Выдающаяся русская художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871-1955) на всем протяжении долгого творческого пути играла значительную роль в искусстве своей страны. С ее именем связаны высокие достижения русской графики начала XX века, ее акварели 1920-1930-х годов принадлежат к числу классических произведений советской художественной культуры. В богатом творческом наследии Остроумовой-Лебедевой много превосходных рисунков и литографий. Но областью, в которой дарование мастера выразилось с наибольшей яркостью, явилась гравюра на дереве.
А. П. Остроумова-Лебедева родилась 17 (5) мая 1871 года в Петербурге. Еще во время обучения в гимназии Анна Петровна начала заниматься в вечерних начальных классах школы Штиглица. С детства маленькой Анне доставляло удовольствие резать по дереву перочинным ножом. Она вырезала азбуку или орнамент; когда подросла, стала копировать иллюстрации из журналов. После окончания гимназии Анна Петровна поступила в Училище технического рисования (школа Штиглица) на граверное отделение. Руководивший этим отделением выдающийся мастер репродукционной гравюры конца XIX столетия Василий Васильевич Матэ отмечал работы молодой художницы, удивляясь твердости и верности ее руки. Тем не менее, Анна Петровна скоро бросила занятия гравюрой, так как ей не нравился ее репродукционный характер – приходилось переводить на доску чужие картины, в то время как хотелось собственной творческой работы.
С 1892 года Анна Петровна начала учиться в Академии художеств на живописном отделении. После прохождения общего курса она поступила в мастерскую И. Е. Репина. Работая с увлечением под руководством знаменитого живописца, стремясь к техническому совершенству, Анна Петровна быстро росла как художник. Однако гравюрой интересоваться не переставала.
Перед выходом на конкурс по совету Репина Остроумова-Лебедева решила поехать на год в Париж. Совершенно случайно, за несколько дней до отъезда, В. В. Матэ, убеждавший ее вернуться к гравюре, показал Анне Петровне цветные итальянские гравюры XVI века. Первое знакомство с этими гравюрами произвело огромное впечатление на Анну Петровну. По приезде в Париж, она серьезно занялась их изучением в Национальной библиотеке.
Одновременно с этим Анна Петровна занималась живописью в мастерской знаменитого Джемса Мэка Нейля Уистлера - одного из крупнейших и удивительнейших художников, влияние которого на современную живопись было огромно. Уистлер - тонкий поэт, соединивший в себе несметные богатства, - тактичность краски французов, аллюр Веласкеза, тон Рейнольдса и поражающий рисунок японцев. Уистлер подверг А. П. Остроумову суровой школе, посоветовав, прежде всего, забыть все то, чему ее учили в российской Академии. Он дал ей совершенно другие понятия о светотени, лепке, живописи и рисунке. К этому же времени относится знакомство А. П. Остроумовой с Александром Николаевичем Бенуа, оказавшим большое влияние на развитие ее крупного таланта.
Вернувшись в Россию, А. П. Остроумова поступила не в мастерскую И. Е. Репина, где училась раньше, а к В. В. Матэ. Здесь она проработала еще год, занимаясь вместе с Серовым, Бакстом, Лансере и Сомовым. В ноябре 1900 года А. П. Остроумова-Лебедева завершает обучение в Академии художеств.
Гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой сразу становятся заметным явлением в русском графическом искусстве начала века. Они с одобрением встречаются ее новыми друзьями, молодыми художниками, образовавшими почти в то же время художественное объединение «Мир искусства» - А. Бенуа, К. Сомовым, Е. Лансере, М. Добужинским и другими. Эта поддержка и атмосфера особого увлечения графическим искусством в среде «Мира искусства» сближает Остроумову-Лебедеву с объединением. Она становится непременным участником всех его выставок, ее работы часто появляются на страницах журнала «Мир искусства». Стояла А. П. Остроумова и у истоков журнала «Мир искусства» и с самого его основания два раза в неделю присутствовала на заседаниях редакции, которые обычно проходили на квартире у А. Н. Бенуа. Но Остроумовой-Лебедевой всегда была чужда орнаментальная изощренность мирискуснической графики, особенно культивируемая журналом «Мир искусства», и характерная для этой же среды увлеченность стилизацией под искусство прошлых лет. Она шла своим путем.
К журналу в качестве своеобразных приложений давались оригинальные оттиски гравюр и литографий.
К № 56 за 1900 год были приложены две вкладки с гравюрами А. П. Остроумовой: одна черно-белая, а вторая - двухкрасочная. В № 1 за 1902 год появилась статья А. Н. Бенуа об архитектуре Санкт-Петербурга. И словно иллюстрации к ней - литографии Е. Лансере и О. Браза и ксилографии Анны Петровны.
В 1902-1904 годах Остроумова-Лебедева режет цикл цветных гравюр, посвященных дворцово-парковым ансамблям Царского Села, Павловска и Петергофа.
К тому времени художница уже нашла своего героя. До этого она переводила на язык гравюры рисунки друзей, изображала натурщиц, делала небольшие пейзажи. Озарение пришло к ней летом 1901 года, которое она вместе с родителями и сестрами проводила в Павловске. «До этого года, - вспоминала она впоследствии, - я плохо знала Павловск и его великолепный парк. Он был восхитительный, очаровательный, особенно весной. Озера, речки, мостики, уединенные беседки на островках. Идешь по дорожке и вдруг приходишь к какому то античному храму...» В Павловске Анна много рисовала, делала акварели. И тогда же исполнила небольшую поначалу серию гравюр, продолженную в следующие годы. Особенно много труда потребовала большая - размером 269 х 354 мм - цветная ксилография «Павловский вокзал», отпечатанная с девяти досок.
В 1901 году художница выполнила 11 сравнительно небольших черно-белых ксилографий с видами Санкт-Петербурга. Ее внимание привлекали набережные Невы, Фонтанки и Мойки, прославленный Цепной мост, Биржа, Ростральная колонна, Новая Голландия. Черного фона здесь уже не было и в помине. Исчезли, хотя и не везде, и прямоугольные рамки, характерные для ранних гравюр. Анна Петровна теперь гравировала черным по белому. Тонкими штрихами намечала облака, затягивающие небо северной столицы. Воспоминание о прежнем чувствуется лишь в ксилографии «Новая Голландия», моделированной толстым черным штрихом и заключенной в прямоугольную рамку.
Так Санкт-Петербург стал главным героем Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Красоты и характер имперской столицы, не утратившей величия и в пору «провинциальности», навязанной советским временем, художница постигала на протяжении всей своей жизни.
Весной 1905 года Анна Остроумова вышла замуж за лаборанта химической лаборатории Петербургского университета, будущего известного ученого, изобретателя синтетического каучука Сергея Лебедева. В 1906 году из-за обострения астматической болезни Остроумова-Лебедева вместе с мужем выехала в Париж, где познакомилась с В. Брюсовым. В 1907 году появились созданные по заграничным впечатлениям гравюры "Версаль в цвету", "Париж. Собор Сен-Северин", "Сен-Клу". В 1908-1910 годах художница вырезала одиннадцать новых цветных гравюр, которые можно назвать "Петербургской сюитой". Ее любимый город представал величественным и мужественным. Шесть листов этой серии связаны с ансамблем Биржи - "Колонны Биржи и крепость", "Перспектива Невы", "Ростральная колонна" и др. Графический язык А. П. Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.
В 1911-1912 годах Остроумова-Лебедева работала над гравюрами, которые должны были иллюстрировать путеводитель В. Курбатова «Петербург». Эта серия небольших черных ксилографий, прекрасно сочетаясь со шрифтом и книжной страницей, в силу особой завершенности композиционного построения может восприниматься и как цикл станковых гравюр.
После 1912 года происходит перерыв в работе А. П. Остроумовой-Лебедевой над петербургским пейзажем. В это время она много путешествовала как по родной стране, так и за рубежом. В 1913 году художница побывала в Голландии, Бельгии, затем третий раз в Италии, в 1914 году - в Испании и Франции. Из поездок она привезла много акварелей. На основе этих впечатлений возникли и интересные гравюры.
В послереволюционные годы А. П. Остроумову-Лебедеву по-прежнему увлекает пейзаж Петрограда. В этом смысле интересны три черно-белые гравюры 1919 года: «Петроград. Набережная около дворца Ольденбурга», «Петроград. Мойка. У Певческого моста», «Петроград. Постройка Дворцового моста и дымы Выборгской стороны».
В 1922 году вышла книга Н. П. Анциферова «Душа Петербурга» с гравюрами А. П. Остроумовой-Лебедевой. Это был цикл из восьми чернобелых ксилографий. Кроме тех гравюр, которые делались специально для этого издания, в книге были помещены и более ранние работы художницы — «Голова Петра I» и «Вид на Ростральную колонну и вазу». На обложке, эскиз которой сделала Н. Е. Морозова (племянница Остроумовой-Лебедевой), была воспроизведена гравюра Анны Петровны «Сфинкс».
В это время А. П. Остроумова-Лебедева пишет и окрестности Ленинграда и волжские пейзажи, и пейзажи Крыма и Кавказа.
Много работала Анна Петровна и над портретами, особенно в 20-30-е годы. В это время ею созданы многие портреты выдающихся советских людей: ученого С. В. Лебедева, артиста И. В. Ершова, художников К. Ф. Богаевского и Е. С. Кругликовой, композитора С. С. Прокофьева, писателя В. В. Вересаева и других.
Свои мысли об искусстве, свой творческий путь и творческий метод Анна Петровна раскрыла в «Автобиографических записках», первый том которых вышел в 1935 году, второй в 1945, а третий в 1951. «Записки» Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой очень интересны и содержательны. Их ценность – в обилии точных фактических сведений. Они дают материал для освещения пути развития русского искусства.
Любовь к отчизне, к родному Петербургу А. П. Остроумова-Лебедева доказала в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Она не покинула осажденный город, потому что верила в победу над врагом. Несмотря на бомбежку, артиллерийские обстрелы, голод, она продолжала работать в холодной, давно не топленной комнате. Рисовала, гравировала, писала дневник и главы второго тома «Автобиографических записок». Под ее руководством и ее работами был оформлен ответный адрес ленинградских женщин женщинам Шотландии, а также книга «Героические женщины Ленинграда». По мере своих сил она участвовала в общественной жизни города.
Изданные в открытках во время блокады две ее серии видов Ленинграда разошлись молниеносно. Много писем она получила с фронта от неизвестных ей героических защитников Ленинграда. Это ей придавало силы переносить тяготы жизни.
В 1946 году по постановлению партии и Правительства А. П. Остроумовой-Лебедевой было присвоено почетное звание Народного художника РСФСР и она была награждена орденом Трудового Красного знамени, а в 1949 году она была избрана действительным членом Академии художеств СССР.
А. П. Остроумова-Лебедева никогда не считала себя книжным графиком, хотя целый ряд ее черных небольших гравюр, не теряя своего самостоятельного значения эстампа, хорошо уживался со страницами книг. Этот момент является немаловажной деталью в творческом облике художницы.
Всю войну А. П. Остроумова-Лебедева провела не оставляя любимого дела. Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но пока было возможно, она продолжала трудиться. Анна Петровна Остроумова-Лебедева умерла 5 мая 1955 года в день, когда ей исполнилось восемьдесят четыре года.
На выставке демонстрируются работы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, выполненные в качестве иллюстраций к изданиям 1-й половины ХХ века:
-
Анциферов Н. П. Душа Петербурга ; Петербург Достоевского ; Быль и миф Петербурга. Репр. воспр. изд.: 1922, 1923, 1924 гг. М. : Книга, 1991. [429] с.
-
Остроумова-Лебедева А. П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах = [Pavlovsk landscapes in wood-cuts]. Петербург : Аквилон, 1923. 13, [5] с.
-
Блок А. Город мой… : стихи о Петербурге-Петрограде / сост. и вступ. ст. Вл. Орлова ; грав. на дер. А. П. Остроумовой-Лебедевой. Л. : Лениздат, 1957. 226, [1] с. : ил.
-
Анна Петровна Остроумова-Лебедева : к 80-летию со дня рождения : кат. выст. / [сост. Е. А. Звиногродская ; годы жизни и творчества, перечень выст. сост. Н. В. Синицыным]. М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1951.62, [1] с., [13] л. ил., портр.
Специальный раздел выставки посвящен книгам и статьям о творчестве художницы и репродукциям её произведений:
-
Бенуа А., Эрнст С. Остроумова-Лебедева / худож. ред. С. А. Абрамова. М. ; Петроград : Гос. изд-во, [1924];
-
Адарюков В. Я. А. П. Остроумова-Лебедева : [ст.] // Мастера современной гравюры и графики = [Masters of modern engraving and art drawing] : сб. материалов / ред. [и предисл.] Вяч. Полонского. М. ; Л. : Гос. изд-во, 1928;
-
Корнилов П. Анна Петровна Остроумова-Лебедева. М. : Искусство, 1950;
-
Сытова А. А. П. Остроумова-Лебедева : [ст.] // Нева. 1957. № 1;
-
Киселев М. Образы родного города : к 100-летию со дня рождения А. П. Остроумовой-Лебедевой : [ст.] // Искусство. 1971. № 10 и другие.
На выставке экспонируются автобиографические записки:
- Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки : [в 3 т.] / [биогр. справка: П. Корнилов]. - Л. ; М. : Искусство, 1935-1951.
Каталог выставкиТ. 2 : 1900-1916. 1945.
Т. 3 : [1916-1944]. М., 1951