ул. Пушкинская, 175А

Жанровое разнообразие изобразительного искусства

12+
1 февраля 2023 - 21 февраля 2023
Отдел искусств, 1 этаж
Свободный

История рисунка и живописи насчитывает десятки тысяч лет. Искусство верхнего палеолита включает в себя фигуративное искусство, зародившееся примерно от 40 000 до 35 000 лет назад. Нефигуративные наскальные рисунки, состоящие из ручных трафаретов и простых геометрических фигур, еще старше. Палеолитические пещерные изображения животных найдены во многих странах мира.

В Древнем Египте рисунки тушью на папирусе, часто изображающие людей, использовались в качестве моделей для живописи или скульптуры. Рисунки на греческих вазах, первоначально геометрические, позже превратились в изображения людей в чернофигурной керамике в VII веке до нашей эры.

С появлением бумаги в Европе к XV веку рисунок был принят такими мастерами, как Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, которые иногда рассматривали рисунок как самостоятельное искусство, а не как подготовительный этап к живописи или скульптуре. На рисунках изображали людей, животных, жанровые и батальные сцены. Так постепенно формировались жанры изобразительного искусства.

Выставка отдела искусств «Жанровое разнообразие изобразительного искусства» посвящена различным жанрам, в которых работали мастера.

Картины традиционно делятся на пять категорий или «жанров». Становление этих жанров и их относительный статус по отношению друг к другу проистекают из философии искусств, продвигаемой великими европейскими академиями изобразительного искусства. Пять видов изобразительного искусства, перечисленных в порядке их официального рейтинга или важности, следующие: историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт. С течением времени жанры дополнялись, появлялись ответвления и поджанры.

Открывается выставка книгой выдающегося музейного деятеля, искусствоведа Ирины Антоновой «Диалоги об искусстве. Пятое измерение». Книга составлена по материалам авторской передачи «Пятое измерение», выходившей на телеканале «Культура» и посвящена вечным темам искусства – герой, любовь, человек и природа, натюрморт. Книга Н. Яковлевой «Жанровая хронотипология. Теоретические основы и методика жанрового анализа живописи» представляет собой учебное пособие, рассказывающее о методе жанрового анализа. На примере русской реалистической живописи автор разбирает художественный образ картины, место произведения в контексте жанра, эволюцию системы жанров, а также проблемы и перспективы жанрового анализа.

В XVIII веке именно исторический жанр был провозглашен высшим в иерархии. Историческая картина – носительница самого глубокого образа, способного проникнуть в прошлое и раскрыть тайны, показать сложность того, что современникам казалось простым и очевидным. За историческую картину выпускнику Академии художеств давали большую золотую медаль и отправляли совершенствоваться в Италию. Фундаментальный труд Нонны Яковлевой «Историческая картина русской живописи» прослеживает судьбы русской исторической живописи на всём пути от истоков до наших дней. Исторические личности прошлого, мифологические персонажи и религиозные образы составляют основные сюжеты этого жанра.

Разновидностью исторической живописи можно считать батальную живопись – сцены морских и сухопутных сражений, военных переговоров, форсирование переправ и войсковые будни. Сцена битвы – один из древнейших видов искусства в развитых цивилизациях, поскольку правители всегда стремились отпраздновать свои победы и запугать потенциальных противников. Одна из самых полных коллекций батальной живописи содержится в собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Книга «Слава русского оружия» знакомит с историей формирования и коллекцией музея. В альбом вошли наиболее интересные произведения из крупнейшего в стране собрания русской батальной живописи XIX и XX веков, в том числе советского времени. Отдельная глава посвящена историческим портретам отличившихся солдат и офицеров, выдающихся военачальников. Кроме шедевров живописи, альбом содержит много редчайших и малоизвестных рисунков и литографий.

В противовес исторической, мифологической и религиозной живописи у художников возникает интерес к изображению сцен повседневного быта, жизни простого народа. Изображают на подобных работах трапезы, торжества, сюжеты, связанные с нахождением людей в тавернах, на рынках и улицах. Жанровая, бытовая живопись (или мелкий жанр), форма жанрового искусства, которая показывает аспекты повседневной жизни, изображая простых людей, занятых обычной деятельностью. Одно из распространенных определений жанровой сцены состоит в том, что на ней изображены фигуры, которым нельзя приписать никакой индивидуальности ни индивидуально, ни коллективно, что отличает ее от исторических картин (также называемых большим жанром) и портретов. Девять представленных на выставке книг знакомят с жанровой живописью – «Праздники по-русски», «Картины русского быта», «Русская зима», «Охота в русской живописи» и другие. Объединяет их книга искусствоведа Галины Ельшевской «Жанровая живопись» из серии «История жанров». Она знакомит с историей жанровой живописи, героями, сквозными мотивами и сюжетами, которые становятся традиционными, показывает границы жанра и художников, которые в нём работали. Картины бытового жанра служат прекрасным инструментом для изучения нравов, обычаев и особенностей взаимоотношений людей разных исторических эпох.

Третьим по значимости, но, несомненно, самым известным и первым по количеству картин, выполненных в этом жанре, является портрет. Цель портретной живописи состоит в том, чтобы изобразить конкретного человека. Портреты часто служат важными государственными и семейными документами, а также воспоминаниями. Может показаться очевидным, что нарисованный портрет предназначен для достижения сходства с натурщиком, которое было бы узнаваемо для тех, кто его видел, и в идеале является очень хорошей записью его внешности. На самом деле эта концепция развивалась медленно, и художникам разных традиций потребовались столетия, чтобы научиться рисовать портреты. Споры по поводу исходной точки возникновения портрета связаны с нечеткостью определения его признаком. Книга Г. Ельшевской «Портрет» продолжает серию «История жанров» и освещает историю возникновения жанра и этапы его развития. Автор рассматривает дифференциацию портретных типологий, время в портрете, различия женского и мужского портрета, разбирает психологический портрет, возникший в XVI веке.

Каждая эпоха предлагала свой идеал человека, и согласно ему формировался особый изобразительный принцип, художники имели свои представления о том, что есть человек, каково его место в мире. С картин, написанных на протяжении многих столетий, смотрят на нас исторические личности и художники, бесстрашные военачальники и жены, ждущие их дома, императоры и простые рабочие. За каждым из изображений – своя история. Книга искусствоведа Веры Калмыковой «Портрет в мировой живописи» знакомит со всем многообразием жанра портрета от древности и до начала ХХ века. Особое место в истории жанра занимает исторический портрет. Изображения царей, религиозных деятелей, военачальников являются важным документом эпохи. Портретная галерея Русского музея и военная галерея Зимнего дворца знакомят с лицами русской истории. Идея создания портретной галереи сама по себе не являлась оригинальной. Во многих европейских замках и дворцах существовали портретные галереи. Вероятно, одна из таких галерей и натолкнула Александра I на мысль о создании генеральской галереи в Зимнем дворце. Военная галерея, воплотив грандиозные замыслы Александра I по увековечиванию памяти его соратников по войне, стала своеобразным памятником Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. Это воистину уникальное собрание генеральских портретов донесло до потомков изображения многих участников тех героических событий. Подробности создания галереи и её история отражены в фундаментальном исследовании А. Подмазо «Военная галерея Зимнего дворца». Для современного искусства портрет как жанр постепенно утрачивает свою актуальность. Несмотря на популярность сегодня заказного и частного портрета – это искусство прошлого. Тогда это был символ высокого статуса, атрибут аристократического интерьера или светских гостиных. Другое дело – автопортрет. Он актуален и по сей день, вне зависимости от техники – от рисунка до селфи. Здесь на первом плане личность творца, его видение себя через призму творческого метода. Две книги выставки знакомят с жанром автопортрета: «Моё я. Автопортрет в собрании русского музея» посвящено истории жанра в русской живописи XVIII – первой половины XIX веков, а издание «Автопортрет и портрет художника XVIII-XXI вв» показывает не только автопортрет, но и портрет художника, сделанный другими художниками.

Следующий жанр в иерархии это пейзаж. Это изображение природы, такой как горы, долины, деревья, реки и леса. В других работах пейзажные фоны для фигур все еще могут составлять важную часть работы. Небо почти всегда включено в вид, и погода часто является элементом композиции. Детализированные пейзажи как отдельный предмет встречаются не во всех художественных традициях и развиваются тогда, когда уже существует сложная традиция представления других предметов. Серию «История жанров» продолжает книга К. Богемской «Пейзаж», которая посвящена истории зарождения и развития жанра. Автор рассказывает о том, какие художники видели задачи правдивого изображения окружающего мира, как понимание цели художественного творчества сказывалось в пейзаже, как художники наделяли пейзажную живопись индивидуальностью и как в ХХ веке пейзаж становится средством создания художественной среды. Отдельные книги выставки посвящены морскому, городскому и интерьерному пейзажу.

Последним в иерархии жанров является натюрморт. Это произведение искусства, изображающее в основном неодушевленные предметы, которые являются либо естественными (еда, цветы, дичь, растения, камни, раковины), либо искусственными (стаканы, книги, вазы, ювелирные изделия, монеты, трубы, карты).

Зародившись в Средние века и древнем греко-римском искусстве, натюрмортная живопись возникла как отдельный жанр и профессиональная специализация в западной живописи к концу XVI века и с тех пор остается значимой. Одним из преимуществ художественной формы натюрморта является то, что она дает художнику большую свободу экспериментировать с расположением элементов в композиции картины. Книга Л. Мочалова «Три века русского натюрморта» – первое обстоятельное монографическое исследование исторического развития и философии этого жанра в русском искусстве. Оно охватывает обширный материал – от так называемых «обманок» начала XVIII века до исканий современных мастеров, и раскрывает специфическую природу натюрморта как жанра изобразительного искусства, показывает его историческое становление под воздействием как собственно художественных факторов, так и социально-психологических обстоятельств. Подготовленное Третьяковской галереей издание «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» собирает на своих страницах произведения мастеров XVIII–XIX столетий и художников второй половины XX – начала XXI века. В издание вошли статьи, одна из которых посвящена типологическим и стилистическим особенностям натюрморта в русском искусстве, а друга поднимает вопросы развития жанра в творчестве современных художников. Альбомная часть состоит из тематических разделов: аллегорические изображения, живопись цветов и плодов, произведения на гастрономические и охотничьи сюжеты, предметы быта.

Изобразительное искусство многогранно. Помимо основных жанров в отдельные направления выделяют анималистику в целом и иппический жанр (изображение лошадей), карикатуру и шарж, пастораль и аллегорию.
Поделиться:
Подбор литературы