ул. Пушкинская, 175А

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923)

1699

Елизавета Николаевна Водовозова – педагог, писатель. Большое влияние на ее мировоззрения оказали работавшие в Смольном институте во время ее учебы (1855-1861 гг.) Константин Дмитриевич Ушинский и Василий Иванович Водовозов (1825-1880), известный методист русского языка и литературы, друг К. Д. Ушинского и ее будущий муж.

После окончания Смольного института Е. Н. Водовозова решила стать учительницей. Она помогала мужу организовать воскресную школу в Санкт-Петербурге, давала частные уроки, посещала заседания Санкт-Петербургского педагогического собрания. Дом Водовозовых в Петербурге на Васильевском острове, где проводились литературные «вторники», был центром, объединявшим петербургскую интеллигенцию, главным образом народников. В их доме собирались известные люди того времени - писатель В. А. Слепцов, собиратель народных песен П. И. Якушкин, поэты и переводчики братья В. С. и Н. С. Курочкины и многие другие. Не раз у Водовозовых бывал и Константин Дмитриевич Ушинский.

Елизавета Николаевна писала преимущественно педагогические сочинения и книги для детей. Свою первую статью «Что мешает женщине быть самостоятельной?» Водовозова напечатала в 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» и с тех пор не прекращала литературной деятельности. За шестьдесят лет ею было написано много педагогических статей, очерков, произведений для детей и юношества. Она сотрудничала в изданиях «Семья и школа», «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя» и др.

В конце 1860-х годов Елизавета Николаевна и Василий Иванович Водовозовы путешествовали по Германии и Швейцарии, изучая опыт детских садов, работающих по системе Ф. Фребеля, и школ, а также опыт семейного воспитания.

В 1871 году Е. Н. Водовозова издала свой главный труд по дошкольной педагогике «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста; книга для воспитателей» (СПб., 1891), получивший в то время высокую оценку в печати. Книга предназначалась для воспитателей и матерей и в ней освещались вопросы нравственного и умственного воспитания; раскрывалось значение системы Фребеля, его игр и занятий; содержание и методика воспитания детей по отдельным возрастам (1-4 года, 4-6 лет, 6-8 лет); а также содержала обзор «наиболее развивающих детских игрушек».

В основу своей системы семейного и общественного воспитания дошкольников Е. Н. Водовозова положила идею народного воспитания. Она считала, что «наши детские сады должны быть сделаны на национальной, русской земле. Замечу, что для этого каждому педагогу придется изучать людей. Но тем, кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, что выражает лучшую часть духа живого народа, это не составит труда. Работа с детьми с раннего возраста, с народными песнями, загадками, пословицами, сказками и играми, должна следить за тем, чтобы у них развивалось чувство к народу, к стране».

Отталкиваясь от идеи национального характера воспитания, она занималась подбором материалов для воспитательной работы с дошкольниками, разработала программу по развитию у детей навыков родного языка и методику использования русского фольклора в обучении детей.

Е. Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам. Зато большое значение придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Она разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей.

Как и К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных, но рекомендовала выбирать их обдуманно: «Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы или где описываются простые, понятные детям семейные отношения». Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Елизавета Николаевна, иначе они могут принести более вреда, чем пользы; при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической форме, могут увлечься одной игрой воображения. В книгу «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста» она включает целую серию народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста.

Она также считала, что большой воспитательной ценностью обладают и басни, для которых характерна простота слога, тщательная художественная отделка, остроумие. Однако, предупреждала она, необходим весьма обдуманный выбор их, так как тонкая сатира многих басен недоступна детям дошкольного возраста. При чтении басен следует объяснять детям предметы и явления, которые более всего заняли их воображение, а также объяснять непонятные слова и выражения. 

Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание. В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употреблявшихся в летнее и зимнее время в играх русских детей. 

Елизавета Николаевна приняла участие в создании новой массовой детской литературы, которая, по ее убеждению, должна была помочь растущему человеку в познании природы и окружающего мира, а не только наставлять и забавлять. Издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы» (ч. 1—2, Санкт-Петербург, 1871—1872; несколько раз переиздавалась); выпустила книгу «Батрачка: рассказ из народного быта» (Санкт-Петербург, 1871; под псевдонимом И. Бельский) и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880).

 В разные годы Елизавета Николаевна писала и публиковала мемуарные очерки: «К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки» («Русское слово», 1887; подпись Н. Титова), «Дореформенный институт и преобразования К. Д. Ушинского» («Русское богатство», 1908); «Среди петербургской молодежи шестидесятых годов» («Современник», 1911), «Из давнопрошедшего» («Голос минувшего», 1915). Эти очерки и другие произведения мемуарного характера составили книгу «На заре жизни» - яркий мемуарный памятник эпохи, живое свидетельство современника о том, что прошло перед его глазами и стало для новых поколений историей.

Свою книгу воспоминаний «На заре жизни» Водовозова публиковала в журналах в 1887-1908 гг. Первое отдельное издание, где повествование доведено до начала 1860-х гг., вышло в 1911 году. Последний очерк «Житейские невзгоды» о ее жизни в конце 1860-х гг. увидел свет на страницах первого номера журнала «Голос минувшего» за 1923 год. Книга охватывает три этапа жизни автора: детство в деревне, отрочество и юность в Смольном институте, где она познакомилась с педагогом К. Д. Ушинским, который «перевернул вверх дном все установившиеся понятия о воспитании и образовании».

Выход в свет мемуаров Е. Н. Водовозовой «На заре жизни» явился значительным фактом в литературной жизни своего времени. Критика единодушно признала их историческую ценность, фактическую достоверность, яркую литературную форму. В анонимной рецензии, напечатанной в «Литературных и популярно-научных приложениях к журналу «Нива», отмечалось, что «На заре жизни» — это «одна из тех редких биографий, где все, что автор мемуаров говорит о себе, имеет неоспоримое общественное и историческое значение».

Отрывок из книги Е. Водовозовой «На заре жизни», посвященный ее учителю и наставнику Константину Дмитриевичу Ушинскому, можно прочитать здесь 


Заказать издания Е. Н. Водовозовой в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Водовозова Е. Н. История одного детства. Москва : Энас-книга, 2017.

Водовозова Е. Н. Одноголосные детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями. Санкт-Петербург : Типография В. С. Балашева, 1876.

Водовозова Е. Н. Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста. Санкт-Петербург : В типографии Ф. С. Сущинского, 1876.

Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольнаго возраста. 6-е, испр. изд. Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1907.

Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2012.

Водовозова Е. Н. Царство свободного ребенка. Москва : Карапуз, 2010.

Водовозова Е. Н. На заре жизни и другие воспоминания. Москва ; Ленинград : Academia, 1934

Водовозова Е. Н. На заре жизни. Москва : Художественная литература, 1987.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы