ул. Пушкинская, 175А

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ (1888-1972 гг.)

Текст читают: Людмила Васильевна Ярушко, Константин Ленденев vk.com/id886933407 Музыка - Виктор Крыштопов vk.com/poems.and.music


Новый век увидит человека, свободно летающего
по воздуху… Машина более тяжелая, чем воздух
даст нам средство для быстрого полёта…в любом направлении и заставит нас перестать завидовать птице. 
Николай Егорович Жуковский, 1898 г.

Андрей Туполев имел воинское звание генерал-полковника инженерно-технической службы, был избран действительным членом Академии наук СССР (1953), почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971); ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н. Е. Жуковского, Ленинская премия (1957), пять Государственных премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), высшая награда Международной авиационно-спортивной федерации (ФАИ). Ему трижды было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Награжден восемью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями, а также иностранными орденами. Почетный гражданин Парижа (Франция), Нью-Йорка (США) и города Жуковский Московской области.

Гениальный конструктор родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии. Андрей рос в многодетной семье. Мальчик был шестым ребенком из семерых братьев и сестер. Чтобы прокормить многочисленное семейство, отец, Николай Иванович Туполев, занимался сельским хозяйством. Сидеть без дела он не позволял никому – все дети были приобщены к труду. 
Как вспоминал сам авиаконструктор, с малых лет он ходил за плугом, учился столярничать и обрабатывать металлы.

«Когда мне настала пора учиться, я держал экзамен в тверскую гимназию. И…провалился. Первый мой балл, который я получил, это была единица за письменный диктант. Летом пришлось заниматься, осенью я выдержал экзамен и поступил в гимназию», рассказывал Андрей Николаевич.
В училище первый год Туполев занимался очень старательно. В это время жили вместе с братом Николаем, который заканчивал математический факультет Московского университета. Когда уехал его брат, он остался один в комнате, за которую необходимо было платить 5 рублей.

«А тогда порядок был такой, что снимающий комнату получает утром самовар, а все остальное должен иметь свое. Когда у меня кончились деньги, мне стало стыдно, что хозяйка будет уносить пустой чайник без чая, и поэтому последние заварки я из чайника вынимал и затем понемножку туда добавлял, чтобы было видно, что я что-то такое пью и ем. Ну, потом стало уже совсем плохо. И я решил, что свое плохонькое пальто заложу в ломбарде. Мне казалось, что вся Москва смотрит на меня, как я иду с пальто, чтобы заложить его в ломбарде. Так я и не решился дойти ломбарда и вернулся голодный», вспоминал Андрей Николаевич Туполев.

Андрей Николаевич окончил Императорское Московское техническое училище. Именно там он познакомился с «отцом русского воздухоплавания» Николаем Егоровичем Жуковским, обучавшим его и других будущих ученых, конструкторов, академиков и летчиков. 
После смерти Николая Жуковского Туполев возглавил Центральный аэродинамический институт и поставил себе цель создать в стране авиационную промышленность.
В 1922–1936 годах Андрей Туполев являлся одним из создателей научно-технической базы института, разработчиком проектов ряда лабораторий, аэродинамических труб, опытного гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолётов. В 1923 году он создал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции АНТ-1, затем первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 и первый боевой АНТ-3, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан АНТ-4. Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов.
21 октября 1937 года А. Н. Туполев, необоснованно обвиненный во вредительстве и шпионаже, был арестован, а 28 мая 1940 года приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Андрей Николаевич возглавил коллектив таких же, как он, заключенных конструкторов – закрытое КБ НКВД, ЦКБ-29, прозванное «Туполевской шарашкой».
В «шарашке» Туполев работал над созданием двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика, защищённого от истребителей скоростью и оборонительным вооружением, не оставляющим «мертвых» зон, с компоновкой, приспособленной к бомбометанию с пикирования. Испытания бомбардировщика, получившего наименование Ту-2, начались в 1941 году.

19 июля 1941 года Туполев был досрочно освобожден из заключения и направлен на работу главным конструктором в Омск на авиационный завод № 166. Андрей Николаевич обеспечивал крупносерийное производство Ту-2 с одновременной подготовкой нескольких целевых его модификаций. Первые Ту-2 появились на фронте в 1942 году и впоследствии были признаны лучшими фронтовыми пикирующими бомбардировщиками Второй мировой войны. 

Андрей Николаевич поставил задачу перед ведущими конструкторами разработать, не трогая основных чертежей самолета Ту-2, две его модификации – дальний бомбардировщик и разведчик, которые очень нужны фронту. 

В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода № 156, где была создана главная база конструкторского бюро А. Н. Туполева. Здесь из производства помимо Ту-2, вышли разведчик Ту-2Р и дальний бомбардировщик Ту-2Д.

Один за другим уходили на фронт полки, полюбившихся летчикам самолетов.
Своими мощными бомбами машины взламывали любые укрепления гитлеровцев, а благодаря сильному оборонительному вооружению успешно отражала атаки истребителей «миссершмит» и «фоккевульф».

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева и торпедных катеров применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941–1945 годах.

На самолетах Туполева установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелётов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4, беспосадочные перелёты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции «Северный полюс» во главе с Иваном Папаниным.

После войны, в 1948 году, за выдающиеся заслуги перед страной Совет Министров СССР присвоил Туполеву звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы. 

В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.

В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов — стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, ближние и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (совместно с Алексеем Туполевым).

Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:

Арлазоров М. С. Конструкторы. Москва, 1975
Бодрихин Н. Г. Туполев. Москва, 2011
Кербер Л.Л. Туполев. СПб, 1999
Листов М. С. Андрей Николаевич Туполев. Москва, 1988

Якубович Н. В. Боевые самолеты Туполева. Москва, 2010
Якубович Н. В. Ту-2. Москва, 2010


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы