ул. Пушкинская, 175А

Логика

1116

Толковый словарь В. И. Даля дает следующее определение понятия «логика» —наука здравомыслия, наука о том, как правильно рассуждать.

Логическое мышление применял каждый из нас, когда пытался что-то доказать или опровергнуть, осмыслить что-то. Для такого мышления характерно умение оперировать абстрактными понятиями, конкретизировать, обобщать, синтезировать, анализировать, сравнивать.

Логика как часть философии с самых древних времён считалась одной из важнейших научных и учебных дисциплин. В Европе в период Средневековья она была ключевым предметом в системе университетского образования как наука, которая упорядочивает и структурирует мышление, даёт инструменты для познания мира.

С петровского периода в России складывается устойчивая традиция включать изучение основ логики в учебные программы с подготовкой под эти задачи учебников. Вначале авторский вклад русских ученых ограничивался переводом учебников по логике. В 1760 году в издательстве Московского университета была напечатана «Логика» Баумейстера в переводе с латинского А. Павлова. В предисловии Павлов писал, что посчитает несравненным счастьем, если перевод на российский язык принесет столько же пользы, сколько оригинал на латинским. Книга стала первым русским печатным учебником по логике; её использовал в своих лекциях философ, логик, математик Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788). Второе издание, с дополнениями экстраординарного профессора логики и нравственной философии Д.Н.Синьковского (1739- 92 гг.), вышло в 1787 году; всего было четыре издания этой книги.

В 1765 году в Петербурге был издан перевод с латинского (сделанный в 1753 г.) сочинения Вольфа «Логика, или Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды», а в 1766 году был издан перевод с латинского сочинения И. Г. Гейнекция «Основания умственной и нравственной философии вообще с сокращенною историей философии». В 1768-1774 гг. в Петербурге на русском и французском языках были напечатаны «Письма к немецкой принцессе...» Л. Эйлера, включавшие популярное изложение логики с использованием круговых схем. В 1787 году в Москве была издана «Детская логика, сочинённая для употребления российского юношества» А.Т. Болотова (1738 - 1833 гг.), в 1790 году «Логика и риторика, кратким и для детского возраста удобопонятным образом расположенные» Н. А. Никольского.

В 1786 году императрица Екатерина II, после предварительного изучения образовательной политики других стран, издала указ об организации в 25 губерниях народных училищ (школ). В начале правления Александра I школы были разделены на приходские, уездные и гимназии; каждая служила ступенью для следующей. В 1803- 1804 гг. были основаны университеты в Харькове, Казани, Дерпте. С 1812 г. началось расширение сети педагогических училищ. В 1819 г. был преобразован в университет Петербургский педагогический институт.

Открытие учебных заведений активизировало издание логической литературы, которая носила преимущественно учебный характер. С 1806 по 1820 г. едва ли не каждый год выходили учебные книги по логике - Богданов П. «Краткая логика» (Москва, 1806); Лубкин А. С. «Логика» (Москва, 1807); Мочульский Ф. «Логика, риторика и поэзия» (Харьков, 1811); Ивашковский И. «Начала логики» (Санкт-Петербург, 1814); Лодий П. Д. «Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного» (Санкт-Петербург, 1815); Любочинский Л. «Логика или умоучение» (Харьков, 1817); Талызин М. «Начальные основания риторики и поэзии с предварительным объяснением логических правил» (Санкт-Петербург, 1818); в 1821 году в Москве издано пособие И. И. Давыдова для воспитанников Благородного пансиона университета «Начальные основания логики» и т.д.

К концу 1-й четверти XIX века в образовательной системе Российской империи накопился ряд требовавших неотложного решения проблем: в программах учебных заведений имелся разнобой, мешавший последовательному переходу от одной ступени образования к следующей; отсутствовали стандартные учебники; преподаватели вели свои курсы, сами подбирая учебный материал.

14 мая 1826 года рескрипт императора Николая I потребовал от министерства народного просвещения «привести к необходимому единообразию» все уставы учебных заведений, от приходских училищ до университетов и обеспечить учебные заведения нужными пособиями.

Для выполнения этих требований 2 июня 1826 года был создан Комитет устройства учебных заведений. Тогдашний министр народного просвещения А. С. Шишков поставил перед членами комитета две главных задачи: выровнять уставы всех видов учебных заведений и определить учебные курсы, выбрав для них лучшие руководства.

К началу 1828 года в результате работы Комитета были подготовлены унифицированные уставы общеобразовательных учреждений. Согласно этим уставам, в гимназиях преподавалась логика.

Стандартным пособием по логике стало вышедшее в 1826 г. «Руководство к логике с предварительным изложением кратких психологических сведений» преподавателя логики, психологии и философии Благородного пансиона Петербургского университета (позже профессора) Н. Ф. Рождественского. Пособие переиздавалось 5 раз (2 издание - 1836 год, 5 издание - 1844 год).

Однако министр просвещения С. С. Уваров сделал основой преподавания в гимназиях классицизм, уменьшил в них число часов математики, а преподавание логики в 1847 году отменил. В составленном министром циркуляре утверждалось, что логика «почти не приносит пользы» учащимся.

В 1850-1853 гг. министерством народного просвещения руководил П.А.Ширинский-Шихматов. При нём в гимназиях было восстановлено преподавание логики; вновь увеличено число часов математики и упразднили древнегреческий язык в большинстве гимназий. В университетах с 1850 года философские курсы были заменены на курсы логики и психологии. Вести их стали преподаватели богословия.

В 1856 году преподаватель философии Киевской и Санкт-Петербургской духовных академиях Василий Николаевич Карпов (1798-1867 гг.) издал книгу «Систематическое изложение логики», получившую Демидовскую премию, в которой сделал ряд оригинальных замечаний о значении логики. «Вопрос о том, полезна и нужна ли логика,- писал он, - есть вопрос, полезно и нужно ли помогать человеку в развитии его способности мышления». Пользу логики он видел в следующем:

«Логика

1) сообщает нашему познанию ясность, уча чётко отличать разные представления друг от друга;

2) даёт нашему рассуждению основательность, показывая взаимную зависимость наших тезисов;

3) замечая, каким образом одна мысль по своей форме развивается из другой, научает нас располагать их в порядке;

4) стремясь к ясности, основательности и порядку в познании, открывает виды заблуждений и погрешности, допускаемые в мышлении;

5) требуя согласия мыслей во всем и системы, вскрывает противоречия между мыслями.

Все наши мысли, слова и дела должны отличаться ясностью, основательностью и порядком. Польза логики в том, что она учит этому. Логика сама должна быть образцом ясности, основательности и порядка в изложении. Всякий человек мыслит в понятиях, суждениях и умозаключениях, но не все, не всегда и не обо всем могут мыслить ясно и систематически; для построения мыслей о чем-нибудь в стройную систему и нужна логика».

В 1860- 1890-х гг. в России выходили многочисленные учебники и пособия по логике: «Руководство к начальному ознакомлению с логикой» П. Коропцева (1861 г.); «Учебник логики» А. Е. Светилина (1871 г.); «Элементарный учебник логики» М.И.Владиславлева (1882 г.); «Элементарный учебник логики применительно к требованиям гимназического курса» Л. В. Рутковского (1884 г.) и другие.

Одним из самых популярных пособий по логике в начале XX века был «Учебник логики», написанный выдающимся русским логиком, философом и психологом Георгием Ивановичем Челпановым (1862-1936). Учебник вышел в 1906 году, был отмечен премией Петра Великого, выдержал 9 дореволюционных изданий, вышел в сокращенном виде в 1946 году, а также переиздавался в наше время. Во введении автор так определял понятие логики: «Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление».

Благодаря курсу логики гимназисты узнавали о сути суждений и определений, об умозаключениях и силлогизмах, о методе дедуктивного и индуктивного суждения — и о том, как можно использовать все эти инструменты для познания мира и поиска истины. В целом преподавание логики стало хорошей основой для взлёта русской научной школы во второй половине XIX века. Из поколения в поколение дети усваивали основы правильного логического мышления.

Предмет был достаточно сложный, но его изучение помогало лучше понять содержание других дисциплин и служило базой для формирования правильной и грамотной речи.

После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков, логика, как самостоятельная гуманитарная наука, перестала существовать. Формальная логика воспринималась как теоретическое оружие классовых врагов, направленное на «отстаивание всего старого и отжившего».

Преподавание логики повсеместно было отменено в 1921 году, и курс логики пропал из школьной программы.

До 1940-х годов советские ученые вели дебаты о необходимости вернуть в школьную программу логику.

29 мая 1941 года Сталин вызвал к себе директора Института философии П. Ф. Юдина и поручил Институту подготовить учебник логики для старших классов средней школы. В кабинете Сталина Юдин увидел разложенные на столе учебники логики, выходившие в России до революции (Минто, Джевонс, Г. Е. Струве, Г. И. Челпанов). В разговоре с Юдиным Сталин отметил, что многие руководящие работники не умеют формулировать суть вопроса, с которым обращаются к нему: «На коллегиях наркоматов из-за этого тратится много времени. <….> Логику не преподают, люди не умеют последовательно рассуждать, путают понятия. Не учили детей с детства правильно, последовательно логически мыслить. Не делится логика на буржуазную и пролетарскую. Люди мыслят одинаково. Их нужно научить элементарно мыслить. Возьмите за основу учебник Челпанова, осовременьте его». Показав на старые учебники, он добавил: «Их надо использовать, и не бойтесь их использовать как следует».

Дебаты о преподавания логики прервала Великая Отечественная война.

После Великой Отечественной войны вновь вернулись к проблеме преподавания логики, и 3 декабря 1946 года было принято постановление «О преподавании логики и психологии в средней школе». В постановлении отмечалось что необходимо «ввести в течение четырёх лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы. Логика и психология должны преподаваться квалифицированными преподавателями, получившими специальную подготовку.

Министерству просвещения РСФСР предложено ввести в 1947/48 учебном году преподавание логики и психологии в 200 средних школах городов: Москвы, Ленинграда, Горького, Саратова, Свердловска, Куйбышева, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Воронежа, Казани, Молотова, Томска. ЦК компартий союзных республик предложено рассмотреть вопрос о постепенном введении преподавания логики и психологии, начиная с 1947/48 учебного года, в средних школах всех городов, где имеются подготовленные преподаватели.

Институту философии Академии наук СССР и Огизу предложено до 1 марта 1947 г. издать учебник логики для высших учебных заведений и до 1 июля 1947 г. – популярный учебник логики для средней школы».

Значимую роль в возрождении логики как учебной дисциплины сыграли философ, педагог, создатель советской школы философии математики С. А. Яновская (1896 – 1966) и В. Ф. Асмус (1894-1975), логик, педагог, историк философии.

По инициативе С. А. Яновской были переведены и опубликованы фундаментальные труды основоположников современной символической логики. При ее непосредственном участии были созданы кафедра логики на философском факультете (1947) и кафедра математической логики на механико-математическом факультете МГУ (1959), открыта кафедра логики в ЛГУ и образован сектор логики в Институте Философии АН СССР (1947). Логика вошла в список научных специальностей, по которым стали защищаться диссертации и начала работать аспирантура.

В. Ф. Асмус в 1946 году активно включился в работу по возрождению в СССР логики как области исследований и учебного предмета, преподавал на курсах по подготовке вузовских преподавателей логики, работал на вновь созданной кафедре логики философского факультета МГУ, был активным участником дискуссий о предмете логики конца 1940-х — начала 1950-х годов, им написан один из первых в СССР учебников по этому предмету. Учебник логики предназначался учащимся старших классов, его главная задача была научить научному мышлению, поэтому ученый старался использовать примеры для иллюстраций правил и законов логики из науки. «Мой учебник критикуют за “сухость”, - сказал Асмус, - но нельзя писать учебник логики как “Занимательную физику” Перельмана».

К 1 марта 1947 года был издан учебник логики для ВУЗов, а к 1 июля в Москве в Государственном издательстве политической литературы вышел учебник для средних школ «Логика» под редакцией С. Н. Виноградова и А. Ф. Кузьмина. Учебник был утвержден Министерством просвещения РСФСР и впоследствие выдержал 8 изданий.

Быстрый темп работы объяснялся тем, что авторы учебника взяли за основу дореволюционные учебники и творчески их переработали в соответствии с советскими реалиями. Весь образовательный процесс сводился к последовательному изучению 12 глав, каждая из которых подкреплялась примерами из литературных произведений, естественных наук и т.п. В первой главе учебника написано о значении логики - «в труде и в быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате и в школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, не противоречивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми.

Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: “Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики”.

Здесь словом “логика” называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

Таким образом, следует различать: 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику.

Кратко науку логику можно определить так: логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей».

В начале 1950-х годов логика и психология преподавались в более чем 600 советских школах. В других школах учителя математики стали внедрять в свой предмет правила формальной логики.

Возвращение логики способствовало появлению новых квалифицированных кадров, на плечи которой ложились важные государственные задачи - поддержка престижа страны в политической, экономической, социальной и духовной сферах.

Но реализация постановления от 3 декабря 1946 года «О преподавании логики и психологии в средней школе» затянулась. В 1953 году на страницах «Учительской газеты» кандидат философских наук Б. В. Мееровский раскритиковал постановку преподавания логики в средней школе, отметив, что учебник логики под редакцией С.Н.Виноградова и А. Ф. Кузьмина «не отвечает задачам преподавания логики в средней школе», а также «крайне неудовлетворительно ведётся работа по созданию методической литературы в помощь учителям логики».

После смерти Сталина на логику так же, как и в 1920–1930-е годы, обрушилась критика, и количество часов, отведённых на неё в школе, было сокращено, а в 1955 году логику совсем исключили из школьной программы.

Ситуация с логическим образованием начала резко меняться в конце 1980-х годов, в период «перестройки» М. С. Горбачева. Едва ли не каждый вуз вводил логические курсы не только для юристов, которые и раньше изучали логику, но и для многих других гуманитарных, экономических, а иногда и технических специальностей. Логика постепенно стала находить свое место в учебном процессе и средней школы. Во многих возникавших в то время гимназиях, лицеях и колледжах, ставивших одной из своих задач воссоздание классического образования, считалось престижным преподавать логику как дополнительный предмет для старшеклассников. Были и попытки преподавания основ логики для младших классов, иногда достаточно успешные.

В кадровом отношении российские вузы и школы оказались не готовы к внедрению логики в учебный процесс. Сказалось недостаточное внимание к подготовке необходимого количества преподавателей этого предмета. В результате логику во многих случаях стали преподавать те, кто ранее никогда этой наукой не интересовался и не собирался связывать с ней свою профессиональную деятельность.

После распада СССР, в 1994 году, были разработаны программы факультативных курсов по логике и психологии. Обе эти программы относились к старшим классам школы.

Список использованной литературы:

Бажанов В. А., Маркин В. И. Логическое образование в России: краткая история, современное состояние, перспективы // Философские науки. 2013. № 13. С. 100.

Кобзарь В., Тоноян Л. Первые труды по логике на русском языке в XVIII веке // Логико-философские штудии. 2021. № 4. С. 326-344.

Корсаков С. Н. Из истории возрождения логики в СССР в 1941–1946 гг. Часть I // Логические исследования. 2015. Т. 21. № 2. С. 145–169.

Корсаков С. Н. Из истории возрождения логики в СССР в 1941–1946 гг. Часть II // Логические исследования. 2016. Т. 22. № 1. С. 145–170.

Никишин Б. А. Возвращение формальной логики в среднюю школу после Великой Отечественной войны // Педагогические науки. 2021. Вып. 2-3. С. 103-105.

Постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» // Учительская газета. 1946. 4 декабря. С. 1.


Читать издания по теме в Донской государственной публичной библиотеке

Арно А. Логика, или искусство мыслить. — Харьков : Litera nova, 2009.

Асмус В. Ф. Лекции по истории логики. Москва : URSS : Издательство ЛКИ, 2007.

Баумейстер Ф. Х. Логика. Санкт-Петербург : В типографии Ивана Глазунова и его иждивением, 1827.

Введенский А. И. Логика (для гимназий с дополнениями для самообразования). Санкт-Петербург, 1910.

Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф. Логика. Москва : Учпедгиз, 1949.

Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф. Логика. Москва : Учпедгиз, 1951.

Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф. Логика. Москва : Учпедгиз, 1952.

Виноградов С. Н., Кузьмин А. Ф. Логика. Москва : Учпедгиз, 1954.

Гетманова А. Д. Учебник логики. Москва : КноРус, 2011.

Маковельский А. О. История логики. Жуковский ; М. : Кучково поле, 2004.

Рождественский Н. Руководство к логике, с предварительным изложением кратких психологических сведений, составленное Николаем Рождественским. Санкт-Петербург : Типография Императорской Российской Академии, 1838.

Струве Г. Элементарная логика: Учебник для препод. и самообучения. 5-е изд. Варшава: Тип. Ивана Нос…, 1881

Челпанов Г. И. Учебник логики. Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2010.


Читать издания по теме в Донской электронной библиотеке

Баумейстер Ф. Х. Логика: перевод с лат. [Александра Павлова]. Москва, 1787

Читать издания по теме в Национальной электронной библиотеке:

Введенский А. И. Лекции логики. Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и К°, 1908

Кизеветтер И. Г. К. Логика для употребления в училищах. С.-Петербург, 1829.

Коропцев П. А. Руководство к первоначальному ознакомлению с логикой, составленное Полтавской семинарии учителем П. Коропцевым. С.-Петербург, 1861.

Рождественский Н. Ф. Краткое руководство к логике. Санктпетербург : в типографии Медицинскаго департамента министерства внутренних дел, 1826.

Челпанов Г. И. Дополнительный курс логики, читанный в Московском университете в 1908-9 акад. г. Москва, 1909.

Фото/Видео

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы