ул. Пушкинская, 175А

Русский живописец-философ А.А. Иванов

28 апреля 2021 - 28 мая 2021

Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Санкт - Петербурге. Его отец, живописец Андрей Иванов, был адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Он воспитывал сына как своего преемника и рассчитывал, что тот пойдет по его стопам. Начальное образование мальчик получал дома, уроки ему давали профессора Академии. Больше всего времени он уделял рисованию.

В 1817 году Александр Иванов поступил в Императорскую Академию художеств. В те времена только в этом учебном заведении готовили будущих художников, архитекторов и скульпторов. Обычно учились 15 лет: девять лет — в воспитательном училище и шесть — в самой Академии. За это время ученики получали основательную базовую подготовку, а потом лучших воспитанников отправляли за границу за счет Общества поощрения художников. Тогда это была единственная возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство. Почти все ученики жили при Академии под строгим контролем воспитателей и были оторваны от окружающего мира. В отличие от них Александр Иванов остался дома: он работал в мастерской отца. Юный художник достаточно быстро освоил принципы академического искусства и изучил основные техники. Вскоре преподаватели стали отмечать его успехи в рисовании и живописи. Некоторые даже подозревали, что картины Иванова на самом деле может писать его отец.

На одном из экзаменов 18-летний Иванов представил полотно «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Этот сюжет у художников был популярен, однако Иванов передал его в ином свете: изобразил героев очень эмоциональными, что не было свойственно для академической живописи. За эту работу он получил малую золотую медаль. А через два года Александр представил учителям свою дипломную картину на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». Она принесла ему звание художника XIV класса и большую золотую медаль. На выставке 1827 года работу высоко оценили критики. Общество поощрения художников решило отправить Александра Иванова за границу.

В 1830 году Александр Андреевич выехал из России в Европу. Общество дало ему указания, что сделать за границей. В первый год художнику предстояло изучать памятники итальянского искусства, во второй — сделать копию с фрески Микеланджело «Сотворение Адама», и только на третий год следовало создать собственное творение. Конечным местом назначения была Италия. За границей Иванов посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене.

С 1831 по 1858 художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии “Сотворения человека” Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы на меньшем по объему произведении “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834 г.). Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще в совершенно академическом духе. Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее званием академика.

В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Гоголь во многом повлиял на представления Иванова о просветительских задачах искусства. Иванов тесно общался с членом московского кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф. Овербеком. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы.

В 1837 году Иванов принялся за осуществление своего самого монументального произведения “Явление Христа народу” (1837-57). Эта картина стала жизненным подвигом художника. В ней он выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Работая над картиной, автор вдумывался в сюжет, детально изучая тему, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности.

“Явление Христа народу” осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины. Двадцать лет работал Иванов над своим творением. Но для того, чтобы закончить его одного таланта и мастерства было не достаточно, требовалось еще и особое состояние духа, чтобы выразить свою идею художественными средствами.

Творчество крупнейшего мастера, русского живописца-философа А. А. Иванова, обращенное одновременно и к прошлому и к будущему искусства — это итог его нравственных и эстетических исканий. Произведения художника сделали его одним из самых значительных русских живописцев XIX в.; его высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин.

Александр Андреевич Иванов рисовал много и охотно. До нас дошло огромное количество его работ: эскизы к его картинам, зарисовки отдельных деталей с картин старых мастеров, рисунки с античных статуй и голов, с живой натуры – фигуры, головы, конечности – и много анатомических рисунков.

В фондах Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области храниться альбом рисунков А. А. Иванова, посвящен его академическим работам, выполненным в период обучения в Академии художеств (1820-е годы) и во время пребывания его в Риме (1830-1840 годы). Все воспроизведенные здесь рисунки находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Поступили они туда в 1929 году из музея изящных искусств. А ранее рисунки находились в Московском Румянцевском музее, куда в 1877 году были принесены в дар по завещанию брата А. А. Иванова – С. А. Иванова.

Первая группа рисунков, в полном смысле учебных, относиться, судя по авторским датам, к 1820 годам. Тут исключительно мужские фигуры натурщиков. Женские модели в Петербургской Академии того времени ни для рисунков, ни для живописи не ставились. Академические работы римского периода, к сожалению, точно не датированы; их можно отнести примерно к концу1830-х годов и 1840 годам. Здесь преобладают рисунки с обнаженных натурщиц. Возможно, это были упражнения с целью приобретения больших навыков в изображении обнаженной натуры, особенно женской.

Позы натурщиков простые, обусловленные естественным движением, свойственным живому организму; нарочито придуманных, «поставленных» сложных движений ни в оном рисунке не замечается. Все внимание рисующего обращалось исключительно на фигуру, которая тонально противопоставлялась фону. На всех рисунках с обнаженной натурой мы не ощущаем пестроты, несмотря на детальную моделировку формы. Все рисунки свидетельствуют о серьезных занятиях анатомией и применением ее в практике рисования с натуры.

В наши дни замечательное наследие А. А. Иванова получило полное признание и самую высокую оценку. Величайший художник – патриот, строго взыскательный к себе и постоянно ищущий новых путей в искусстве, преданный ему бескорыстно и беззаветно, человек высокой моральной чистоты – Александр Андреевич Иванов оставил целую школу изобразительного искусства, в которой открываются нам все новые и новые ценности.

Поделиться:
Подбор литературы