Масленица праздновалась целую неделю. Каждый день масленичной недели имел особое свое назначение:
понедельник - встреча,
вторник - заигрыши,
среда - лакомка,
четверг - разгул,
пятница - тещины вечерки,
суббота - золовкины посиделки,
воскресенье - проводы, прощание, прощеное воскресенье.
Кроме приятельских бесед мужчин и женщин в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни.
Одним из любимых развлечений на Масленицу являлось катание с ледяных горок на санях с бубенцами. Катались на санках с естественных возвышенностей, со спусков к речке. Но чаще всего, делались специальные горки с основанием из дерева и спуском из замороженного снега и льда. Каждый старался украсить свою горку получше, чтобы кататься на нее приходило больше народу, особенно девушек. С горок катались на салазках, скамейках, подмороженных низких соломенных корзинках – «букаях».
Народная фантазия в развлечениях и забавах была неистощима. Бывало, что в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых, на сани водружали столб, обвешанный вениками с вертящимся колесом - символом возрождающегося солнца. На это колесо сажали мужчину, искушенного в различных праздничных проделках, или парня в женском костюме и кокошнике, или чучело в виде молодой женщины, изображающее Масленицу. Их обвешивали пучками соломы, сковородами и блинами. В последние дни Масленицы катание с гор сменялось катанием на тройках лошадей с бубенцами, которые являлись одним из ярких символом русской Масленицы.
Был на Масленицу еще один обычай «вязать колодки». Обычно на третий день масленицы девушки группами ходили по домам, где были взрослые парни и привязывали одному из них к ноге «колодку» - обрубок полена или щепки, позже замененной лентой, платком или цветком. «Колодку» не снимали до тех пор, пока юноши не откупались. На собранные таким образом деньги, устраивали вечеринки. Привязывание «колодки» сопровождалось пением песни:
Колодки-молодки, молоденькие
Как бы мне пожить
Как бы погулять
Мужа дома нету
Некому ревновать
Свекор-батюшка, пусти погулять.
Мужа дома нету
Некому ревновать
Я кожу спущу
Гулять не пущу
Кожа волочится
Гулять хочется.
За рекой, рекой
Ходит мой милой
Ходит мой милой
Машет мне рукой.
Милая моя,
Перейди сюда.
Я бы переиша
Речка глубока
Достаточна тонка
Люблю казака Шестого полка Всеурядничка.
На Дону празднование Масленицы носило ярко выраженный военизированный характер, особенно на более раннем этапе в XVIII - нач. XIX вв. Главным событием Масленицы являлась скачка и джигитовка, к которым готовились задолго до их проведения. Молодежь в такие дни практически не выходила из конюшен, не досыпая ночей и готовя своих коней к скачкам и джигитовке.
С наступлением первого дня Масленицы, вооруженные наездники со всего города собирались к назначенному месту, на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством. Стечение было самое многолюдное: сюда выезжали и прабабушки наши со своими красавицами-дочками в нарядных возках с жаровнями. На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать.
Начиналась скачка: первый несется стрелою седой старец; бросив у самого пука поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и пук зажжен. За ним летит юноша, который, на все скоку соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пук и в миг – на лошади; другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив ее вперед, ловит ее на лету. Таким образом, наездничествовали здесь донские воины, каждый день до вечера, переменяя по несколько пуков камыша в день и по несколько коней.
Устав от скачки, старики подъезжали к возкам и из рук бабушек подкрепляли себя сабиралом (лучшим медом), а молодежь украдкой ловила взоры сидевших в возках прелестных затворниц.
Тогда, как здесь забавлялись скачкою на мишень, в другом месте собирались охотники на скачку другого рода, в которой сильнейшая и резвейшая лошадь одержала победу. <…>Трем лучшим ездокам полагались призы: первому – конь со всею сбруею или большая серебряная кружка; второму – несколько аршин алого сукна и парча; третьему – тибеньки, стремена и сафьян.
Дети заводили свои скачки по улицам. В городе же в каждом доме с ранней зари и до полуночи производилась беспрерывная пальба из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушечек; у кого же не было их, те просверливали в пустых костях затравки или заряжали камышинки. На крыльцах домов, на улицах, на мостах, — везде толпа народа, везде пальба; одни больные были прикованы к своим постелям, все прочие веселились.
Во время Масленицы во многих станицах сооружали снежные городки - царство зимы - с высокими башнями и стенами, для прочности облитых водой. В середине городка ставился высокий, гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались «штурмом» в последний день масленицы. Участники делились при этом на две группы: одна защищала городок, другая нападала на него. В некоторых станицах городки защищали девушки, используя длинные палки и стоя на скамейках, а нападали парни. Взяв город, парни получали право перецеловать всех девушек, защищавших его.
Иногда в празднике участвовало несколько станиц, и тогда представители станиц с атаманом и стариками во главе со знаменами съезжались на рубеже станиц с общественной водкой. Здесь устраивались джигитовку, скачки, стрельбу из лука и ружей, вели примерные бои (шермиции) и дрались на кулачках. Для соблюдения порядка накануне соревнований зачитывался приказ, чтобы во время гуляний не было бесчинств.
На Масленице в станицах составлялось по нескольку «шаек» казаков, чтобы вместе погулять и повеселиться. Они выбирали из своей среды «атамана» (в других местах – «хозяина»), который командовал шайкой и соблюдал порядок. В атаманы выбирали человека веселого и расторопного, который бы «языком востер был». В знак своей должности он носил особую насеку. В помощь ему выбирался «есаулец», которому вручалась трость, с навязанным на ней пучком «васильков». Он обязан был помогать во всем «атаману» и исполнять разные поручения.
Вся шайка (человек 10 и более) отправлялась к станичному атаману в станичную избу и получала от него знамя. После этого шайка начинала обходить дворы по очереди: «сначала погуляет у того, потом у другого и т.д.». Этот называлось «ходить со знаменем».
Придя к кому-нибудь в гости, знамя водружали снаружи перед его хатой, оставляя при нем «часового», обязанность коего исполнялась всеми поочередно. Пировали то у одного, то у другого до поздней ночи, утром же продолжали свой обход, предварительно посылая «есаульца» известить, у кого они будут.
Атаман такой шайки творил и расправу. Если двое поссорились и подрались, что бывало нередко, то он старался помирить их, а строптивого и поколотить.
Прежде эти хождения со знаменем были особенно оживленны: в них принимали участие и самые почтенные старики. В некоторых местностях в таких хождениях принимали участие и женщины.
Обыкновенно начинали ходить со знаменем с четвертой сырной недели, а если год урожайный и прибыли много, то и ранее. Ходили вплоть до воскресенья, а вечером в этот день в станичную избу приносили знамя обратно.
В воскресенье вечером выносили на станичную площадь столы и скамейки, устанавливали их в круг. Для пиров на Масленице многие казаки делали складчину, с каждого по полкварты водки (прим. – 0,48 л) или менее. Сюда со всех сторон съезжались отряды казаков во главе со своими атаманами. Приходил станичный атаман с насекой в руке, в окружении стариков и есаулов. Пили за здоровье государыни и государя, потом за донского войскового атамана и, наконец, за станичного атамана и станичников.
Заключительным массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костер. Торжественно привозили или приносили к костру чучело – «Масленицу». Под пение песен, громкие крики, чучело зимы - символ холода, тьмы и смерти сжигали. Сожжение чучела означало также сожжение на весь пост всяких удовольствий и развлечений.
Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: вечером последнего дня Масленицы, в Прощеное воскресенье, перед церковной службой просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды. При этом кланялись в ноги, говоря: «Простите Христа ради». Случалось, что в такие дни мирились многолетние недруги.
В прощенное воскресенье перед вечером всё стихало: «только и видишь толпы посещающих родственник для прощания и кучи девушек и молодых людей, заходящих в каждую хату прощаться. Ходят также прощаться с покойниками. Простившись со всеми, молодежь заходит в назначенную для этого свободную хату, делает складчину “с носа копеек по 10”, покупает водки и гуляет до утра, т.е. до поста. На утро всё уже тихо и смирно…“Теперь не то, - говорят старики, - бывало, просыпаемся среди первой недели”».
Источники:
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Ростов-на-Дону. 2010. С. 158-162
Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII
и XVIII
столетиях: исторический очерк. Новочеркасск. 1892. С.59-61;
Харузин М. Н., Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные Михаилом Харузиным: Вып. 1. Москва, 1885. С. 377-379