ул. Пушкинская, 175А

Говорящие лики: русская иконопись

17 ноября 2021 - 30 ноября 2021
Выставочная зона (2 этаж)

Выставка «Говорящие лики: русская иконопись» представляет издания середины XIX века по настоящее время, позволяющие окунуться в мир русской иконописи с точки зрения истории, иконографии и искусства.

Русская иконопись – развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства. Русский религиозный быт возник, развивался и изменялся в непосредственной связи с религиозными воззрениями русского народа. В его основе лежала стройная система идей, унаследованная русской культурой от Византии и впоследствии видоизмененная русским народом в процессе его исторического развития. Русские мастера учились у греческих иконописцев. В XI веке на Руси появился первый русский иконописец преподобный Алимпий (Алипий, Олимпий) Печерский (около 1050 – 1114). Он был отдан в учение греческим иконописцам в Киев для украшения Печерской лавры. По окончании монастырских работ он не переставал писать иконы до своей смерти.

Иконы нужны были не только для храмов, но и для часовен и для каждого частного дома. По древнерусскому обычаю, передний угол дома должен быть украшен святыми иконами. По всей вероятности, не позднее XI – XII веков уже появились и первые иконописные школы: в Киево-Печерском монастыре и при архиерейском доме в Новгороде, а потом при новгородских монастырях – Свято-Юрьевом, Антониевом и Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском. С течением времени такие школы распространились по всей России, особенно в Москве и Владимиро-Суздальской области. Общехристианские учения о божестве (Боге), о Ветхом и Новом заветах и представления об истории христианства с течением времени на русской почве приобрели свои национальные черты.

Иконопись – это не просто искусство. Икона имеет и моральное, этическое значение, она занимает определенное место в духовной жизни общества и каждого человека. Развитие древнерусской живописи заключает в себе сокровища искусства, ставшие золотым фондом, драгоценным наследием русской истории. Уже древние иконы отличались высоким мастерством и художественным вдохновением. Показательным является расцвет русской иконы в XV столетии, когда московская иконописная школа объединила художественные традиции Руси: Новгорода, Владимира, Твери и др. Миру явились великие творения Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Самобытные школы иконописи формируются в Грузии, южнославянских странах.

Для всякого иконописца важен вопрос, как писать изображение того или другого святого. Иконописный подлинник – это особое руководство по иконографии, собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Иконописные подлинники делятся на лицевые и толковые. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон, располагаемые обычно по дням церковного почитания. В качестве лицевого иконописного подлинника может использоваться лицевой синодик, лицевая Библия, а также собрания отдельных прорисей. Существуют Строгановский, Большаковский, Сийский, Гурьяновский и другие подлинники. Но не все изображения, имеющиеся в подлинниках, можно повторять буквально, некоторые дают только схему, которая требует внимательной проработки. К таковым относятся, например, Строгановский и Большаковский подлинники. Строгановский иконописный лицевой подлинник относится к концу ХVI – началу ХVII веков. Выставка открывается копией этого известного издания:

  • Строгановский иконописный лицевой подлинник (конца XVI и начала XVII столетий). – [Москва : изд. Лит. при Худож.-пром. музеуме, 1869]. – [4] с., 214 л. ил. (Р 27.868)
    Сборник состоит из 706 литографированных изображений, призванных служить образцом для писания икон. Из предисловия: «... издание имеет целью ознакомить публику, художников и иконописцев с одним из замечательнейших памятников русской народности, а с тем вместе содействовать исправлению нынешнего неудовлетворительного иконописания и по возможности восстановлению Строгановского письма конца шестнадцатого и начала семнадцатого столетия». Копии, составившие настоящее издание, отпечатаны впервые с оригинальных образцов, хранившихся в собрании графа С. Г. Строганова в 1869 году. Собрание включает изображения святых и сюжетных композиций с указанием имен или названий сюжетных композиций и дней прославления в календаре года (Минеи лицевые), с кратким описанием одежд и их цвета и т.д.
    Автор проекта издания этого уникального труда один из ярких представителей русской культуры второй половины XIX века Виктор Иванович Бутовский (1815 – 1881). Он занимал высокое положение в обществе, являясь егермейстером Двора его императорского величества, действительным статским советником, а в последние годы жизни стал председателем Комитета по сооружению зданий предстоящей в Москве в 1882 году Всероссийской художественно-промышленной выставки. В. И. Бутовский – первый директор Строгановского училища, основатель Художественно-промышленного музеума, автор проекта создания в Москве Музея прикладных знаний (Политехнического). Приступая к работе по изданию Лицевого иконописного подлинника, привлёк к сотрудничеству лучших специалистов-профессионалов, знатоков древнерусского искусства, поскольку ни одного Лицевого Подлинника до этого в России не существовало. Издание обошлось В. И. Бутовскому очень дорого, но труд и колоссальные денежные средства были затрачены им не напрасно. Книга в иллюстрированном издательском картонажном переплёте. Переплёт выполнен в технике хромолитографии по рисунку Гр. А. Касаткина. Издание удостоилось высочайшей оценки специалистов и сразу же после выхода из печати была раскуплена, став уже к концу XIX века большой библиографической редкостью. 

Толковый подлинник включает в себя описания сюжетов, композиций, цветов и прочих деталей икон по дням почитания. Первые дошедшие до нас иконописные подлинники датируются не ранее XVI века. На выставке демонстрируются два издания, посвященных толковым подлинниками:

  • Вяземский П. П. Иконописный подлинник краткой редакции : сообщение о рукописи Общества № XXI / [Изд. О-ва любителей древней письменности]. Санкт-Петербург : Тип. В. С. Балашева, 1885. – 16 с. ; 32 см. (Памятники древней письменности и искусства). (ОФ.1.113.655)

  • Иконописный подлинник Новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века: с вариантами из списков Забелина и Филимонова. Отд. 2 : Материалы. Москва : Университетская типография, 1873. (Р.428.242)

В 1901 году по инициативе императора Николая II был основан Комитет попечительства о русской иконописи. Его основной задачей стало возрождение иконного искусства, которое, как считали многие представители русских интеллектуальных элит, находилось тогда в глубочайшем кризисе. 3 января 1901 года заведующий делами Комитета попечительства о русской иконописи русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог и академик Никодим Павлович Кондаков (1844 – 1925) представил свой отчет о состоянии иконописания во Владимирской губернии:

  • Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи / [Изд. О-ва любителей древней письменности]. Санкт-Петербург : Тип. И. Н. Скороходова, 1901. (Типография И. Н. Скороходова). – [2], 67 с. ; 28 см. - (Памятники древней письменности и искусства ; [139]). (ОФ.1.113.580)

Уже на следующем заседании Комитета в марте 1902 года было принято «Временное положение об учебных иконописных мастерских», а летом того же года были открыты и сами школы. С самого начала существования Комитета его деятельность развивалась в двух главных направлениях. С одной стороны, она была нацелена на то, чтобы создать новый иконографический канон, сочетающий древнерусские и византийские образцы, и закрепить его в иконописном подлиннике, который бы потом распространялся в среде иконописцев. С другой стороны необходимо было воспитать новое поколение просвещенных иконописцев, обладающих не только иконописным ремеслом, но и углубленными богословскими, историческими и иконографическими знаниями. В 1906 – 1910 годах Комитет попечительства о русской иконописи издавал журнал, посвященный истории, технике и правилам русской иконописи в Санкт-Петербурге. На выставке представлен второй выпуск журнала «Иконописный сборник»:

  • Иконописный сборник. Вып. 2 : с 23 рисунками в тексте / Изд. Высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. Санкт-Петербург : Тип. И. Генералова, 1908. – [12], 162, 63, [6] с., [17] л. ил . (ОФ 291.537)

С XVII века в России начинается упадок иконописи, иконы пишутся больше «на заказ». Для выполнения заказов вызывали мастеров из крупных городов. Так возникли царские изографы, государевы иконники – мастера XVII века, трудившиеся при царском дворе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Вниманию посетителей представляется монументальный труд А. И. Успенского «Царские иконописцы и живописцы XVII века»:

  • Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 3. Москва : Печатня А. Снегиревой, 1914. (Записки Московского археологического института имени императора Николая II / изд. под ред. А. И. Успенского ; Т. 32, посвященный ознаменованию чествования 300-летия царствования Дома Романовых). – 1914. – [2], 18, 400, II с.,[45] л. ил. (Р 429.021)
    Успенский Александр Иванович (1873 – 1938) – археограф, историк, педагог, археолог, архивариус, искусствовед, церковный историк. Большую часть своих трудов ученый посвятил истории придворных иконописцев и живописцев XVII столетия. Завершением этого направления в его научной деятельности стала защита докторской диссертации «Царские иконописцы и живописцы XVII века», которая и предлагается вниманию посетителей. Эта сложная по составу и многоаспектная по характеру исследования работа содержит в себе историю создания живописного убранства многих выдающихся московских памятников культуры, представляет уникальные данные о быте государевых кормовых и жалованных иконописцев. Книга предназначена для всех интересующихся церковным искусством.

С XVIII века традиционную темперную (темпера) технику постепенно вытесняет масляная живопись, в которой используются приёмы западноевропейской художественной школы: светотеневая моделировка фигур, прямая («научная») перспектива, реальные пропорции человеческого тела и так далее. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.

В начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

Среди экспонатов выставки представлены издания, связанные с исследованиями в области иконописи и изучением икон как памятников русского христианского искусства:

  • Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства: 417 рисунков. Петроград : Типография А. Н. Лавров и Ко, 1916. – [4], XV, [1], 222, [4] с. : ил. (Р 436.461)

    Знаменитый учебник профессора Санкт-Петербургской духовной академии, директора Археологического института, русского археолога и общественного деятеля Николая Васильевича Покровского (1848 – 1917), выпущенный в 1916 году.Покровский участвовал в работе по составлению «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Он одним из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению Церкви и текстам литургии и внёс в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив этим западные исследования. Согласно взглядам ученого, сфера изучения церковной археологии должна быть весьма широкой и включать церковное искусство вплоть до XVII века, как русское, так и западноевропейское. В учебнике «Церковная археология в связи с историей христианского искусства» исследовано развитие живописи, скульптуры и архитектуры по отдельным эпохам: искусство древнехристианского периода, византийской эпохи, европейского и русского средневековья. Автор рассмотрел происхождение иконографических типов, разнообразие изобразительных техник и приемов, организацию сакрального пространства в храмах и предметный мир церковного быта. Церковное искусство России освещено до эпохи Петра Великого. Автор рассказывает об изменениях в русской иконописи XVI века, связанных с постановлениями Стоглавого собора, о разновидностях русских иконописных подлинников, состоянии иконописания в XVII веке. Представлены характерные черты Владимиро-Суздальской, Московской и Новгородской архитектурных школ.

Вниманию посетителей библиотеки предлагается исследование ученого «Очерки памятников христианской иконографии и искусства»:

  • Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии: с 236 рисунками. 3-е пересмотренное издание. Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1910. – [8], XIII, [1], 450 с. : ил. ; 27 см. (Р 2.365.533)

    В книге автор впервые в отечественной литературе рассматривает развитие церковной живописи, начиная с римских катакомб, мозаики, скульптуры, а заканчивает подробнейшим обзором древнерусского иконного дела. Книга адресована тем, кто интересуется иконографией и церковной археологией.

Несомненно, интерес для исследователей истории русской иконописи могут вызвать следующие издания:

  • Русский исторический сборник : [журнал] / Изд. Обществом истории и древностей российских ; ред. [М. П.] Погодин. Т. 1, кн. 1-е. Москва : Университетская типография, 1837-1838. – Даты изд. установлены по Лисовскому – IV, 125, 132, 128, 137 с., 3 ил. : ил. (Р 27.938)

  • Жидков Г. В. Московская живопись середины XIV века / Рос. ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук, институт археологии и искусствознания. Москва : РАНИОН, 1928. – 142, [2] с. ;20 см. (ОФ 182.146)

  • Собко Н. П. Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. : с древнейших времен до наших дней (XI–XIX вв.). – Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1893-1899

    Т. 2, вып. 1: И, I: (425 имен). – 1893. – [4] 536 с. : ил. . – 30 см. (Р 299.463)

    Т. 3, вып. 1: П: (700 имен). – 1899. – [4], 508 с. . – 30 см. (Р 299.464).

  • Лихачёв Н. П. Материалы для истории русского иконописания : атлас снимков. – Санкт-Петербург : Типография Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1906.

    Ч. 1 : (Таблицы I–CCX). – [VI], VIII, 12 с., [210] л. ил. (Р 361.928)

    Ч. 2. – [2], 18 с., [209] л. ил. (Р 361.929)

Это фундаментального труд по истории иконописного искусства с обширным атласом выдающегося русского историка, археографа, палеографа, искусствоведа, библиографа, академика и непревзойдённого коллекционера Лихачёва Николая Петровича (1862 – 1936). В книге наглядно воспроизведена эволюция византийского, итало-греческого и древнерусского иконного искусства, прошедшего все разновидности Новгородской, Псковской, Московской, Строгановский, Ярославской и других школ иконописания. За работу «Материалы для истории русского иконописания» Лихачев получил большую золотую медаль Русского археологического общества (1908).

Русский человек традиционно помещал иконы в двух местах: в церквях, храмах и часовнях, и в своих домах. В первые века существования русской церкви иконы, помещавшиеся в храмах, не имели ни определенного места, ни подбора в отношении сюжета. Но уже к концу XIV века сложился иконостас, как целое, состоящее из частей, строго определенных, и в определенных и в отношении порядка расположения, и в смысле своего идейного содержания. Среди местных икон иконостаса особой распространённостью отличались иконы Богоматери. И в Западной Европе, и на Руси культ мадонны пользовался исключительным почетом. В местном ярусе даже не широкого иконостаса можно встретить иногда до четырех богородичных икон. Иногда, это – повторения прославленных чудотворных образов, иногда – изображения событий из жизни девы или иллюстрации песнопений, сложенных церковью в её честь. У себя дома, в «красном углу» русский человек устраивал тоже своего рода иконостас – киот – ставил в нем иконы по своему личному выбору и предпочтению. В большинстве случаев это были иконы Христа, Богоматери, местно-чтимых святых и праздников, и святых, тезоименитых членам данной семьи. Как в церкви под местными иконами вешались шитые пелены с религиозными сюжетами или просто с изображением Голгофского креста, так и житель древней Руси под своим домашним киотом вешал такую же пелену, – иногда очень скромную, сделанную из простого крашеного холста, с вышитыми на ней шелками крестом.

Ряд изданий, представленных на выставке, знакомит с описанием изображений икон. Особое место принадлежат исследованиям юриста, историка искусства, библиофила и собирателя графики Дмитрия Александровича Ровинского (1824 – 1895):

  • Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Кн. 3 : Притчи и листы духовные. Санкт-Петербург : Тип. Императорской академии наук, 1881. – [2], 750, [1] с., 1 л. ил. (Р 182.811)

  • Ровинский Д. А. Материалы для русской иконографии: Выпуск VIII. Санкт-Петербург : Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг, 1890. – [3] с., 23 л. ил. : ил. (Р 182.693)

Монументальный труд «Русские народные картинки» появился в 1881 году в девяти томах, из которых четыре заключают в себе 1780 картинок, а пять представляют объяснительный к ним текст на 2880 страницах большого формата. По словам русского экономиста, географа и климатолога Константина Степановича Веселовского (1819 – 1901), русский историк, коллекционер, журналист, писатель-беллетрист и издатель Михаил Петрович Погодин (1800 – 1875) указал молодому, полному сил и любознательности Д. А. Ровинскому, увлекавшемуся собиранием офортов, новое, почти непочатое поле для деятельности. Д. А. Ровинский посвятил более 20 лет жизни детальному изучению и коллекционированию народных картинок, называемых также лубочными – от лубочных (липовых) досок, с которых они печатались, и от лубочных коробов, в которых их разносили для продажи офени. Дмитрий Александрович Ровинский написал свое изумительное сочинение, дающее полную картину бытовой русской жизни. В 1882 году он издал книгу «Достоверные портреты московских государей: Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IV Грозного – и посольства их времени». Это исследование составляло первый отдел предпринятой автором русской иконографии. За ним должны были следовать другие отделы. Материалов для каждого из этих отделов накопилось довольно много, но, тем не менее, существовали еще значительные пробелы, которые не позволяли приступить к систематическому изданию. Однока любители и собиратели старины настаивали на издании, и автор приступил к предварительной публикации собранных им снимков под общим названием «Материалы для русской иконографии». В эти материалы вошли портреты, виды, исторические и бытовые листы, листы, изготовленные для истории русской гравюры, работы граверов-серебряников, а также отпечатки с оригинальных старинных медных досок.

  • Собрание гравированных изображений икон Божией Матери и сказания о них / [О-во любителей древней письменности]. Санкт-Петербург : Тип. В. С. Балашева, 1878. - [2], 31, [77] с.,[19] л. ил., факс. : ил. ; 27 см. - ([Общество любителей древней письменности: издания. 2]). (Р 1.113.474)

  • Солнце пресветлое : комплект из 2 книг. – Москва : Пан пресс, 2021 . Кн. 1 : Факсимильное воспроизведение рукописной книги I четверти XVIII века. – 2021. – 155 с. : ил., цв. ил. ; 21 см . (Р 3.282.607)

  • Зименко Е. В., Солнце пресветлое : комплект из 2 книг. – Москва : Пан пресс, 2021 .Кн. 2 : Русский свод сказаний о богородичных иконах. – 2021. – 344, [1] с. : ил., цв. ил., грав. ; 34 см . (Р 3.282.606)

    Два представленных на выставке издания «Солнце пресветлое» – это совместный проект Издательства «Панпресс» и Научной библиотеки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Первая книга содержит факсимильное воспроизведение экземпляра, хранящегося в Библиотеке Московского университета, дополненного недостающими материалами из экземпляра Исторического музея. «Солнце пресветлое» – свод сказаний о чудотворных иконах Богоматери, редчайшее сочинение Петровской эпохи. Сегодня известно всего два рукописных экземпляра этого сочинения, украшенных гравюрами с изображениями чудотворных икон. Основная часть гравюр взята из первого русского свода изображений чудотворных икон Богоматери, гравированного московским мастером Григорием Павловичем Тепчегорским в 1713 – 1714 годах, который дополнялся и видоизменялся в последующих гравированных изданиях.

    Во второй книге содержатся исторические, книговедческие и искусствоведческие исследования, в которых подробно изложена история памятника и его художественные особенности, а также справочные материалы. В статьях отображено уникальное место «Солнца пресветлого» в контексте книжной и духовной культуры Руси. Подробное исследование посвящено иконографиям чудотворных образов и источникам сказаний о них. В книге впервые показана история формирования свода чудотворных икон Богоматери в России и сказаний о них.

Русская икона – это огромный мир, сложный и возвышенный, полный светлой радости. Русская иконопись впитала и преобразовала великое художественное наследие Византии и на протяжении веков была высшим проявлением духовного и эстетического поиска русского человека – непрерывного и напряженного, неотделимого от исторических судеб Древней Руси. В основу этой живописи легла стройная и органично развивавшаяся система идей и тонко разработанных условных приемов. Перед древнерусским художником не стояла задача передать реальные явления. Он стремился выразить их сущность – сделать зримыми иррациональные ценности. Ни художник, ни зритель не могли полностью отказаться от своего земного визуального опыта, но они создавали и искали в иконе воплощение особой реальности, полной метафизической глубины и идеальной красоты.

По-настоящему понять феномен иконописи, проникнуть в его завораживающую глубину можно, только изучив ее образы и сюжеты. Вам помогут в этом представленные на выставке альбомы, которые завершают выставку:

  • Русская икона XIV–XVI вв. : [альбом] / Гос. ист. музей, Москва ; авт.-сост. И. Л. Кызласова. Ленинград : Аврора, 1988. – 21, [5] с., [54] л. ил. : ил. ; 30см. (ОФ 2.767.470)
  • Масленицын С. И. Ярославская иконопись = Jaroslavian icon-painting : [альбом]. Москва : Искусство, 1973. – 41, [7] с.,71, [1] л. ил. : ил. ; 35 см. (Р 2.104.053)

Поделиться:
Подбор литературы