Листопадове увековечена в Ростове-на-Дону. На доме № 44 по улице Советской ему установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Ростове (Пролетарский район) и станице Краснодонецкой Белокалитвинского района. 17 апреля 1962 года библиотеке казачьей станицы Александровской (ныне территория Пролетарского района Ростова-на-Дону) было присвоено его.      

  •   На доме, где жил А. М. Листопадов, установлена мемориальная доска. А. М. Листопадов : [некролог] // Молот, 1949. 15 февр. С. 4

Донской писатель Михаил Андреевич Никулин, лично знавший Листопадова, посвятил его жизни и творчеству повесть «Погожая осень».         

  • Никулин, М. Погожая осень. Ростов-на-Дону, 1973.

Михаил Андреевич Никулин вот как писал о Листопадове:

«Наследство Александра Михайловича Листопадова с полным правом может быть названо хрестоматией устного поэтического и музыкального творчества донских казаков, хрестоматией донской песни. Сам Листопадов — пример беззаветного, я бы сказал, солдатского служения народу. Для меня за этими общими словами скрывается живой человек, которого я знал…Этот незаметный и удивительно скромный в быту человек был жестковат и настойчив, когда надо было отстоять правду… Он был бесконечно влюблен в песню еще с ранних лет и все время воспитывал в себе остроту восприятия песенного слова, песенного напева… Листопадов был этнографом и художником, музыкантом и поэтом. Этнограф в нем дополнял художника, а художник — этнографа…».

Книги А. М. Листопадова и о нем представлены в полнотекстовом формате в Донской электронной библиотеке


По вашему запросу копии полных текстов статей можно получить через электронную доставку документов.

Л. А. Пономаренко, главный библиотекарь отдела краеведения ДГПБ


Поделиться:
Подбор литературы