О, песни дедовских времен!
Вы голос праотцов из гроба;
В вас дух их вещий заключен,
И вся любовь, и вся их злоба,
И все, что лучшего они
Могли оставить нам в наследство:
Детям—напомнить дедов дни,
А старикам—напомнить детство.
Так точно старое вино:
Чем все старее и старее,
Тем упоительней оно,
Тем душу веселит сильнее;
Но песня старая одна
Отрадней старого вина.
Алексей Леонов
1836 год
Среди многочисленных произведений русского народного творчества почетное место занимают былины. Термин «былина» был введен в начале XIX века, и, по мнению исследователей, термин был результатом неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню» («былинамь» здесь — это то, что на самом деле было).
Исполнители былин называли эти произведения «старинами» или «старинками». В рукописных сборниках XVII — начала XIX века тексты типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями»; критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде».
Структура текста былин:
запев — начало текста, напрямую не связанное с сюжетом, но раскрывающее внутреннюю логику повествования;
зачин — фрагмент текста, который вводит слушателя в обстановку действия и круг персонажей.
Большая часть былин (порядка 3 000 текстов) была записана в XIX–XX веках на Русском Севере (Архангельская область, Карелия), в Сибири, на Урале и Волге.
Дон вместе с другими местами южноказачьих поселений (реками Уралом, Тереком, низовьем Волги, Оренбургским краем) занимает второе место (после европейской части русского Севера) по количеству собранных записей былинного эпоса. Георгий Петрович Сердюченко, лингвист, доктор филологических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, отмечал, что только на Дону записано около 100 вариантов былин, из них 67 — с напевами.
В собрании А. М. Листопадова «Песни донских казаков» содержатся записи эпических песен примерно 40 населенных пунктов, расположенных по всему течению Дона и его притокам. Необходимо отметить, что на Дону былинный эпос фиксировался не повсеместно. Территорией его преимущественного распространения были в прошлом селения, основанные в XVI–XVII столетиях в среднем течении Дона и в низовьях Северского Донца — от бывшей станицы Каменской до его впадения в Дон.
На Северском Донце бытовали былины «киевского» и «новгородского» циклов, в которых наряду с традиционными эпическими центрами — Киевом и Новгородом — упоминаются Царьград и Кременная Москва.
В источниках начала XIX века В. Д. Сухорукова, Е. Н. Кательникова упоминаются, прежде всего, внеобрядовые богатырские песни (героические протяжные), исполняемые стариками и мужчинами. Но уже в начале XIX века наиболее опытные пожилые певицы знали немало былин и демонстрировали способность «доказать», «рассказать» их.
Былины известны на Дону больше как былинные песни (стародавние, староотеческие, мамайские, прадедовские, обрядные, богатырские и т.д.). Термин «былинная песня» ввел в научный обиход донской этнограф, фольклорист и музыковед А. М. Листопадов.
Донские былины, по сравнению с севернорусскими, отличаются менее развитым сюжетом и более кратким текстом. Если для северно-русских былин нередок текст в 500 — 600 стихов, а иногда он превышает и 1 000, то в донских былинах текст равен, в среднем, 50 — 80 стихам и не выходит за пределы 150. По мнению А. М. Листопадова, это объясняется в основном тем, что донская былина — многоголосна в самой конструкции напева и в коллективном исполнении. На севере же былины «сказываются» речитативом или полуречитативом одним сказителем, причем обычно сказитель одним и тем же коротким напевом передает ряд былин, не придавая особого значения самому напеву. На Дону былины поются, как и всякая песня, группой певцов, хоровым порядком. При этом каждая былина передается особым напевом широкомелодийного характера, не повторяющимся в другой былине, и, как правило, в несколько раз пространнее северного. Поэтому большая напевность и многоголосность донской былины должны были привести к значительному ограничению количества стихов. И если для северной былины основное заключено в словесном тексте, на который направлено все внимание сказителя и собирателя, то в донской былине основное место принадлежит напеву, теснейшим образом связанному с текстом, и без этого напева для казака-песенника не существует ни былины, ни песни вообще.
Чем объяснить сохранение именно на Дону сравнительно большого количества былин? Жизнь и деятельность русских богатырей созвучны исторически сложившемуся быту и деятельности донских казаков. Подвиги былинных героев всегда были близки и понятны рядовому казаку, поэтому на Дону оказалась и благоприятная почва для сохранения и передачи от поколения к поколению лучших произведений русского народного творчества.
В своей рукописи «О складе былин северных и донских» А. М. Листопадов писал: «Там, на севере свободный, отважный северянин в борьбе с природой черпал бодрость и силу в воспевании в своих старинах подвигов былинных богатырей. Здесь, на Дону, на южной окраине русского государства, в постоянной тревожной борьбе с враждебными народами — идеалом мужества, смелости и предприимчивости для казака, защитника родины и ее границ, являлись те же любимые богатыри: Добрынюшка-Дончак, Илья Муромец — старый казак, Алеша, Дюк Степанович, Васюшка Буслаевич, а за ними казацкие богатыри: Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Пугачев Емельян, Краснощеков Иван Матвеевич и Игнат Некрасов».
Несмотря на одноименность основных героев донских и северорусских былин, в содержании и обрисовке былинных образов в текстах, записанных на Дону, есть значительные особенности. Это, прежде всего, относится к богатырской триаде — Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алеше Поповичу.
Наиболее популярным и любимым на Дону богатырем является Добрыня Никитич, прозванный здесь «Дончаком». И это не случайно. Еще Савельев в предисловии к своему сборнику «Донских народных песен» писал, что «из всех мифических богатырей на Дону пользуется большею известностью Добрыня Никитич. Eго прощание с матерью, его выезд на богатырские подвиги, долгое отсутствие на Дону и в это время измена жены, — все это возбуждает особенное сочувствие между казаками, может быть, потому, что в жизни мифического Добрыни так много сходного с жизнью казака»: та же долгая служба, отсутствие из дому, наконец, старость матери, судьба женщины одинокой, то же трогательное участие душечки-добра коня к хозяину ласковому, которому конь, как верный слуга и товарищ, предвещивает, что матушка состарилась, молода жена просваталась».
Илья Муромец в донских былинах не занимает доминирующего положения, как и в общерусском былинном эпосе он не занимал первого места.
Алеша Попович в донских былинах выступает, прежде всего, как богатырь-змееборец.
Таким образом, общерусские былинные образы на Дону как бы «оказачились».
Не только второстепенные, но и главные богатыри общерусского эпоса, основной деятельностью которых является защита родины и охрана интересов народа, показаны в донской былине в условиях местного быта, с чертами типичными для служилых казаков. Несомненно, что с этим связано ослабление в донских былинах сказочного и гиперболического элементов и усиление реалистической окраски былинных образов.
Как не соответствующие истории, быту, воззрениям донских казаков, в донских записях отсутствует ряд сюжетов и картин, записанных в былинах Севера. Так, на Дону совсем не записаны, например, былины об исцелении Ильи и о похождениях его с Королевичной. Илья не подготавливает себе коня чудесным образом, как это излагается в северных былинах, а просто заарканивает его из донского табуна. Алеша Попович в открытом поединке сам в бою одолевает и убивает Тугарина, а не побеждает его при участии небесных сил. В былинах о Добрыне и Маринке нет оборотничества и заговоров, как в севернорусских записях.
В донских записях мы находим ряд сюжетов, мотивов и картин, типичных для казачьей обстановки и отсутствующих в севернорусских былинах. Это, в первую очередь, варианты былины — «Добрыня на пиру у князя Владимира», описание пути-дороженьки, прощание с матерью, как преддверие «службицы богатырской», конь, его снаряжение и оседлание.
В текст донских былин вводятся отсутствующие в севернорусских бытовые подробности. На пиру у князя Владимира «поилица дюжа пьяная, закусочка белая, сахарная». Когда Добрыня подъезжает к своему двору, «звякнула колечка серебряная, бряхнула собачка борзых кобелей».
В донских записях часты донская лексика, местные представления и образы: «курган высокий», «шлях-дороженька», «степь-дороженька», «ковыль-трава», «чумбурики шалковаи», «рели-качели», «броды плоские и мелкие», «сормы гиблые и опасные»; на богатырском коне седельце черкесское.
Не случаен и ряд записей, сделанных на Дону о Гречине. Донские казаки близко соприкасались с греческим населением, издавна колонизировавшим побережье Азовского и Черного морей.
Особое внимание в донских былинах уделено верному другу донского казака — его «душечке-добру коню». Всегда любовно и красочно изображается конь в донских былинах. Особенно ярко это дано в былине об Иване Гардиновиче - «Ой, да во славном было городе во Киеве» и в эпических песнях о споре Сокола с Конем.
Типичен донской степной пейзаж в донских былинах. Особенно ярко изображена донская шлях-дороженька:
«Ой, да пролегала, было, эта шлях-дорожунька,
Она не широкая,
Шириною она, эта шлях-дорожунька,
Она на пятнадцать верст,
Долиною она, вот эта дорожунька,
Она конца-краю нет».
Большая часть текстов былинных песен бытовала в групповом исполнении, но А. М. Листопадов указывал на существовавшую в разных концах Дона сольную традицию исполнения. Он считал ее «новой модой», подражанием северным сказителям.
Былины и былинные песни составляли обязательную часть свадебного репертуара, где разного рода песни, в том числе эпического склада, звучали в сопровождении колесной лиры (в местном говоре именуется рыле или рыле). По словам А. М. Листопадова, один из лучших «рылешников» и знатоков казачьих песен указывал своим ученикам на необходимость «в некоторых песнях, возьми хоть «Службицу» или «Дончака» (былина о Добрыне-Дончаке), как бы ты ни играл их, двух ладов трогать не будешь, они не пойдут в дело; если же тронешь, окажется ошибка».
Повествования о богатырях были непременным атрибутом «беседы» (застолья) и свадьбы:
«Ой, по рюмочке пьем,
По другой мы, братцы, ждем.
Как хозяин говорит,
За кого мы будем пить:
За военных молодцов,
За донских казаков»
В большинстве станиц отмечена приуроченность отдельных былинных сюжетов и эпических песен о зверях и птицах к «каравайным обедам» или свадебному пиру.
В каждом отдельно взятом населенном пункте (станице, хуторе) связь с застольями сохраняли два–три былинных сюжета. Еще столько же существовало в памяти местных старожилов.
Былины, как и мифологический или героический эпос других народов, требовали определенной ритуальной ситуации исполнения, подобной той, описанием которой они часто начинаются (пиры князей в Киеве и торговых гостей в Новгороде). С застольями связаны зачины былин о Садко, об Илье Муромце на Соколе-корабле, об Иване Гостином сыне, о сватовстве Ивана Гардиновича; былин киевского цикла (с описаниями пиров князей) и других.
Почти весь донской эпический репертуар (64 записи) представлен в сборнике А.М. Листопадова «Донские былины» (Ростов-на-Дону,1945).
Былины бытовали в устной среде вплоть до второй половины XX века.
Помимо былин в годы советской власти появились новины — авторские произведения, подражание былинам. Авторы новин — не сказители-традиционалисты, поющие канонические былины, а сказители-импровизаторы. Термин «новина» придумала беломорская сказительница Марфа Крюкова.
Новины создавались в 1930–1960-е либо сказителями самостоятельно, после чтения новостей о «героическом настоящем» советского времени, либо в результате совместной работы сказителей и фольклористов. На месте богатырей в новинах появлялись Ленин, Сталин, Ворошилов, Горький, Папанин, Чкалов и другие советские персонажи.
В отличие от былин, новины не повторяли другие сказители.
Читать в Донской электронной библиотеке:
Альбом русских народных сказок и былин. - Санкт-Петербург : Издание Германа Гоппе, 1875.
Былины старины. – Москва : Государственное издательство «Художественная литература», 1938
Былины: Вольга. - Петроград : издание И.Я. Билибина, 1904
Листопадов А. М. Былинно-песенное творчество Дона. - Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1948
Листопадов А. М., Донские былины. - Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1945.
Холмский С. А., Ермак: былины, песни и сказания о Донском герое Ермаке Тимофеевиче с историческим очерком Е. П. Савельева. – Новочеркасск : Областная войска Донского Типография, 1911.
- Альбом русских народных сказок и былин. — Санкт-Петербург : Издание Германа Гоппе, 1875.
- Астахова А. М. Былины. — Москва ; Ленинград : Наука, [Ленингр. отд-ние], 1966.
- Бахтин В. С. От былины до считалки. — Ленинград : Детская литература, Ленинградское отделение, 1982.
- Былины : в двух томах / [подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. Я. Проппа и Б. Н. Путилова]. — Москва : Гослитиздат, 1958 . Т. 1 : Древнейшие былины. Былины Киевского цикла. - Новгородские былины. - Поздний воинский эпос.
- Былины : в двух томах / [подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. Я. Проппа и Б. Н. Путилова]. — Москва : Гослитиздат, 1958 . Т. 2 : Былины сказочного содержания. - Былины новеллистического содержания. Баллады. - Позднейшие былинные новообразования. - Былины-скоморошины.
- Былины в записях и пересказах XVII-XVIII веков. — Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, [Ленинградское отделение], 1960.
- Былины старины. — Москва : Гослитиздат, 1938.
- Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. — 4-е издание. — Москва ; Ленинград : Издательство и 1-я типография Издательства Академии наук СССР в Ленинграде, 1949-1951.
- Горюнков С. В. Незнакомая Древняя Русь, или Как изучать язык былин.— Санкт-Петербург : Алетейя : Историческая книга, 2010.
- Даниленко В. П. Картина мира в былинах русского народа. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2018.
- Донской фольклор. — Ростов н/Д : Гефест, 2002.
- Евстратова Е. Н. Русские сказки и былины в шедеврах русского искусства. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013.
- Жданов И. Н. К литературной истории русской былевой поэзии. — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2016.
- Зуева Т. В. Русский фольклор. — 3-е изд. — М. : Флинта; Наука, 2001.
- Казачий эпос. Былины и исторические песни. — 2012.
- Карнаухова И.В. Русские богатыри. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2021.
- Киреевский П. В. Песни собранные П. В. Киреевским. — Москва : Изданы Обществом любителей российской словесности, 1860-1874 . Ч. 2 : [Песни былевые. — 1863.
- Козаченко А. С. Былинная традиция на Дону. — Ростов н/Д : Дон. изд. дом, 2002.
- Крюкова М. С. Былины М. С. Крюковой. — Москва : Изд. Гос. лит. музея, 1941.
- Мирзоев В. Г. Былины и летописи - памятники русской исторической мысли. — Москва : Мысль, 1978.
- Миллер В. Ф. Народный эпос и история. — М. : Высшая школа, 2005.
- Народная устная поэзия Дона. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1963.
- Новиков Ю. А. Сказитель и былинная традиция. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2000.
- Русские народные сказки и былины. — Пятигорск : СНЕГ, 2019.
- Русское устное народное творчество. — М. : Высш. шк., 2003.
- Петров Н. В. Русский эпос: герои и сюжеты. — Москва : Неолит : Редкая птица, 2017.
- Предания земли русской. — Ростов н/Д : Феникс, 1996.
- Тутов Н. А. Казачьи былины. — Москва : Сказочная дорога, 2016.
- Чердынцев В. В. Где, когда и как возникла былина?. — М. : Эдиториал УРСС, 1998.
- Фольклор Дона и Кубани. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1938-1941.