ул. Пушкинская, 175А

Спроси специалиста

Вопрос №4216
Цель запроса: Фактические сведения
Населенный пункт: Таганрог
Имя: Андрей
Объясните, пожалуйста, режим ноу-хау не обеспечивает полной охраны изобретения?
Ответ
Режим ноу-хау в отношении нераскрытой информации о созданном изобретении возникает не автоматически, а лишь при условии введения в отношении нее режима коммерческой тайны. Ноу-хау – это, по сути, разновидность коммерческой тайны. Такой режим охраны информации можно ввести, только если продукция, при производстве которой использовано ноу-хау, способна приносить прибыль без разглашения информации о секрете производства. Для введения режима коммерческой тайны нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну. Во-вторых, ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, установив порядок обращения с этой информацией и контроль над соблюдением этого порядка. В-третьих, вести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. В-четвертых, регулировать отношения по использованию информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. И в-пятых, на все материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, нужно наносить гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации или включать эти сведения в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Режим ноу-хау имеет как минимум три достоинства. Первое – он удобен тем, что его введение не требует значительных усилий и временных затрат (как в случае с получением патента), не нужно доказывать соответствие изобретения условиям патентоспособности. Второе – не ограниченный срок охраны в отличие от патента. Секрет производства можно сохранять настолько долго, насколько требуется самой компании, а уже после этого регистрировать патент. Третье достоинство – информация носит закрытый характер, тогда как при оформлении патента эту информацию приходится раскрывать, что делает ее доступной для конкурентов. Режим ноу-хау имеет и значительные недостатки. Первый недостаток: защита прав в случае разглашения информации затруднена. Порядок введения режима ноу-хау включает в себя целый ряд формальных мер: нужно разработать и внедрить комплекс локальных нормативных актов, внести соответствующие положения в трудовые договоры, выявлять и паспортизировать конфиденциальную информацию, принимать приказы об отнесении информации к конфиденциальной и введении в ее отношении соответствующего режима, вести книгу учета лиц, допущенных к коммерческой тайне, и т. д. Еще одна причина, которая осложняет защиту обладателя ноу-хау, в том, что компания не ведет перечень лиц, допущенных к коммерческой тайне, не уведомляет лиц, получивших доступ к информации, о том, что она отнесена к коммерческой тайне, или не предусматривает в трудовом или ином соглашении адекватную ответственность за нарушение обязательств по сохранению коммерческой тайны. Второй недостаток: часто утечка информации происходит в результате действий бывших сотрудников или партнеров по бизнесу, другие лица, которым информация стала известна в результате их добросовестного поведения, могут поступить с ней по своему усмотрению и в том числе получить патент. Если патент получит кто-то другой, то бывший обладатель ноу-хау сможет в лучшем случае продолжить использование тождественного изобретения без расширения объемов такого использования. Кроме того, если кто-то независимо от других обладателей ноу-хау станет обладателем таких сведений, он приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства Лицо, которое использовало секрет производства, нельзя привлечь к ответственности, если оно не знало, что его использование незаконно. Ст. 1225, 1361, 1465, 1466, 1467, 1468, 1469, 1470, 1471, 1472 Гражданский кодекс РФ.
Патентная тематика
Подбор литературы