ул. Пушкинская, 175А

Дон в топонимике Санкт-Петербурга

Автор статьи:
Любовь Пономаренко
1723
24 января 2024
Из множества улиц, проспектов, переулков, парков, скверов, площадей, мостов, станций метро в Санкт–Петербурге есть те, которые своими названиями связаны с Донским краем. Остановимся на некоторых из них…

Большой и Малый Казачьи переулки находятся в Адмиралтейском районе. Большой Казачий переулок тянется от Гороховой улицы до Загородного проспекта. Его протяженность составляет 386 метров. Переулок возник во второй половине XVIII века.



Малый Казачий переулок продолжается от набережной реки Фонтанки до Большого Казачьего переулка. Имеет протяженность 156 метров. Малый казачий переулок застраивался в XIX начале XX веков. Здания здесь сохранились до настоящего времени.



Первоначальное название Казачий переулок, объединявшее оба современных переулка, известно с 1795 года. Дано по находившемуся здесь Донскому казачьему подворью. В 1821–1846 гг. существовало наименование Кривой переулок, связанное с конфигурацией проезда. С 1836 года употреблялась и смешанная форма — Козачий Кривой переулок. Употреблялся также вариант Казацкий переулок (1849).

В 1849–1880 гг. три участка переулка имели каждый свое название:

• Казачий переулок № 1 (от Гороховой улицы до поворота);
• Казачий переулок № 2 (от реки Фонтанки, современный Малый Казачий переулок);
• Казачий переулок № 3 (от поворота до Загородного проспекта).

Существовали варианты типа 1-й Казачий переулок и Казачий переулок № 1. Параллельно с этим употреблялось и прежнее наименование Казачий переулок. Современные названия Большой и Малый Казачьи переулки даны 7 марта 1880 года. С 3 января 1925 г. по 7 июля 1993 г. оба переулка были объединены под общим наименованием переулок Ильича в честь В. И. Ленина (1870–1924), организатора Коммунистической партии и основателя Советского государства, который жил в доме № 7. После 1993 г. вернулось старое название переулков.

Казачий мост — автодорожный железобетонный балочный мост через реку Монастырку в Центральном районе Санкт-Петербурга. Мост соединяет Безымянный и Монастырский острова. Расположен по нечётной (северной) набережной Обводного канала, у впадения реки Монастырки в Обводный канал. Ближайшие станции метрополитена — «Площадь Александра Невского-1», «Площадь Александра Невского-2». Название известно с 1842 года. В период с 1849 до 1875 года использовалось наименование Казацкий мост. В 1883 году Казачий мост перестроен в деревянный трёхпролётный подкосно-ригельной системы с исправлением каменных устоев. Длина моста составила 48,6 м, ширина — 9,7 м. В 1934 году деревянные балки пролётного строения заменены металлическими сварными. В 1945–1946 годах выполнен ремонт моста. В 1965 году, в связи со строительством моста Александра Невского, был построен существующий ныне железобетонный Казачий мост. Авторы проекта — инженер института «Ленгипроинжпроект» А. А. Соколов и архитектор Л. А. Носков.



Название мосту дано по находившимся неподалёку казармам Лейб-гвардии казачьего полка. Ответ на вопрос как донские казаки обосновались в столице можно получить в книге О. Кулакова и М. Сарычева «Лейб-Гвардии Казачий Его Величества полк» (Воронеж, 2014):

«К концу XVIII столетия, Войско Донское «вернолюбезное» Российским Государям, за все время своего пятивекового существования, уже к тому времени двести лет непрерывно служившее Престолу и России, имевшее немало «честных клейнодов» — знаков Царской милости и в последних событиях, предшествовавших формированию придворной Донской Лейб-казачьей команды, победоносных войнах, еще раз доказало свою непоколебимую верность и мужество. Императрица Екатерина, неизменно благоволившая к Донцам, пожелала приблизить к себе Донское казачество, чтобы не во временном лишь пребывании в столице легких и зимовых станиц, или в случайных, по очередному наряду несущих службу частях имели Донцы своих представителей, но чтоб они, избранные из лучших Донских людей, находились там постоянно, служили на виду при Дворе Ея Императорского Величества. Эта-то новая монаршая милость и положила начало Лейб-Гвардии Казачьему Его Величества полку…»

В книге О. Кулакова и М. Сарычева «Лейб-Гвардии Казачий Его Величества полк» впервые публикуются более 550 редких фотографий офицеров, нижних чинов, а также фотографии предметов (форма, вооружение, посуда, документы, знамена, гравюры, картины, призовые кубки, награды и пр.) из коллекции музея в Курбевуа и его филиала в Брюсселе (Бельгия). Очень интересны фотографии нескольких типов лейб-казачьих клычей, а также групповые фотографии офицеров полка.



Донская улица находится в Василеостровском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Малого проспекта Васильевского острова до Неманского переулка. Первоначальное название этой улицы — Узинькая слободка (1785–1822). Встречались варианты названий — Узенькая слободка. На некоторых планах 1821–1829 гг. обозначена как Грязный переулок (вместе с современным Неманским переулком).

Трасса Донской улицы была проложена в 1730-х годах между 15-й и 16-й линиями Васильевского острова. Она являлась внутриквартальным проездом между участками, которые раздавались служащим Коллегий. Состав жителей здесь не менялся до XIX века, когда здесь стали селиться и рабочие близлежащих заводов.

Современное название Донская улица присвоено 14 июля 1859 года по названию реки Дон, в ряду других проездов на Васильевском острове, названных по рекам России. Долгое время здесь сохранялась деревянная застройка. Каменные дома начали строиться лишь во второй половине XIX века. Часть участков занимают сады, детские площадки и стоянки для автомобилей. Ближайшая станция метро — «Василеостровская». Движение наземного общественного транспорта по улице отсутствует.



Донская дорожка, (Богословское кладбище, улица, Малая Охта).

Новочеркасский проспект находится в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Красногвардейской площади до Гранитной улицы. На юг продолжается Дальневосточным проспектом. До начала XVII века на месте, где сегодня начинается Новочеркасский проспект, находилось русское торговое поселение, а в 1611 году была основана шведская крепость Ниеншанц, являвшаяся главным укреплением шведского города Ниена, или Ниенштадта. Город и защищавшая его крепость располагались при впадении в Неву реки Охты на обоих её берегах. Крепость Ниеншанц на Охтинском мысу и город Ниен на Большой Охте являлись крупнейшими городскими поселениями, существовавшими на территории нынешнего Санкт-Петербурга на момент его основания.

В 1878 году на Малой Охте на постоянной основе был расквартирован 145-й Новочеркасский пехотный полк. В 1884 году началось строительство каменных казарм для солдат, а в 1887 году на карте города появилась названная по полку Новочеркасская улица. Она проходила от полковых казарм на юг, через малоохтинские огороды. В 1903 году городские власти объединили Новочеркасскую улицу и часть существующего тогда Среднего проспекта. Таким образом появился Новочеркасский проспект, оканчивавшийся тогда вблизи Малоохтинского старообрядческого кладбища.



Солдаты Новочеркасского полка принимали активное участие в событиях 1917 года, а в феврале 1918 года казармы этого полка служили местом формирования первых двух стрелковых батальонов Красной Армии. В ознаменование этого, образованный здесь в 1973 году административный район, стал называться Красногвардейским, а с 1983 по 1990 годы название Красногвардейский носил и проспект.

«Новочеркасская» (до 1992 года — «Красногвардейская») — станция Петербургского метрополитена. Расположена на четвёртой (Лахтинско-Правобережной) линии между станциями «Площадь Александра Невского» и «Ладожская». Станция открыта под названием «Красногвардейская» 30 декабря 1985 года в составе участка «Площадь Александра Невского-2» — «Проспект Большевиков». Название было дано по советскому наименованию Новочеркасского проспекта (в 1983–1990 годах — Красногвардейский). В июле 1992 года в связи с переименованием проспекта станция получила название «Новочеркасская».

«Новочеркасская» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ≈ 61 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, В. Г. Чехмана и А. С. Гецкина (институт Ленметрогипротранс). Тематика художественного оформления станции посвящена борьбе Красной гвардии Петрограда за Советскую власть. В облицовке путевых стен применён красноватый мрамор. Рисунок пола выложен из светло-серых гранитных плит с включениями мелких плит красного оттенка. По центральной оси станции подвешены семь люстр кольцевой формы.

Азовский переулок — переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Адмиралтейской набережной до Черноморского переулка. Название Азовский переулок получил 16 апреля 1887 года в честь города Азова (ныне Ростовской области), в ряду других близлежащих переулков, названных по географическим объектам Причерноморья. С 1 мая 2016 года в Азовском переулке введено одностороннее движение от Адмиралтейской набережной к Черноморскому переулку.



Атаманская улица находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит от набережной Обводного канала у Казачьего моста до набережной Обводного канала близ Американских мостов. Длина составляет 820 м.

Улица была заложена 16 апреля 1887 года. Имя улице дано в честь одного из традиционных званий Наследника Цесаревича — атаман всех казачьих войск. В этом районе находились казармы Лейб-Гвардии Казачьего полка, Крымского татарского эскадрона и других казачьих и добровольных инородческих кавалерийских подразделений. С ними связаны названия двух мостов: Атаманского через Обводный канал и Казачьего от выхода реки Монастырки к Обводному каналу.

Улица просуществовала под своим изначальным (нынешним) названием до 6 октября 1923 года, когда была переименована в улицу Красного Электрика. Новое название было связано с тем, что с 1907 года здесь находится электростанция, которая называлась Трамвайной, а затем центральной электрической станцией городских железных дорог. 7 июля 1993 года улице возвращено историческое название.

Атаманский мост — автодорожный железобетонный рамный мост через Обводный канал в Центральном/Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала. Наименование известно с 1912 года и дано по Атаманской улице, в створе западного участка которой мост находился до 1975 года. В 1912 году мост располагался на продолжении Атаманской улицы.

Мост был трёхпролётный деревянный. В 1922 году выполнен ремонт моста с заменой части ветхих устоев и всего верхнего строения. В 1932 году в ходе капитального ремонта средний пролёт перекрыли деревянными составными прогонами на колодках. В 1950 году деревянные прогоны были заменены металлическими, обновлён деревянный настил. Длина моста составила 38,4 м, ширина между осями перил —15 м.

В 1975 году по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова был построен новый железобетонный мост. Ось моста была перенесена на 180 м вверх по течению. Новое местоположение моста позволило создать прямую грузовую магистраль, связывающую Центральный и Невский районы. Строительство моста осуществляло СУ-3 треста «Ленмостострой» под руководством главного инженера Е. И. Иванова и старшего прораба А. Т. Туракулова.

Волго-Донской проспект находится в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Пискарёвского проспекта почти до Безымянного ручья. Появился в 1952 году. Изначально на участке от Пискарёвского проспекта до реки Охты назывался Беляевской дорогой. Это название, известное с 1900 года, происходит от бывшей деревни Беляевки, в которую дорога вела. Наименование деревни связано с фамилией домовладельца купца П. Н. Беляева. С 1909 году дорогу стали называть Беляевский проспект. 15 декабря 1952 года проспект переименовали в Волго-Донской — в честь окончания строительства в СССР 1 июня того же года крупнейшего Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина.

Цимлянская улица находится в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Большеохтинского до Среднеохтинского проспекта. Первоначальное название Дребезгова улица известно с 1828 г. Происходит от фамилии домовладельца Ивана Дребезгова. Современное название улица получила 15 декабря 1952 года в честь открытия Цимлянской ГЭС в Ростовской области.


Фото

Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы