ул. Пушкинская, 175А

За гранью неизведанных миров: мистика в дореволюционной художественной литературе

4 декабря 2021 - 5 января 2022
Выставочная зона (1 этаж)

Художественные повествования «ужасов и тайн», где безраздельно господствует фантастический мир сверхъестественного и ирреально жуткого, носят название готической литературы (от англ. the Gothic novel).

Термины «готика» и «готический» включают в себя целый ряд понятий: «мистика» (загадочное, необъяснимое), «инфернальность» (загробное, дьявольское), «ирреальность» (потустороннее), «иррациональность» (непостижимость), «иллюзорность» (кажущееся), «призрачность» (видение), «чудо» (небывалое, сверхъестественное), «фантасмагория» (немыслимое), «тайна» (непознанное).

Готический роман стал очень популярным в XVIII веке и вот уже более трех столетий люди зачитываются произведениями этого жанра. Готический роман — это произведение с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики. Героями готических романов чаще всего являются призраки, вампиры, либо мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым и не менее тёмным настоящим. События разворачиваются в «странных», «проклятых» местах – в старинном замке, имеющим дурную славу, мрачном особняке, расположенном неподалеку от кладбища, или в заброшенной церкви. Само место должно навевать на читателя ужас и предчувствие «страшных» событий, нагнетать мрачную атмосферу.

Точкой отсчета мистического направления в литературе считается 1764 год – именно в этом году увидел свет «Замок Отранто» Хорэса Уолпола, привнесший «фантазию и свободу воображения в реалистический роман». Позже появляются произведения других авторов: «Удольфские тайны» (1794) А. Радклиф, «Монах» (1796) М.Г. Льюиса, «Франкенштейн» (1818) М. Шелли, «Мельмот-скиталец» (1820) Ч. Метьюрина; во Франции — «Влюбленный дьявол» (1772) Ж. Казота; в Германии — «Эликсиры дьявола» (1816) Э.Т. А. Гофмана и другие. Авторы этих произведений убеждали читателей в причудливости и непостижимости жизни, в независимости ее тайных и роковых законов от человеческих воли и желаний; утверждали, что ни рассудок, ни добродетель не могут защитить от неведомой и коварной судьбы. Для творцов «готического» жанра было важным создать особую «готическую» атмосферу в своих произведениях, которая повергла бы читателя в пучину ужаса, заставляла бы его полностью погрузиться в историю, прочувствовать главного героя и вместе с ним разгадать тайну «темной» романтики.

В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией, как в Англии, так и в Европе. Стремительное развитие «готического» направления обусловлено, прежде всего, его развлекательной составляющей, позволяющей читателям уйти от проблем внешнего мира и погрузиться в захватывающую, мистическую историю.

С распространением и ростом популярности в Западной Европе готических романов спрос на страшные истории появился и в России. Уже тогда написание мистики и ужасов считалось делом не слишком серьёзным, но к этой теме обращались как известные, так и малоизвестные писатели. Эволюция готической литературы в дореволюционной России имеет три этапа: подъем в 1830–1850-х годах, затем некоторый спад и новый ее взлет в конце XIX — начале ХХ века.

После мятежа декабристов в русском обществе, напуганном жестокими расправами, свободолюбивые речи сменились разговорами о ясновидении, френологии, спиритизме, магнетизме, хиромантии; обнаружился сильнейший интерес к мистике и иррациональному. В Петербурге шумный успех имели сеансы лечения магнетизмом, проводившиеся некой Турчаниновой, а в 1833 году столицу взволновали слухи о танцующих стульях. Увлечение всем, как тогда говорили, «чудесным» было огромным. Отголоски разговоров о предсказаниях, зловещих приметах, привидениях можно встретить и в мемуарах, и в переписке тех лет. Подобные умонастроения спокойно соседствовали с высокой образованностью. Н.И. Греч, русский филолог, журналист и писатель писал: «Странное тогда было время. Просвещение распространялось повсюду, а между тем верование в алхимию, призывание духов, предсказания, ворожбу занимало серьезно людей умных и образованных». Поэтому совсем не удивительно, что настроения, царившие в обществе, отражались и в художественной прозе.

Когда речь заходит о «русской готике», первое (по хронологии) имя, которое можно назвать — Николай Михайлович Карамзин, создатель «Истории государства Российского». Но, прежде чем взяться за этот монументальный труд, он пробовал себя в создании сентиментальных и исторических повестей. Два его произведения с полным на то основанием считаются предтечами русской готической прозы. Это «Остров Борнгольм», увидевший свет в 1794 году и оказавший огромное влияние на авторов «русской мистики» XIX века, и вышедшее двумя годами позже произведение «Сиерра-Морена». На выставке представлена повесть Карамзина Н.М. «Остров Борнгольм» (1794), опубликованная в 1794 году в альманахе «Аглая». Альманах «Аглая» издавался Карамзиным в Москве в 1794–1795 гг. по одной книге в год и почти полностью состоял из его произведений.

Первым произведением «русской готики» зачастую называют «Лафертовскую маковницу» Антония Погорельского, автора знаменитой сказки «Чёрная курица, или Подземные жители», а его самый заметный опыт в мистической и фантастической прозе — сборник новелл «Двойник, или Мои вечера в Малороссии. В следующие годы Погорельский опубликовал псевдоисторическую, полумистическую новеллу «Посетитель магика» (1829) об Агасфере, и фрагмент романа (так и ненаписанного) «Магнетизёр» (1830), посвященный вторжению чего-то необъяснимого в жизнь провинциальной купеческой семьи.

Готические истории строились на представлениях о двоемирии, где господствовали сверхъестественное, ирреальное, фантастическое. Независимо от видимого и воспринимаемого человеком мира есть еще иной, недоступный чувственному восприятию и не постигаемый разумом другой, потусторонний мир. Иной мир может вторгаться в жизнь человека и оказывать на нее губительное влияние. В художественной словесности — это рок, тяготеющий над людьми, возмездие за преступление, тайна, передаваемая из поколения в поколение, роковые предчувствия, призраки и привидения, магия карточной игры и ее связь с иным миром и т.п.

В готическом духе написаны четыре повести А.А. Бестужева-Марлинского: «Замок Эйзен» («Кровь за кровь») (1825), «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830), «Страшное гадание» (1830) и «Латник» (1832). Опираясь на опыт Анны Радклиф и Ирвинга Вашингтона, автор делал основой своих сюжетов, говоря его словами, «множество разнообразных происшествий и случаев необыкновенных». Всем его повествованиям присущи внезапные разоблачения чудес. Особенно интересна повесть «Страшное гадание», которая, по словам исследователя, была энциклопедией русской демонологии и святочной обрядности: «На фоне реально-бытовой картины новогодних посиделок перед читателем проходит весь малый олимп русской мифологии: русалки, оборотни, лешие, домовые, черти, мертвецы и привидения...»

Готическую традицию в русской прозе продолжил Н.В. Гоголь. Практически все его творчество пронизано мистикой и ирреальностью. Из девятнадцати произведений его прозы только четыре — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и «Коляска» — можно отнести к реалистическим вещам. В большинстве же его творений обязательно присутствуют сверхъестественное и чудесное. На выставке экспонируются произведения Н.В. Гоголя «Вий» и «Страшная месть». «Вий» - первая русская повесть, написанная в жанре «хоррор» (художественный жанр, первостепенная задача которого максимально напугать, создав атмосферу ужаса). В 1835 году Николай Васильевич Гоголь издал сборник «Миргород», состоящий из четырёх произведений, одним из которых являлась повесть «Вий». Она названа именем жуткого существа, способного убить взглядом. По словам и заметкам автора, в основу образа этого чудовища легли народные предания и мифология. Само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды;

Создание повести «Страшная месть» датируется летом — началом осени 1831 года. В «Страшной мести» собраны практически все атрибуты готического произведения: повествование начинается с эпизода оборотничества, в котором проявляется истинная сущность загадочного колдуна, воспринимаемая присутствующими на свадьбе как «образ сатаны», есть в произведении и замок, окруженный «непробудным лесом» — прибежище старого колдуна, где «гремят цепи и бегают собаки», «мелькают нетопыри» и т.п.

В начале 1830-х годов XIX века на литературном небосклоне взошла и ярко засияла звезда Е.П. Ростопчиной. В 1838 году под псевдонимом Ясновидящая появилась ее повесть «Поединок». В ней проявился интерес к неизъяснимо - таинственному: над событиями тяготеет роковое предсказание цыганки, наложившее отпечаток на всю жизнь героя, предопределившее его судьбу и гибель. К сожалению, к этой теме поэтесса больше не возвращалась.

В 1830-х и начале 1840-х годов XIX столетия готические повести и рассказы в русской словесности занимали весьма заметное место, и читателей этой литературы было очень много. Вполне понятно, что, подчиняясь запросам публики, все писатели той поры были причастны, кто в большей степени, а кто в меньшей, к созданию произведений в готическом духе.

Очень большую роль в развитии русской литературы сыграл князь В.Ф. Одоевский,  выдающийся писатель и общественный деятель. Его творчество приходится на 1830-е годы и первую половину 1840-х годов XIX века. Он создал много по-настоящему интересных произведений. Значительным событием литературной жизни того времени стал выход его «Пестрых сказок с красным словцом» (1833). Во всех восьми сказках сборника можно проследить существенные готические мотивы, но наиболее интересны из них три. В сказке «Игоша» рассказана история от имени мальчика, подружившегося с домовым - игошей. По народным поверьям, это беспокойно-проказливый дух, безрукий, безногий, невидимый и отзывчивый на доброту людей. Коротенькая и просто написанная сказочка заставляет задуматься о тайнах мироздания, недоступных нашему разуму. «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником» развертывает перед читателем мистическую историю жутковатого свойства. Трагикомична «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем». Приказный Севостьяныч живет нелепой и лишенной всякого смысла жизнью, хотя сам он так не считает. Однажды его навещает дух человека, имевшего «несчастную слабость» покидать на время собственную плоть, и просит вернуть ему утраченное тело, естественно за взятку. Севостьяныч соглашается и начинает по-канцелярски правильно оформлять бумаги. Сказка имеет двойное окончание. По одной версии, когда лекарь, выполняя свои обязанности, попытался вскрыть труп, «владелец вскочил в тело, тело поднялось, побежало и... за ним Севостьяныч долго гнался». По второй — дух-проситель все продолжает приходить, а Севостьяныч жизнерадостно обнадеживает: «А вот собираются справки». Любопытно, что сюжет «Сказки о мертвом теле...», по мнению исследователей, предвосхитил «Органчика» М.Е. Салтыкова-Щедрина (из его «Истории одного города») и «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона.

Князь Одоевский внимательно читал труды алхимиков, метафизиков и мистиков, пытаясь найти истину, желая постичь мир в единстве рационального и ирреального. Он хотел понять мир таинственных «стихийных духов», воплощавших собой четыре стихии мироздания: огонь (саламандра), воздух (сильфида), вода (ундина), земля (гном). Мир земной и мир духов находятся, по его мнению, в постоянном соприкосновении, но люди не сознают этого двоемирия. И только в моменты высшего нервного напряжения человек может проникнуть в потусторонний мир — мир духов.

В 1839 году в «Отечественных записках» Одоевским были опубликованы «Письма к графине Е.П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других таинственных науках». Всего их было пять. Одоевский писал: «Под всеми баснословными рассказами о страшилищах разного рода скрывается ряд естественных явлений, доныне не вполне исследованных...». При этом он признавал, что в самом человеке заложены некие силы, им не познанные, а скорее всего, во многом уже утраченные. Это касается, прежде всего, интуиции.

Одоевский посвятил Ростопчиной и свою повесть «Косморама» (1840), написанную в стиле фантасмагории. Герой повести получает от некоего мудреца особый дар: видеть людей в их истинной сути и проникать в иной мир.

Творчество русского прозаика, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого началось с готических историй, что вполне объяснимо: его воспитанием занимался дядя — Антоний Погорельский, ставший и его литературным учителем, написав для племянника прекрасную волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Посетители выставки смогут познакомиться с двумя готическими произведениями А.К. Толстого: «Упырь» и «Семья вурдалака».

Повесть «Упырь» (1841), первая прижизненная публикация Толстого, написана в готическом духе: поступки героев окутаны мистическим туманом, а выдумка прихотливо смешивается с правдой; здесь же есть и тяготеющее над родом проклятие за совершенное прародительницей преступление.

Рассказ «Семья вурдалака» А.К. Толстой написал во время путешествия из Германии во Францию в 1839 году на французском языке. На русском языке произведение было опубликовано после смерти автора в 1884 году в первом номере журнала «Русский вестник» и содержало подзаголовок: «Неизданный отрывок из записок неизвестного». Рассказ перевел писатель, публицист, литературный критик Болеслав Маркевич. В произведении сходятся традиционные для готической литературы мотивы: путник, вынужденный прервать путешествие, увлечение прекрасной девушкой, столкновение с инфернальными силами — и все это в непривычных декорациях.

Несколько произведений, написанных в таинственно-ирреальном духе, есть и у известного беллетриста XIX века Григория Петровича Данилевского. Это святочный рассказ «Бес на вечерницах» (1852), написанный с использованием народного украинского фольклора. Здесь есть и бес (черт), вредящий герою, и ведьма, с которой он летит по воздуху к чумакам, от них в Крым, а под утро возвращается домой; есть и любовная история. На выставке посетители познакомятся с другим его произведением «Мертвец - убийца». Новелла «Мертвец - убийца» вошла в цикл произведений Г.П. Данилевского «Святочные вечера» (1901) и примыкает к вампирической литературной традиции, где соблюдены все каноны этого жанра: чертовщина разоблачена, зло наказано, мораль и добродетель торжествуют. Вампирические мотивы сочетаются в новелле с детективными, что позднее стало характерным признаком вампирической литературы.

Среди других изданий, экспонируемых на выставке:

Загоскин М. «Вечер на Хопре»

Цикл повестей написанных в 1834 году в «готическом» стиле под влиянием «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Вечера на Кавказских водах» А. Бестужева-Марлинского, а также благодаря детскому увлечению писателя произведениями Анны Радклиф. Сюжет книги включает рассказы нескольких приятелей, которые собрались в гостях у богатого помещика Ивана Алексеевича Асанова и рассказывают друг другу таинственные, мистические истории, тем более, что и хозяин дома до таких историй большой охотник, и сам дом его слывёт в округе странным местом;

Сенковский О. «Заколдованный клад» (1858)

Осип Иванович Сенковский (польское имя: Józef Julian Sękowski; 1800-1858) — русский писатель, ученый-востоковед с европейской известностью, знаток древних языков (работал профессором в Петербургском университете по специальности арабского, персидского и турецкого языков и литературы), блистательный журналист, намного опередивший свое время, публицист, редактор «Библиотеки для чтения», одного из самых популярных периодических изданий 1830-1850-х годов. В то же время он был мастером литературного гротеска, автором многих литературных мистификаций, стал фактически создателем жанра фельетона в русской литературе — именно его перу принадлежит создание одного из самых ярких феноменов русской литературной жизни 1830-х гг. — знаменитого Барона Брамбеуса. Будучи вначале задуманным только лишь как псевдоним Сенковского, Барон Брамбеус постепенно вырос до уровня самостоятельного героя. В якобы написанных бароном произведениях Сенковский устами Брамбеуса осмеливался высмеивать всех и каждого. Он мог «сегодня объявить Н. Кукольника русским Байроном, а завтра признаться, что это было не более чем капризом», или же «выразить надежду, что поэт А. Тимофеев идет на смену Пушкину», а затем улыбнуться своим же прогнозам. Читателям было очень трудно понять, чего больше в этих оценках — намеренного надувательства, коммерческого расчета или же полного отсутствия литературного вкуса. Писатели-современники не смогли увидеть огромного таланта Сенковского и воспринимали его крайне отрицательно. Герцен называл его «холодным и равнодушным скептиком, смеющимся добру и злу и ничему не верящим Мефистофелем николаевского царствования». Гоголь увидел в нем Хлестакова, «мелкого беса»;

Лесков Н.С. «Дух госпожи Жанлис»

Рассказ «Дух госпожи Жанлис» впервые был опубликован в 1881 году в журнале «Осколки», а в 1886 году вошел сборник «Святочные рассказы» с незначительными изменениями. Произведение Лескова стало следствием посещения ряда великосветских салонов и откликом на увлечение спиритизмом. В рассказе дух-проказник весело подшутил над высоконравственной русской княгиней — спириткой и фанатичной почитательницей французской писательницы конца XVIII — начала XIX века Стефани Фелисите Жанлис. Сборник назидательных изречений последней, озаглавлен­ный в русском переводе «Дух госпожи Жанлис», русская княгиня использовала в качестве «домашнего оракула»: она открывала книгу на любом месте и в случайной цитате находила ответ духа-наставника Фелиситы на волновав­ший ее вопрос. Однажды вызванный «дух» госпожи Жанлис  поставил собравшееся общество в самое неловкое положение, приоткрыв маленькую завесу над нравами того времени;

Лесков Н.С. «Привидение в Инженерном замке»

Рассказ «Привидение в Инженерном замке» был напечатан в 1882 году в газете «Новости и Биржевая газета» ( №№ 294 и 295). Первое название рассказа – «Последнее привидение Инженерного замка». «У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы», — так начинается это произведение, интригуя читателя о судьбе Павловского дворца, ставшего ко времени написания Инженерным замком и о случае произошедшем в стенах этого заведения, где неуместная шутка повлекла такие последствия, что многие поняли, шутить с потусторонними силами опасно для здоровья;

Пушкин А.С. «Пиковая дама» (написана в 1833г.)

Точная дата написания «Пиковой дамы» неизвестна, так как рукопись повести не дошла до наших времен. По мнению ученых, Пушкин написал повесть, вероятно, в Болдине в октябре-ноябре 1833 года. «Пиковая дама» впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году и в том же году вошла в сборник «Повести, изданные Александром Пушкиным». В основе повести лежит реальная история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, князя С.Г. Голицына, который был внучатым племянником княгини Натальи Петровны Голицыной, матери московского генерал-губернатора, ставшей прототипом старухи-графини. Наталья Петровна Голицына действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Однажды Голицын, проигрался в карты и пришел к бабушке за деньгами. Денег ему она не дала, но зато назвала три карты, назначенные ей Сен-Жерменом. Голицын поставил деньги на эти три карты и отыгрался. Остальные события в «Пиковой даме» являются вымыслом самого Пушкина. После выхода повести дом княгини Голицыной на Малой Морской улице стали называть «домом Пиковой дамы».

Повесть имела успех в обществе. Александр Сергеевич записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза». Современная Пушкину критика отмечала влияние на «Пиковую даму» произведений Гофмана, которым Пушкин действительно увлекался. Виссарион Белинский полагал, что «Пиковая дама» не повесть, а скорее рассказ, так как для повести содержание «слишком исключительно и случайно», но при этом называл этот «рассказ» «верхом мастерства»;

Тургенев И.С «Призраки»

Фантастическая повесть И. С. Тургенева, основанная на его сне, который он подробно пересказал в письме к Полине Виардо от 11 августа 1849 года. Повесть была задумана Тургеневым в 1855 году. Первоначально он хотел показать «ряд картин, эскизов, пейзажей» в форме прогулки художника по картинной галерее. Затем был найден другой сюжетный прием — полеты героя во времени и пространстве с помощью привидения. В октябре 1861 года Тургенев составил план повести. Высказывалось мнение, что Тургенев создал три редакции текста, которые впоследствии вылились в три самостоятельных произведения: «Фауст», «Призраки» и «Довольно», но исследование рукописей показало, что это не соответствует действительности. Летом 1863 года он закончил текст вчерне и показал его нескольким друзьям: П. В. Анненкову, Н. В. Щербаню. Повесть была опубликована в марте 1864 года в издаваемом Ф. М. Достоевским журнале «Эпоха». Пресса оказала повести холодный прием, и Тургенев писал Анненкову: «По всем известиям, „Призраки“ потерпели общее фиаско. А все-таки мне сдается, недурной человек был покойник»;

Гофман Т. «Песочный человек»

Одно из популярнейших произведений Гофмана и своего рода визитная карточка писателя. Открывала сборник рассказов Гофмана «Ночные этюды» (1817).

Сказочная новелла основана на народных поверьях о песочном человеке, который согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Образ песочного человека может иметь как положительную окраску — это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны, так и отрицательную —злое, враждебное существо, навевающее непослушным детям кошмары;

Уайльд О. «Кентервильское привидение»

Повесть «Кентервильское привидение» - первое прозаическое и одно из самых известных произведений О. Уайльда, которое рассказывает о призраке, сумевшем подружиться с маленькой девочкой. Впервые было опубликовано в лондонском журнале «The Court and Society Review» в 1887 году. Сам писатель охарактеризовал произведение как «материо-идеалистический романтический рассказ»;

Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея»- единственный роман Оскара Уайльда. Был написан всего лишь за три недели. Впервые напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (Lippincott’s Monthly Magazine). В апреле 1891 года издан в Лондоне отдельной книгой, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, а также шестью новыми главами внутри основного повествования. Некоторые главы во второй версии полностью переработаны.

После публикации романа в обществе разразился скандал. Литературный истеблишмент осудил его как аморальное произведение, а некоторые критики требовали подвергнуть его запрету, а автора романа — судебному наказанию. Уайльда обвиняли в оскорблении общественной морали. Однако обычными читателями роман был принят восторженно. По мнению Ф. С. Фицджеральда, этот роман «в общем-то, лишь несколько возвышенная сказка, которая полезна подросткам лет семнадцати, потому что побуждает их кое о чём серьёзно подумать» и в котором за образец взяты «Шагреневая кожа» Бальзака и «Наоборот» Гюисманса. Сам Уайльд в письме редактору «Скотс обсервер» в 1890 году писал, что «каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам»;

Марло К. «Трагическая история доктора Фауста»

Легенда о чернокнижнике докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу, уже без малого пять столетий служит источником вдохновения для создания шедевров мирового искусства. Первое произведение в этом ряду, оказавшее существенное влияние на всю последующую литературу о Фаусте, появилось в 1594 году, через год после загадочной смерти его автора - английского драматурга Кристофера Марло, ровесника Шекспира;

Ирвинг В. «Легенда о Сонной Лощине» (написана в 1819г.)

Готическая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга, основанная на бродячей легенде о Всаднике без головы, впервые опубликована в 1820 году. Наряду с новеллой Ирвинга  «Рип Ван Винкль»  является одной из самых знаменитых историй о сверхъестественном и для американцев значима не меньше, чем «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Вий» для русскоязычных читателей;

Рославлев А. «Красный автомобиль»

Малоизвестный мистико-фантастический рассказ «Красный автомобиль» повествует о таинственном автомобиле, разъезжающем без шофера и похищающем людей.

Александр Степанович Рославлев (1883–1920) — один из полузабытых поэтов и прозаиков Серебряного века. Выпустив за короткую жизнь довольно много книг стихов и прозы, имел среди современников репутацию скандального представителя петербургской литературной богемы;

Грин А. «Словоохотливый домовой»

Рассказ впервые опубликован 29 марта 1923 года в «Литературном листке „Красной газеты“», а затем в авторских сборниках «Сердце пустыни» (1924) и «Гладиаторы» (1925). Один из самых известных рассказов Грина, включался в большинство его сборников, выходил и сборник рассказов с вынесенным на обложку названием произведения. Издавался в переводе на английский и немецкий языки;

Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (написан в 1818)

Эпистолярный готический роман английской писательницы Мэри Шелли, впервые опубликованный анонимно в 1818 году. Первый набросок романа был написан Шелли в 1816 году во время отдыха на вилле Диодати в Швейцарии в компании Перси Биши Шелли, Джорджа Байрона и Джона Полидори. По предложению Байрона все участники компании занялись сочинением «страшных» рассказов; помимо «Франкенштейна», результатом этой затеи также стал рассказ Полидори «Вампир». Название «Франкенштейн» Шелли заимствовала у немецкого замка Франкенштейн, где в XVII веке работал алхимик Иоганн Конрад Диппель, ставший одним из прообразов главного героя романа. В книге рассказывается о жизни и трудах учёного Виктора Франкенштейна, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю. Франкенштейн создает искусственного человека из частей трупов, но позже отрекается от своего детища;

В последние годы Российской Империи в начале ХХ века многие авторы продолжали писать в жанре готической фантастики. К ним относятся А. В. Амфитеатров, Л. Н. Андреев, В. Я. Брюсов, Александр Грин, А. П. Чехов и Куприн А. И.

Поделиться:
Подбор литературы