Профессия учителя всегда была одна из самых почитаемых и важных. Но есть особый род преподавателей – люди, которые в свободное от педагогической деятельности время писали сделавшие их знаменитыми тексты. Впрочем, многие писатели и поэты по всему миру были учителями задолго до того, как появились первые общеобразовательные школы.
В истории известны факты, когда знаменитые литераторы зарабатывали себе на жизнь преподаванием при дворе императоров, в престижных университетах или сельских школах. Вспомним и мы тех, кто проводил свое время не только над рукописями, но и у школьной доски.
В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены творения выдающихся писателей и поэтов XIX – нач. XX вв., которые в той или иной мере нашли себя не только в литературном мире, но и в сфере образования.
Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909 гг.) – один из самых образованных людей своего времени, прекрасный поэт и драматург, известный критик, талантливый переводчик, знаток истории русского языка и литературы, общественный деятель XIX-XX вв., педагог, директор мужской Царскосельской гимназии.
Биография Анненского связана с писательством еще с раннего возраста, а его творчество стало предтечей символизма. Родился Иннокентий Федорович в Омске в 1855 году, в семье важного государственного чиновника. По матери он приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Из-за слабого здоровья Иннокентий учился в частной школе, а затем во 2-й петербургской прогимназии. В 1872-1874 годах с помощью старшего брата Николая, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, готовился дома к экзаменам на аттестат зрелости. В 1875 году успешно экстерном сдал экзамены при гимназии «Императорского Человеколюбивого общества» и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.
В 1879 году Анненский окончил университет и женился на вдове с двумя сыновьями-подростками. Женщина была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич».
Если при жизни Иннокентий Федорович Анненский был известен подавляющему большинству окружающих, как деятель народного просвещения, его превосходительство действительный статский советник - директор гимназии; немногим, как филолог-эллинист, переводчик трагедий Еврипида; и лишь узкому кругу, как поэт, то сегодня, когда стихотворения Анненского заслуженно считаются одной из вершин поэзии XX века, а его критические статьи, не замеченные современниками, заново изучаются филологами, о повседневном труде Анненского - директора гимназии и педагога говорят лишь вскользь, как о второстепенной деятельности, мешавшей его творчеству.
Свою педагогическую деятельность Иннокентий Федорович начал в 1879 году после окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. За 17 лет педагогической карьеры (до вступления в должность директора Николаевской гимназии) он прошел путь от преподавателя латинского и греческого языков петербургской гимназии Гуревича (1879-1891) до директора 8-й петербургской гимназии.
В 1896 году министр просвещения И. Д. Делянов предложил И. Ф. Анненскому новое назначение на пост директора Царскосельской Николаевской гимназии.
Императорская Николаевская царскосельская гимназия(1870-1917) — среднее мужское учебное заведение в Царском Селе. От прочих учебных заведений эта гимназия отличалась тем, что имела титул "Императорской". Она находилась под покровительством высочайших особ, поэтому ее директор должен был быть не только хорошим педагогом, но и уметь, в случае необходимости, соблюсти этикет при общении с лицами императорской фамилии. Анненскому не хотелось расставаться с 8-й гимназией, но он не мог отказаться от предложения министра, который "откровенно сказал ему, что никого другого послать в эту гимназию в силу некоторых ее особенностей он не может".
Аненский принял предложение и в октябре 1896 года вместе с семьей переехал в Царское Село и вступил в должность директора Николаевской гимназии. Первые годы службы были весьма благополучны. Помимо исполнения служебных обязанностей директора он преподавал ученикам старших классов греческий язык, участвовал в работе Ученого комитета народного просвещения и комиссий при отделении русского языка и словесности Академии наук, писал педагогические статьи, посвященные вопросам изучения языков в средней школе, об эстетическом элементе в образовании, значении письменных работ и некоторым другим. В это же время продолжалась его творческая работа. Анненский переводит трагедии Еврипида, пишет большие статьи о них, создает свои оригинальные драматические произведения, а в 1904 году издает под псевдонимом "Ник. Т-о" (Никто) свою единственную прижизненную книгу стихов "Тихие песни".
В 1899 году в России широко праздновалась столетняя годовщина со дня рождения А. С. Пушкина. Анненский был в числе главных организаторов торжеств в Царском Селе. 27 мая 1899 года, на следующий день после закладки памятника Пушкину в лицейском саду, он произнес речь «Пушкин и Царское Село», в которой подчеркнул совершенно особое значение Царского Села в развитии таланта великого поэта. В следующем году на Анненского была возложена почетная миссия - выбрать пушкинские строки, которые должны были быть высечены на постаменте памятника.
Трудности в служебном отношении начались для Анненского в 1905 году, когда волнения учащейся молодежи не обошли стороной и Николаевскую гимназию. Многие ученики гимназии участвовали в уличных манифестациях, в дни всеобщей политической стачки гимназисты приняли резолюцию об ученической забастовке, 4-го ноября старшеклассники устроили "химическую обструкцию" из-за чего занятия пришлось прервать на несколько дней.
И. Ф. Анненский старался не вмешиваться в дела своих воспитанников, выступал в защиту гимназистов перед начальством и родителями учеников, был противником репрессивных мер. Гимназия оказалась на плохом счету у учебного руководства, многих раздражала независимая позиция директора, старавшегося отстоять "крамольное юношество". Все эти обстоятельства привели к "добровольной " отставке (1 января 1906 года) Анненского с поста директора гимназии, хотя каких-либо официальных обвинений ему предъявлено не было.
После увольнения Анненский работал окружным инспектором, но при этом успевал делать переводы с древнегреческого и французского языков (перевел Еврипида, Бодлера, Верлена, Рембо), выпустил несколько сборников стихов, писал критические статьи. Творчество Анненского было высоко оценено его современниками, он считался едва ли не лучшим переводчиком в Санкт-Петербурге и знатоком русской словесности. Он был признанным авторитетом в вопросах классицизма и классического образования. Был награждён орденами Св. Анны 2-й (1898) и 3-й ст., Св. Станислава 2-й ст. (1893), Св. Владимира 3-й ст. (1905)
Иннокентий Федорович умер скоропостижно от инфаркта в 1909 году. Похоронен в Царском Селе (сейчас это город Пушкин). Его сын, тоже известный поэт, сделал все, чтобы стихи и драматические произведения отца были изданы, им же была издана первая краткая биография И. Ф. Анненского.
В витрине «Книжного вернисажа» демонстрируется прижизненные издания сборников статей И. Ф. Аненнского "Книга отражений" (1906 год) и "Вторая книга отражений" (1909 год)
Эти "очерки" (определение Анненского) были задуманы как отражение современных автору проблем в искусстве. Вот как он сам это определяет в предисловии к первой книге: "Эта книга состоит из десяти очерков. Я назвал отражениями. И вот почему. Критик стоит обыкновенно вне произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только вне его, но где-то над ним. Я же писал здесь только о том, что мной владело, зачем я следовал, чему я отдавался, что я хотел сберечь в себе, сделав собою».
Основными особенностями "Книг отражений" можно назвать: современность тем освещения (несмотря на то, что описываются такие авторы как М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, для автора они являются недавним прошлым и волнуют умы читателей); личная заинтересованность автора в отборе произведений (он "отражает" только то, что его волнует); предельная субъективность повествования; отражение хода мыслей автора в тексте (Анненский делится своими раздумьями на ту или иную тему с читателем); взаимовлияние всего творчества поэта на литературную критику (все вышесказанные особенности, так или иначе, соотносятся с чертами его лирики, переводческой деятельности, драматургии).
Метод Иннокентия Анненского, к которому он прибегал при написании эссе, вошедших в две "Книги отражений", называли интуитивным. Поэт-импрессионист Анненский мыслил образами и ассоциациями, не давал оценок - но создавал впечатление, которое само по себе важнее любой оценки. Николай Гумилев был учеником И. Ф. Анненского в Царском Селе. Когда будущего поэта собирались отчислить за плохие отметки, директор позволил ему остаться на второй год. Впоследствии Гумилев писал об Анненском: "У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли".
Федор Кузьмич Сологуб (1863—1927) – один из виднейших представителей старшего поколения русских символистов, писатель, поэт, публицист, переводчик и педагог. Он был одним из ярчайших представителей Серебряного века и апологетом русского символизма. Его творчество настолько неординарно и неоднозначно, что многие критики до сих пор не могут прийти к единственно верным трактовкам образов и героев, созданных поэтом. Его стихи поражают своими мотивами одиночества, мистики и таинственности, а романы привлекают внимание, шокируют и не отпускают до последней своей страницы.
Родился Фёдор Тетерников (Сологуб это творческий псевдоним) в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии. Когда Федору было четыре года, умер отец. Вынужденной мерой матери стало её устройство простой прислугой к состоятельным людям. В доме у знатного семейства Агаповых и провёл своё детство будущий писатель.
Отношения с барами у семьи Тетерниковых были необыкновенными. Барыня Галина Ивановна Агапова сама крестила Федю и его младшую сестру Ольгу, дети кухарки называли её "бабушкой". Фединым воспитанием не пренебрегали, сразу угадав в нём одаренного ребёнка. Любимыми книгами мальчика были "Робинзон Крузо", "Король Лир", "Дон Кихот". Читал Федя сначала всегда про себя, а любимые произведения перечитывал вслух для матери и сестры.
От Агаповых мальчик получил представление и о других видах искусства. В десятилетнем возрасте Федю Тетерникова определили в Никольское приходское училище, затем он перешёл во Владимирское уездное и в Рождественское училища. Так началось его долгое вживание в школьное пространство – как воспитанника, а потом как наставника.
В пятнадцать лет будущий писатель поступил в Учительский институт в Санкт-Петербурге, благодаря тем же Агаповым и учителю Владимирского училища, который принимал самое активное участие в судьбе парня. Учился и жил юноша на полном пансионе четыре года. В годы учёбы занимался переводами Гейне, Шекспира, Гёте, польской и венгерской поэзии, трудился даже над исландской сагой "Эдда". Тогда же осуществил первую попытку написать прозу.
По окончании института в июне 1882 года девятнадцатилетний Сологуб уехал учительствовать в северные губернии – сначала в Крестцы, затем в Великие Луки (в 1885 году) и Вытегру (в 1889 году), проведя в провинции в общей сложности десять лет.
Федор Сологуб известен, прежде всего, как лирический поэт и автор романа «Мелкий бес». И поэзия Сологуба, и его роман пользовались популярностью у современников, издавались и переиздавались много раз. Менее известна та часть наследия писателя, которая посвящена педагогике. Педагогические статьи Сологуба, мелькнув на газетной полосе, там и остались, они не включались в его собрания сочинений. А ведь именно педагогическая деятельность занимала важную роль в жизни писателя. Он написал учебник по геометрии, перестроил процесс обучения, организовал дополнительные занятия, заботился о поступлении в школьные библиотеки новых изданий.
В педагогической публицистике Сологуба есть некоторые отголоски утопии. Сологуб хорошо был знаком с системой образования тогдашней России и порядками, царящими в ней. Его мечта о школах «красивых и удобных» была утопична разве что в условиях старой России, в лучшие годы отчислявшей на образование одного жителя страны 80 копеек. При таком положении дел народное просвещение держалось главным образом на всякого рода предписаниях, казенщине, растлевающей моральный дух работников школы, сделавшихся собственностью правительства, ханжами и лицемерами. Невежество, коварные интриги, злобные доносы, тупость, пьянство, хамство, безжалостное избиение детей — вот неприглядный, но, увы, натуральный портрет провинциального учителя, нарисованный кистью Сологуба в романах «Тяжелые сны» (1894) и «Мелкий бес» (1902). Ставшая притчей во языцех «передоновщина» (метонимия от фамилии главного персонажа романа «Мелкий бес») потрясла русскую интеллигенцию идиотизмом и пошлостью. Причем, по заявлению автора, в его распоряжении были более вопиющие факты из провинциальной жизни, в которые все равно никто бы не поверил, если бы он описал их.
Педагогической деятельности Сологуб отдал 25 лет жизни. В стихотворной повести «Кремлев», имеющей биографическую подоплеку, поэт писал, что «его служебный путь угрюм и труден был». Общие вехи этого пути таковы: с 1885 году Сологуб учительствовал в городе Великие Луки, четыре года спустя — в городе Вытегра, в 1892 году возвратился в родной город, где в конце своей педагогической карьеры был избран членом Петербургского уездного училищного совета. Завершилась его педагогическая карьера вынужденной отставкой в 1907 году, когда поэт тяжело переживал кровавую расправу над революцией и глубокое личное горе.
Такой финал не был неожиданным. Пытаясь, как сообщал он в ранних письмах к своему бывшему учителю В. М. Латышеву, внести жизнь в школьную рутину, посеять в сердцах детей, озлобленных нищетой, семена света и любви, усердствуя на просветительской ниве, писатель с самого начала вызвал неудовольствие коллег и работал под постоянной угрозой увольнения.
Положение его было унизительным: по распоряжению начальства он ходил в школу босиком, а за проступки подвергался порке. Эти свидетельства времени заносил в дневники, а босые ноги — символ материальной нищеты — сделал сквозные образом своей лирики.
Демократическим пафосом, чувством любви, заботой о детях пронизана и педагогическая публицистика Сологуба тесно связанная с передовой общественной мыслью. Он выступал против тех, кто лукаво мудрствовал, что русский народ не любит просвещение и что оно не нужно и вредно ему. Он пояснял, что просвещение есть благо, которым хозяева жизни желают пользоваться в одиночку, и указывал на уважительное отношение народа к грамотности, на его неудержимое стремление к знанию.
Сологуб требовал, чтобы образование было доступно всем детям, независимо от национального и социальное происхождения.
Особое внимание Сологуб уделял вопросу нравственного воспитания. Он вскрыл порочность принудительного воспитания, при котором взрослые навязывают детям свои ничем не обоснованные убеждения и этим приучают к лицемерию и ханжеству. Педагоги, стремящиеся к тому, чтобы воспитанники смотрели на все их глазами, убивают личность учащегося, отучают его мыслить самостоятельно.
При воспитании важно учитывать характер и наклонности каждого ребенка. Влияние педагога на воспитанника может принести успех лишь при условии, если он знает воспитанника глубоко и сердечно. Терпеливая любовь и доверие к ребенку – первейшие свойства, необходимые педагогу. Такой педагог будет вознагражден, ибо, как считал Сологуб, неиспорченная природа детей гарантирует осуществление педагогического искусства.
Сологуб был убежденным противником не только телесного, но любого иного вида наказания ребят. Это вовсе не значит, что он стоял за потворство детским шалостям. Просто, считал он, не следует натягивать вожжи дисциплины. Заорганизаванность, доходящая до прямой слежки за детьми и навязывание им казенной формы одежды, – вещь недопустимая в педагогической практике. Образование должно служить развитию личности. Основное педагогическое требование Сологуба можно сформулировать так: не мешайте детям развивать свои природные способности, становиться образованными и честными людьми.
В витрине «нижного вернисажа» демонстрируется редкое прижизненное издание знаменитого романа Ф. К. Сологуба «Мелкий бес» [Берлин. Петербург. Москва, 1923]. Это последнее прижизненное издание писателя, опубликованное им в Берлине.
Роман был начат в 1892 году и над ним Федор Сологуб работал еще целых десять лет. Книга увидела свет только в 1907 году и имела колоссальный успех.
В 1917 году Сологуб писал: “Если бы стены наших домов вдруг стали прозрачны, как стекло, мы с ужасом увидели бы, как много злого и страшного совершается в недрах самых на вид счастливых семейств”. В романе “Мелкий бес” становятся прозрачны дома российских обывателей и пред нами вскрывается все то страшное, что свершается внутри их.
Герой романа провинциальный учитель Передонов – пакостник, доносчик, верноподданный обыватель – воплотил всё пошлое и подлое, что виделось писателю в современной жизни. О русских «мелких бесах» писали и другие авторы, роман Сологуба занимает достойное место в ряду таких знаменитых произведений, как “Записки сумасшедшего” Н. Гоголя, “Двойник” и “Бесы” Ф. Достоевского, “Красный цветок” Гаршина, “Черный монах” и “Человек в футляре” А.Чехова.
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950) – русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Депутат Верховного Совета СССР 2 и 3-го созывов.
Мы знакомимся с его творчеством еще в детстве, читая повести «Зеленая кобылка», «Дальнее-близкое». Но самая знаменитая книга Бажова – уральские сказы под общим названием «Малахитовая шкатулка». Это особенные произведения, представляющие собой быль с элементами сказки, волшебства, переданные прекрасным народным языком. Сказы, как и остальные книги автора – не только занимательные истории, но и глубоко нравственные произведения, пронизанные народной мудростью.
Литератор родился в Сысерти, в 1879 году. Его отец, был горным мастером, работал в пудлинго-сварочном цехе. Несмотря на высокий профессионализм отца, семья жила в постоянной нужде. Петр Васильевич страдал от алкогольной зависимости, был неуживчивым, часто оставался без работы. В тяжелые периоды семейство выручала мама, она была отличной рукодельницей, умела зарабатывать этим деньги.
П. П. Бажов легко и без лишних усилий окончил начальную четырёхлетнюю школу, которая находилась в его городке. Так случилось, что попавший случайно в руки мальчишки томик стихов Пушкина был выучен им наизусть. Писатель вспоминал, что библиотекарь, отдавая ему книгу, в шутку потребовал, чтобы мальчик томик выучил наизусть. Исполнительный ребёнок шутливого тона не воспринял и всё выучил, как было велено. Этот факт поразил его учителя, и он, видя огромный потенциал ученика, уговорил родителей Бажова отдать сына на дальнейшее обучение. Узнав о плачевном состоянии семьи, всё взял в свои руки. Преподаватель отвёз Павла в Екатеринбург и познакомил его со своим другом, работающим ветеринаром. Звали этого человека Николай Смородинцев. Именно он в последующие годы курировал обучение молодого человека, а впоследствии стал верным другом. Именно этому человеку Бажов был обязан шансом на продолжение учёбы. После Екатеринбургского духовного училища Бажов продолжил обучение в Пермской духовной семинарии, но становиться священником юноша не собирался, его привлекала педагогическая деятельность.
Завершив учебу в 1899 году, Бажов стал работать учителем русского языка. Почти двадцать лет он проработал в различных учебных заведениях. Путь преподавателя родного языка был начат писателем в деревне Шайдуриха, что находилась недалеко от города Невьянска. Затем он трудился в духовном училище Камышлова, а впоследствии преподавал в епархиальном учебном заведении для девочек в Екатеринбурге. Как учитель был внимательным и добрым, воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища его просто обожали. В училище была интересная традиция: во время литературных вечеров награждать чтецов цветными бантиками. Бажов всегда получал самое большое количество этих милых призов.
Уроки Павла Петровича были самым любимым предметом среди учащихся. Методические приемы Бажова помогали учащимся успешно осваивать учебную программу. Уроки русского языка строились на многочисленных примерах, взятых из русских былин, из басен Крылова, стихов Пушкина, Некрасова, Лермонтова, из произведений Тургенева, Толстого, Лескова, Чехова. Любое сухое и трудное, на первый взгляд, грамматическое правило становилось доступным, понятным, живым в изложении Павла Бажова. Имея свою библиотеку, он давал различные книги ученикам для внеклассного чтения, отвечал на вопросы, помогал понять художественное значение прочитанного.
Во время летних каникул Бажов ездил по округе и собирал местный фольклор. Особенно его интересовали предания, которые рассказывали рабочие уральских заводов. Бажов записывал афоризмы и побасенки – короткие рассказы из жизни; изучал быт мастеров и историю горной промышленности Урала. Сам увлеченный человек, он заразил своим пристрастием и воспитанниц. На каникулы он давал ученицам задание собирать и записывать уральские сказания, загадки, поговорки, речевые обороты. Всю информацию учитель тщательно фиксировал. Собранный материал впоследствии стал бесценным для его книг.
После революции жизнь Павла Бажова очень изменилась. Он вступил добровольцем в Красную армию. А когда вернулся в Камышлов, духовное училище было закрыто. Бывшего учителя взяли на работу в редакцию газеты «Красный путь». С тех пор он уделял больше времени писательской деятельности.
В витрине «Книжного вернисажа» демонстрируются одни из самых популярных произведений П. П. Бажова :
«Малахитовая шкатулка» («Уральские сказы») (Москва, 1948) — сборник сказов Павла Бажова, пример литературно обработанного «рабочего фольклора» Урала. Сказы выходили в свет с 1936 года. К 2010 году были переведены на шестьдесят пять языков мира, а к 2019 году — уже более чем на сто. В 1943 году за книгу «Малахитовая шкатулка» автор был удостоен Сталинской премии 2-й степени. В 2013 году «Уральские сказы» вошли в список «100 книг», рекомендованных Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения. По мотивам сказов, входящих в сборник «Малахитовая шкатулка», были поставлены художественные и мультипликационные фильмы.
Представленная на выставке книга – шедевр сталинского книгоиздания. Включает 44 сказки и 18 красивых цветных оригинальных иллюстраций художника Василия Баюскина. Книга в издательском переплете, с сохранением красивой издательской суперобложки. Это прижизненное издание, с портретом П. Бажова.
Баюскин Василий Степанович (1898–1952) – советский художник-график, живописец, иллюстратор, плакатист.
«Каменный цветок» (Ленинград, 1972) — сказ Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка», созданный на основе уральского фольклора.
Первая публикация сказа была в «Литературной газете» (май 1938) и в альманахе «Уральский современник» (книга 1-я, 1938). В 1944 году произведение было переведено на английский язык. Сказ печатался в СССР и России как в составе сборников, так отдельной книгой, став одним из самых читаемых и публикуемых произведений Павла Бажова.
На выставке представлено подарочное издание – отдельная книга и комплект из 13 иллюстраций в подарочной коробке, выполненных в стиле Палех. Иллюстрации отпечатаны полиграфическим способом на картоне и заламинированны. Авторы иллюстраций палехские художники Г. К. Буреев и А. В. Ковалёв.
Алексей Викторович Ковалев (1915-2000) – художник-иллюстратор, член Союза художников РСФСР с 1953 года, Заслуженный художник РСФСР (1974)
Григорий Константинович Буреев (1900-1972) – художник-иллюстратор, Заслуженный художник РСФСР (1974, посмертно). Член Союза художников РСФСР с 1941 года. Потомственный иконописец.