ул. Пушкинская, 175А

Русские народные загадки

Происхождение загадок относится к тому времени, когда человек смотрел на природу, как на что-то живое и явления природы были для него подавляющей, страшной тайной. Олицетворяя их, первобытные люди слагали свой образный миф, поэтому многие из загадок носят на себе отпечаток этой мифической давности.

По мере того как борьба человека с природой продвигалась вперед, загадка, бывшая прежде хранительницей верования, постепенно утрачивала свое значение и стала удовлетворять народную любознательность. Осталась ее иносказательная, аллегорическая форма, уцелел образный сильный язык, но прежний смысл затерялся. Народ стал смотреть на загадку, как на праздное упражнение ума. Взгляд на большинство загадок, сложившийся у простого народа, как на пустое упражнение в слове, которое не стоит внимания, передался и образованному классу. Загадки собирали и записывали сравнительно в небольшом количестве, что нельзя было объяснить какими-нибудь особенными трудностями их собиранья.

Первые документальные свидетельства о термине «за­гадка» и о том, что это был самостоятельный жанр, подвергавшийся осуждению церкви и власти наряду с обрядовыми играми, песнями и плясками, отно­сятся к XVII веку. В «Памяти» Верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыбину (1649 г.) о строгом наблюдении, чтобы служилые люди и крестьяне в воскресные и праздничные дни ходили в церковь, удалялись чародейства, избегали пьянства и не заводили непристойных игрищ, сказано: « . . .и многие человецы неразумьем веруют в встречю, и в полаз, и в птичей грай, и загадки загадывают и сказки сказывают небылые, и празднословием и смехотворней и кощунанием души свои губят».

В XVIII веке начинают составляться рукописные и печатные сборники загадок. Печатные собрания загадок XVIII века неоднородны: это или публикации подлинно народных загадок, кратких, метафоричных, бытующих и по сей день, или тяжеловесные стихотворные загадки, предназначенные для «невинного разделения праздного времени» образованного общества и сочиненные авторами в духе литературы того времени.

В первые десятилетия XIX века загадки вносились на сво­бодные листы рукописей, переписывались в специальные небольшие тетради, но с началом научного собирания и публикации произведений фольклора пришла новая пора в собирании и публикации загадок. Зачинателями этого нового этапа были русские этнографы-фольклористы: И. П. Сахаров («Сказания русского народа», 1841 г.), И. М. Снеги­рев («Русские народные пословицы и притчи», 1848 г.); В. И. Даль («Пословицы русского народа», 1861— 1862). Публикуя большие собрания посло­виц, они уделили место и загадкам, вначале разбросав их среди пословиц, затем, поняв неудобство такого сме­шения, выделили их в особый раздел.

Первым ввел публикацию загадок отдельно от пословиц И. II. Сахаров. Его сборники, а также принципы публикации и редактирования ма­териала подверглись впоследствии резкой и справедливой критике, так как были далеки от народных. Но как бы то ни было, почти два десятилетия сборник «Сказаний» И. П. Сахарова оставался единственным источником для изучения русских народных загадок и образцом для собирателей. По нему они проверяли ценность своих записей, с ним сверяли свои собрания и публикации.

В 60-е годы XIX века наступил новый этап в публикации русских народных загадок. В этот период времени издают свои сборники И. Л. Худяков «Великорусские загадки» (1861) и Д. Н. Садовников «Загадки русского народа» (1876). В них вошли все загадки, известные к тому времени по записям и публикациям. Вступительные статьи содержат много ценных наблюдений над собранным материалом. Сборники эти целое столетие оставались основным пособием для изучения русских народных загадок.

С течением времени наметилось два типа публикаций загадок. Первый тип публикаций сборники, подобные «Загадкам, служащим для не­винного разделения праздного времени» В. А. Левшина (1773), которые можно считать началом популярных изданий для детей. Таких сборников было много в XIX веке, они издаются и в настоящее время по своим принципам, исторически сложившимся, отвечающим задачам и требованиям педагогической науки.

Другой тип издания загадок начал писатель, фольклорист Михаил Дмитриевич Чулков не­большой публикацией в журнале «Парнасский щепетильник» (1770), где были помещены подлинно народные загадки, не подвергшиеся какой-либо правке или стилизации. Хотя М. Д. Чулков не преследовал научных целей, его публикацию можно поставить в один ряд с научными изданиями последующих лет.

Собирание и публикация загадок в конце XIX и на­чале XX веков шли довольно активно, хотя сводных сборников и не появлялось. В журнале «Живая старина», в губернских ведомостях, земских изданиях публиковались

как небольшие, так и крупные (до тысячи номеров) со­брания. Не все собрания загадок публиковались, много записей хранится в архивах, особенно в архиве Русского Географического об­щества, в Рукописном отделе Института рус­ской литературы (Пушкинский Дом), на кафедре фольклора Московского государственного университета.

Загадка вo все времена сохраняла свое исконное назначение: служить целям воспитания и обучения. В наше время, сохранив присущую им издревле воспитательную функцию, загадки бытуют в среде детей и подростков, а также людей, связанных с их воспитанием. Именно эта общественная функция помогает сохраниться старым традиционным загадкам, спасает их от забвения, а также открывает возможность создания новых загадок о новых предметах.

Предлагаем познакомиться с загадками, опубликованными Шафрановым Адрианом Петровичем (настоящее имя Лукьянов Адриан Михайлович) в издании «Голубиная книга. Ч. 1: Стихи о Голубиной книге». Сборник был выпущен 15 ноября 1908 года в Новочеркасске в типографии В. И. Бабенко тиражом 500 экз. и включал 42 загадки. Издание пользовалась большим успехом и признанием у читателей. В 1918 году часть загадок из сборника была опубликована в «Донской хрестоматии для донских народных школ» (Новочеркасск).

Загадки

На первый день месяца мая

Слетела к нам радость из рая;

Не зверь и не птица,

А нос-то как шпица;

Вина-то и в рот не берет,

А песни весь век свой поет;

Собою тонка

На голось звонка;

И дал Бог ей волю

На нашу все долю,

В царе и в царице

И в красной девице;

А кто эту радость убьет,

Ток кровь свою алу прольет.

(Комар)

Не князь по породе,

А ходит в короне;

Не сторожем будет,

А рано всех будит;

Взлетит на плетнечек,

Подает голосочек

В высок теремочек

И в темный лесочек;

(Петух)

Кто со мною и с тобою,

Да и с рыбою морскою,

Ходит утром ростом в сажень,

В полдень жаркий только в пядень,

В вечеру же через поле

Ростом хватит, коль не более,

Ходит нашими ногами,

Машет нашими руками,

Не промолвится устами

День-деньской бродя все с нами,

Усталь с нами разделяет,

И по смерти провожает.

(Тень)

Гнутенький, маленький,

Черный, пузатенький

Свернувшись висит

И дом сторожит,

Не ест и не лает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Бьют меня немилосердно—

Всю одежду изорвут,

Колесуют, рвут мне тело,

На решетке потрясут.

Обольют меня водою

И давай меня вертеть,

А потом в огонь бросают

И заставят вновь терпеть.

Закопчусь я, пропотею,

Обожгусь совсем там я,

А конец мой—нож и зубы-

Вот и жизнь тут вся моя.

(Хлеб)

Летел порхал,

Без пол кафтан,

Летел да потряхивал,

Повсюду попархивал;

Летел и прилег—

Без рук и без ног;

Белу шейку протянул

В кажну щелку заглянул.

(Вьюга)

Зорька—зорянка,

Красная полянка,

Вечером на земь слетала,

Ночь на земле - пребывала;

Лесом и полем ходила

На земь ключи обронила:

Месяц видал

Ключи не поднял,

Солнце видало

Ключи подобрало.

(Роса)

Скоро грызет,

Мелко жует,

Само не глотает,

Других оделяет.

(Пила)

Маленька, синенька,

Людям всем миленька;

Носочек стальной,

А хвостик льняной.

(Иголка)

Катится бочка:

Нет в ней сучочка,

Ни клепок, ни дна,

А полно вина;

Разбили ту бочку:

Нашли в ней сорочку,

В сорочке серебро,

Да злато—добро.

(Яйцо)

Четыре четырки,

Да две растопырки,

Седьмой — от вертун,

А сам-то ворчун.

(Собака)

Источники:

Митрофанова В. В. Русские народные загадки. - Ленинград : Наука, 1978. - С.6-14

Шафранов А. П. Загадки // Донская хрестоматия: для донских народных школ. – Новочеркасск : Типография Управления Артиллерии войска Донского, 1918.- С.31-39

Читать в Донской электронной библиотеке:

Донская хрестоматия: для донских народных школ. – Новочеркасск : Типография Управления Артиллерии войска Донского, 1918.- С.31-39

Парнасский щепетильник : ежемесячное издание. — Санктпетербург : Тип. Морского кадетского корпуса, 1770 .

Заказать издания по теме из фонда Донской государственной публичной библиотеки:
Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы