ул. Пушкинская, 175А

150 лет со дня рождения А. И. Куприна

1 сентября 2020 - 14 сентября 2020
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Первый осенний месяц – это не только смена времени года и День Знаний, но и целая вереница замечательных праздников и юбилейных дат. Именно юбилею посвящена новая экспозиция «150 лет со дня рождения А. И. Куприна: редкие издания из фондов Донской публичной», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки в рамках проекта «Книжный вернисаж».

Александр Иванович Куприн (7 сентября 1870 – 25 августа 1838) – русский писатель и переводчик, мастера литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным, обонятельным восприятием жизни и характером человека.

Куприн родился в уездном городе Наровчате (нынешняя Пензенская область) и стал шестым ребёнком в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего всего через год после рождения сына во время эпидемии чумы. Мать Куприна – Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей. Детство мальчика, рано потерявшего отца, прошло в Москве: в шесть лет он был отдан в сиротский Разумовский пансион, а в возрасте 10 лет он поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Через семь лет Александр Иванович перешел в Александровское военное училище (впоследствии свою армейскую юность он опишет в повестях «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера»). Закончив обучение в 1890 году, в чине подпоручика Куприн попал в 46-й Днепровский пехотный полк.

Первыми литературными опытами Куприна были оставшиеся неопубликованными стихи, а первым напечатанным произведением стал рассказ «Последний дебют» (1889). В 1893-1894 гг. в журнале «Русское богатство» были опубликованы его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».

В 1894 году в возрасте 24-х лет Куприн вышел в отставку в чине поручика и поселился в Киеве, потом – в Одессе, затем – переехал в Севастополь. Не владея ни одной гражданской профессией, Куприн в поисках своего места путешествует по всей России. В эти годы молодой писатель знакомится со многими видными литературными деятелями: Антоном Павловичем Чеховым, Максимом Горьким, Иваном Алексеевичем Буниным. Именно благодаря Бунину Куприн и находит своё постоянное место: в 1901 году Алексей Иванович переезжает в Санкт-Петербург и становится секретарём в «Журнале для всех» (ежемесячный иллюстрированный научно-популярный и литературный журнал, издававшийся с 1895 по 1906 год), а его произведения («Болото», «Конокрады», «Белый пудель») начинают появляться на страницах петербургских журналов.

В 1905 году выходит наиболее значительное произведение А. И. Куприна – повесть «Поединок». Успех был невероятным: выступления писателя с чтением отдельных глав повести стали настоящим событием культурной жизни столицы. В этом же году Куприн поддержал восстание лейтенанта Шмидта, с которым был знаком лично. Писатель приехал в Севастополь, активно выступал в поддержку восставших и даже помогал скрыться от расправы матросам крейсера «Очаков». Позже он опубликовал очерк «События в Севастополе», после чего был дан приказ о выселении писателя за пределы Севастопольского градоначальства в течение суток.

В 1906 году Александр Иванович Куприн был кандидатом в депутаты Государственной думы первого созыва от Санкт-Петербургской губернии. Однако, несмотря на активную гражданскую деятельность, Куприн не оставлял литературного поприща. Между двумя революциями он опубликовал цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), повесть «Жидкое солнце» (1912) и многое другое.

В 1909 году Куприн вместе с семьёй поселился в Гатчине. После начала Первой мировой войны писатель открыл в своём доме военный госпиталь, а в ноябре 1914 года сам был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты (в июле 1915 был демобилизован по состоянию здоровья).

В 1915 году Куприн завершил работу над повестью «Яма», посвящённую жизни проституток в публичных домах. Повесть подверглась ярому осуждению за излишний натурализм, а выпустившее «Яму» в немецком издании Издательство Нуравкина было привлечено прокуратурой к ответственности – «за распространение порнографических изданий». Несмотря на это, повесть получила свою первую экранизацию в этом же году (режиссёр Михаил Мартов).

Отречение Николая II Куприн встретил в Гельсингфорсе (совр. Хельсинки), где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом (писатель симпатизировал эсерам). По возвращении в Гатчину Александр Иванович работал редактором газет «Свободная Россия» и «Петроградский листок», затем в основанном М. Горьким издательстве «Всемирная литература», занимался переводами, в том числе произведений Шиллера. В декабре 1918 года имел личную встречу с Владимиром Ильичом Лениным по вопросу организации новой газеты для крестьян «Земля» (идея была одобрена Лениным, но проект был свёрнут при участии председателя Моссовета Л. Б. Каменева). Однако политику военного коммунизма, развернувшуюся после событий Октября, писатель не принял. 16 октября 1919 года Куприн в чине поручика вступил в белую Северо-Западную армию и стал редактором армейской газеты «Приневский край» под руководством генерала Петра Николаевича Краснова. С декабря 1919 года (после поражения Северо-Западной армии и отъезда в Ревель) Куприн сотрудничал с газетой «Новая русская жизнь» в Гельсингфорсе, а в июле 1920 года писатель уехал в Париж. За годы, проведенные в эмиграции, копилка работ писателя заметно пополнилась. Он очень много трудился, и все его книги нашли отклик у читателей. Французский период жизни писателя завершился созданием четырёх крупных произведений – «Колесо времени», «Купол святого Исаакия Далматского», «Жанета», «Юнкера». Также из-под его пера вышли многочисленные рассказы и философская притча «Синяя звезда».

В начале 30-х годов у Куприна скопились многочисленные долги. Не в силах обеспечить родных самым необходимым, писатель пристрастился к выпивке, у него начались серьёзные проблемы со здоровьем (в том числе – стало стремительно падать зрение), и после нескольких лет таких мытарств решил вернуться домой, в Советский Союз. Александр Иванович надеялся, что на родине дела у него поправятся, и он сможет подлечиться и вернуться к полноценной жизни. 7 августа 1936 года полпред СССР во Франции Владимир Петрович Потёмкин по просьбе писателя обращается к Иосифу Виссарионовичу Сталину, в 12 октября 1936 года – к наркому внутренних дел Николаю Ивановичу Ежову. 23 октября 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «Разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» («за» проголосовали И. В. Сталин, А. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; К. Е. Ворошилов воздержался); и, наконец, в 1937 году Куприн вернулся в Россию. Ему была предоставлена квартира в элитном по проекту доме на Выборгской стороне в Петербурге.

Куприн, несмотря на состояние здоровья, продолжал работать, подписал с Мосфильмом договор об экранизации рассказов «Штабс-капитан Рыбников» и «Гамбринус». Через год писатель посетил военный парад на Красной площади в Москве, однако после – слёг с воспалением лёгких. Также врачи диагностировали у Куприна рак пищевода, от которого писатель скончался в ночь на 25 августа 1938 года. Похоронен Куприн был на Литераторских мостках Волковского кладбища, рядом с могилой Ивана Тургенева.

Личная жизнь Александра Ивановича Куприна тоже была непроста. Первый раз писатель женился в 1902 году на молоденькой девушке Марии Давыдовой, приёмной дочери виолончелиста Карла Юрьевича Давыдова и издательницы журнала «Мир Божий» Александры Аркадьевны Горожанской. Супруги прожили в браке 5 лет (хотя документы о разводе были получены только в 1909 году). Их дочь, Лидия, скончалась в возрасте 21-го года, всего через десять месяцев после рождения сына. Внук писателя, Алексей Егоров (1924-1946) воспитывался у своего отца, в дальнейшем участвовал в Великой Отечественной войне в звании сержанта, и умер от заболевания сердца, явившегося последствием контузии, полученной на фронте.

Второй раз Александр Иванович женился в 1909 году на Елизавете Морицовне Гейнрих (до этого они уже 2 года жили в гражданском браке), дочери пермского фотографа. В годы Первой мировой войны жена писателя работала сестрой милосердия. Елизавета Морицовна пережила мужа всего на 4 года: в 1942 году, не выдержав тягот жизни в блокадном Ленинграде, она покончила с собой.

Старшая дочь Александра Ивановича и Елизаветы Морицовны Ксения (1908-1981) прославилась как модель и актриса: работала в Доме моды Поля Пуаре, играла в театре А. С. Пушкина в Москве; младшая же дочь, Зинаида, умерла в возрасте шести лет от тяжёлого воспаления лёгких.

Дочь писателя Ксения и его внук Алексей Егоров умерли бездетными, поэтому прямых потомков у Алексея Ивановича Куприна не осталось.

На выставке вниманию гостей библиотеки будет представлено 14 изданий. Среди экспонатов:

  • Сборники книгоиздательского товарищества «Знание».

"Знание" (1898-1913) культурно-просветительское паевое издательство писателей, созданное в Санкт-Петербурге в 1898 году группой интеллигентов во главе с Константином Петровичем Пятницким. В издательство входили также журналист В. А. Поссе, публицист и издатель, впоследствии депутат Государственной думы 1-го созыва Д. Д. Протопопов, видный деятель в области народного образования, профессор В. И. Чарнолуский, педагог, публицист и переводчик Г. А. Фальборг; активное участие в создании издательства принимала и издательница, педагог, владелица книжного магазина и библиотеки-читальни, писательница и переводчица О. Н. Попова.

«Знание» ставило своей целью оградить авторов от эксплуатации издателей. В 1900 году в издательство был приглашён Максим Горький, ставший его идейным руководителем; Константин Пятницкий вёл в основном организационную и техническую работу.

«Знание» выпускало сочинения Леонида Андреева, Ивана Бунина, Николая Гарина-Михайловского, Максима Горького, Александра Куприна, Александра Серафимовича, Скитальца (Степана Гавриловича Петрова), а также классиков античной и западно-европейской литературы, книги по искусству, научные труды. Огромной популярностью пользовались сборники «Знание» (1904-1913 гг.), выходившие тиражами по несколько тысяч экземпляров. Издательство ввело в практику ежемесячные авансы в счёт гонорара и выплачивало автору почти весь доход от продажи его книг.

На страницах сборников «Знания» было впервые опубликовано множество произведений Александра Ивановича Куприна:

  • Мирное житие : [рассказ] // Сборник Товарищества «Знание» за 1903 год. Кн. 2. Санкт-Петербург : Изд. Т-ва «Знание», 1904.

Впервые опубликован во второй книжке сборника товарищества «Знание» в мае 1904-го года. Главный герой – добропорядочный и набожный учитель в отставке Иван Вианорыч Наседкин, который занимается тем, что «искореняет пороки в обществе».

Александр Куприн в январе 1904 года специально уехал в Сергиев Посад, чтобы поработать над «Мирным житием». Автор хотел опубликовать его в первом сборнике «Знания» (как и просил М. Горький), но не успел. Позже рассказ был включён в сборник рассказов Куприна 1907- года.

  • Куприн А. И. Памяти Чехова // Сборник товарищества «Знание» за 1904 год. Кн. 3. Санкт-Петербург : Изд. Т-ва «Знание», 1905.

Идея третьей книги «Сборника», полностью посвященной памяти Чехова, возникла у Горького буквально в течение нескольких дней после смерти Антона Павловича. Всего несколькими месяцами ранее Горькому удалось опубликовать во второй книге «Сборника» первое издание пьесы «Вишневый сад», отбив её у издателя Маркса, имевшего исключительные права на публикацию произведений Чехова. Из письма Горького Пешковой: «Над могилой ждали речей. Их почти не было... хотелось какого-то красивого, искреннего, грустного слова, и никто не сказал его. <…> Мы думаем издать книгу памяти Антона Павловича, пока это ещё секрет. В этой книге напишут только я, Куприн, Бунин и Андреев».

  • Куприн А. И. Поединок : [повесть] // Сборник Товарищества «Знание» за 1905 год. Кн. 6. Санкт-Петербург : Изд. Т-ва «Знание», 1905.

Первая публикация.

После выхода «Поединка» Куприн завоевал широкую популярность. Этому способствовал и тот факт, что повесть появилась после падения Порт-Артура и событий 9 января 1905 года (издание повести не запретили лишь благодаря хитрым маневрам коммерческого директора издательства К. П. Пятницкого). «Поединок» многими специалистами считается лучшим из всего, что создал писатель за свою долгую творческую жизнь. Это произведение дало ему настоящее имя в литературе и позволило встать в один ряд с великими современниками.

Материал «Поединка» был взят Куприным из самой жизни, из времени армейской службы писателя в провинциальном захолустье, что позволило ему создать яркую галерею портретов офицеров и солдат. В период написания «Поединка» Куприн по его собственному позднейшему признанию всецело находился под влиянием А.М. Горького. В частности, на него огромное впечатление произвело стихотворение «Буревестник». И хотя «Поединок» был задуман писателем много ранее, именно благодаря Горькому после перерыва он сел за работу над его окончанием.

Повесть предваряют слова Куприна: «Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор».

  • Аркадьев А. И., И. Н. Перестиани, М. В. Шевляков. Поединок : сценическая иллюстрация повести А. И. Куприна в 6 картинах / изд. С. Ф. Рассохина. Москва : Литография Театральной библиотеки С. Ф. Рассохина, ценз. 1906
«Поединок» впервые был экранизирован уже в 1910 году (режиссёр Андре Мэтр), но много раньше повесть стали адаптировать для сценических постановок.

В 1906 году повесть была «приспособлена для сцены» Арк. – Нев. – Шевл. – беллетристом Андреем Ивановичем Аркадьевым, актёром, кинорежиссёром и сценаристом Иваном Николаевичем Перестиани и публицистом, писателем и переводчиком Михаилом Викторовичем Шевляковым.

«Иллюстрация повести А. И. Куприна в 6 картинах» была напечатана в литографии московской Театральной библиотеки С. Ф. Рассохина (драматурга, (основателя Театральной библиотеки, выпускавшей литографированные издания новинок драматургии).

  • Альманахи Московского книгоиздательства «Земля».

«Московское книгоиздательство» (1908-1921) организовал крупный московский писчебумажный фабрикант Г. А. Блюменберг. В 1908 году Блюменберг начал выпуск литературных сборников «Земля», которые из-за постоянно обсуждавшейся в них половой проблематики вызывали огромный интерес у читателей, насторожили власти и вызвали неприятие у некоторых писателей.

Несмотря на всё это, Блюменберг уговорил занять пост редактора альманаха Ивана Бунина, предложив ему 3000 рублей в год. А среди авторов «гвоздей» альманаха состоял не менее популярный тогда Александр Куприн. Для издания «Земли» и других вполне художественных, философских и иных сочинений Блюменберг обзавелся собственным издательством, как тогда говорилось, под фирмой «Московское книгоиздательство», где формально руководство осуществлял его сын, но на деле все решения принимал он сам.

  • Куприн А. И. Суламифь // Земля : сб. 1. Москва : Московское книгоизд-во, 1908.

Первая публикация.

«Суламифь» – это история любви Соломона, самого могущественного царя своего времени и простой девушки. Произведение написано по мотивам библейской «Песни Песней» и посвящено автором Ивану Алексеевичу Бунину.

  • Куприн А. И. Гранатовый браслет : [рассказ] // Земля : сб. 6. Москва : Московское книгоизд-во, 1911.

Первая публикация.

В книге имеется эпиграф Куприна в виде нотного текста, при переиздании он был утерян.

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году и основанный на реальных событиях, занимает значительное место в творчестве А. И. Куприна и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине писатель Константин Паустовский называл «одним из самых благоуханных и томительных рассказов о любви».

В 1915 году «Гранатовый браслет» был экранизирован (режиссёр Николай Маликов).

  • Куприн А. И., Свирский А. И. На покое : сцены в 3-х действиях. [Санкт-Петербург]: Тип. «Грамотность», 1908. (Маленькая библиотека журнала «Театр и искусство»).

Первая совместная работа Александра Ивановича Куприна и писателя-беллетриста Алексея Ивановича Свирского (1865-1942).

Единственное отдельное издание пьесы.

На экземпляре Донской публичной библиотеки стоит штамп: «Комиссионный отдел при конторе журнала «Театр и Искусство». СПб. Гороховая, 4. Тел. 1669».

  • Отдельные тома разных изданий «Собрания сочинений» А. И. Куприна, осуществлённых «Московским книгоиздательством».

В начале 1908 года Куприн начал переговоры с «Московским книгоиздательством» об издании его собрания сочинений в двенадцати томах. Об издании первых трёх томов представителю издательства в Санкт-Петербурге Василию Семёновичу Клёстову пришлось отдельно договариваться с женой Куприна, Марией Карловной, так как нотариально они принадлежали ей. Из воспоминаний Марии Карловны: «Вскоре после моего возвращения из Мирамар Александр Иванович привел ко мне Клёстова, чтобы окончательно договориться об условиях издания <…>. Обращаясь к представителю издательства, он сказал: – Василий Семёнович, итак, договор на первые три тома заключайте с Марией Карловной отдельно. И не забудьте вместе с договором поднести ей флакон духов “Ля Роз Жакомино”. Это были единственные духи, от которых у меня не болела голова».

«Московское книгоиздательство» выпускало собрание сочинений Александра Ивановича Куприна вплоть до 1917 года. От издания к изданию состав томов практически не изменялся.

  • Куприн А. И. Собрание сочинений. Т. 4 : рассказы. Москва, 1908.

В состав тома вошли крупные – «Гамбринус», «Прапорщик армейский», «Осенние цветы», «Сентиментальный роман», «На глухарей», «Как я был актёром», «Чёрный туман», «Мелюзга», «Изумруд» – и мелкие рассказы «Наталья Давыдова», «Господня рыба», «Тост», «Счастье», «Демир-Кая», «Искусство».

  • Куприн А. И. Собрание сочинений. Т. 6 : Рассказы. 3-е изд. Москва, 1911.

В состав тома вошло несколько циклов рассказов Куприна: «Во славу живым и умершим» («Памяти Чехова», «О Кнуте Гамсуне», «Памяти А. И. Богдановича», «Памяти Н. Г. Михайловского (Гарина),», «Редьярд Киплинг», «О том, как видел Толстого на пароходе “Св. Николай”»), «Шутки» (включая пародии на Ивана Бунина и Скитальца, «Предсказание Нострадама на 200-й год», «Механическое правосудие» и др.) и «Листригоны».

  • Куприн А. И. Собрание сочинений. Т. 3 : Рассказы. 4-е изд. Москва, 1911.

Том предваряет посвящение Куприна: «Посвящаю Фёдору Дмитриевичу Батюшкову. А. Куприн, 1906 г. СПб.». В состав тома вошли рассказы «Трус», «Мирное житие», «Корь», «Жидовка», «Конокрады», «Штабс-капитан Рыбников», «Обида», «Река жизни», «С улицы», «Allez!», «Вечерний гость», «Собачье счастье», «Убийца», «Бриллианты», «Белые ночи», «Пустые дачи».

«Собрание сочинений» оформлено в едином стиле: составной коленкоровый переплёт, кожаные корешки с блинтовым и золотым тиснением.

  • Куприн А. И. Полное собрание сочинений : с портретом автора. Т. 1-2. Санкт-Петербург : Изд. Т-ва А. Ф. Маркс, 1912. Прил. к журн. «Нива» зна 1912 г.

Первое полное собрание сочинений Александра Ивановича Куприна.

Выходило в 1912-1915 годах в качестве приложения к журналу «Нива». Всего было издано 9 томов в 23-х книжках (к подписчикам журнала издание поступало именно в таком виде). Первые восемь томов вышли в 1912 году, в 1915 году «Товарищество А. Ф. Маркса» подготовило 9 том, в который вошло окончание повести «Яма» и более поздние рассказы.

Экземпляр, представленный на выставке – конволют, включающий 1 и 2 том «Полного собрания сочинений». На нахзаце книги стоит штамп образцового магазина Ленокгиза.

В состав 1-го тома вошли ранние произведения Куприна – повесть «Молох», рассказы «Конокрады», «Болото», «На покое», «В цирке», «Лесная глушь», «Жидовка», «Река жизни», «Путаница», во второй – повести «Поединок», «Дознание» и «Ночлег».

  • Куприн А. И. Свадьба : рассказ. Петербург : Изд-во З. И. Гржебина, 1920.

Издательство Гржебина было создано весной 1919 года, задуманное как универсальное, с широкими культурно-просветительными задачами в целях выпуска книг по всем отраслям знания для читателей различного уровня подготовки. 10 января 1920 года издательство заключило договор с Госиздатом на издание ряда книг за границей.

Рассказ «Свадьба» был написан в 1908 году. Впервые был опубликован в сборнике «Зарницы» (Кн. 1, 1908).

  • Куприн А. И. Молох : отрывки из повести. Москва : Изд-во ВЦСПС, 1926. (Труд и борьба в очерках и рассказах).

Повесть «Молох», опубликованная в декабре 1896 года в журнале «Русское богатство» принесла Куприну литературную известность. Повесть стала значительным явлением в русской литературе 90-х годов и свидетельствовала о социальной чуткости писателя, о его тяготении к важнейшим проблемам современных общественных отношений.

Весной 1896 года Куприн в качестве корреспондента киевских газет приехал в Донецкий бассейн, где познакомился с работой заводов и несколько месяцев работал на рельсопрокатном заводе заведующим учётом кузницы и столярной мастерской. Вернувшись из поездки, Куприн напечатал в газете «Киевлянин» несколько очерков («Рельсопрокатный завод», № 147, и «Юзовский завод», №№ 265, 266). Тогда же у Куприна рождается замысел большой повести «Молох», в которой писатель обобщил волновавшие его мысли о влиянии капитализма на человеческую личность.

В повести писатель впервые обратился к большим общественным вопросам, живо волновавшим его современников. «Молох» – одно из немногих созданных в ту пору произведений, в котором изображалась картина рабочего бунта. Повесть носит ярко выраженный антикапиталистический, гневно-протестующий характер. Один из критиков писал сразу после опубликования повести: «Она является сильным протестом против пошлых сторон жизни, против общего поклонения золотому тельцу, против всего направления современной цивилизации» («Жизнь и искусство», 1897, № 26, 26 января).

  • Куприн А. И. Механическое правосудие : [рассказ] / рис. Ф. Тихомирова. Москва ; Ленинград : Государственное изд-во, 1929.

Впервые рассказ опубликован 22 июля 1907 года в сатирическом журнале «Серый волк» (№ 3). Главный герой «Механического правосудия» для более эффективной борьбы с ленью и непослушанием изобретает автомат для порки; но по нелепой случайности первой жертвой «механического самосекателя» становится сам изобретатель.

В «Собрании сочинений» Куприна, выпущенном Московским книгоиздательством, рассказ включён в цикл «Шутки». В 1929 году Государственное издательство выпустило рассказ отдельным иллюстрированным изданием.

Обложка и иллюстрации выполнены художником Ф. И. Тихомировым (позднее сотрудничавшим с издательством Academia).

Поделиться:
Подбор литературы