ул. Пушкинская, 175А

Выставка «Ученица Вольтера»

28 апреля 2024 - 11 мая 2024
Выставочная зона (2 этаж)

В мае центр книжного культурного наследия представляет выставку «Ученица Вольтера», посвященную 295-летию со дня рождения императрицы Екатерины II.

Екатерина II родилась 21 апреля 1729 года в Германии, в небольшом провинциальном городке Штеттин. Ее родителями были князь Кристиан Август Ангальт-Цербстский и Иоганна Елизавета. Это была очень родовитая, но не богатая семья, которая роднилась с самими королями. София Августа Фредерика (первое имя императрицы) получила отличное по тем временам образование, знала несколько языков - немецкий, английский и французский, но русский не знала. В последствии Екатерина II стала одной из образованнейших женщинам не только в России, но и в Европе.

Едва девочке исполнилось три года начались переговоры о возможной свадьбе Софии с будущим российским монархом Петром III. Юная София приехала в Россию в 1744 году пятнадцатилетней девочкой. 1 сентября 1745 года Екатерину обвенчали с Петром Федоровичем, и дочь мелкого немецкого принца стала женой российского наследника престола.

Оставаясь в течение почти восемнадцати лет на положении великой княгини при блестящем дворе Елизаветы Петровны, Екатерина имела полную возможность заняться самообразования. И эти долгие годы протекли для нее не даром. Жадно и непрерывно читая и по многу раз перечитывая любимых авторов, Екатерина впитала все то, что было существенного, выдающегося по уму и таланту в западноевропейской литературе. Само собой разумеется, что все, написанное французскими «энциклопедистами» и их главным популяризатором Вольтером, было и прочтено, и вполне усвоено тонким и незаурядным умом Екатерины, глубоко залегло в ее сердце, как прочная основа ее будущих действий. Особенно Екатерина восторгалась сочинениями Вольтера, которые знала чуть ли не наизусть, и до страсти любила повторять с полным убеждением: «Вольтер - это мой учитель».

Летом 1762 года в результате государственного переворота при поддержке армии Екатерина Алексеевна заставила императора Петра III отречься от престола. Уже осенью (3 октября) того же года она была коронована как императрица и взяла имя Екатерина II.

Правление Екатерины длилось долгие 34 года (1762 - 1796). Молодая императрица взялась за правление твердой рукой. В отличие от своего мужа она сразу добилась уважения и признания. Она строила новые города, в несколько раз увеличила казну, начала развитие промышленных предприятий, освоение Урала, контролировала и улучшала торговлю, как внешнюю, так и внутреннюю.

Екатерина II открывала больницы и приюты, фактически она ввела институт психиатрической помощи. Будучи образованной женщиной, она следила за развитием медицины и предотвратила эпидемию оспы, привившись вместе с сыном на глазах у изумленных подданных. Народ, который боялся всего нового и прививок в том числе, пошел за своей императрицей.

В начале своего царствования Екатерина приступила к обширному плану преобразования отечественных учебных заведений и к учреждению новых. Уже в 1763 году она назначила Ивана Ивановича Бецкого – лично ей известного и пользовавшегося ее большим уважением – президентом учрежденной Академии художеств и директором Кадетского корпуса. При этом императрица поручила Бецкому устроить и тут, и там воспитательные заведения, строго сообразованные с новыми просветительским началами. В 1764 году в Санкт-Петербурге при Воскресенском (Смольном) монастыре было основано первое в России воспитательное заведение для девиц высших сословий, а в следующем году, подобное же заведение для девиц мещанского сословия. Вскоре такое же заведение, Екатерининское, появилось и в Москве (1764). Все эти училища были закрытые, и основная идея воспитания в них заключалась именно в том, чтобы сформировать «новое поколение», оградив его от вредных влияний и условий, в которые оно было поставлено рождением и бытом.

Проявляя религиозную терпимость, Екатерина II допускала существование других конфессий и религий. Сама при этом до конца жизни исповедовала православие.

В 1767 году Екатериной II был составлен «Наказ» для Уложенной комиссии, которая должна была составить новый Свод законов взамен устаревшего Соборного уложения 1649 года. Наказ является не только важным правовым документом XVIII столетия, но и типичным философским трудом эпохи «просвещённой монархии». Около 350 (из 655) статей заимствованы из работ «О духе законов» Монтескьё и «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа. Большинство остальных также не являются оригинальными и основываются на статьях Д. Дидро и Ж. д’Аламбера из французской «Энциклопедии» XVIII века.

«Наказ» объявляет Россию «европейской страной» и доказывает возможность и необходимость политико-правовых заимствований из западно-европейских стран. Обосновывается абсолютная монархия, служащая интересам народа, а также сословный строй. Основным инструментом управления обществом признается закон. Екатерина II выступила сторонницей частной собственности. В Наказе впервые в российской правовой мысли проводится идея об исправлении преступника как цели наказания. Наказания должны быть одинаковы для всех, неизбежными и соразмерными преступлению. Осуждались пытки и смертная казнь, едва ли не впервые в России провозглашалась презумпция невиновности.
Екатерина II активно занималась внешней политикой, укрепила позиции Российской империи в мире. К концу ее правления Россия получила окончательное признание в качестве великой мировой державы. Границы Российской империи значительно расширились на западе и юге. Население выросло с 23 млн. до 37 млн. человек. Экспорт вырос в три раза — с 13 млн. до 39 млн. рублей. Количество заводов и мануфактур увеличилось в два раза (их стало более 1200). Доходы государства выросли с 16 млн. до 69 млн. рублей. Русская императорская армия одержала множество побед, подтвердив свою славу, и оказалась первой по численности в Европе (более 300 тыс. штыков).

Помимо прочего Екатерина II серьезно увлеклась литературной деятельностью. Обладая недюжинным умом и прекрасным образованием, императрица, увы, не обладала ни художественным чутьем, ни выдающимся даром к самостоятельному литературному творчеству. Несмотря на это, она писала весьма охотно и много. Внутренне содержание было едва облечено во внешнюю форму литературного произведения, о котором Екатерина вообще мало заботилась, не придавая ей особенного значения. Поэтому часто предоставляла внешнюю отделку своих сочинений некоторым из своих приближенных (чаще всего личным секретарям: Козицкому и Храповицкому). Особенно охотно она отдавала на обработку произведения, в которых должна была преобладать стихотворная форма, потому что Екатерина плохо владела стихом, да и подобное выражение мысли было несвойственно ее натуре, слишком живой и подвижной.

Перу Екатерины Великой принадлежит двадцать пять пьес: четырнадцать комедий, девять опер, семь пословиц и два «исторических представления». Многие из них были первоначально написаны на французском и немецком языках, а потом переведены помощниками императрицы на русский язык под ее надзором. Все эти драматургические произведения предназначались для домашней сцены, и предварительно представлялись на сцене Эрмитажа для тесного кружка приближенных. А потом уже переносились, по воле императрицы, на сцену публичную, где, к слову, многие из них имели несомненный успех.

Екатерина II нисколько не страдала преувеличенным авторским самолюбием. В одном из писем к Вольтеру она говорит о своих комедиях так: «…у автора много недостатков; интриги его пьес слабы; но нельзя того же сказать о характерах; они списаны с натуры и выдержаны... Кроме того, у него есть комические выходки; он заставляет смеяться; мораль его чиста, и он хорошо знает народ».

В 1769 году начинает выходит еженедельный журнал «Всякая всячина». Номинальным его издателем был Г. В. Козицкий, на самом же деле журнал выходил под полным контролем императрицы Екатерины II, которая и была автором большинства статей на злободневные политические темы. С журналом сотрудничали такие известные литераторы как А. П. Сумароков, И. П. Елагин, А. О. Облесимов, А. В. Храповицкий. Есть предположения, что во «Всякой всячине» печатались отдельные статьи Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, князя М. М. Щербатова. Екатерина II считала свой журнал «бабушкой» всех остальных русских сатирических журналов. И действительно, после его возникновения в Санкт-Петербурге стали появляться новые частные сатирические издания, которые не только остро критиковали недостатки тогдашнего общества, но и вели жесткую полемику с идеями «улыбательной сатиры» журнала Екатерины II.

Продолжением «Всякой всячины» стал журнал «Барышек всякой всячины», который в 1770 году публиковал материалы, оставшиеся у редакции. В основном это были переводы иностранных литературных произведений.
Выставка «Ученица Вольтера» представляет редкие издания трудов Екатерины II, опубликованных как при жизни императрицы, так и после ее смерти в конце XVIII-начале XIX века, а также переписку императрицы и монографии исследователей второй половины XIX века, посвященных ее личности. Среди экспонатов :

  • комическая опера по либретто Екатерины II «Сказка о Горебогатыре Косометовиче» (СПб.,1789);
  • сборник комедий, сочиненных Екатериной II и ее приближенными «Эрмитажный театр, или Собрание театральных сочинений Екатерины II» (Москва,1802);
  • историческое сочинение «Записки касательно российской истории» (СПб., 1801);
  • переписка Екатерины II и первого философа и писателя своего времени Вольтера «Вольтер и Екатерина II : переписка» (СПб., 1882);
  • сатирический журнал “в улыбчивом духе” «Всякая всячина» (СПб., 1769);
  • один из первых объёмных трудов по «деяниям» Екатерины II, составленный её современником Колотовым П. С. «Деяния Екатерины II, императрицы и самодержицы всероссийской. Ч. 1» (СПб., 1811);
  • один из лучших мемуарных источников по истории России 2-й половины XVIII века и первое издание книги на русском языке Дашкова Е. Р. «Записки княгини Е. Р. Дашковой, писанные ей самой» (Лондон, 1859);
  • записки статс-секретаря Екатерины II Храповицкого А. В. «Дневник А. В. Храповицкого: 1782-1793: по подлинной его рукописи, с биографической статьей и объяснительным указателем Николая Барсукова» (СПб., 1874)
  • указы, исторические записки и многие другие интереснейшие издания фонда центра книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки.


Аннотированный каталог выставки

Поделиться:
Подбор литературы