ул. Пушкинская, 175А

Чародей живописи

Автор статьи:
Любовь Пономаренко
1674
17 октября 2023

Художественный талант нашего земляка Николая Дубовского получил всемирное признание. Творческую активность, занятия педагогикой он сочетал с большой общественно-организаторской деятельностью. Художник ставил перед собой высокие цели, к которым неуклонно шел и добивался — быть полезным родине, служить искусству, через него и обществу.

Дубовской Николай Никанорович родился 6 (17) декабря 1859 году в Новочеркасске, Области Войска Донского, в семье донского казака. На Дону прошли его детские годы. Начальное образование он получил в Киеве, где обучался в Владимирской Киевской военной гимназии. Еще в детские годы Дубовской обратил на себя внимание незаурядными способностями в области живописи. И, хотя родители прочили ему военную карьеру, Н. Н. Дубовской решил стать художником.


Его отец, Никанор Андреевич, был старшиной иррегулярных частей в Области Войска Донского, выходец из старинного казачьего рода, пустившего глубокие корни в станице Нижне-Курмоярской. Андрей Андреевич Данцев (Новочеркасск), профессор, доктор философских наук в книге «Созвездие Тихого Дона. Донские казаки и их столица. Великие сыны Дона» описывает членов семьи Дубовского:

Отец Никанор Андреевич немногословный, очень сдержанный, суровый человек. Мать, Любовь Ивановна, запомнилась, как тихая и обаятельная женщина, с утра до вечера возившаяся с восемью детьми: четырьмя мальчиками и четырьмя девочками. Николай был шестым ребенком в семье, с ранних лет удивлявшим родителей своей серьезностью и усидчивостью. Он мог часами любоваться кустами, деревьями, травами, движением облаков, игрой солнечных лучей… Пристрастившись к занятиям рисованием, Николай первоначально копировал репродукции из иллюстрированных журналов, а затем стал уже выполнять и рисунки по памяти. Это занятие настолько увлекло его, что он вступил в своеобразное творческое соревнование со своим близким родственником Александром Васильевичем Пышкиным, часто бывавшим в доме Дубовских. Вскоре они стали заниматься и рисованием по воображению. В восемь лет Николай выполнял рисунки уже намного удачнее, чем его взрослый соперник-наставник. Художественные способности были у мальчика налицо. Однако семейные традиции возобладали, и Николай был отправлен учиться в Киев во Владимирскую военную гимназию. Преподававший там рисование Павел Николаевич Юшенов, заметил одаренность новочеркасского мальчика и всячески содействовал обретению им своего истинного призвания. Не без его ведома Николай взял за обыкновение вставать на два часа раньше других гимназистов и заниматься рисованием. Он копировал гипсовые слепки, рисовал спящих товарищей. Наставничество Юшенова способствовало, надо полагать, тому, что впоследствии 18-летний Дубовской принял непростое решение отказаться от карьеры военного и посвятить свою жизнь деятельности художника [1].

По окончании Владимирской Киевской военной гимназии в 1877 году семнадцатилетний Дубовской добивается у отца разрешения и отправляется в Петербург, где успешно поступает в Императорскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в мастерскую пейзажной живописи профессора М. К. Клодта, ставшего его учителем. В Академии художеств Николай Дубовской пробыл четыре года и получил за свои работы четыре Малые серебряные медали. Ещё будучи студентом, он выставлял картины в классе учеников Академии и в Обществе поощрения художеств.


Самые добрые отношения связывали Дубовского со своим наставником Михаилом Константиновичем Клодтом. От Клодта Николай Никанорович получил уроки неустанного изучения русской природы и сосредоточенной напряженной работы над своими произведениями.

Успешно пройдя курс обучения, он, тем не менее, отказывается от участия в конкурсе на Большую золотую медаль и написания дипломной картины на заданную тему по примеру участников «бунта» выпускников во главе с И. Н. Крамским в Академии художеств в 1863 году, когда целый ряд художников покинули академию, не желая писать программные «академические картины». Лишив себя, тем самым, поддержки со стороны Академии и возможности пенсионерской поездки за границу. После ухода из Академии художеств начинающий художник всецело посвящает себя пейзажной живописи.

О достижениях Дубовского и некоторых фактах из его жизни во время обучения в Академии художеств в Петербурге, опираясь на архивные документы, писали авторы статьи «Деятели литературы и искусства — наши земляки» (А. Д. Ганжула, С. С. Мишель, П. П. Назаревский) в сборнике документов «Наш край. Документы по истории Донской области. XVIII – начало XX века»:

Академия художеств, признав исключительные заслуги Дубовского в искусстве, в 1898 году избрала его академиком, а в 1900 году – действительным членом Академии. С 1911 года Дубовской стал профессором Академии художеств и руководил мастерской пейзажной живописи. Ученикам своим он старался привить вкус к точному изображению натуры, до конца оставаясь верным реалистическим традициям передвижников. Дубовской принимал активное участие в общественной жизни, живо откликался на нужды художников, заботился о росте молодых дарований, о состоянии учебы в художественных школах [2].


Настойчивый в достижении поставленной перед собой цели, молодой художник много и плодотворно работал, совершенствуя свое мастерство. Еще в годы учебы в Академии он принимал участие в художественных выставках, экспонируя на них свои этюды, нарисованные с натуры. Несколько ранних его произведений было удостоено руководством Академии художеств серебряных медалей и поощрительных премий.

В 1871 году в Петербурге было создано «Товарищество передвижных художественных выставок», Н. Н. Дубовской принимал активное участие в его работе.


В 1882 году в Петербурге была открыта выставка картин, организованная «Обществом поощрения художеств». На этой выставке картины Н. Н. Дубовского «Перед грозой» и «После дождя» получили премии и быстро приобрели широкую известность. В разных городах России ежегодно устраивались выставки художников–передвижников, пропагандировавших свое народное патриотическое искусство. На выставке передвижников, организованной в 1884 году, Н. Н. Дубовской экспонировал картину «Зима», которая получила высокую оценку И. Е. Репина, В. В. Стасова и была приобретена П. М. Третьяковым для своей картинной галереи.


Н. Дубовской немало путешествует по европейским странам, он побывал в Италии (1892, 1895, 1897, 1898), Греции (1892, 1894), Турции (1893), Швейцарии (1895, 1897, 1903, 1908), Франции (1898), Германии (1912), островах греческого архипелага, на Дунае (1892), делая наброски и зарисовки.

Большой любитель и знаток природы родной страны, Николай Никанорович путешествовал по России. Здесь он много рисовал. Главным образом пейзажи. Ярко и правдиво изображая русскую природу, художник создавал замечательные реалистические произведения, которые украшали собой залы передвижных выставок.

Много картин посвятил художник родному краю — Дону. Это пейзажи донской степи, картины степного Придонья нашли свое отражение в таких произведениях художника, как «Курганы в степи» (1890), «Сенокос», «Мишкина балка» (1885) и другие.

Полотно «Мишкина балка» пронизано лучами полуденного солнца. Овраги, глубокие, разные и такие изменчивые, «огнедышат», дурманят травами, стрекочут и поют разными голосами.


В 1890 году он написал одну из лучших своих картин «Притихло», которая получила высокую оценку мастеров русской живописи. При написании картины «Притихло» художник использовал этюд, написанный на Балтийском взморье. Николай Дубовской в одном из своих писем писал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом „Притихло“. Это и есть название моей картины».


Полотно было закончено в начале 1890 года и представлено на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале того же года в Петербурге. Картина имела огромный успех; там же она была приобретена императором Александром III, оказавшись единственной картиной, купленной им на выставке. Картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию. Одноименные повторения-варианты ‒ ГТГ, Полтавский художественный музей, Куйбышевский городской художественный музей, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Государственный художественный музей Республики Беларусь (Минск).

Искусствовед Е. Н. Цыганкова в статье «Творческое служение искусству», опубликованной в «Донском временнике» (1998), описывает события, связанные с этой картиной:

Полотно экспонировалось на XVIII выставке передвижников и прославило имя Дубовского на долгие годы. Художник написал ряд вариантов на эту тему. Они находятся в разных музеях России и Украины — в Москве, Самаре, Полтаве, Ростове-на-Дону, Киеве. По заказу земляков-новочеркассцев позже он выполнил пейзаж «Туча надвигается» (1912, МИДК). Настроение, которое живописец создавал в своих работах, многогранно. На смену драматической напряженности «Притихло» пришло романтически-умиротворенное восприятие природы [3].

О картине Н. Н. Дубовского «Притихло» писал И. И. Левитан (1860-1900), один из лучших русских пейзажистов:

Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет [4].

Картина Н. Дубовского — «Водопад Иматра» (1893, Севастопольский художественный музей), являет собой пример новых образно-выразительных качеств. Водопад «Иматра» обрушивает на камни целые пласты могучих волн, все приведено в движение в этом закрученном водовороте, поглощающий все на своем пути, сметая и круша в едином порыве. Динамизм достигнут при помощи кадровой композиции, где нет никакого сюжета и зрительного центра. В изображении природы Дубовской продолжает концепцию пейзажа-настроения. В его творчестве конца 1890-х годов постоянно сосуществуют романтические и реалистические тенденции.

Произведения Н. Н. Дубовского все чаще и чаще появлялись не только на выставках в Москве, Петербуре и других городах страны, но и экспонировались за рубежом. Н. Н. Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме. Картины мастера пейзажа представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), музеях изобразительных искусств Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Сочинском художественном музее и во многих других музеях и галереях России и за рубежом.

Картина «Родина» была экспонирована на Всемирной выставке в Риме в 1911 году и вызвала восторженный отклик находившегося в те дни в Италии И. Е. Репина, писавшего Дубовскому:

Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!». В этой связи можно вспомнить и слова самого Дубовского, говорившего о том, что «в искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит еще более нарядной живописью, или внутреннее духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным....


Умер Николай Никанорович Дубовской 28 февраля 1918 года в Петербурге. Выставка Н. Н. Дубовского, которая должна была подвести итоги деятельности художника в 1918 году, не состоялась по причинам военного времени. Единственная его монографическая выставка была открыта в Русском музее только в 1938 году, но и она не привела к серьезным научным обобщениям.

После смерти художника коллекция была передана семьей в Государственный Русский музей. Главной составляющей частью стали работы самого Дубовского (64 живописные и 19 графических). Другая часть — живопись и графики художников передвижников (111 работ 31 живописца).

Важно оценить значение его творчества, представленного в контексте достаточно протяженного времени, ибо его художественные устремления не оставались неизменными.

Многие свои картины художник завещал Новочеркасску, и они хранятся в фондах Новочеркасского музея истории донского казачества.

Библиография

1.      Данцев, А. А. Чародей живописи // Созвездие Тихого Дона. Донские казаки и их столица. Великие сыны Дона: Исторические очерки. Новочеркасск, 2001. С. 225–227.

2.      Ганжула, А. Д., Мишель, С. С., Назаревский, П.П. Деятели литературы и искусства – наши земляки: [об уроженцах Дона А. П. Чехове, А. С. Серафимовиче, К. А. Треневе, А. И. Свирском, Н. Н. Дубовском и К. М. Думчеве (по архивным документам)] // Наш край: Документы по истории Донской области: [XVIII - начало XX века]. Ростов-на-Дону, 1963. С. 500-525.

3.      Цыганкова, Е. Н. Творческое служение искусству // Донской временник. Год 1999-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1998. Вып. 9. С. 77-80

4.      Минченков Я. Д. «Вспоминания о передвижниках». Ленинград. 1965.

5.      Андрианов, В. И. Памятные места Н. Н. Дубовского и И. И. Крылова: [в Новочеркасске] // Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981. С. 164.

6.      Бондарева, Н. Художественное собрание Новочеркасского музея истории донского казачества: история формирования // Богатый колодезь. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 1991. С. 264-270.

7.      Ветрова, С. Злой рок Дубовского: [о худож. Н. Дубовском и выст. его работ в музее истории дон. казачества (Новочеркасск)] // Наше время. 2004. 24 дек. С. 1, 4.

8.      Гарбузов, Г. Дубовской Николай Никанорович (1859-1918) // Истоки становления и развития художественного образования на Дону. Ростов-на-Дону, 2006. С. 42.

9.      Гурвич, С. С. Мастера изобразительного искусства. Выпуск третий. Ростов-на-Дону, 1955. С. 25.

10. Данилова, В. Кошка, Монах и Дива // Мир музея. 2014 . № 4 . С. 28-30 : 3 репр., 1 фот. (Годы. События. Люди).

11. Н. Н. Дубовской: [альбом]. Ростов-на-Дону, 2008. С. 8-33.

12. Игнатенко, С. Старейший на Урале. Шедевры музейного собрания // Рампа. 2020 . № 12 . С. 28-31 : рис. (Событие) .— Продолж. Начало: №№ 5-11.

13. Кончин, Е. В прозрачной синеве - одинокий парусник: [о художнике Н. Дубовском (1859-1918), уроженце Новочеркасска и выставке его картин в Москве] // Культура. 2006. 17-23 авг. С. 8.

14. Кулишов, В. И. Дубовской и передвижники в коллекции Музея истории донского казачества // Краеведческие записки: [сборник научных трудов]. Новочеркасск. 1994. Вып. 1. С. 74-81.

15. Кулишов, В. Знамя Дубовского: [О проходившей в Рост. худож. салоне на Береговой выст. в честь дон. худож. Н. Дубовского] // Наше время. 2001. 20 июля. С. 12

16. Кулишов, В. Пейзаж России раскрывает XIX век : выставка произведений Н. Н. Дубовского // Мир музея. 2006 . N 1. С. 2-8 .

17. Кулишов, В. Раскрепощать людское чувство: [о художнике-передвижнике Н. Н. Дубовском, уроженце Новочеркасска] // Культура Дона. 2005. № 7 (июль). С. 5.

18. Кулишов, В. И. Страницы истории художественной культуры Дона (к 100-летию художественного образования на Дону) // Краеведческие записки. Выпуск 2. Новочеркасск, 1997. С. 44-50.

19. Науменко, В. В. Коллекция работ Н. Н. Дубовского в Музее истории донского казачества: замысел и история формирования // Краеведческие записки: [сборник научных трудов]. Новочеркасск. 1999. Вып. 4. С. 63-70

20. Новочеркасский музей истории донского казачества, Краеведческие записки Вып. 1 Новочеркасск, 1994

21.Сазонова, Л. Н. Н. Дубовской // Донская волна. 1919. № 29 (57) (11 августа). Ростов-на-Дону, 1919

22. Соловьева, Л. И. Николай Никанорович Дубовской // Певцы донского края. Ростов-на-Дону, 1979. С. 9-36.

23. Соловьева, Л. И. Художник-передвижник: [о Н. Н. Дубовском, русском художнике-пейзажисте, профессоре академии художеств, уроженце города Новочеркасска] // Люди земли донской. Ростов н/Д, 1983. С. 292-295.

24. Стешенко, Н. Николай Дубовской в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств // Дон. Культура. 2002. 30 авг. С. 14.

25. Цыганкова, Е. Н. Картина Н. Н. Дубовского "Радуга" // Краеведческие записки: [сборник научных трудов]. Новочеркасск. 1994. Вып. 1. С. 81-86.

26. Шевченко, А. Что приятно для глаза, то приятно для души: [О проходившей в выст. зале на Береговой выст. произведений дон. худож., посвящ. памяти Н. Н. Дубовского] // Приазовский край. 2001. 21 июня. С. 2.

27. Эпштейн, М. Н. Дубовской "Притихло": Рассказ об одной картине // Юный художник. 1986. № 6. С. 32-33., ил.

По вашему запросу копии полных текстов можно получить через электронную доставку документов.

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы