ул. Пушкинская, 175А

Среди заливных лугов

Автор статьи:
Эмиль Сокольский
847
26 января 2021
В станице Ольгинской, что неподалёку от Ростова, за Доном, я побывал ещё будучи старшеклассником в многоснежную морозную зиму: всего-то захотелось посмотреть, как выглядит этот населённый пункт. Автобус был проходящий: через Ольгинскую направлялся в хутор Нижнеподпольный, расположенный близ станицы. Мы с приятелем вышли, и пока раздумывали: в какую сторону идти, наблюдали странную картину. Бодрый парень в меховой куртке, вышедший вместе с нами, обошёл автобус спереди; его лицо появилось в боковом окошке водителя – и в то же мгновение пропало. Водитель ждал; даже руки на руле сложил. Лицо не появлялось. Мы заинтересовались, в чём же там дело, и прошли чуть в сторону, чтобы расширить обзор. Картина прояснилась. Итак, теперь с самого начала.
Парень обошёл автобус спереди, приблизился к окошку, желая что-то спросить у водителя, – и тут же поскользнулся на ледяной, отполированной машинами дороге. Мало того что он старался встать – он старался это сделать быстро: вопрос задать не успел, водитель ждал. Парень суетливо извивался на льду, руки и ноги нещадно скользили, два раза он поднимался, но, не успев распрямиться, снова падал, словно пародируя комиков немого кино. Признав, наконец, себя в этом отношении несостоятельным, он с какой-то злой демонстративностью лёг на спину, вытянул ноги и хрипло проорал водителю, нарочито выделяя каждое слово:
– Скажите пожалуйста, во сколько вы поедете обратно?!
Как выяснилось, он приехал в Ольгинскую по какому-то делу и намеревался вернуться в Ростов обратным рейсом этого же автобуса. Мы осторожно помогли ему встать и спросили: а куда тут можно пойти? где тут центр? «Да нет тут никакого центра! Вот она, вся Ольгинская, вдоль дороги, ничего здесь интересного нет!»
И действительно, мы ничего интересного здесь тогда не нашли – потому что не умели ещё как следует искать и вообще не поинтересовались заранее историей станицы. А незнающему мало что открывается…
Станица Ольгинская возникла благодаря почтовому тракту, который проходил от Аксайской переправы на Кавказ через безлюдные Сальские степи. В это же время – в 1809 году – по указу императора Александра I были основаны Кагальницкая, Мечётинская и Егорлыкская, ныне лежащие вдоль трассы Ростов – Элиста. Расположенная близ речки Сухой Махин, близ хутора Махина (в XVII веке – Махин городок, стан казаков, участвовавших в Азовском сидении), она сперва именовалась Новомахинской, потом – просто Махинской. Сюда переселилось сначала около шестидесяти семей казаков из донских станиц и семьи малороссиян, поступивших в казачье сословие.
11 июля 1846 года, в день венчания великой княгини Ольги, наказной атаман войска Донского генерал М. Г. Власов предложил придел в строящемся здесь храме освятить во имя святой благоверной и Великой княгини Ольги – да переименовать станицу в Ольгинскую.
От станицы Аксайской, где в то время работала переправа через Дон, до Ольгинской добраться было непросто, если случался весенний паводок. Требовалось возвести дамбу длиной около восьми вёрст! В 1846-м за неё и принялись – на что ушло девять лет.
По дамбе и поныне проходит проезжая дорога, к которой прильнула станица. Пространство между Ольгинской и Доном – заливные луга; к ним выходят станичные улицы.
В личной беседе краевед из станицы Дубовской Валерий Дронов напомнил, что именно Ольгинская – место, где начинался трёхмесячный Степной поход, в котором участвовало шестнадцать партизанских соединений. К слову, среди воинов был есаул Николай Туроверов, известный поэт.
В январе–феврале 1918 года красноармейские части продвигались с севера к Новочеркасску и Ростову, вытесняя белых. Под натиском тем пришлось оставить Дон. Казачьи отряды разошлись в разные стороны: одни отправились к Екатеринодару, другие — в Сальские степи, образовав добровольческий отряд во главе с генералом Петром Харитоновичем Поповым.
Генерал забрал войсковые ценности, часть золотого запаса, имущество интендантских складов и увёл казаков из Новочеркасска в станицу Ольгинскую, а затем в Сальские степи. Атаман знал, что рано или поздно казаки восстанут против новой власти. Задача этого Похода заключалась в том, чтобы сохранить до весны боеспособное ядро.
Отряды прошли маршрутом Великокняжеская – Бурульская – Эркетинская – Андреевская и переправились через Дон в районе станицы Нижне-Курмояской.
На донском правобережье Попов провёл организацию разросшихся сил, направил своих бойцов и остатки кадровых полков от станицы Нижне-Курмоярской к Новочеркасску, где отряд присоединился к Донской Армии. Может быть, когда-нибудь в Ольгинской будет воздвигнут памятный знак, посвящённый Походу?..
К слову о памятниках. Близ станичной трёхэтажной школы есть памятник погибшим воинам; на нём мы видим доску, на которой высечено: «Герой Советского Союза Примаков Павел Петрович». Родился он 10 октября 1915 года здесь, в Ольгинской. На фронте – с июня 42-го: старшиной роты 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии. Осенью 44-го участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции (Карельский фронт и Северный флот). Взвод пешей разведки Примакова получил задание: с ротой автоматчиков переправиться через залив Бекфьорд (Норвегия), захватить высоту и создать плацдарм для переправы. Разведчики отбили контратаки фашистов и обеспечили переправу всего стрелкового полка.
После войны Павел Петрович жил в Ростов-на-Дону, работал в военизированной охране; умер 24 марта 1998 года.
Доехать до Ольгинской общественным транспортом легко: ходят автобусы от Старого автовокзала и из города Аксай. Станица растянулась вдоль оживлённой автодороги; осталось ли что в ней из старины? На первый взгляд –  вполне типичный современный одноэтажный посёлок с садовыми улицами-переулками. Однако если приглядеться, пройдя станицу из конца в конец, можно увидеть несколько скромных куреней, и один – очень даже выразительный, который можно смело приравнять в памятникам жилой архитектуры XIX века. К сожалению, он доживает, видимо, последние годы.
Первую деревянную Успенскую церковь в станице построили в 1810–1812 году; в ней хранился напрестольный крест, серебряный и позолоченный, с надписью на оборотной стороне: «Подан графом Матвеем Ивановичем Платовым 1 октября 1817 года». В 1855 году в станице появилась новая, трёхпрестольная Успенская церковь. А в 1902 году – каменный трехпрестольный пятикупольный храм.
Новый храм с пятью куполами, третий в станице, возвели в 1902 году взамен прежнего, разобранного по ветхости. Его разрушили, когда немцы подходили к Ростову. Из-за паводка необходимо было устроить переправу для наших войск, и командование распорядилось: взорвать храм, а кирпич использовать для укрепления дороги. Так вспоминают очевидцы, хотя это странно: много ли для укрепления дороги возьмёшь материала с единственного здания?..
Территория бывшего храма стала футбольным полем. В 1996 году местная администрация передала станичному приходу каменный одноэтажный дом репрессированных казаков Рабоченковых, где и проходили богослужения, пока в 2014 году не вырос в станице основной корпус новой, кирпичной церкви, освящённой во имя святой равноапостольной Ольги. Блестящая золотыми куполами, она хорошо видна с автодороги. Иконостас из мрамора представляет собой точную копию старого (три сохранившихся обломка прежнего иконостаса поместили рядом, в уголке). Благоустройство идёт медленно: оно полностью зависит от доброй воли спонсоров.
При церкви действует воскресная школа, и как приятно зайти на церковный двор, где много пространства отведено детям! Кроме того, на паперти висит объявление: «С 17.07.2017 года для воспитанников воскресной школы будет работать детский лагерь дневного пребывания».
Вообще, Ольгинская – станица довольно многолюдная, жизнь здесь кипит: в ней две школы (и ещё есть школа в ближнем хуторе Нижнеподпольном), дошкольные учреждения «Колокольчик» и «Светлячок» и двухэтажная музыкальная школа (здание возведено в 1897 году) – последняя в весенне-летнее время едва выглядывает из скверика, украшенного цветниками.
И пожалуй, к достопримечательностям станицы можно отнести заливные луга, где в конце мая и начале июля – раздолье душистому горошку!
Поделиться:

Комментарии

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Рубрики блога:

Подбор литературы