ул. Пушкинская, 175А

Серебряных дел мастера

Автор статьи:
Маргарита Мартиросова
2101
30 августа 2023
Французский инженер и геолог Оммер де Гелль, путешествуя в 1840 году по Югу России, так отзывался о новонахичеванских ремесленниках:

«Армяне — прекрасные серебряных дел мастера. Нам показали седла, изготовленные для кавказских князей. Одно их них — из голубоватой кожи, украшенное черной эмалью, покрытое серебряными пластинками и блестящими украшениями на узде, было изготовлено для юной черкесской княжны…»

Таганрогский градоначальник в своем отчете за 1850 год обращает внимание правительства на изделия новонахичеванских ремесленников, отмечает совершенство, достигнутое ими в украшении оружия, уздечек, упряжи. Несколько образцов изделий было отобрано для Всемирной выставки (международная выставка достижений науки, промышленности, искусства и торговли, проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года). Среди предметов, отправленных в Лондон, были и серебряные изделия с чернью: кинжал в ножнах, браслеты, наперсток, игольник, кольцо и др.



20-й век открыл новую страницу в развитии древнего ремесла: 1 октября 1905 года в Нахичевани-на-Дону Художественно-ремесленная учебная мастерская имени М. В. Попова приняла первых учеников.

Мастерская содержалась на проценты с капитала в 100 000 рублей, завещанного потомственным почетным гражданином города Нахичевани Макаром Варфоломеевичем Поповым, на ежегодную субсидию вдовы покойного Евдокии Карповны Поповой и, с 1908 года, на субсидию от Государственного Казначейства. Мастерская находилась в ведении Учебного отдела Министерства торговли и промышленности.

Мастерская давала возможность учащимся получить знания в области изобразительного искусства, а также овладеть техническими приемами для изготовления различных изделий из металла на высоком художественном уровне. Учебный план включал следующие предметы: Закон Божий православного и армяно-григорианского вероисповедания, «Русский язык», «Армянский язык», «Металлургия», «Арифметика», «Геометрия», «География», «Черчение», «Лепка», «Рисование», «Композиция», «История орнамента».

Практические работы производились в мастерских: монтировочной, ювелирной, граверной, чеканной, эмали и эмалевой живописи. С первого класса ученики выбирали одну из перечисленных специальностей. Однако, учебный план был составлен таким образом, чтобы граверы, чеканщики и эмальеры получили необходимые знания также и в монтировке — один день в неделю занимались в монтировочной или ювелирной мастерских, по своему выбору. Монтировщики и ювелиры в это время обучались трем остальным специальностям.

К приему в мастерскую допускались мальчики и девочки не моложе 12 лет со знаниями, соответствующими курсу начальных училищ. Плата составляла 20 рублей в год, бедные обучались бесплатно. Окончившие полный курс (четыре года) получали звание подмастерья по изучаемому ремеслу, а спустя три года, в случае предоставления Совету Мастерской сведений о трехгодичной работе в частной мастерской или на фабрике — получали звание мастера.

Немного любопытной статистики: из 63 учеников 1-4 классов (в 1910/11 учебном году) — 39 учеников православного вероисповедания и 24 — армяно-григорианского; девочек оказалось больше, чем мальчиков — 35 из 63 учеников. Единственная специальность, на которую брали только мальчиков — монтировщики.

В 1911/12 учебном году в Мастерской обучалось 173 человека: из них 74 — занимались ремеслом, а 99 — художественными предметами. По воскресеньям учащиеся нахичеванских городских начальных училищ бесплатно занимались в Мастерской рисованием.

На пасхальных каникулах ежегодно устраивалась выставка-продажа ученических изделий. Кроме того, Мастерская исполняла всевозможные частные заказы, причем 60 % чистой прибыли поступало в пользу учащихся.



В 1910 году на Южно-Русской областной выставке в Екатеринославе (ныне — г. Днепр, Украина) Мастерская была удостоена большой серебряной медали за выставленные изделия: золотые, серебряные и медные с чернью, эмалевой, чеканной и граверной отделкой, а также рисунки растений и готовых изделий.

Шаблонные формы орнамента, украшавшие изделия старых нахичеванских мастеров, постепенно заменялись новыми, основанными на изучении растительного и животного мира. Среди представленных предметов заслуживали особого внимания всевозможные серебряные и бронзовые изделия качественной работы, как то: диадемы, брошки, браслеты с эмалью, кубки, чернильницы и пр.

Успехи, достигнутые учебным заведением, безусловно связаны и с личностью человека, возглавлявшего Мастерскую на протяжении всей её истории. Это был Сергей Германович Недлер (1869–1943), уроженец Санкт-Петербурга, выпускник Императорской академии художеств. Сергей Германович был не только художником, но и преподавателем, и автором ряда учебных пособий. Первое из них — «Популярное изложение законов перспективы» — было опубликовано еще в 1901 году. Последующие книги были написаны и опубликованы в период работы С. Г. Недлера в Нахичевани-на-Дону: «Наглядная перспектива» (Санкт-Петербург, 1908), «Азбука орнамента» (Санкт-Петербург, 1910), «Об организации в городах ремесленного образования» (Ростов-на-Дону, 1913), «Технология металлов» (Петроград; Москва, 1916). После революции С. Г. Недлер эмигрировал в Эстонию и входил в число ведущих местных русских художников, преподавал в Ревельской русской гимназии.



Что касается места расположения Мастерской, то это было здание, принадлежавшее наследникам мецената М. В. Попова, по адресу 2-я Георгиевская улица, дом 4. Сегодня здесь размещена музыкальная школа имени Михаила Фабиановича Гнесина (ул. Комсомольская, дом 6). Здание включено в перечень объектов культурного наследия регионального значения г. Ростова-на-Дону согласно постановлению Главы Администрации Ростовской области от 9 октября 1998 года № 411.

Подробности истории возникновения Мастерской можно прочитать в статье Галины Савчук «Золотое дело мецената»
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы