ул. Пушкинская, 175А

Девять веков итальянского искусства

12+
10 июня 2022 - 24 июня 2022
Отдел искусств, 1 этаж
Свободный

В отделе искусств начинает свою работу книжная выставка «Девять веков итальянского искусства». Наследие итальянского искусства одно из богатейших в мире. Оно представлено многочисленными памятниками, как в Италии, так и в различных музеях Европы и Америки. Формы искусства, складывавшиеся в Италии, служили образцом для мастеров последующих эпох. Сегодня Италия по-прежнему занимает важное место на международной арт-сцене, с крупными художественными галереями, музеями, выставками и биеннале. Главными художественными центрами в стране являются Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Неаполь, Турин и другие города.

Открывается выставка книгой итальянских специалистов Глории Фосси, Марко Буссальи и Матиа Рейке «Искусство Италии. Живопись. Скульптура. Архитектура Х-ХХ веков», которая охватывает большое количество художников и произведений, созданных за века. Каждый мастер представлен краткой биографией с портретом. Творчество показано на примере нескольких работ с краткими комментариями, а также исторического и социального контекста, влияния других культур, содержания произведения и тех открытий, которые были сделаны в процессе изучения или реставраций.

Фундаментальный труд доктора искусствоведения Елены Федотовой «Италия. История искусства» прослеживает происходившее от века к веку развитие национальных художественных традиций в искусстве Италии, создает целостную картину этого процесса. Автор отбирает произведения высокой художественной ценности, которые видел в оригинале и рассматривает творчество каждого мастера в контексте исторической эпохи. Также автор показывает своеобразие каждой из эпох и прослеживает значительность личности художников и их вклад в национальную культуру.

Представлено иллюстрированное издание, посвященное художественному наследию Италии, известного писателя, искусствоведа, историка, художественного критика и издателя Павла Павловича Муратова (1881-1950). «Образы Италии», впервые вышедшие в 1911-1912 годах (первые два тома), а в 1924 году – в окончательной редакции (в трех томах), – это одновременно и записки путешественника, и глубокие наблюдения автора, и размышления об истории Италии, и ее культуре. Увлечение Муратова итальянским искусством началось во время работы в должности хранителя отдела итальянской живописи Румянцевского музея в Москве. В книгу вошли путевые заметки автора, биографии знаменитых людей, а также размышления об истории и великолепии Италии. Первый том посвящен Венеции, Флоренции, городам Тосканы – Падуе, Ферраре, Болонье, Равенне, Пизе, Лукке, Сьене и другим. Том второй вобрал в себя описания Лациума, Неаполя и Сицилии с ее красочными городами – Помпеи, Палермо, Сиракузы и других. Последний том повествует о местечках от Тибра к Арно. Завершает книгу подробный рассказ об Ассизи, Перуджи, Парме, Милане, Мантуе, Вероне, Виченце и других достопримечательностях. Как отмечали современники, никто в русской литературе не создал такого целостного образа Италии, как П.П. Муратов.

Совсем другой образ Италии представлен в книге Анны Вяземцевой «Тоталитарное искусство Италии». Это первое в истории российского искусствоведения комплексное исследование итальянской визуальной культуры 1910–1940-х годов. Исследование впервые соединяет в единую картину все события итальянской художественной жизни начала и середины века – все направления, искания, заимствования и пересечения, которые входили в противоречие или, напротив того, совпадали с новым временем, новой идеологией и новой судьбой. В чем сходства и отличия тоталитарных искусств Италии, СССР и Третьего рейха? Как строились в Италии отношения между искусством, диктатором и государством? Какой была судьба художника в стране «солнечного тоталитаризма»? На эти и другие вопросы отвечает автор текста.

Итальянская архитектура считается одной из жемчужин мирового архитектурного наследия. Это подтверждают представленные на выставке книги В.А. Горохова «Виллы Италии», Карло Крести и Клаудио Рендина «Дворцы Рима» и Ланца Д. Томази, А. Дзалапи «Дворцы Италии. Сицилия». Все книги представляют собой богато иллюстрированные издания, знакомящие историей строительства и реконструкции зданий. Великолепные иллюстрации представляют роскошь внутреннего их убранства. Особое внимание авторы уделяют хранящимся во дворцах и виллах ценнейшим коллекциям произведений искусства – живописи, скульптуры, предметов мебели.

В книге Элены Капретти «Великие мастера итальянского искусства» представлена панорама итальянского искусства периода его расцвета, с конца XVII по начало XIX в.: на протяжении пяти столетий в различных государствах, на которые была поделена Италия до своего окончательного объединения. Археологические площадки, церкви и монастыри, памятники гражданской архитектуры и скульптуры, музеи и многое другое – всё это создает художественную ткань, в которую вплетены как крупные центры и имена, так и художники второго ряда.

Конечно, итальянское искусство невозможно без имен художников, которые его создавали. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль – эти имена знакомы даже слабому знатоку искусства. На выставке представлены книги и о других итальянских мастерах – Джотто, Ботичелли, Перуджино, Тициане, Караваджо, Бернини, Арчимбольдо, Веронезе, а также современных мастерах – Лучано Вентроне и Антонио Менегетти. Книга «Антонио Менегетти. Мастер Радости», изданная в серии альманахов Русского музея рассказывает об одном из самых ярких представителей итальянской культуры ХХ века. Менегетти можно назвать универсальным творцом – ученый, живописец, архитектор, музыкант, философ. Искусство для него всегда связано с личной радостью, поэтому его работы – это автономное и независимое проявление универсального смысла бытия. Менегетти является основателем школы ОнтоАрта (1976 год) – нового направления искусства, рождающегося, по словам автора, из глубин бытия. Через всё творчество художника проходит тема выражения лирической интуиции в момент создания произведения. Интуиция – это язык, на котором он говорит со зрителем. А абстракция – самый точный инструмент, который может приблизить зрителя к вечному и единому.

Италия считается колыбелью музыкального искусства, многие отрасли которого получили в ней своё первоначальное развитие. Опера, возникнув в конце XVI века в Италии, как попытка группы ученых-гуманистов, литераторов и музыкантов возродить древнегреческую трагедию в виде dramma per musica, стала одним из самых популярных музыкальных жанров. Эволюционируя внутри своей страны, итальянская опера вскоре стала эталоном для развития этого жанра в других странах. Лучшей считалась и итальянская школа пения. А стиль бельканто (прекрасное пение), возникший в Италии в конце XVI века, надолго стал образцом для типов оперных арий. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

О развитии оперы, певцах, театрах и гастролях рассказывает книга Юрия Волкова «Песни, опера, певцы Италии». Также на выставке представлены книги о главных мастерах оперного искусства – Вивальди, Верди, Доницетти, Скарлатти, Паганини, Пуччини, Беллини. Помимо композиторских талантов, Италия является родиной множества исполнителей, прежде всего певцов. Среди них – всемирно известные имена Энрико Карузо и Лучано Паваротти. Журналист Альберто Маттиоли в своей книге «Лучано Паваротти» (в итальянской версии «Большой Лучано») рассказывает о рождении этого таланта, который не умел читать ноты, но мог петь и волноваться, как никто другой. Автор пишет о его образовании и частной жизни, о дебюте в Реджо-Эмилии, выступления в котором уже вошли в историю и триумфальном шествии во всех оперных театрах мира. Затем Маттиоли раскрывает закулисье проектов «Три тенора» и «Паваротти и друзья», обращение к поп-музыке, соперничество с Пласидо Доминго и дружбу с Боно (U2) и Леди Дианой Спенсер.

Одной из визитных карточек итальянской сцены является Комедия дель а́рте – народный, уличный театр, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в характерные маски. Существовавший преимущественно с середины XVI до конца XVIII века, он оказал значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Книга Константина Миклашевского «La commedia dell'arte или Театр итальянских комедиантов XVI – XVII столетий», изданная впервые ещё в 1920-е годы, впервые подробно описывает это уникальное театральное явление. Миру представал небывалый театр – театр без пьесы, в котором сиюминутно рожденная на глазах у публики жизнь становилась фактом искусства. Позже бесконечные мировые гастроли итальянцев распространили театр во многих странах Западной Европы. Книга стала толчком для изучения La commedia dell'arte другими специалистами, а обширная библиография, собранная и систематизированная Миклашевским, помогла в этом процессе. Представлена литература о венецианском драматурге и либреттисте XVIII века Карло Гольдони, балерине Марии Тальони и актрисе Элеоноре Дузе, которая считается величайшей театральной актрисой своего времени и одной из величайших актрис всех времен.

Один из самых молодых для Италии видов искусства – кино, также развивался довольно быстро и подарил миру множество открытий и имен. В ХХ веке сотня итальянских режиссёров превратила национальную киноиндустрию в одну из самых ярких кинематографий мира. Об этих именах рассказывает Биофильмографический справочник киноведа Валерия Босенко «100 режиссеров итальянского кино». Валерий Босенко с 1973 года работал в Госфильмофонде России, был начальником Отдела биофильмографии и международных связей. Из сорока лет, связанных с работой в Госфильмофонде, тридцать отдал созданию уникального справочника. Сто режиссеров – от Авати до Якопетти. К каждому из ста режиссеров – авторская статья плюс фильмография (фильмография на русском и итальянском). В предисловии к книге он написал: «Автор-составитель лелеет надежду, что этот справочник подтвердит в части кинематографической правоту слов нашего современника, классика национального кино Паоло Тавиани, который утверждает, что в культуре Италии было три великих эпохи – Возрождение, мелодрама XIX века, от литературы до театрально-оперного искусства, и послевоенное кино XX века». Также на выставке представлены книги о мэтрах итальянского киноискусства – Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Федерико Феллини, Бернардо Бертолуччи и актрисах – Софи Лорен и Клаудии Кардинале.

Экспонируются книги об искусстве отдельных итальянских городов – Риме, Падуе, Венеции. Среди них роскошное издание о Флоренции из серии «Великие города мира». Книга знакомит с историей и развитием города от средних веков до конца XIX века, архитектурными творениями – Баптистерием Сан Джованни, колокольней Джотто, собором Санта Мария дель Фьоре, ставшими «визитной карточкой» города и другими. Архитектура, живопись, скульптура предстают на этих страницах в более чем 800 иллюстрациях, создавая чарующий образ города, и в наши дни привлекающего толпы туристов.

Италия – одна из самых часто посещаемых туристами стран мира, а представленная на выставке литература позволяют виртуальную экскурсию по этой богатой на искусство стране.

Выставка продлится до 24 июля

Поделиться:
Подбор литературы