ул. Пушкинская, 175А

Женщины в образовании

9 марта 2023 - 4 апреля 2023
Читальный зал центра книжного культурного наследия (2 этаж)

Первые упоминания о женском образовании в России относятся к далекому XI веку, времени правления киевского князя Всеволода Ярославича. Его дочь, Анна Всеволодовна (сестра Владимира Мономаха), постриглась в монахини в только что созданном Андреевском женском монастыре, а затем образовала там школу или училище для молодых девиц. Так появилось первое в Европе учебное заведение для девушек и женщин. Там обучали трудолюбию, различным ремеслам, а так же писанию, пению, «швению» и иным полезным знаниям. Спустя примерно 100 лет, в Суздале, было учреждено еще одно похожее женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.
С XI-XIII веков при церквях и монастырях начали создаваться училища для подготовки грамотных людей, необходимых государству. В своих поучениях духовенство упоминало, что
обучение необходимо не только монахам, но и мирянам "отрокам и девицам". В этот период образование среди женщин могли получать преимущественно царевны и дочери бояр.

Ксения Борисовна Годунова была обучена «писанию книжному», отличалась красноречием, любила пение. Грамотной была и мать царя Михаила Федоровича царица-инокиня Марфа. Одной из известнейших образованных женщин своего времени была младшая дочь царя Алексея Михайловича царевна Софья. Про нее говорили «великого ума и самых нежных прорицательств» больше «мужского ума исполненная дева». Софья и пять ее старших сестер получили образование у Симеона Полоцкого.

Симеон Полоцкий (1629 – 1680), деятель русской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей царя Алексея Михайловича.

С XVII века стали появляться сведения о том, кто, как и чему учили царевен. Известно, что грамоте они обучались с 5 лет, так же как и царевичи, а письму с 7. Переход в обучении от одной книги к другой сопровождался своеобразными обрядами.

Царевнам, как и царевичам доставляли гравированные в Германии «потешные листы» и «потешные книги», по которым они постигали грамоту. Это были повести о рыцарях и их похождениях, ими зачитывались во второй половине XVII века образованные люди того времени. Книги стоили дорого и были редкостью, но царская семья могла позволить себе такую роскошь. Книги переписывались во дворце, а иконописцы рисовали картинки.

К примеру, царевна Софья кроме церковной начитанности обучалась разным наукам, владела риторикой, знала латинский и французский языки, читала по-польски, говорила речи народу, занималась литературой, перевела комедию Мольера.

Но в целом русская женщина допетровской эпохи оставалась затворницей собственного дома, и ее образованность не имела особого значения. Такая ситуация наблюдалась до прихода к власти Петра I, который решил создать в России светское общество в духе европейских традиций.

К началу XVIII века культурная жизнь России продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Поэтому Петром I были проведены реформы и в области просвещения. Среди многочисленных императорских указов один касался вопросов обучения женщин. В этом указе 1724 года монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и другому мастерству. В дворянские же семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке; гувернанток и бонн для обучения светским манерам и рукоделию. В моду вошло обучение в домашних условиях. Впоследствии в Москве и Санкт-Петербурге уже стали появляться первые частные светские школы, где обучали девочек «для домашнего обихода». Обучение в пансионах и на дому нуждалось в повышении профессионального и общегуманитарного уровня. Этому могли способствовать высшие учебные заведения гражданского типа.

Новой, уже более серьезной и довольно успешной попыткой начала женского образования в России принято считать 1764 год, когда страной правила императрица Екатерина Великая. Екатерина хотела дать женщинам не только воспитание, но и образование, и притом общее, а не приспособленное к каким-нибудь специальным «женским» целям. 

В 1760-1770-е годы образовательная политика Екатерины II формировалась особенно интенсивно. Вопросам женского образования, которое призвано было решить важнейшие социальные задачи, в учебных реформах была отведена ведущая роль. Весомый вклад в формирование образовательной концепции реформ принадлежала выдающемуся деятелю российского Просвещения и личному секретарю Екатерины II – Ивану Ивановичу Бецкому.

Реформа должна была решить значимые социальные задачи: произвести «новую породу отцов и матерей». И добиться этого, по мнению реформатора, можно было только в закрытых учебных заведениях, которые наглухо отгорожены от общества и семьи. Именно в этот период были заложена интернатная традиция и психология в отечественной государственной образовательной политике, что и определило на столетие вперед путь развития женского образования в России.

В 1764 году в Петербурге указом императрицы Екатерины II  было учреждено первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян — «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт благородных девиц).

В эпоху XIX века женское образование продолжило свое развитие. Активно создавались хорошо известные нам по литературным произведениям «Институты благородных девиц» (другое название – «Закрытые женские курсы»). Всего в XIX веке было открыто порядка 30 таких образовательных учреждений. А в 1858 году в Петербурге появилось первое в Российской империи женское среднее учебное заведение — Мариинское женское училище. В последующее годы подобные училища создавались во многих городах империи, рассчитаны они были на девушек из небогатых семей всех сословий.

Во второй половине XIX века многие женщины начали стремиться к получению высшего образования — все чаще на лекциях университетов стали появляться дамы. В крупнейших городах страны женщины, причем представительницы самых влиятельных семей, организовывали инициативные группы с целью открытия женских курсов для получения высшего образования. И своего им добиться удалось: были открыты Бестужевские курсы и Высшие женские медицинские курсы.

После утверждения советской власти в стране, новая правящая партия весьма активно и радикально преобразовала образовательную систему, в том числе и женскую. Отныне и высшее и среднее образование было доступно всем независимо от пола, возраста, материального положения (образование стало бесплатным). Женщинам и мужчинам были предоставлены равные права. В 1918 году было установлено совместное обучение мальчиков и девочек.

В экспозиции «Книжного вернисажа» представлены редкие документы XVIII –XIX веков – труды выдающихся женщин своего времени, которые в той или иной степени оставили свой след в образовательной и педагогической деятельности.

1. Лепренс де Бомон М. Детское училище или Разговоры благоразумной наставницы с благородными воспитанницами, Ч. 4. В Санктпетербурге, 1792

Жанна-Мари Лепренс де Бомон (1711 — 1780), французская писательница, педагог, прабабушка Проспера Мериме.

Родилась в семье мелкопоместных дворян. Потеряв в одиннадцатилетнем возрасте мать, Жанна-Мари с младшей сестрой остались на попечение двух богатых женщин, которые записали их в монастырскую школу. В школе с 1725 по 1735 год обе девочки сначала получали образование, а затем и сами преподавали. В 1748 году Жанна-Мари покидает Францию и уезжают в Лондон. Там она становится гувернанткой и занимается образованием детей английского высшего общества. В Англии у Жанны-Мари развивается успешная издательская карьера. Её первое произведение, моралистический роман «Le Triomphe de la vérité» (Триумф истины) был опубликован в 1748 году. В Лондоне Лепренс де Бомон начала издавать «Новый французский журнал» – дайджест из литературных новинок и научных статей для юных читателей. Сама де Бомон писала для него статьи на педагогические темы. За время своей литературной карьеры она опубликовала около семидесяти подобных изданий под разными названиями. Самыми известными были сборники, которые она назвала «magasins», учебные пособия для родителей и воспитателей с детства до юности. Лепренс де Бомон была одной из первых, кто включил в свои произведения народные сказки в качестве моралистических и образовательных инструментов. В одном из таких журналов («Magasin des enfants, ou dialogues entre une sage gouvernante et plusieurs de ses élèves») в 1756 году впервые была напечатана сказка «Красавица и чудовище».

На выставке экспонируется наиболее известное сочинение писательницы - учебное пособие «Magasin des Enfants ou Dialogues d'une sage gouvernante avec ses eleves de la premier distinction». В русском переводе - «Детское училище или нравоучительные разговоры между разумною учительницею и знатными разных лет ученицами». Как следует из названия, книга составлена из «диалогов» гувернантки мадемуазель Бон с девушками знатных семейств разной национальности и разного возраста (от 5 до 13 лет). В разговоре учительница объясняет своим воспитанницам устройство мира, рассказывает об обязанностях доброй жены и т.п. А нравоучительные сказки, дополняющие каждый такой диалог («Принцы Счастливый и Несчастливый», «Принц Очаровательный», «Красавица и Чудовище» и др.), дают полезный пример поведения и учат добросердечию, отзывчивости и милосердию. Книга была популярна в Европе и в России и выдержала множество переизданий.

2. Ишимова А. И. История России в рассказах для детей. Ч. 5. Санктпетербург, 1839

3. Ишимова А. О. История России. Ч.3. Санкт-Петербург, 1847

Александра Осиповна Ишимова (1804 – 1881), первая русская профессиональная детская писательница, переводчица, издатель детских журналов.

Родилась в Костроме, в дворянской семье успешного адвоката, любившего в свободное время читать серьезных авторов. В одной из книг он прочитал, что детям требуется больше свободы, а учить чему-либо их надо не ранее семи лет, и, следуя совету педагога, дочь свою он ничему не учил, и она не знала даже азбуки. Воспитание Александры основывалось на постулатах популярной в XIX веке книге Джона Локка «Мысли о воспитании». В восьмилетнем возрасте девочку отдали в частный петербургский пансион, где вскоре проявились её исключительные природные способности — за четыре месяца она научилась читать не только по-русски, но также по-французски и по-немецки. Обучение было прервано из-за войны 1812 года. Учёба возобновилась после войны, когда Александре было уже десять лет. Предполагалось, что закончив очередной пансион, она будет отдана в Екатерининский институт, но семья впала в немилость властей. Помогая родителям, четырнадцатилетняя Александра стала давать частные уроки и продолжала учиться самостоятельно. Дарования и работоспособность у неё были поразительными. Прочитав в переводе “Айвенго” Вальтера Скотта, Александра захотела выучить английский, чтобы читать другие книги этого автора в подлиннике. Специальных русских книжек не нашлось, но с огромным трудом ей удалось заполучить английскую грамматику на немецком языке. И в четыре месяца, упорно занимаясь с четырех утра до двенадцати ночи, она выучилась читать по-английски. Все эти старания позволили ей в будущем пробовать себя как переводчицу, а впоследствии она начала издавать свои переводы. Это оказалось неплохим доходом. Книги, переведенные Ишимовой, успешно продавались.

История написания самой знаменитой книги писательницы “Истории России в рассказах для детей” такова: одна из знакомых дам высказала мысль, почему бы не написать русскую историю для детей по примеру Вальтера Скотта, создавшего книгу для маленьких англичан. И в августе 1834 года Александра Осиповна начала работу над историей для детей. За основу была взята “История” Карамзина, которую писательница прочла несколько раз. Двадцать пять рассказов собственного сочинения она отдала известному поэту П. А. Плетневу, который преподавал историю литературы русскому наследнику и будущему императору, а также великим княжнам. Им-то поэт и отвез рукопись на урок. Результатом было денежное пособие для продолжения труда, а Плетнев стал литературным наставником и постоянным советником в делах начинающей писательницы. Именно благодаря Плетневу Ишимова познакомилась с высшим литературным светом: Пушкиным, Жуковским, Тургеневым.

Ишимова писала “Историю России в рассказах для детей” шесть лет. После выхода третьего тома ей была назначена ежегодная пенсия, а в 1852 году она получила Демидовскую премию, сама же книга издавалась за счет Российской Академии. Все годы работы над “Историей” Александра Иосифовна не оставляла педагогической работы, теперь среди ее учеников были особы царствующих домов.

В 1841 году Ишимова получила разрешение издавать журналы «Звездочка» и «Лучи»  — единственные в то время воспитательные журналы для детей и для девиц.

4. Дашкова Е. Р. Записки княгини Е. Р. Дашковой, писанные ей самой: перевод с английского языка. Лондон, 1859

Екатерина Романовна Дашкова (1743 – 1810), русская аристократка, государственный деятель, писательница и педагог. Одна из самых заметных личностей российского Просвещения, многолетняя подруга и сподвижница императрицы Екатерины II. Первая в истории России женщина неимператорского происхождения, занимавшая высокие государственные посты: директор Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, инициатор учреждения и первый председатель Российской Императорской Академии; во главе последней - организатор и участница создания «Словаря Академии Российской» - первого толкового словаря русского языка.

Екатерина Романовна Дашкова появилась на свет в Санкт-Петербурге в 1743 году. Она была одной из дочерей графа Воронцова. Ее мать происходила из состоятельной купеческой семьи. Когда Екатерине исполняется всего два года, умирает её мать. Отец не хотел утруждать себя воспитанием дочери, ему были по нраву развлечения и светская жизнь. В итоге девочка попала к дяде, который согласился опекать её. Михаил Воронцов со всей серьёзностью отнёсся к вопросу воспитания племянницы. В 14 лет заболевшую корью девочку отправили в деревню, где оказалась прекрасная библиотека с произведениями великих французских просветителей, чтение которых сформировало мировоззрение, вкусы и пристрастия Екатерины Романовны. Глубокое знание литературы, стремление серьезно разобраться в происходящем и наблюдательность позволили Е. Р. Дашковой стать одной из образованнейших русских женщин второй половины XVIII века.

В 1758 году Екатерина Романовна была представлена великой княгине Екатерине Алексеевне, будущей императрице Екатерине II, с этого времени началась их дружба. Между двумя Екатеринами было немало общего: сила ума, храбрость, гордость, честолюбие, и, наконец, любовь к серьезному чтению.

Дашкова активно участвовала в перевороте 1762 года, приведшем Екатерину II на престол. После этих событий у Дашковой начинается сложный период в жизни. Она потеряла двух близких людей, мужа и сына. Тяжело переживая потерю, жила уединенно, не участвуя в общественной жизни. В 1769 году вместе с детьми уехала за границу, где прожила в общей сложности почти десять лет. Путешествовала по Германии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Польше, Голландии, Швейцарии, Италии, Австрии, Пруссии. За границей встречалась с Вольтером, Дидро, Смитом, которые лестно отзывались о ней. Дашкова была принята в члены многих ученых обществ: была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук.

В 1783 году по возвращению в Россию Дашкова получила должность директора Петербургской Академии наук, став единственной в мире женщиной на этом посту. Она учредила особую Российскую Академию для изучения «российского слова». Основала два научно-литературных издания: «Собеседник любителей российского слова…» и «Новые ежемесячные сочинения», где печатались Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин и др. Под президентством Дашковой в Академии стали работать такие столпы литературы, как Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Д. И. Фонвизин. Екатерина Дашкова - автор многих литературных трудов. Особый интерес представляют ее мемуары.

Став первой женщиной страны на столь высоком посту, умная и энергичная Дашкова сумела возродить академическую и научную жизнь России, порядком запущенную после Ломоносова. Она успевала все: приструнила чиновников и бюрократов, контролировала хозяйство, активизировала издательскую работу, избавилась от долгов и расширила библиотечный фонд за счет собственных изданий Полного собрания трудов Ломоносова, описаний российских земель и путевых записок, а также академических известий и губернских карт работы своих экспедиций; способствовала появлению в Академии курсов для желающих заниматься наукой. А главное - был создан полный русский грамматический словарь, названный Пушкиным «величайшим вкладом в русскую культуру». Сама Дашкова опубликовала ряд научных статей, издавала вольнодумные труды, дружила с такими политиками, как американский лидер Бенджамин Франклин.

Несмотря на многочисленные заслуги, после воцарения Павла I, Дашкова была отстранена от всех должностей. Ее сослали в деревню, где прошли последние годы жизни женщины, чье имя, как Екатерины Малой, навсегда вписано в историю России. Здесь она написала свои знаменитые мемуары, в которых рассказывала об истинном положении и происходящих событиях. «Записки» Дашковой до сегодняшнего дня являются главным источником по истории второй половины восемнадцатого века.

Впервые «Записки» Е. Дашковой были изданы в 1840 году в Великобритании, на русском языке опубликованы А. Герценом в Лондоне в 1859 году. В России французский текст был опубликован в 1881 году, а русский перевод только в 1906. «Записки» отличаются яркостью образов, живым языком и простотой в написании, точностью в передаче придворной обстановки и взаимоотношений.

5. Крупская Н. К. Вопросы народного образования. Берлин, 1922

6. Крупская Н. К. Больше внимания дошкольной работе. Москва, 1937

Надежда Константиновна Крупская (1869–1939), общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования.

Родилась Надежда Крупская в Санкт-Петербурге  1869 году в небогатой дворянской семье. Она была единственной дочерью Константина Крупского и Елизаветы Тистровой. Отец служил в чине поручика царской армии, состоял в Комитете русских офицеров, оказывал активную поддержку участникам Польского восстания в 1863 году. Умер в 1883-м, не оставив семье никаких средств к существованию. Мама работала гувернанткой. Надю отдали учиться в престижную женскую гимназию. После окончания гимназии Крупская стала студенткой Бестужевских курсов в Петербурге. Вскоре Надежда заинтересовалась марксизмом и решила вступить в марксистский кружок.

В молодости Крупская увлекалась идеями свободного воспитания, до революции издала труд «Народное образование и демократия» (о корнях трудовой школы). После революции – стала одним из руководителей новой системы образования. С 1929 года – заместитель наркома просвещения, организовывала педагогические съезды, конференции. Подчеркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением. Критически подходила к изучению классического педагогического наследия прошлого. В книге «Народное образование и демократия» впервые в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового воспитания, дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме, отдельные главы посвятила Руссо, Песталоцци, Оуэну. Высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики, призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов.

Поделиться:
Подбор литературы