ул. Пушкинская, 175А

DSPL ART-2022: «Искусство нашего времени»

12+
2 апреля 2022 - 26 апреля 2022
с 10:00 до 18:00
Отдел искусств, 1 этаж
Свободный

Книжная выставка в рамках VII фестиваля современного искусства «DSPL ART -2022».

Всего в экспозицию вошло 76 книг отдела искусств и отдела хранения библиотечного фонда. Литературные источники отражают такие направления как изобразительное искусство, архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, дизайн, мода и фотография.

Открывается выставка знаковой книгой знаменитого искусствоведа и арт-критика Роберта Хьюза «Шок новизны», которая увидела свет ещё в 1980 году, но не утратила своей актуальности. Каждая из восьми ее глав соответствует серии одноименного документального фильма, подготовленного Робертом Хьюзом в сотрудничестве с телеканалом ВВС и с большим успехом представленного телезрителям в том же 1980 году. В книге Хьюза искусство, начиная с авангардных течений конца XIX века, предстает в тесной взаимосвязи с окружающей действительностью, укоренено в историю. Автор демонстрирует, как поиск выразительных средств оказывается главной созидающей и движущей силой направлений искусства.

Далее - издания, дающие общие представления о смыслах современного искусства, философии, необходимости, актуальности и других вопросах, помогающих понять, почему современное искусство всё-таки искусство. Это ставшая уже культовой книга британской журналистки и социолога Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», посвящённая современному художественному миру. Через всю книгу проходит мысль о том, что современное искусство – это своего рода религия для атеистов. Для многих ценителей художественного творчества концептуальное искусство – некий проводник смысла. Другой взгляд на современное искусство отражен в книге искусствоведа Сюзи Ходж «Современное искусство в деталях. Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное» и книге редактора, куратора, руководителя программы развития современного искусства Милана Франческо Бонами «Я тоже так могу! Почему современное искусство всё-таки искусство». Основной посыл обеих книг заключается в том, что современное искусство – это, прежде всего, идея. А искусство отображения идей оценить гораздо сложнее, чем искусство, отображающее мир. Поэтому критики и обыватели продолжают считать отсутствие технических навыков недостатком художественного опыта и потенциала.

В течение ХХ века постепенно вера в стабильность художественных институтов была утрачена. Соответственно, исчезла и надежда художников на сохранение их работ в музеях, на доступность для зрителя будущего. В результате искусство стало производить не объекты, а события (от перформанса до социальных проектов). Информация об этих событиях сохраняется в виде художественной документации, которую можно найти в интернете. Советский и немецкий искусствовед, философ, писатель и публицист Борис Гройс в книге «В Потоке» рассуждает об искусстве в эпоху интернета и о том, какое влияние он оказывает на искусство. Книга Конрада Пауля Лиссмана «Философия современного искусства» показывает, как философы в разные эпохи реагировали на феномен современного искусства, какие понятия, категории и концепции систематизации они использовали применительно к этому феномену.

Отдельного внимания заслуживают издания, предметом которых является современный художественный рынок. Это книга Филипа Хука «Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я», исследование Анны Арутюновой «Арт-рынок в XXI веке. Пространство художественного эксперимента» и исследование Пирошки Досси «Продано! Искусство или деньги», в котором искусствовед анализирует арт-рынок и процессы превращения искусства в товар. Рынок современного искусства — это международная безжалостная сила, заключающая многомиллионные сделки, когда богатые покупатели переходят от ярмарки к ярмарке, от аукциона к аукциону, от вечеринки к вечеринке. Но ничего из этого не произошло бы без дилеров – законодателей вкусов, которые поддерживают начинающих артистов и ведут их к успеху. Майкл Шнаерсон, редактор Vanity Fair, в книге «Бум: Бешеные деньги, мегасделки и взлет современного искусства» пишет первую в истории исчерпывающую историю их деятельности.

Говоря о современном искусстве, нельзя не упомянуть музеи и галереи современного искусства, которые также издают тематические книги. Музей современного искусства «Гараж» является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. На выставке представлено несколько изданий музея о кураторской практике, об искусстве перформанса, о новой академической музыке, о месте искусства в современном мире и о том, как писать и говорить о современном искусстве.

Конец ХХ века если не определил судьбу России, то, во всяком случае, резко сменил ориентиры исторического движения страны, вырвав её из почти вековой инерционной колеи. Во всех сферах жизни произошли перемены: смена политического режима, социального строя, экономического уклада и самого стиля жизни. Представители искусства наряду с деятелями рок-культуры к началу перестройки имели достаточно развитые формы самоорганизации, созданные в многолетнем противостоянии с официальной политической системой. Когда бюрократический контроль над культурой ослаб, энергетика освободившегося искусства смогла проявиться в полной мере. Художественная культура попала в ситуацию, когда диктат идеологии кончился, а диктат рынка ещё не наступил. Издание Русского музея «Без барьеров» посвящено искусству именного этого переломного периода – 1985-2000.

Стрит-арт – это изобразительное искусство, созданное в общественных местах для всеобщего обозрения. Когда-то незаконные граффити и стрит-арт были скромными по своим масштабам, наспех создавались за часы или даже минуты и так же быстро уничтожались властями, вандалами или погодой. Однако теперь архитекторы, градостроители и девелоперские компании начали поддерживать создание больших фресок, позволяющих уличным художникам и художникам-граффити создавать тщательно спланированные, более долговечные работы, иногда охватывающие целые здания и добавляющие совершенно новое визуальное измерение города. Книга Клаудии Вальде «Мурал ХХL» рассказывает о жанре масштабных фресок и о тридцати художниках, первооткрывателях этой тенденции. Работая в опасных условиях над землей, но всегда остро осознавая точку зрения зрителя с уровня улицы, эти новые уличные художники-монументалисты столь же бесстрашны и технически подкованы, сколь гениальны и креативны.

Также представлены издания о персоналиях художников и иллюстраторов, которые определяют облик современного искусства.

Большой раздел выставки посвящен современной архитектуре. Отобранные для экспозиции книги знакомят с самыми главными именами, творчество которых формирует мировой архитектурный ландшафт. Также демонстрируются издания, которые обращают внимание на проблемы современной архитектурной практики. Среди них - интересным серия «Современная архитектура мира», отражающая научные исследования Института теории и истории архитектуры и градостроительства. Приводится анализ мировых тенденций градостроительного развития и различных подходов и формированию города.

По мере облагораживания городов образованные горожане стали ценить то, что они считают «аутентичной» городской жизнью: стареющие здания, художественные галереи, небольшие бутики, высококлассные продовольственные рынки, старожилы по соседству, причудливые этнические рестораны и старые семейные магазины. Они означают подлинность места, в отличие от мягкой стандартизации пригородов. Книга Шарон Зукин «Обнаженный город» показывает, как стремительный и всепроникающий спрос на аутентичность – очевидный в росте цен на недвижимость, дорогих магазинах и тщательном мониторинге городских улиц – помог вытеснить тех самых людей, которые первыми придали району его аутентичную ауру: иммигранты, рабочий класс и художники.

Большое внимание уделяется на выставке литературе о театре и кино. Издание Марины Токаревой «Сцена между землей и небом. Театральные дневники XXI века» вместила в себя тринадцать театральных сезонов, десятки персон и персонажей, определивших облик русского театра начала века. Книга открывается заметкой о Льве Додине и заканчивается Петром Фоменко, а между двумя вершинами расположились Галина Волчек, Дмитрий Крымов, Анатолий Васильев и Сергей Женовач и многие другие. Сборник «Без цензуры: молодая театральная режиссура XXI века» посвящен молодым лидерам российского театрального процесса, режиссерам, дебютировавшим в XXI веке. Среди имен, упоминаемых в книге, можно выделить Константина Богомолова, Дмитрия Егорова, Филиппа Григорьяна, Юрия Муравицкого, Марфу Горвиц.

Аналогичная литература раскрывает и современный кинематограф. На выставке книги ведущих киноведов России – Антона Долина, Андрея Плахова и Кирилла Разлогова. Кинокритик Евгений Новицкий представляет книгу «Кино на каждый день» – авторскую энциклопедию фильмов 2010-х годов. Это не только сборник рецензий, но и своеобразная летопись истории российского проката. В книге нашлось место и голливудским блокбастерам, и европейскому артхаусу, и громким российским премьерам.

Музыка – одно из самых быстро сменяющихся современных искусств. Артист, которого сегодня слушают миллионы, через пару месяцев может быть уже никому не интересен. Представленные на выставке издания знакомят с тенденциями современной музыкальной культуры, новыми формами и именами. Книга Ханса Ульриха Обриста «Краткая история новой музыки» представляет собой сборник интервью с музыкантами, творчество которых формировало важнейшие изобретения авангардной или экспериментальной музыкальной сцены. Среди них композиторы-авангардисты, пионеры электроакустической музыки, а также современные мастера.

Также на выставке есть издания, посвященные концепциям современного дизайна, современному декоративно-прикладному искусству, фотографии, танцам и моде.

Современное искусство – это огромный и увлекательный мир, а представленная на выствке литература поможет открыть в него дверь.

Полная программа Фестиваля современного искусства

Поделиться:
Подбор литературы