ул. Пушкинская, 175А

“Не в силе Бог, но в правде!": 800 лет со дня рождения св. благоверного князя Александра Невского

7 мая 2021 - 27 мая 2021
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

В 2021 году отмечается 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, государственного деятеля и полководца Древней Руси. Его выдающейся личности посвящена новая экспозиция центра по работе с книжными памятниками Ростовской области «“Не в силе Бог, но в правде!”: 800 лет со дня рождения св. благоверного князя Александра Невского» в рамках проекта «Книжный вернисаж».

Александр Ярославич Невский (в монашестве Алексий; ок. 13 мая 1221 года, согласно старой историографической традиции – 30 мая 1220 года, Переяславль-Залесский – 14 ноября 1263 года, Городец) – князь новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь киевский (1249-1263), великий князь владимирский (1252-1263), полководец, святой Русской православной церкви.

Александр был вторым сыном переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, торопецкой княжны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного. По мнению историка Юрия Константиновича Бегунова, он родился в Переславле-Залесском 30 мая 1220 года, согласно уточнённым данным историка Владимира Андреевича Кучкина – 13 мая 1221 года.

В возрасте четырёх лет княжич вместе со старшим братом Фёдором и двумя младшими, ещё грудничками, принял так называемый «княжеский постриг» – обряд посвящения в воины, который совершил в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского епископ Суздальский Святитель Симон. После «пострига» княжеских сыновей начали учить грамоте, воинскому делу и искусству управления; главными же книгами в обучении были Библия и «Поучение детям» Владимира Мономаха.

В начале декабря 1228 года князь Ярослав Всеволодович решил собираться в военный поход на Ригу, потому собирал рать в Новгороде, где и оставил до лета своих старших сыновей. Ввиду малолетнего возраста опеку над мальчиками осуществлял боярин Фёдор Данилович и тиун (княжеский управляющий из обельных холопов) Яким. Однако в феврале 1229 года запасы провизии оказались в городе на исходе и голод начал косить население. Опекуны отправили прошение к Ярославу с гонцом об отмене забожничья (особого вида налога в княжескую казну), но ответа не получили. Тогда, опасаясь за жизнь княжичей, опекуны собрали отроков и бежали с ними из Новгорода.

В 1230 году новгородцы вновь призвали князя Ярослава на престол, однако тот не остался в городе. Погостевав в Новгороде две недели, он посадил на княжение сыновей, Фёдора и Александра. В 1233 году, перед собственной женитьбой, Фёдор Ярославич неожиданно скончался. В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на Дерпт, который с 1223 находился в руках ливонцев. С 1236 года Ярослав Всеволодович оставляет Новгород полностью на управление молодого князя Александра, а сам оставляет Переяславль-Залесский и отправляется княжить в Киев.

В конце 1237 года несметные полчища монголов под предводительством хана Батыя, покорив башкир, мордву и половцев, вторглись в русские земли. Князья, занятые междоусобицами, не ожидали таких событий; и, несмотря на отчаянное сопротивление, русские княжества гибли одно за другим. Завоеватели уничтожили все основные центры цивилизации северо-восточной Руси: Рязань, Муром, Тверь, Торжок и сотни других городов с их областями. Батыево войско не дошло до Новгорода всего ста километров, повернув на юг. В 1240 году нашествие повторилось: Батый напал на Киевское, Черниговское, Галицкое и Волынское княжества. После его нашествия вся Русь стала похожа на одно огромное пепелище, жители стёртых с лица земли городов были перебиты или угнаны в рабство. Русь оказалась отброшена назад на несколько веков: прекратилось каменное строительство, исчезли десятки видов ремёсел и искусств, погибло большинство рукописей. С этого времени начался длительный период, получивший название «монголо-татарского ига»: Русь должна была регулярно выплачивать монголам дань и чрезвычайные подати, князья, сохраняя значительную самостоятельность и порядок наследования, обязаны были подтверждать свои права на княжение и исполнять приказы монгольского хана. В ответ на неповиновение монголы высылали карательные экспедиции. Кроме того, они стремились поддерживать распри между князьями, чтобы не допустить усиления Руси.

Кроме того, в 1237 году по инициативе императора Священной Римской империи Фридриха II Тевтонский орден и Орден меченосцев объединились в Ливонский орден, после чего Римский папа Григорий IX благословил очередной Северный Крестовый поход, обещая всем его участникам оставление грехов. В июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр Ливонского ордена Герман фон Балк договорились о разделе Истляндии (северной части Прибалтики) и начале совместных военных действий против русских земель с участием шведских наёмников. Кроме шведских рыцарей в походе участвовали норвежцы и финны. Скандинавское войско возглавлял шведский ярл и зять шведского короля Эрика Шепелявого Биргер Магнуссон. Снарядились в поход и епископы, собираясь крестить в латинскую веру язычников новгородской земли и русских «схизматиков» (раскольников). Главной целью захвата был Новгород, возглавляемый Александром Ярославичем.

В 1239 году, зная, что мир с западными соседями продлится недолго, князь Александр начал строить крепости на западных границах Новгородской земли, начал набирать дружину и обучать её воинскому искусству. Прекрасно понимая сложившуюся ситуацию, молодой новгородский князь пошёл на сближение с другими русскими князьями и уже в начале 1239 года заключил брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Васильковича Александрой. Этот брачный союз носил политический характер, поскольку в лице полоцкого князя Александр приобрел верного военного союзника в борьбе с ливонской угрозой. Свадьбу Александр Ярославич сыграл в пограничном городе Торопце, где сумел примирить своего тестя и смоленского князя Всеволода Мстиславича, что усилило мощь русской группировки, которая готовилась к противостоянию Ливонскому ордену. Однако подготовка к войне с Ливонским орденом была неожиданно прервана новым нашествием шведов и их союзников-финнов на Новгородскую Русь.

Летом 1240 года множество шведских кораблей вошло в Неву и остановилось в устье реки Ижоры, рассчитывая пройти Ладожским озером и Волховом и захватить Новгород и всю новгородскую область. Александр оказался один на один с многочисленным и сильным врагом и вышел на него с малочисленной дружиной, не дожидаясь сбора новгородского ополчения: он решил опередить неприятеля – его цель состояла в том, чтобы не допустить шведов к Ладоге, внезапно напасть на их полевой лагерь в устье реки Ижоры и разгромить их.

Битва произошла на берегу реки Ижоры 15 (28) июля 1240 года. Князь Александр Ярославич, стремительным маршем преодолев 50 км, скрытно вывел своё немногочисленное войско к шведскому лагерю. Русские полки ударили с трёх сторон: вдоль берегов Невы, Ижоры и в центр вражеского лагеря. Пикировка продолжалась пока русские копейщики во главе с князем Александром не смяли шведский лицевой строй и не обратили неприятеля в бегство. В ходе наступления новгородцы захватили и потопили несколько шведских кораблей, разгромили базовый лагерь шведов, уничтожили там златоверхий шатёр самого Биргера и епископа. Одержав блестящую победу над шведами, Александр Ярославич сохранил выход в Балтийское море, остановил продвижение шведов на Ладогу и Новгород и предупредил опасность скоординированных действия Швеции и Ливонского ордена на территории Новгородской Руси. Благодарный народ за победу при реке Неве наградил Александра славным именем «Невский», с которым он и вошёл в историю.

После возвращения Александра Невского в Новгород он попытался побудить новгородскую «верхушку» занять более твёрдую позицию в отношении Ливонского ордена, который в то время вторгся в западные пределы Новгородской Руси. Однако новгородские бояре не поддержали юного князя, и зимой 1240 года Александр Невский выехал из Новгорода к отцу в Переяславль-Залесский с матерью, женой и со всем своим двором.

Между тем уже в августе 1240 года Новгороду пришлось столкнуться с новой агрессией крестоносцев: захватчики вторглись в пределы Новгородской земли и захватили Изборск, Псков и Копорье, посадили там своих наместников и начали грабить и разорять коренные новгородские земли. Тогда новгородский святитель Спиридон со многими боярами поспешили выехать во Владимир к великому князю Ярославу и упросил его отпустить на новгородское княжение Александра.

В начале 1241 года Александр Невский вместе со своим княжеским двором срочно прибыл в Новгород. Князь начал действовать стремительно и расчётливо: он быстро собрал войско, изгнал врагов из Шелонской пятины и пошёл походом на Копорье, где и разбил немцев. В марте 1242 года Александр Невский отправился освобождать Псков (к новгородской дружине присоединилась суздальская, возглавляемая братом Александра князем Андреем Ярославичем), после чего пошёл походом на Дерпт (Тарту). Однако, когда сторожевой отряд новгородских ополченцев, шедший в авангарде основных войск, был разбит крестоносцами под Дерптом, Александр Невский резко отступил к Чудскому озеру и стал дожидаться крестоносцев именно там. Этот блестящий стратегический замысел новгородского князя во многом и предопределил успех знаменитого Ледового побоища, состоявшегося 5 апреля 1242 года. Спустя полгода после поражения на Чудском озере, ливонцы с «великим поклоном» просили Александра Невского принять своих послов, и между Новгородом и Ливонским орденом был подписан мирный договор, соблюдавшийся вплоть до 1253 года.

Летом 1248 года папа Римский Иннокентий IV написал Александру Невскому два послания. В одном из них Иннокентий IV прямо призвал русского князя признать Римскую Церковь и повиноваться её Папе, а также призвать к повиновению Римской Церкви своих подданных. Кроме этого, папа Римский обещал князю Александру помощь от Тевтонского ордена и от себя лично, якобы для защиты христиан от монгольских завоевателей. Во втором послании сообщалось, что якобы отец Александра князь Ярослав незадолго до своей кончины в Орде согласился принять католичество. Александр Невский стоял перед сложнейшим выбором, но остался непреклонен. В житии святого князя сказано, что его ответ Папе был жёстким и однозначным: «От вас учения не примем».

После смерти великого князя Ярослава великокняжеский киевский престол перешёл к брату покойного князя Святославу Всеволодовичу, а Александр Невский остался удельным Новгородским князем. Однако известность о нём распространилась уже и по Европе, и по Азии, и тогда правитель Орды Бату-хан (Батый) захотел увидеть славного героя. За свою жизнь Александр Невский пять раз ездил в Орду для спасения русских людей от беды. Александр Невский был великолепным дипломатом: он имел выдержку, прекрасный аналитический ум, понимал, что и как нужно сказать в той или иной ситуации, кому поклониться. Осторожная и взвешенная политика Александра в отношениях с Ордой получила поддержку в лице Киевского митрополита Кирилла, ближайшего соратника самого могущественного князя южной Руси Даниила Галицкого.

В июне 1252 года Александр поспешил в Орду, чтобы договориться с ханом и предотвратить ужасы монгольского нашествия. Тогда сын Батыя Сартак выдал Александру «золотой ярлык» (ярлык, который не требовалось подтверждать каждые два года) на Владимирское великое княжение; в августе 1252 года во Владимире состоялась встреча нового великого Владимирского князя. Александр Невский постарался восстановить порядок после разорения, нанесённого Владимиро-Суздальской земле последним монгольским нашествием Неврюя, а затем взялся за собирание земель, стал постепенно подчинять великому княжению удельные княжества.

В 1253 году великому князю снова пришлось собираться в военный поход. На этот раз шведы, собрав финское ополчение, пришли завоёвывать новгородские земли. Как только захватчикам стало известно, что к ним приближается Александр Невский, они немедленно повернули обратно, однако Александр решил надолго отбить у шведов охоту вторгаться на русскую территорию, поэтому их догнали и разбили.

В 1257 году Александр Невский совершил третью поездку в Сарай-Бату к новому хану Улагчи. На этот раз ханом было принято решение о поголовной переписи населения всех русских земель для учёта дани, которую Русь должна была ежегодно платить Орде. Зимой 1258 года в четвёртый раз Александр Невский поехал в Орду вместе с Андреем Ярославичем и князьями Борисом Васильковичем Ростовским и Ярославом Ярославичем Тверским, чтобы уговорить хана отказаться от переписи населения. Сделать это им не удалось, и зимой 1259 года татарские чиновники Беркай и Касачик провели перепись населения в Новгороде. Последняя поездка Александра Невского в Орду была в 1262-1263 годах, когда правитель Орды Берке решил забрать в свою армию последних русских воинов для участия в междоусобной монгольской войне. В этот раз князю удалось спасти людей: они были освобождены от участия в монгольской междоусобице. Однако самому князю это стоило жизни – он был отравлен в Орде и скончался по дороге домой в Фёдоровском монастыре города Городца 14 ноября 1263 года. Перед смертью Александр Невский успел принять схиму с именем Алексий.

23 ноября (6 декабря) 1263 тело князя Александра было погребено в церкви Рождества Богородицы Рождественского монастыря города Владимира. В этот день Православная Церковь вспоминает преславное преставление святого благоверного великого князя Александра Невского. Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве 1-2 февраля 1547 года, на основании исследований творимых чудес, причислил князя Александра Невского к лику общерусских святых. Тогда же было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского.

11 августа 1723 года по приказу Петра I святые мощи князя были вывезены из Владимира к тем берегам, где Александр Невский одержал свою первую победу над шведами. 30 августа 1724 года Пётр I лично доставил мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. От Шлиссельбурга их везли на галере, которой управлял государь, а высшие сановники сидели на вёслах. У Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря святые мощи были встречены духовенством, войсками и народом и перенесены в церковь под колокольный звон и пушечную пальбу. По замыслу Петра это торжество символизировало преемственность его победы над шведами в исторической борьбе России за свободный выход России к Балтийскому морю. С этого момента Александр Невский стал небесным покровителем Санкт-Петербурга наряду со святыми апостолами Петром и Павлом. Также Петр I приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). При императрице Елизавете Петровне для мощей святого благоверного великого князя Александра Невского была сделана уникальная серебряная рака весом около полутора тонн.

Изучение биографии Александра Невского издавна привлекало отечественных историков: личность Александра Невского была популярна как у его современников, так и в последующие века. Житие Александра было составлено в ближайшие десять лет после его смерти и целиком или частично было включено во многие летописи, в том числе и в отразившую раннее летописание Лаврентьевскую летопись. Вместе с тем немало места уделено событиям, в которых главная роль принадлежит Александру Ярославичу, и в летописных статьях. Материал летописей неоднократно привлекался историками при характеристике личности Александра Невского и его роли в политическом развитии Русской земли.

Первое летописное упоминание об Александре читается в Новгородской летописи, где сообщается, что Ярослав Всеволодович с супругой уезжает из Новгорода в Переяславль, оставив старших сыновей Фёдора и Александра как своих представителей. Из той же статьи мы узнаем, что Ярослав ездил к Пскову (по-видимому, чтобы звать псковичей в планируемый им поход на Ригу), но псковичи решили, что князь идет с недобрыми намерениями, везёт оковы, и затворили город.

Новгородские летописи – древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания, отражающий ранний этап его развития, важнейший письменный источник по истории и культуре Новгородской республики. Наряду с «Повестью временных лет», Новгородские летописи – ключевой памятник для реконструкции наиболее ранних этапов русского летописания.

Древнейшим памятником новгородского летописания является так называемая Новгородская первая летопись, известная в двух редакциях – старшей и младшей. Старшая редакция представлена Синодальным списком XIII-XIV вв. (это древнейшая дошедшая до нас рукопись с летописным текстом), а младшая сохранилась в списках начиная с середины XV века. В младшей редакции первой Новгородской летописи отразился так называемый Начальный свод конца XI века, предшествовавший созданию «Повести временных лет».

Новгородские летописи были включены в 3 том «Полного собрания русских летописей, изданного по высочайшему повелению Археографической комиссией» (СПб., 1841) – основное издание русских летописей, основополагающую книжную серию для изучения истории средневековой Руси. В 1828 году по предложению Академии наук распоряжением Николая I была учреждена Археографическая экспедиция, которой был поручен сбор разнообразных источников по отечественной истории. Для издания собранных актов в 1834 году была создана Археографическая комиссия, и одной из её важных задач стало систематическое издание русских летописей в серии ПСРЛ. Первоначальный план издания ПСРЛ принадлежал Николаю Герасимовичу Устрялову (1805-1870) и основывался на 168 известных летописных списках. Сборник должен был состоять из 5 частей: летопись Нестора во всех списках, отдельные летописи, летописные сборники, степенные книги и хронографы. Главным редактором сборника был назначен Яков Иванович Бередников (1793-1854), однако он решил публиковать списки в хронологическом порядке, начиная с самых древних, которыми он считал Новгородские летописи и не придерживаться строго переноса текста буква в букву. Позже, принципиально новый подход к публикации летописей ввёл Алексей Александрович Шахматов (1864-1920): теперь любая публикация летописей должна была предваряться текстологическим исследованием. В течение своей жизни Шахматов принял участие в издании или переиздании 16-ти томов ПСРЛ из 24-х опубликованных на тот момент.

Не менее интересен один из крупнейших памятников русской исторической литературы XVI века «Книга Степенная» (М., 1775), повествующий о русской истории с древнейших времён до 1560-х гг. «Книга» вобрала в себя значительное число произведений древнерусской книжности и содержит ряд уникальных известий, достоверность которых не выяснена. Писалась «Книга» по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария, вероятно, для царя Ивана IV Васильевича Грозного. Составитель Степенной книги – протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Андрей (будущий митрополит Афанасий). Большая глава в этой книге посвящена жизни и деятельности Александра Невского.

В XVII веке летописные своды уже не удовлетворяли запросов жизни: простое накопление сведений не обеспечивало потребность дипломатов, чиновников и монархов в знаниях о родной державе и взаимоотношениях с соседями. Начинаются попытки создать обзоры русской истории, прежде всего воспитательного характера. В 1657 году по приказу Алексея Михайловича был организован Записной приказ: он просуществовал всего два года и был предназначен для сбора источников и создания трудов по истории России. Продолжил деятельность Записного приказа Фёдор Грибоедов – дьяк Приказа Казанского дворца, участник комиссии по созданию Соборного уложения 1649 года, деятель Переяславской Рады.

Труд Ф. Грибоедова назывался «История о царях и великих князьях Земли Русской» и был своеобразным продолжением «Степенной книги». Книга была закончена в 1669 году, за что автор получил заслуженное вознаграждение. В «Истории» личность Александра Невского также не остаётся без внимания.

Историк и археограф Сергей Фёдорович Платонов (1860-1933) предполагал, что «История…» была составлена для первоначального руководства и воспитания царских детей, чтобы они знакомились с историей своей родины, семьи и «судьбами великого княжения Московского». Книга, дополненная перечислением всех детей Алексея Михайловича и членами многих боярских фамилий, имела большое хождение в придворной среде.

В 1896 году Общество любителей древней письменности публикует сообщение С. Ф. Платонова и Владимира Владимировича Майкова (1863-1942) об одном из списков и сам текст «Истории» Фёдора Грибоедова (СПб., 1896) в серии «Памятники древней письменности».

Начало русской научной историографии ознаменовано двумя монументальными трудами XVIII века: «Историей Российской» Василия Никитича Татищева (опубликована в 1768-1848 гг.) и «Историей Российской от древнейших времен» князя Михаила Михайловича Щербатова (опубликована в 1770-1790 гг.). В обоих трудах сведения об Александре Невском по-прежнему расположены согласно летописной традиции, когда сообщения о разных по содержанию событиях перечисляются во временной последовательности. Обоих историков, проявивших большую основательность при обобщении всех имеющихся летописей, можно считать родоначальниками научного диалога о российской истории вообще и об Александре Невском в частности.

В труде Татищева, написанном в форме летописного свода, биография князя Александра изложена главным образом по Никоновской летописи, содержащей наиболее подробное повествование о Невском, сочетающее сведения «Жития» и различных летописей. В связи с поворотом русской историографии того времени к чисто светским сюжетам, сообщения о чудесах, восходящие к «Житию Александра Невского» и читающиеся во многих летописных сводах, в повествовании были опущены. Однако использование при рассказе об Александре лишь поздних летописных сводов не позволило историку выявить многочисленные дублирования и ошибки, имевшиеся в Никоновской летописи. Во многих сообщениях заметно стремление Татищева дополнить и пояснить летописный рассказ своими догадкам и предположениями (о составе шведского войска, о событиях, предшествующих Ледовому побоищу, о поездках князей в Орду для разрешения споров между ними и др.). В результате этого осмысления видимо появились и те относящиеся к биографии Александра Невского сведения, которые отсутствуют во всех дошедших до нас летописях (дата рождения Александра Невского, известие о споре за великое княжение между сыновьями Ярослава Всеволодовича после смерти последнего, сообщение о выпрашивании Александром ярлыка у хана и о его жалобах на своего брата Андрея и др.). На основании изучения летописного материала В. Н. Татищев дал более полный и связный рассказ о деятельности Александра Невского, чем его предшественники. Татищев был первым историком, критически оценившим получение Александром великого княжения во Владимире. Описывая события 1252 г., он дает понять, что Александр, воспользовавшись монгольской помощью, сместил с великокняжеского престола своего брата и конкурента Андрея из личных политических мотивов. По  мнению Татищева, не Божественная воля, а дела выдающихся личностей направляют ход истории, а историческая личность получает под этим новым, просвещённым взглядом свободу отвечать за свои поступки.

Следующий шаг в изучении деятельности Александра Невского был сделан крупнейшим дворянским историком XVIII века М. М. Щербатовым в «Истории российской с древнейших времён» – первом обобщающем труде по русской истории, написанном не в форме летописного свода, а как историческое исследование в современном значении этого слова. Щербатов не просто пересказывал, но и исследовал источники, порой согласовывая и объясняя их противоречивые сведения, стремился найти причины событий. Он первым из русских историков сделал попытку восстановить ход Ледового побоища на основе анализа летописей, что в основном ему удалось. Однако историк не смог по настоящему оценить полководческое искусство князя Александра и обращал внимание главным образом на личную храбрость Невского. Щербатов полагал, что по отношению к Орде Александр Ярославич проводил мирную политику, отмечал заслуги этого князя в предотвращении татарских нашествий. В частности, высоко оценивал мужество Александра, отправившегося в 1263 г. к хану просить о прощении вины за восстание против «бесермен» и освобождении от требования дать воинов. Подводя итоги деятельности Александра Невского и оценивая его заслуги, Щербатов отмечал, что этот князь «столь великую имел мудрость в правлении, что невзирая на тогдашнее разорение России, нашёл способ себя учинить почтенна Татарам и страшна Немцам, Шведами Литовцам». И хотя у Щербатова имеется ряд неточностей, его вклад в изучение деятельности Александра Невского был значительным.

«Что  Библия для Христиан, то история  для народов» – считал Николай Михайлович Карамзин (1766−1826), провозглашённый Пушкиным «Колумбом» российской истории. В соответствии с этой аналогией Карамзин видел свою миссию в создании «Священного писания» русского народа. В 1803 году, став придворным историографом, он принялся за работу, призванную заполнить болезненную лакуну, которой стало, по его мнению, в начале XIX века отсутствие полного изложения русской истории. «История государства Российского», увидевшая свет в 1816-1829 гг., имела огромный успех у публики. Уже первое издание в количестве 3000 экземпляров было распродано в течение месяца. Исторический труд Карамзина относится к самым влиятельным книгам XIX века: он удовлетворил потребность читателей в национально-патриотическом созидании. Карамзин был убежден в том, что для настоящей любви к отечеству требуется знание того, что любишь, и, следовательно, его истории. Сущность государства и его история были для Карамзина почти равнозначны.

Карамзин описывает биографию Александра Невского так, как будто и он сам, и его читатель непосредственные участники событий: «Урон с нашей стороны был едва заметен, и сия достопамятная битва, обрадовав тогда всё наше горестное отечество, дала Александру славное прозвание Невского». В битве на льду Чудского озера участвовали «наши ряды» и «наши всадники», боровшиеся против ордена. Подобная авторская манера создаёт воображаемое, трансисторическое сообщество, включающее автора, описанных в тексте героев и читателей, которые должны почувствовать, что происшествия Средних веков имеют непосредственное отношение к их собственной жизни.

Рассказ о подвигах князя Александра у Карамзина написан ярко, прекрасным литературным языком. Однако за лёгкостью и красотой изложения материала скрывается огромная работа, проделанная исследователем при анализе и сопоставлении сведений многочисленных источников, установлении достоверных фактов из биографии Невского, исправлении ошибок, допущенных предшественниками. Повествование Карамзина построено на фактах, а не на собственных догадках. Кроме русских летописей, он привлекал сведения из различных документов: немецких хроник, папских посланий, исландских саг, сочинений иностранных путешественников. Многие из этих источников были известны и его предшественникам, но лишь Карамзину удалось их использовать более полно и удачно согласовать со сведениями русских летописей, уместно вплести в общую канву повествования. Использование ранних летописных списков и критический подход к источникам позволил исправить многие ошибки, допущенные составителями поздних летописных сводов и историками XVIII века, установить правильную последовательность некоторых событий, в изложении которых прежде допускались неточности.

Александр Невский предстает в повествовании Н. М. Карамзина как один из наиболее замечательных героев русской истории – храбрым воином, талантливым полководцем, мудрым правителем страны, заботящимся о благе народа и способным на самопожертвование ради Отечества. Не ускользнули от внимания Н. М. Карамзина и переговоры, которые вёл Невский с норвежским королем Гаконом, «желая оградить безопасностию северную область Новгородскую». Относительно восточной политики Александра Ярославича Н. М. Карамзин в основном поддержал точку зрения М. М. Щербатова: он видел заслугу Александра Невского в том, что этот князь умел несколько смягчать татарский гнёт.

«Плутарх для юношества, или Жития славных мужей всех народов» – книга знаменитого детского писателя начала девятнадцатого столетия Пьера Бланшара (1772-1856). В издании печатались биографии известных людей: великих полководцев, учёных, путешественников, первооткрывателей, политических деятелей, писателей. Сочинение имело потрясающий успех среди юных российских читателей и за 15 лет переиздавалось четырежды. Третье издание выходило с 1821 по 1823 год, всего вышло 12 частей. В 5 части (М.. 1821) помещена глава про Александра Невского, а также размещён портрет князя, выполненный в технике резцовой гравюры на меди.

Выдающийся труд по истории России «Из истории Родной земли: очерки и рассказы для школ и народа» (7-е издание, М., 1902) был создан в конце XIX века талантливым русским педагогом, теоретиком и организатором начального образования, известным общественным деятелем Дмитрием Ивановичем Тихомировым (1844-1915). Книга выдержала в начале XX века 11 изданий и была предназначена для народных школ и библиотек. Исторические очерки чередуются с отрывками из произведений русских писателей и поэтов. В первой части в подробной и доступной форме, описаны славные подвиги Александра Невского.

Поделиться:
Подбор литературы