ул. Пушкинская, 175А

Как в старину праздновали Масленицу донские армяне

Масленицу нахичеванцы называют «барикенанк» и проводят его всю неделю, особенно последние три дня, собираются друг у друга и «отсиживают барикенанк», кутят, городские соседи на отличных санях, а простой народ и крестьяне — на обыкновенных «пуки—чана» (рыбообразные сани) объезжают улицы и веселятся.

Специфическая привычка нахичеванцев в эти дни веселья надевать маски — «сделаться джамал» (джамал - надевший маску) и ночами посещать желаемые дома. Парни и девушки этим получают повод идти в дома понравившихся им и инкогнито танцевать и веселиться с ними. «Джамалы» обходят группами, а группы состоят из девушек и парней — родственников, знакомых и друзей, которые одеты в различные маски и наряды. Одна группа представляет жениха и невесту с их близкими, другая - духовенство: священников, монахов, третья - цыган, четвертая - воинов и т. д.

«Джамалы» по обыкновению не разговаривают, остерегаясь быть узнанными по голосу или манере говорить. Войдя в какой-либо дом, они или поют или просят сыграть на пианино и танцуют, или, наконец, сами играют и движениями рук и измененным голосом говорят различные остроты, шутят, забавляются или забавляют.

В последние два дня подлинной Масленицы, или, как нахичеванцы говорят: «Мец —барикенанк». Среди бела дня на улицах появляются группы «джамалов», которые или на лошадях, или на подводах, в сопровождении давул — зурны или органа, с шумом, гвалтом, танцами устраивают скачки, объезжают улицы, останавливаются перед магазинами, заходят во дворы домов, собирают деньги. Это — процессы армянского карнавала Нахичевана, которые в деревнях обычно представляют торжественное шествие невесты и жениха, а в городе, кроме того, и другие сцены. Помимо всего этого, в нахичеванских деревнях остался свойственный другим местам, обитаемым армянами, обычай в Масленицу устраивать всеобщие скачки. Деревенские парни выезжают в степь и организуют «хочи», т.е. бега, стараясь опередить друг друга и скорее приехать на установленное место.

В последний день Масленицы подлинной — в воскресенье вечером, нахичеванские старухи — «меца», желая увидеть своих внуков, или вообще всех детей, расположившимися спать часом раньше, обычно говорят им: «Айда, дети, сегодня ложитесь пораньше, чтобы утром встать пораньше и увидеть "мрмрас", который ночью принесет и повесит поп».

Источники:
Сретенье и Масленица // Шахазиз Е. О. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Ростов-на-Дону, 1999. С.107-108


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы