Выставку открывают издания научного, справочного и энциклопедического характера по истории Китая:
История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. / Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; гл. ред. С. Л. Тихвинский. – Москва : Наука, Восточная литература, 2013. - (История Китая).
Авторы многотомной «Истории Китая» попытались вместить многотысячелетнюю историю китайской цивилизации в пределы десяти томов — от палеолитических стоянок и первых неолитических поселений до современной жизни КНР с её общепризнанным международным авторитетом. В каждом из томов более 1 000 страниц.
В предисловиях к томам наряду с изложением основного содержания приводятся сведения о значительных исторических событиях, имевших место в описываемый период в Азии, Европе и Америке. В каждом томе есть хронологические таблицы, списки иллюстраций и карт, избранная библиография, указатели имён и географических названий.
Непомнин, О. Е. История Китая: эпоха Цин XVII - начало XX века / О.Е. Непомнин; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - Москва : Восточная литература, 2005.
В книге рассматривается история Китая с XVII по начало XX в., когда в стране правила маньчжурская династия Цин. Первая часть посвящена крестьянской войне второй четверти XVII в., маньчжурскому завоеванию Китая и становлению империи Цин. Во второй части рассказывается о формировании переходного общества, последствиях «опиумных войн», гибели монархии и создании республики. В приложении содержится большой справочный материал.
Чжу фань чжи (Описание иноземных стран) Чжао Жугуа – важнейший историко-географический источник китайского средневековья / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки ; исслед., пер. с кит., коммент. и прилож. М. Ю. Ульянова. - Москва: Издательство восточной литературы, 2018.
Китайское средневековое историко-географическое описание зарубежных стран «Чжу фань чжи», созданное чиновником Чжао Жугуа в XIII в., включает сведения об известных китайцам в период Южная Сун (1127–1279) государствах и народах от Японии на востоке до Египта и Италии на западе. Этот ценный исторический памятник, содержащий уникальные сообщения о различных сторонах истории и культуры описываемых народов, а также о международных торговых контактах в предмонгольское время, на русский язык переведен впервые.
Эбри П. Иллюстрированная история Китая / Патрисия Эбри; [пер. с англ. А. Тальте]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер : Питер Пресс, 2009.
«Иллюстрированная история Китая» Патрисии Эбри – один из наиболее популярных трудов в мире по истории Китая. В этом издании уделено внимание формированию империи, военному прошлому Китая по эпохам.
Прекрасные репродукции произведений искусства и фотографии в издании помогают почувствовать дух культуры Китая, глубину и своеобразие его древней философии. При создании книги использовано большое количество китайских исторических трудов и документов.
Панцов А. В. Мао Цзэдун / Александр Панцов. – Москва : Молодая гвардия, 2007.
Самое полное и объективное издание, написанное о Мао Цзэдуне. Взяв за основу архивы китайской компартии, КПСС и международного коммунистического движения, известный китаевед, доктор исторических наук, профессор Александр Панцов так живо выстраивает картину повествования, что создается иллюзия полного присутствия на месте описываемых событий. Среди огромного количества материалов, использованных в книге, — многотомное личное дело Мао и его досье, несколько тысяч томов личных дел других революционеров Китая, а также записи бесед автора с людьми, знавшими Мао. Большая часть этих материалов публикуется впервые.
Это уникальное по своей масштабности и информативности издание о «великом кормчем» Поднебесной.
С древнейших времен большое значение в китайском обществе придавалось философским и этико-религиозным учениям. Основные из них – конфуцианство, даосизм и буддизм – неразрывно сплетены воедино в китайской духовной традиции. Приоткрыть завесу таинств этих учений поможет 5-томник:
Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Рос. акад. наук, Ин- т Дальн. Востока; гл. ред. М. Л. Титаренко. – Москва : Восточная литература, 2006.
Самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации. Подготовлено коллективом авторов из всех основных востоковедных центров России под эгидой Института Дальнего Востока РАН.
Каждая часть (тематический блок) издания состоит из общего, словарного и справочного разделов, объём которых варьируется. Общие разделы, особенно подробные в 4—6 томах, содержат очерки по основным темам китайской культуры.
В словарные разделы входят около 1 800 статей о персоналиях, текстах и явлениях. Справочный раздел включает указатели и библиографию. Запланированный в предисловии к изданию тематический блок третьего тома «Искусство» издан в виде шестого, дополнительного тома.
В 2011 году редакторы энциклопедии М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев и А. Е. Лукьянов были награждены Государственной премией РФ «за выдающиеся достижения в развитии отечественного и мирового китаеведения и подготовку фундаментальной академической энциклопедии „Духовная культура Китая“».
Культура Китая отличается богатством материальных и духовных ценностей, которые не менялись на протяжении тысячелетий. Несмотря на влияние извне и завоевания, культура Китая сохраняла неповторимость и самобытность. Многие из достижений человечества уходят корнями в китайскую цивилизацию. Китай стал родиной пороха и бумаги. Именно отсюда берёт начало Великий Шелковый путь, который являлся своеобразным связующим мостом Востока с Западом. Культура Китая включает в себя обычаи и традиции, музыку, танцы, живопись, архитектуру, язык, кухню, одежду и прикладное искусство. Особо следует отметить китайскую письменность. Китайская письменность – одна из древнейших в мире и по-своему уникальна, так как сегодня в Китае пишут с помощью того же самого алфавита, что и пять тысяч лет назад.
В разделе выставки, посвященном культуре Китая, представлены богато иллюстрированные альбомы и изоматериалы. На примере шедевров классической живописи, каллиграфии, архитектуры, скульптуры, представленных в данных изданиях, можно проследить характерные черты классического художественного канона страны – такие как опора на традицию, философское восприятие природы с ее удивительной гармонией, видение глубинных основ бытия, осмысление жизненного пути человека, строгая упорядоченность и чистота форм и т. д.
Среди изданий, предстьавленных на выставке:
Шевченко М. Ю. История архитектуры и градостроительства Китая / М. Ю.Шевченко. - Москва: Архитектура, 2019.
Монография в соответствии с историческими периодами раскрывает развитие китайского зодчества и градостроительства - дворцовое зодчество, парковая архитектура, культовое зодчество, погребальные сооружения, жилые постройки и инженерные сооружения, что позволяет наиболее наглядно выявить развитие различных аспектов китайской архитектуры на протяжении нескольких тысячелетий.
Описывая постройки, поселения и захоронения ранних эпох, автор привлекает большое количество материала из китайских археологических отчетов, не публиковавшихся ранее в России, раскрывая таким образом целый ряд памятников, не известных отечественному читателю.
Книга богато иллюстрирована. Помимо чертежей и фотографий памятников архитектуры публикуется также обширный материал по древнекитайским росписям, фрескам, картинам и рельефам с изображением архитектурных объектов, что стало ценным материалом для изучения стилистики и типологии архитектуры III-VII веков, не сохранившейся до наших дней.
Автор очень подробно останавливается на конструктивных особенностях построек различных династий, раскрывает модульный характер построения китайского деревянного каркаса, описывает важнейшие строительные правила, зафиксированные в классических трактатах по строительству, а также подробнейшим образом исследует структуру кронштейнов доу-гун и роль данного элемента конструкции в тектонике и стилистике зданий.
Цюй Лэй Лэй. Искусство китайского рисунка кистью: [перевод с английского] / Цюй Лэй Лэй. - Москва: Никола-Пресс, 2008.
Умение видеть красоту мироздания в простых формах - удивительное свойство китайской и японской живописи. Китайский классический рисунок, исполненный тушью и кистью, - сродни поэзии и музыке. Не случайно его называют "беззвучной поэмой". Его основное отличие от западной живописи заключается в том, что скупыми средствами - кистью, тушью и несколькими видами штрихов, не заботясь об игре света и тени, создаются произведения, в которых заложен глубокий философский смысл.
Сяофэн Фан. Лучшие китайские сады: история, дизайн, философия: альбом / Фан Сяофэн; пер. с англ. Т.Г. Лисицыной]. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2010.
Китайский сад - сложная и очень увлекательная часть богатого культурного наследия страны, поэтому он вызывает неизменный интерес у любителей садового искусства как в самом Китае, так и за его пределами. Сады оказали глубокое влияние на формирование эстетических идеалов китайского народа, и оно ощущается по сей день. Сущность китайского сада восходит к традиционной философии, выработавшей представления о единстве двух противоположностей - дао и ци в терминологии даосизма.
Китайский сад создавался как произведение искусства, с помощью которого образованные люди выражали свои идеи и чувства. В культуре Китая сад всегда был чем-то большим, чем просто композиция из цветов, деревьев и миниатюрных ландшафтов; это было место, способное порождать поэтические или живописные образы. Для образованных людей сад являлся символом принадлежности его владельца к элите. Не имея собственного сада, неважно, большого или совсем маленького, человек таковым считаться не мог. Кроме того, в любом кабинете ученого было окно, через которое его хозяин мог любоваться композицией из причудливых камней или прекрасных растений.
Ни в одной из стран мира нет такого огромного количества оздоровительных систем как в Китае. Один из разделов выставки посвящен древнейшей китайской медицине, гимнастике и боевым искусствам.
Вон Кью-Кит. Энциклопедия Шаолиня: [Универс. программа физ., эмоцион., интеллектуал. и духов. развития] / Вон Кью Кит; [Пер. с англ. Ю. Бондарева]. – Москва : Гранд Фаир-пресс, 2004.
В книге великий сифу (учитель) Вон Кью Кит впервые представляет в полном объеме все сокровища монастыря Шаолинь, копившиеся за его стенами на протяжении веков. Автор касается вопросов, связанных с теорией и практикой боевых искусств, рассуждает о религии и поэзии, дает комплексную программу физического, эмоционального, интеллектуального и духовного развития, рассказывает о секретах мастеров, традиционном китайском оружии, о способах избавления от самых тяжелых болезней, о дзэнской медитации, легендах Шаолиня и духовном самосовершенствовании.
Люй Хунцзюнь. Шаолинь: дух и боевые искусства Древнего Китая / Люй Хунцзюнь, Тэн Лэй; [пер. с кит.: Тан Шицзя и др.]. - Москва: Наука, 2007.
Книга рассказывает об одной из самых древних китайских традиций - шаолиньском ушу, великих боевых искусствах древнего Китая.
Раздел выставки, посвященный художественной литературе Китая предлагает познакомиться с некоторыми каноническими произведениями одной из древнейших литератур мира и взглянуть на творчество ее современных авторов.
Из так называемых «четырех классических романов», величайших произведений XIV–XVIII вв., на выставке представлены «Троецарствие» и «Сон в красном тереме», а также «последний классический роман», написанный в XIX в. Ли Жу Чжэнем «Цветы в зеркале». Последнее произведение примечательно еще и тем, что соединило в себе черты всех оформившихся до него видов национальной прозы: исторической, приключенческой, сатирической.
На выставке также можно познакомиться с китайским классическим романом XIV века
Ши Най-ань. Речные заводи: роман: в 2 т. / Ши Най- ань; пер. с кит. А. Рогачева; ил. И. Шишловского. - 2-е издание. – Москва : Гослитиздат, 1959.
«Речные заводи» — первый в истории роман в жанре уся (приключенческий жанр китайского фэнтези), один из четырёх классических китайских романов.
Современники относили произведение к сяошо — низкому, народному жанру непритязательной прозы, противопоставляемым каноническим конфуцианским сочинениям. Со временем авторитет книги возрастал.
Исследователи характеризуют его как авантюрно-исторический, отмечают его незаурядные литературные особенности.
Роман основан на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 «благородных разбойников» — повстанцев из лагеря Сун Цзяна на горе Ляншаньбо в правление восьмого императора династии Сун — Хуэйцзуна (1124—1127).
Авторство романа до сих пор является предметом дискуссий.
Наибольшее распространение роман получил в обработке Цзинь Шэн-таня (XVII в.), с которой переведён на русский и другие европейские языки.
Также в этом разделе выставки представлено поэтическое наследие Китая - сказки, мифы, предания, притчи, содержащие сокровища восточной мысли.
Каталог выставки