ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Столетие лежит на ладони…: к юбилею создания первой писательской организации на Дону»

4 октября 2023 - 27 октября 2023
Отдел краеведения (2 этаж)

5 октября 1923 года писатели Ростова обсудили и приняли программу московской группы «Октябрь», и литературный кружок «Рабоче-крестьянское творчество» организационно был оформлен в Ростовскую ассоциацию пролетарских писателей. Этот день стал днём рождения Ростовской писательской организации.

В начале двадцатых годов в Ростове возникло отделение Всероссийского союза поэтов (СОПО). Его состав был очень пёстрым. Наряду с молодыми поэтами, ещё только ищущими своё творческое лицо, здесь были представители различных декадентских направлений: футуристов, ничевоков, имажинистов, акмеистов и т. д. Нэповский Ростов был неплохой почвой для оживления в СОПО буржуазной идеологии.

В 1920–1923 годах ростовское отделение СОПО развило бурную деятельность. Оно устраивало литературные вечера, издавало книги своих поэтов и теоретиков.

В октябре 1920 года Центральный Комитет партии принимает решение об усилении партийного, пролетарского влияния в литературных организациях. В Ростов приехал Александр Николаевич Поморский, уполномоченный Всероссийского союза пролетарских писателей, член партии с 1908 года, один из зачинателей пролетарской печати, ещё до Октябрьской революции сотрудничавший в «Правде» и «Звезде». По его инициативе при газете «Трудовой Дон» (позднее переименованной в «Молот») создаётся кружок «Рабоче-крестьянское творчество», руководителем которого стал поэт Николай Кузьмич Щуклин.

Среди рабкоров и сотрудников газет и журналов края было много талантливой писательской молодёжи — Н. Погодин, В. Панова, Н. Лапшин, А. Бусыгин, С. Жданов, В. Ставский, Г. Грудин, П. Максимов и другие.

Опираясь на помощь краевой партийной организации и руководителей газет, таких, как редакторы «Советского Юга» Н. Л. Янчевский и «Трудового Дона» В. Г. Филов, Н. Щуклин начал сплачивать литературный актив пролетарских писателей.

Кружок «Рабоче-крестьянское творчество» сделал немало для воспитания литературной молодёжи и приобщения её к повседневной журналистской работе. Но не сумел завершить создание писательской организации.

25 сентября 1923 года на очередном собрании пролетарских писателей Ростова руководителем был избран преподаватель Донской советско-партийной школы Владимир Михайлович Киршон. 5 октября писатели Ростова обсудили и приняли программу московской группы «Октябрь», и литературный кружок организационно был оформлен в Ростовскую ассоциацию пролетарских писателей.

Трудно переоценить заслуги В. Киршона в истории донской писательской организации. Ему тогда только что исполнился 21 год, но за его плечами была завидная биография. Он участвовал в гражданской войне бойцом Одиннадцатой армии, был делегатом III съезда комсомола, на котором выступал В. И. Ленин, в 1920 году стал членом Коммунистической партии, окончил Коммунистический университет имени Свердлова.

Товарищи В. Киршона по Ростовской писательской организации вспоминают, что он был простой и весёлый, привлекал всех своеобразным обаянием молодости, жизнерадостностью. Литература для него была важнейшей частью общепартийного дела. Он страстно любил литературу и вкладывал во всё, что делал для литературы, не только подлинное дарование, но и искреннюю страстность.

Ростовская писательская организация повела в городе большую просветительскую, агитационную и творческую работу, особенно среди молодёжи. Она систематически проводила литературные вечера. При поддержке Северо-Кавказского краевого комитета партии Киршон сумел привлечь к литературной работе журналистов газет «Трудовой Дон» и «Советский Юг», рабкоровский актив, преподавателей Донгосуниверситета и школ, партийных в советских работников.

В своей работе Ростовская писательская организация наталкивалась на сопротивление отделения СОПО. Встала неотложная задача его идейного разгрома. Осуществить эту задачу можно было посредством широкого публичного диспута.

В. Киршон связался с отделами агитации и пропаганды городского и краевого комитетов партии и комсомола, работниками краевых газет и журналов, кафедрой литературы Донского университета, рабкорами. Был подготовлен и проведён диспут на тему «Современная литература и задачи пролетарских писателей», который нанёс сокрушительный разгром СОПО. Отделение Союза поэтов распалось. В истории Ростовской писательской организации начался новый период — объединение всех литературных организаций края в СКАПП — Северо-Кавказскую ассоциацию пролетарских писателей. В. Киршон стал первым её руководителем.

По инициативе В. Киршона, А. Фадеева, Н. Стальского с апреля 1925 года в Ростове начал выходить первый краевой литературно-художественный журнал «Лава». Установилась прочная связь с Московской ассоциацией пролетарских писателей — МАППом. Началась систематическая теоретическая и практическая учёба писателей.

После отъезда В. Киршона в Москву с декабря 1925 года краевую писательскую организацию возглавил Александр Фадеев. Пролетарские писатели Ростова учились у него партийности в творчестве, упорной работе над повышением художественного мастерства.

Фадеев систематически руководил творческим ростом начинающих писателей, советовал им читать классиков русской и мировой литературы, книги по теории и истории литературы. Творческие биографии П. Максимова, М. Ершовой, Г. Шолохова-Синявского, А. Арского, А. Бусыгина и многих других писателей Дона тесно связаны с А. Фадеевым:

«Я люблю вспоминать все, что связано с Краснодаром и Ростовом. Там началась моя творческая работа, там я начал писать «Разгром».

К концу 1926 года литературная организация Ростова окрепла. Вокруг неё объединились 11 писательских организаций края, насчитывающих более 300 прозаиков и поэтов.

Владимир Ставский был третьим руководителем краевой писательской организации. Участник гражданской войны, он начал свой творческий путь с рабкоровских заметок в "Трудовом Доне", вырос в известного советского писателя. Благодаря его активным усилиям укрепились идейное единство писателей, их связи с жизнью трудящихся Северо-Кавказского края. С марта 1927 года в Ростове был основан новый литературно-художественный журнал "На подъёме".

В 1928 году почти все писатели края участвовали в хлебозаготовках. В. Ставский был отправлен на Кубань уполномоченным краевого комитета партии. Ему приходилось активно вмешиваться в жизнь сельских партийных организаций, решать очень сложные хозяйственные вопросы. Эта напряженная работа получила отражение в очерковой повести «Станица», которая является ярким примером того, как ростовские писатели практически помогали партии в социалистическом строительстве.

Двадцатые годы были, таким образом, периодом формирования идейных, организационных и эстетических основ Ростовской писательской организации.

Гордеева Н. М. «Литературный Ростов 1920-х годов» (Ростове-на-Дону, 1967)

Монография Нины Гордеевой "Литературный Ростов 1920-х годов"» — капитальный труд по истории донской литературы первых лет советской власти. В ней были собраны и введены в научный оборот свежие и интересные материалы о работе в газетах Н. Погодина, В. Ставского, В. Пановой, А. Фадеева и других, что позволило глубже и шире раскрыть творческий облик создателей пролетарской писательской организации Дона. Автор использует в своей работе не только опубликованные материалы (газеты, журналы и книги изучаемого периода), но и воспоминания тогда ещё живых участников литературного движения 1920-х годов. Нина Михайловна не ставила целью создать портреты ростовских писателей двадцатых годов, но из тщательно отобранного и проанализированного материала эти портреты вырисовываются сами, как и портрет новой литературной организации. Несмотря на явный идеологический уклон (а как без него могла выйти монография в 1967 году?) книга была и остается ценнейшим изданием по истории донской литературы.

Корн Р. Э. «Друзья мои... : воспоминания, очерки, зарисовки» (Москва, 1986)

Рита Эммануиловна Корн — журналистка, ветеран печати, вдова Владимира Михайловича Киршона. В своей книге она рассказывает о замечательных людях, с которыми часто встречалась и много лет дружила. Центральное место в книге занимают воспоминания об известном советском драматурге Владимире Киршоне, особенно интересны страницы о ростовском периоде в жизни поэта и драматурга, одного из инициаторов создания Ростовской организации пролетарских писателей.

Стальский Н. «Друзья-писатели : воспоминания» (Москва, 1970)

Н. Стальскому довелось начинать свою литературную деятельность в Воронеже и Ростове. И рядом стояли сверстники, товарищи по борьбе. Встречи и общение с А. Фадеевым, Андреем Платоновым, Владимиром Киршоном, Александром Бусыгиным и другими не прошли для него бесследно. По прошествии многих и многих лет, Н. Стальский запечатлел в своей книге литературные и человеческие портреты своих друзей — писателей, а также образ того времени, в котором они жили и творили.

Книга представит несомненный интерес как для широкого круга читателей, так и для историков литературы, ведь в основном она посвящена литературе двадцатых годов двадцатого века – времени, когда зарождались, возникали и росли литературные группы и движения.

Максимов П. Х. «Фадеев в Ростове : воспоминания» (Ростов-на-Дону, 1972)

В основу книги легли воспоминания Павла Хрисанфовича Максимова, его рассказы о ростовском периоде жизни и творчества А. Фадеева, а так же вошли очерки ростовских писателей М. Д. Соколова, А. Г. Гарнакерьяна, Г. Ф. Шолохова-Синявского.

В 1921 году Александр Фадеев знакомится с Розалией Самойловной Землячкой — старшим секретарём Юго-восточного бюро партии. Именно в этот период Фадеев читал ей новые главы своего первого романа "Разгром" и получил одобрение. По протекции Р. Землячки Фадеев в 1924 г. направляется на работу заведующим отделом партийной жизни газеты "Советский Юг" в Ростов-на-Дону. Работающие с ним коллеги вспоминают его молодым человеком внешне не отличающимся от комсомольского работника из глубинки с Кубани, одетым в достаточно поношенное демисезонное коричневое пальто, в такой же не новой коричневой кепке, в брюках-галифе и в мягких сапогах. В те годы он был ещё очень молод, ему было всего двадцать три года и вместе с такими же молодыми ростовскими писателями-журналистами А. Бусыгиным, В. Л. Ставским и другими не прочь был пошутить при случае, посмеяться, и спеть с ними русские старинные песни...

Фадеева поселили в однокомнатной квартире на пятом этаже того же дома, где располагалась редакция газеты "Советский Ю"на углу улицы Шаумяна (тогда Дмитриевской) и переулка Халтуринского (Никольского). О своем пребывании в Ростове Александр Фадеев вспоминал: «Я жил один, но понятия не имел, что такое одиночество... Придя с работы домой поздно вечером усталый, я мог часами смотреть на огни Батайска в степи, на отражение этих огней и звезд в Доне, на небо, на черный мост, похожий на Бруклинский, на трубы пароходов, пришедших из Черного и Азовского морей и напоминавших о том, что мир очень просторен. Эта жадность жизни осталась во мне и сейчас».

В Ростове А. А. Фадеев вступил в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и занимался редактированием журнала "Лава".

Лава : литературно-критический журнал (Ростов-на-Дону, 19251926)

15 апреля 1925 года в Ростове вышел первый номер литературно-критического журнала "Лава" тиражом 2000 экземпляров. Издающий орган — Северо-Кавказское объединение ассоциаций пролетарских писателей. В редакцию журнала вошли писатели Владимир Киршон, Владимир Ставский, Александр Фадеев. Задачей журнала стало объединение писателей края, выявление их творчества, установление связей с читателями. «Лава» прекратила своё существование в апреле 1926 года.

В журнале принимали участие Ассоциации пролетарских писателей Северного Кавказа: Ростова-на-Дону, Новороссийска, Краснодара, Грозного, Владикавказа, Таганрога, Пятигорска, Армавира, Миллерово, Майкопа и др.

Среди авторов журнала «Лава»: Авербах Л., Баранчиков П., Безыменский Д., Беккер, Богдасаров, Бондарев, Большинцов, Вардин И., Артём Веселый, Гессен Д., Гербстман А., Голодный М., Гофман Б., Городецкий Я., Грабарь Л., Жаров А., Захарьянц, Зонин, Земляков, Давыдов Ю., Деллерт Д., Иоффе, Каменев С., Карачайлы Ислам, Колосов Марк, Кувшинов М., Кучинский Д., Ефременко, Лелевич Г., Либединский Ю., Малахов С., Никифоров Г., Панасюк, Пантюхов М., Полетаев Н., Письменный С., Раскольников С., Ратгаузер, Родов С., Ронис Я., Санников Г., проф. Стретенский Н. Н., Сыркин, Филиппов, Фурманов Г., Червонный, Чижова Н., Янчевский Н., Ясный. и др.

Журнал выходил под редакцией А. Бусыгина, Г. Каца, В. Киршона, В. Ставского и А. Фадеева. Заставки, концовки, иллюстрации художников А. Воронецкого и В. Бирюкова (Ростовское отделение АХРР).

«На подъеме»: ежемесячный журнал литературы, критики и искусства Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей (Ростов-на-Дону, 19271935)

"На подъеме" начал выходить в 1927 году, год спустя после закрытия журнала "Лава". Фактическим редактором журнала был руководитель писательской организации В. Ставский. В декабре 1935 года журнал прекратил своё существование. С журналом сотрудничал писатель Михаил Никулин.

Редколлегия первых номеров журнала "На подъеме": Александр Бусыгин, Азат Вштуни, С. Коршунов, И. Макарьев, Марк Серебрянский, В. Ставский, В. Тодрес.

Статья "От редакции" в первом номере журнала (1927, № 1):

Северо-Кавказское Объединение Ассоциаций Пролетарских Писателей приступило к изданию Краевого литературно-художественного журнала.

Надобность в этом журнале чрезвычайно велика. В Крае работает 16 ассоциаций пролетписателей, весьма большое количество литературных кружков и еще большее количество писателей из рабочих, крестьян и горских народностей, — работающих в одиночку.

В общем на Северном Кавказе имеется массовое движение рабоче-крестьянских писателей. Но это движение может пойти на убыль, если результаты работы писателей не будут печататься, и сами писатели не будут организованы.

Журнал "На подъеме" и ставит своими основными задачами:

  • выявление и организацию вокруг себя писателей пролетарских, крестьянских и национальных.
  • выявление и печатание литературно-художественной продукции этих писателей.

Журнал является органом Скаппа, но это отнюдь не значит, что он будет замкнутым Скапповским журналом. Скапп — единственная писательская организация на Северном Кавказе — ставит перед собой задачу организации вокруг себя писателей крестьянских, национальных и попутчиков.

Эту же задачу ставит перед собой журнал «На подъеме».

«Критические очерки о писателях Азово-Черноморского края : сборник 1». (Ростов-на-Дону, 1934)

Сборник выпущен Азово-Черноморским оргкомитетом Союза советских писателей. Это практически первый сборник, написанный профессиональными литературоведами о профессиональных писателях, можно сказать достижение нового общества. Ведь до создания Союза советских писателей в нашей стране не было профессиональных писателей, писательство было занятием любительским. Пушкин и Некрасов издатели, Тургенев и Толстой жили на средства, получаемые от своих имений. Профессии литературоведа тоже не было, были филологи, преподаватели университетов, а разбор достоинств и недостатков литературного произведения они делали в свободное от основной работы время.

В этом сборнике статьи о творчестве Александра Бусыгина, Григория Каца, Павла Кофанова, Георгия Шолохова-Синявского, Леонида Шемшелевича и Полиена Яковлева.

В принципе, здесь та же система – А. М. Линин и Н. Н. Сретенский преподаватели университета, сотрудничающие с газетами и журналами. Имя члена Союза советских писателей Анатолия Михайловича Линина сегодня забыто, хотя он вёл большую работу в Ростовской писательской организации, много писал о про­изведениях ростовских писателей.

В течение 8 лет он работал в Ростовском педагогическом институте, где руководил кафедрой русской литературы.

В сборнике "Чехов и наш край", вышедшем под редакцией А. М. Линина, его перу принадлежит ряд статей и материалов о Чехове. В 1935 году был издан сборник его критических статей о произведениях Горького, Серафимовича и Чехова.

Глубоко изучил литературовед вопросы, связанные с пребыванием А. С. Пушкина на Северном Кавказе. Им написана работа "Историк войска Донского» В. Д. Сухоруков и А. С. Пушкин", а затем — "А. С. Пушкин на Дону", вышедшая отдельным изданием в 1941 г. и переизданная в 1949 году.

«Азово-Черноморский альманах» (Ростов-на-Дону, 1936)

Изданный в 1936 году альманах включает в себя произведения наиболее известных писателей Азово-Черноморского края. Среди его авторов Павел Максимов, Михаил Штительман, Ахмед Хатков, Григорий Кац, Георгий Шолохов-Синявский, Арсен Оганесян, Вано Дарасели, Анатолий Софронов, Петр Хромов и другие. Кроме авторских произведений в альманах вошли литературоведческие исследования, посвященные жизни и творчеству А. С. Пушкина, а также опубликованы произведения казачьего и горского фольклора. Редколлегия издания: Михаил Глейзер, Александр Оленич-Гнененко и Георгий Шолохов-Синявский.

«Литература советского Дона : [сборник статей]» (Ростов-на-Дону, 1969)

«Литература Советского Дона имеет большую и интересную историю, к сожалению, мало изученную» — пишут в предисловии к этому изданию. К сожалению, за более чем 50 лет прошедших после выхода этой книги ничего не изменилось в этом вопросе. Этот сборник был попыткой осветить историю Ростовской писательской организации и современное творчество наших писателей-земляков, выявить ряд существенных проблем литературного процесса на Северном Кавказе и на Дону, имеющих далеко не местное значение.

Сборник не может дать цельного представления о каком-нибудь периоде в истории организации писателей Дона, но он позволит читателю узнать о творческих связях писателей-земляков с многонациональной литературой Северного Кавказа.

В первые дни Великой Отечественной войны Ростовская писательская организация почти в полном составе добровольно ушла на фронт.

Артиллерийским офицером в годы войны был Владимир Фоменко. С первым эшелоном бойцов, корреспондентом «Комсомольской правды», уехал на Южный фронт Анатолий Калинин.

На Западном фронте в редакции газеты 19-й армии начиналась военная биография писателей Ростовской организации А. Софронова, И. Котенко, М. Штительмана, А. Оленича-Гнененко. Они не раз участвовали в боях, видели, каким был советский человек на войне, и оперативно рассказывали об этом на страницах армейской печати.

Дорогами войны — от горных троп Кавказского хребта до Имперской канцелярии в Берлине — шёл военный корреспондент Виталий Закруткин.

Как военный корреспондент «Комсомольской правды» А. Калинин чаще всего бывал в 5-м Донском казачьем корпусе. С казачьим корпусом генерала Селиванова А. Калинин и В. Закруткин прошли большую часть войны. Их очерки, корреспонденции, стихи с переднего края сражений рассказывали о советском че­ловеке на войне, его мужестве и беззаветной храбрости, проявленных в борьбе с фашизмом. Они всегда находились среди бойцов и увлекали их в бой.

После ранения и лечения в госпитале специальным корреспондентом «Известий» на Северо-Кавказский фронт был послан А. Софронов. «Нас породнили фронтовые будни, — рассказывал писатель М. Андриасов, тогда военный корреспондент "Комсомольской правд"— Мы вместе бывали на боевых позициях — у пехотинцев, летчиков, моряков. Жизнерадостный и мужественный, А. Софронов быстро располагал к себе всех, с кем встречался в траншеях, на аэродромах, на торпедных катерах. С сердечной теплотой встречали его в Геленджике морские летчики. Он не раз вылетал с ними на бомбежки вражеских объектов».

М. Андриасов под Темрюком, где шли тяжёлые бои, неожиданно встретил ростовского поэта Арсена Оганесьяна, который только что вышел из боя и был свидетелем мужества советских танкистов, с ходу выбивших фашистов из Темрюка. Взволнованный увиденным, Арсен перелистывал блокнот, припоминал фамилии бойцов.

«Ты знаешь, — горячо говорил он, — о каждом из них поэму нужно писать. Какие ребята! И я напишу! Обязательно напишу!». Но сделать это не смог. Фашистская пуля пробила сердце Арсена за две недели до Дня Победы, во время уличных боёв с фашистами на подступах к городу Франкфурту-на-Одере. В ожесточенном бою погиб один из основателей Ростовской писательской организации Александр Бусыгин. Раненный в обе ноги, истекающий кровью, он нашел в себе мужество и силы доползти до пулемёта, расчёт которого погиб от вражеской мины, и один вёл огонь, прикрывая отход наших бойцов.

Под Великими Луками пал смертью храбрых Владимир Петрович Ставский, верный сын партии, прошедший путь от рабочего до писателя и общественного деятеля, всегда остававшийся прежде всего солдатом революции.

Окончилась Великая Отечественная война. Ряды Ростовской организации пополнились новыми писателями, среди которых было немало фронтовиков.

Командовал батальоном Н. Егоров, в Сталинградской битве участвовал В. Зоткин, смелым артиллеристом зарекомендовал себя А. Коркищенко. От солдата до офицера прошли фронтовой путь И. Фёдоров и А. Скрипов, стрелком-радистом и автомехаником был Д. Долинский, минёром — Г. Гасенко, боевым командиром — И. Ковалевский, переживший потом, как и М. Авилов, страшную судьбу узника фашистских концлагерей и своими стихами вселявший в сердца своих товарищей веру в окончательную победу советского народа над фашизмом. Командиром роты автоматчиков был капитан А. Кондаков, башенным стрелком в танковой дивизии — младший сержант К. Прийма, начальником штаба батальона — К. Русиневич, сержантом — В. Моложавенко, разведчиком — В. Черносвитов, артиллеристами — Б. Изюмский, Ю. Гольдман, А. Фарбер, лётчиком — П. Аматуни, сражались на фронте А. Рогачёв, А. Гарнакерьян, Н. Костарев, Г. Помазков, Ю. Дьяконов, В. Стрелков.

Все они были награждены боевыми орденами и медалями. Девятнадцать орденов и медалей у Петра Васильевича Лебеденко, бывшего отважного лётчика, совершившего более восьмисот боевых вылетов, а ныне известного советского писателя, руководителя Ростовской писательской организации.

Деля с бойцами и командирами неимоверные трудности, принимая участие в отражении яростных атак врага, ростовские писатели — военные корреспонденты — выкраивали минуты затишья между боями, заносили в блокноты эпизоды боёв, разговоры с людьми, свои мысли. Так рождались будущие книги: "Кавказские записки", "Дорогами большой войны", "Подсолнух", "Матерь Человеческая" В. Закруткина, "Красное знамя", "Суровое поле", "Возврата нет" и "Эхо войны" А. Калинина, "Наш корреспондент" А. Гончарова, "С фронтовым приветом" В. Овечкина, "Четвёртый разворот" и "Навстречу ветрам" П. Лебеденко, стихи А. Софронова, А. Гарнакерьяна, А. Рогачёва, Д. Долинского и других.

Каждый из них мог бы сказать о создании своих произведений так, как говорил Г. Шолохов-Синявский:

«Великая Отечественная война явилась для меня суровой школой изучения народной жизни. Я видел советского человека на фронте со всеми его качест­вами: скромностью, непоказным патриотизмом, стойкостью и мужеством.

Гегузин И. М. «С кровавых не пришедшие полей : очерки о ростовских поэтах, погибших за Родину» (Ростов-на-Дону, 1981)

Иосиф Моисеевич Гегузин — известный ростовский журналист и поэт, начинавший свою деятельность ещё деткором в газете "Ленинские внучата", которая издавалась в Ростове-на-Дону в довоенные годы.

Книга посвящена четырем донским поэтам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Автор поставил перед собой задачу не только увековечить память Григория Гридова, Григория Каца, Арсена Оганесяна и Петра Хромова, но и воскресить наиболее яркие страницы довоенной литературной жизни на Дону, рассказать молодёжи о том, как эти поэты жили и творили в то горячее время, как ушли на фронт и отдали свои жизни за Родину.

Всех героев своей книги автор знал лично, с некоторыми близко дружил, после окончания Великой Отечественной войны и демобилизации, многие годы вынашивал мечту написать книгу о донских писателях-фронтовиках, для которых война явилась и последним жизненным испытанием, и рубежом, оборвавшим их творчество. Ею стала книга С кровавых не пришедшие полей о четырех поэтах-ростовчанах.

«Донские партизаны : очерки, воспоминания, материалы» (Ростов-на-Дону, 1946)

Сборник интересен тем, что был издан сразу после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году. Среди его авторов — известные нам имена — Анатоля Софронова, Анатолия Калинина, Михаила Никулина, Владимира Карпенко, Якова Кривенка и других литераторов и ветеранов партизанского движения. Один из очерков Калинина посвящён бойцам таганрогского подполья. Мы читали книги других авторов об этих героях, а в этой книге по горячим следам о подвиге молодых патриотов Таганрога пишет журналист «Комсомольской правды».

«Книги донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне : библиографический указатель» (Ростов-на-Дону, 2015)

По итогам многолетних исследований ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека" подготовила библиографический указатель «Книги донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне».

С первого дня войны советские писатели начали коллективную летопись великого подвига народа. Как правило, авторы военной прозы — фронтовики. Создавая произведения, они опирались на собственный опыт и именно поэтому в книгах о войне красной линией проходит дружба солдатская, геройство, тяжесть солдатской жизни и предательство. Война как лакмусовая бумажка, выявляет суть человека, от поступка которого, подчас зависит жизнь или смерть. Исход войны решает человек, осознающий себя частицей народа.

В действующей армии служило свыше тысячи писателей, из которых четыреста семьдесят один с войны не вернулся.

Представленный в указателе материал содержит сведения не только о поэтических и прозаических произведениях, но и публицистике. Это позволило включить в указатель не только писателей и поэтов, но и элиту донской журналистики. Тематически указатель включает произведения не только о боевых действиях, но и о жизни в тылу, о лишениях мирного населения.

Просмотрены библиографические указатели "Писатели советского Дона" (1948 и 1958 гг. изд.); "Писатели Дона" (1976 и 1986 г. изд.); "Дон литературный: писатели России, Шолоховский край, XIX–XXI вв. " (2006); "Дон в Великой Отечественной войне" (1962 и 1989 гг. изд.), а также издания Российской Книжной палаты — БД «Ретроспективная библиография изданий 1939–1945 годов»; "Книжная летопись"; "Библиография Советской библиографии"; ежегодники "Книги", прикнижная библиография, а также краеведческий и генеральный каталоги Донской государственной публичной библиотеки.Для уточнения данных использовались электронные каталоги Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки.

Для уточнения данных использовались электронные каталоги Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки

Для включения в указатель брались только первые публикации произведения (первая на Дону и первая в столице).

Материалы в указателе приведены в алфавите авторов. В указатель включены поэтические сборники как авторские, так и коллективные, в составе которых более трети произведений посвящены Великой Отечественной войне.

Указатель предназначен всем, кто интересуется историей Донского края, преподавателям, студентам.

«Писатели Дона : библиографический указатель» (Ростов-на-Дону, 1986)

Широкому кругу читателей, литераторам и критикам, работникам печати, радио и телевидения, преподавателям литературы, лекторам и пропагандистам, любителям художественной литературы, интересующимся творчеством донских писателей, адресован библиографический указатель — "Писатели Дона". Первый указатель был издан ещё в 1948 году, он так же представлен на выставке, а это последний, изданный в советский период в 1986 году.

Биобиблиографический указатель "Писатели Дона" (издание 2-е, исправленное и дополненное) содержит краткие очерки и библиографические данные о жизни и деятельности писателей.

Очерки о писателях написаны научными работниками Н. М. Гордеевой, Г. А. Червяченко, М. А. Хлебниковой, Н. Г. Каджуни, журналистами В. Котовсковым и Г. Г. Тягленко. Очерк о М. А. Шолохове написал В. А. Закруткин, об А. В. Софронове — М. А. Андриасов.

Библиографическая часть включает сведения о произведениях писателей: отдельных изданиях и наиболее значительных публикациях из коллективных сборников, журналов, в исключительных случаях — из газет, систематизированные по жанрам в хронологической последовательности. Выделены статьи по вопросам литературы и искусства и переводы. Переводы –представлены отдельными изданиями и публикациями в сборниках.

Сведения о писателях, вошедшие в раздел "Публикации в коллективных сборниках и журналах" первого издания, в настоящем сборнике продолжены хронологически, а также дополнены материалом прошлых лет, не включенным в предыдущий выпуск.

Не учтены журнальные публикации произведений в местной печати, их части, отрывки, опубликованные в коллективных сборниках.

В разделах "О жизни и творчестве..." выделены общие работы (книги, официальный материал о награждениях писателя, статьи из энциклопедий) и газетно-журнальные статьи об отдельных произведениях и сборниках.

Писатели-земляки А. В. Софронов и Н. К. Доризо представлены только отдельными изданиями произведений и литературой о жизни и творчестве.

Для поиска публикаций, не включенных в данный сборник, следует воспользоваться библиографическими указателями, ссылка на которые приведена в конце каждого библиографического списка.

Весь материал проверен "de visu" или по источникам государственной регистрации: "Ежегодникам книги СССР", "Летописям журнальных статей", "Летописям рецензий".

Биобиблиографический указатель снабжен вспомогательным алфавитным указателем, который также отражает материал по признаку персоналий и отсылает читателя к страницам сборника.

Указатель содержит сведения о 75 литераторах донского края, членах Союза советских писателей.

Егоров Н. «Мастера : воспоминания о писателях : кн. 2» (Ростов-на-Дону, 2006)

“Мастера” – так назвал свои воспоминания о писателях и художниках, которых ему довелось знать близко, известный ростовский поэт-фронтовик Николай Егоров.

Написанные в жанре литературного портрета воспоминания одного из старейших на Дону представителей писательского цеха о Булате Окуджаве и Кайсыне Кулиеве, Вере Мухиной и Иване Василенко, Александре Рогачеве и Ашоте Гарнакерьяне (в книге целое созвездие имён!) привлекают точно найденными словами, неординарными характеристиками, каких не встретишь в многочисленных библиографических списках и каталогах. Эти воспоминания позволяют расширить представление читателей о людях, чья жизнь без остатка была отдана литературе и искусству.

Коллеги Николая Егорова по Союзу российских писателей считали, что Мастера — это по-своему уникальная энциклопедия, которую можно рекомендовать для внеклассного чтения по литературе и искусству школьникам. Она будет интересна всем, кому не безразлична наша многонациональная культура.

Джичоева Е. Г. «Уходящая натура : эссе, беседы, воспоминания» (Ростов-на-Дону, 2021)

Елена Георгиевна Джичоева — литературный критик, журналист, писатель, член Союза писателей СССР (1989), член Союза Российских писателей (1991), член Союза Российских журналистов.

В книгу вошли статьи-размышления о творчестве писателей, отразивших различные этапы жизни нашего общества, а также о людях, чьи судьбы несут духовный опыт времени. Елена Георгиевна пишет о своих героях с большой любовью и передаёт эту любовь нам, своим читателям. А вот как пишет о Е. Г. Джичоевой ростовский поэт Э. Г. Барсуков: «Мне повезло: я нашёл себе редактора — умного, тонкого, волевого. Ещё до начала работы над первой книгой стихов в Ростиздате я показал сотруднице областной газеты Молот Джичоевой, с которым был знаком, только что написанную поэму о детстве, войне. Называлась поэма Рассветные дожди, и та, внимательно прочитав её, предложила снять первую главу. «Начинать, — сказала она, — надо сразу со следующей».

Я даже растерялся — мне казалось, что именно эта глава служит развёрнутой экспозицией поэмы. Когда после долгих раздумий посмотрел на дело рук своих как бы со стороны, убедился, что Елена Георгиевна права. Мои Рассветные дожди без излишней описательности вступления приобретали и большую энергию, и динамизм».

Среди героев книги Е. Г. Джичоевой А. Софронов, И. Василенко, Б. Изюмский, В. Фролов, П. Шестаков и, конечно же, В. Сёмин, герой самой первой книги литературоведа «Преодоление», изданной в 1982 году.

Неповторимость каждого художника, каждой личности, каждого человека — вот основной лейтмотив эссе литературоведа Джичоевой: «Говорят, человек уходит, и на смену ему приходят другие. Приходят. Но никто никого не заменит. Человек уходит, и с ним уходит мир его мыслей и чувств. А те, кто остается в живых, берут у ушедших все лучшее, чем они жили».

Котовсков В. Я. «Наши земляки : литературные заметки о писателях-земляках» (Ростов-на-Дону, 2008)

Книга известного донского литературоведа посвящена творчеству целого ряда писателей-земляков — писателей, поэтов, публицистов. В основном, это ранее опубликованные в периодике очерки автора о донских литераторах, собранные вместе и переработанные им к изданию книги. Здесь нет статей о М. А. Шолохове и А. В. Калинине, их творчеству посвящены другие работы В. Я. Котовскова. Но в предисловии автор пишет, что имя Шолохова незримо присутствует во многих заметках этой книги. Эти мемуары — подарок, который литератор по настоянию друзей-писателей сделал себе и своим читателям.

Барсуков Э. Г. «Голоса, которые не отзвучали : (воспоминания, размышления, эссе)» (Таганрог, 2010)

Воспоминания ростовского поэта, журналиста и педагога, члена Союза российских писателей о своих встречах с незаурядными людьми, в том числе и донскими писателями и композиторами.

Среди героев книги поэты Вениамин Жак, Леонид Шемшелевич, Николай Доризо, Леонид Григорьян, Даниил Долинский, прозаики Анатолий Калинин и Виталий Сёмин, известный литературовед и радиожурналист Елена Джичоева, художник, оформитель книг Петр Садков. Тепло и с любовью пишет Эдуард Григорьевич свои очерки и воспоминания и перед нами снова живые люди, те самые, о которых В. К. Жак написал:

«Как трудно говорить в прошедшем времени
О человеке очень настоящем»

Воронов В. А. «Сюжеты о писателях». (Ростов-на-Дону, 2012)

Вот как пишет о книге её автор: «Страницы о писателях писались в разные годы и по-разному. От более углубленных размышлений о Шолохове до одного характерного эпизода из жизни (Прийма, Тумилевич). Бесспорно, это биографические заметки, но я старался отойти от биографических канонов. Иногда несколько выхваченных черт характера, ярких эпизодов характеризуют человека живее, нежели рутинные подробности биографии. Если я не находил интриги, сюжетной истории, то не мог взяться за работу, как бы ни понукал себя. Все рождалось естественно, созревало изнутри. Друзья и издатели советовали, подсказывали: хорошо бы написать о том или этом замечательном человеке. Одна авторша женских романов нашла "неправильность" моих заметок и даже показала (опубликовала), как надо правильно писать. Я же предпочту и дальше писать неправильно, т.е. по-своему. Это мои личные заметки. Что касается новых персонажей, я придерживаюсь старой привычки: пусть они созреют, обмаслятся для сюжета. Поэтому не ставлю точки в работе. Богатейшего и чрезвычайно занимательного материала на литературном поле предостаточно».

Василий Афанасьевич Воронов, писатель, журналист. Автор книг прозы. Работал главным редактором журнала "Дон" (1986–1991), председатель Ростовского регионального отделения Союза писателей России.

Сущий С. Я. «Литературное сообщество современного крупного российского города (на материалах Ростова-на-Дону)» (Ростов-на-Дону, 2011)

Сергей Яковлевич Сущий доктор философских и кандидат социологических наук, главный научный сотрудник Южного научного центра РАН, член Союза российских писателей, поэт, прозаик.

Автор научных трудов, книг прозы и поэтических сборников.

Книга С. Я. Сущего скорее социологическое исследование и уж точно не литературоведческое. Оно о жизни литературного сообщества на сломе эпох, когда разрушилась привычная пирамида официальной донской литературы.

В исследовании на материалах крупнейшего центра Юга России Ростова-на-Дону анализируются различные аспекты жизнедеятельности литературного сообщества современного российского города-миллионера. Изучаются основные социальные характеристики городского сообщества пишущих, его количественная динамика, трансформация иерархической структуры, книгоиздательская активность. Издание рассчитано на специалистов в области социологии и социодинамики культуры, регионоведов, культурологов, а также аспирантов и студентов, специализирующихся на гуманитарной проблематике Юга России.

Уже в 80-х годах литературный процесс в Советском Союзе испытал на себе столкновение тенденций, предопределивших необратимые изменения в писательском сообществе. Охранительной позиции руководства Союза писателей СССР противостояли стремления к свободе творчества, к преодолению догм и постулатов господствующей идеологии. Если в начале десятилетия было возможно подавить бунт группы талантливых писателей, объединившихся для бесцензурного издания сборника Метрополь, то с началом перестройки такие «карательные меры» ушли в безвозвратное прошлое. Демократически настроенные литераторы объединялись вокруг журналов Новый мир, Знамя, Огонёк, многие были избраны народными депутатами СССР и РСФСР, выступали против командно-административной системы, цензуры, властной монополии КПСС.

Демократическим тенденциям в литературной жизни страны противостояли тенденции консервативного толка в широком диапазоне — от ортодоксальных коммунистов-ленинцев до глашатаев шовинистических идей.

В 1991 году был создан новый творческий союз, воспринимавшийся значительной частью ростовской литературной общественности как демократическая альтернатива Союзу писателей РСФСР, правление которого в августе 1991 года оказало моральную поддержку путчистам при их попытке государственного переворота. Существенным для многих литераторов оказалось и то обстоятельство, что у истоков Союза российских писателей стояли Михаил Дудин, Сергей Залыгин, Игорь Золотусский, Анатолий Жигулин, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, Юрий Карякин, Юрий Кублановский, Александр Кушнер, Владимир Маканин, Роман Солнцев и другие известные писатели с незапятнанной репутацией.

В сентябре и октябре 1991 года о своём решении вступить в СРП заявили члены Союза писателей СССР, состоявшие на учёте в Ростовской областной писательской организации: Наталья Суханова, Игорь Бондаренко, Даниил Долинский, Николай Егоров, Игорь Халупский, Павел Шестаков, Виктор Стрелков, Елена Джичоева, Юний Гольдман, Борис Козлов и Николай Скрёбов. Они-то и составили основу регионального отделения нового творческого союза.

21 октября 1991 года в Москве состоялся Учредительный съезд СРП. В его работе участвовала и ростовская делегация. Первыми внесоюзными ростовскими литераторами, принятыми в СРП, были Валерий Пискунов, Леонид Григорьян, Олег Афанасьев, Николай Косенко, Олег Лукьянченко и Владимир Левашов. Начался принципиально новый этап литературной жизни на Дону — сосуществование региональных организаций Союза российских писателей и Союза писателей России.

На выставке представлены издания всевозможных литературных сообществ, существующих на территории Ростовской области. И изданы эти сборники не только в Ростове и Таганроге, но и в Азове, Аксае, Вёшенской, Новочеркасске, Шахтах и других городах и станицах донской земли.

Л. К. Поповян, главный библиограф отдела краеведения


Поделиться:
Подбор литературы