ул. Пушкинская, 175А

Гимназия Екатерины Дмитриевны Петровой в г. Новочеркасске

656

Гимназия Екатерины Дмитриевны Петровой в г. Новочеркасске с совместным обучением детей обоего пола была одним из первых учебных заведений нового типа в России и первая на Дону.

Екатерина Дмитриевна Петрова (1863-1921), основательница гимназии, происходила из старинной дворянской казачьей семьи. Образование получила в Донской Мариинской женской гимназии в Новочеркасске. После ее окончания три года была учительницей в начальной школе в станице Багаевской, с 1885 до 1898 года вела уроки у себя на дому в Новочеркасске. В 1898 году открыла частное подготовительное училище 3-го разряда.

Е. Д. Петрова постоянно стремилась получать новые знания в области своей педагогической деятельности. В конце XIX - начале XX веков появились книги, статьи, очерки, рассказывающие о новой школе доктора Редди и мистера Бедлея в Англии, доктора Литца в Германии и др. Эти школы, в отличие от традиционной школы, ставили целью не только образование, но и гармоничное развитие личности. При осуществлении этой цели основоположники новой школы пришли к школе-интернату с совместным обучением мальчиков и девочек.

Идеи основоположников новой школы были близки Е. Д. Петровой, но она хотела увидеть такую школу своими глазами и на месте ознакомиться с результатами опыта. За десять лет Е. Д. Петрова посетила Тенишевское училище в Петрограде, Медведниковскую гимназию в Москве, дважды побывала в школах мистера Бедлея и доктора Литца. Посетив школу Е. С. Левицкой в Царском Селе, она в октябре 1904 года пришла к твердому решению открыть в Новочеркасске школу нового типа.

В июне 1906 года Екатерина Дмитриевна обратилась к товарищу министра народного просвещения Герасимову с ходатайством о преобразовании частного училища 3-го разряда в гимназию с совместным обучением детей обоего пола и правами правительственных учебных заведений. Герасимов был сторонником новой школы и поддержал Е. Д. Петрову. Первого июня 1906 года по докладу Министерства народного просвещения было дано Высочайшее разрешение на открытие в частном училище 3-го разряда Е. Д. Петровой 4-х классов с совместным обучением детей обоего пола. Обсуждение вопроса о предоставлении прав правительственных учебных заведений отложили на полгода. Высочайшее разрешение последовало 22 декабря 1907 года, и частное училище 3-го разряда Е. Д. Петровой было преобразовано в частную восьмиклассную гимназию с курсом мужских гимназий и с совместным обучением детей обоего пола. При этом требовалось, чтобы наполняемость классов составляла 25-30 человек, и учебное заведение было доведено до восьмиклассного состава путем открытия следующих классов по одному ежегодно. Одновременно Министерство народного просвещения разрешало предоставить лицам мужского пола, окончившим полный курс частной гимназии Е. Д. Петровой, право на получение аттестата зрелости и поступление в высшие учебные заведения на одинаковых основаниях с выпускниками правительственных гимназий и реальных училищ. Лицам женского пола по окончанию гимназии Е. Д. Петровой предоставлялось право на получение свидетельства о прохождении ими курса восьмиклассной мужской гимназии.

24 августа 1908 года состоялся торжественный молебен по случаю начала учебного года и приобретения гимназией прав правительственных классических гимназий. Е. Д. Петрова стала начальницей гимназии. Заведующим учебной частью гимназии Учебный округ назначил профессора политехнического института В. М. Арциховского. Открывая гимназию, Е. Д. Петрова считала главным делом воспитание «… полезных членов общества, умственно развитых, нравственно стойких, физически крепких и духовно здоровых, которые умеют делать все сами и для себя и никогда не забывать, что работа каждого есть работа на благо всех».

Гимназия занимала три больших дома, из которых один двухэтажный особняк с двором для игр, в верхнем этаже которого помещались средние классы, в нижнем – интернат средних и старших мальчиков, при них воспитатель. В этом же здании были приемная, канцелярия и квартира начальницы. Во дворе было помещение для гимнастики, флигель для воспитательниц, прачечная и помещение для прислуги. В другом доме верхний этаж состоял из 14 комнат (старшие классы, физический кабинет, приемная доктора, библиотека, столовая и пр.) и половина нижнего этажа из 6 комнат (приготовительная школа, кабинет директора и т.д.) и верхний этаж третьего дома – интернат для девочек, при них воспитательница. Все три здания освещались электричеством и имели несколько ванных комнат.

Кроме упомянутых домов, гимназия занимала двухэтажный из 14 комнат флигель, где помещались: интернат мальчиков приготовительной школы (при них сестра милосердия и воспитательница) и столярная мастерская. Правая половина верхнего этажа этого флигеля (обособленная) была отведена для больных мальчиков (для легких заболеваний девочек лазарет был при их интернате).

В 1916 году, в год своего десятилетия, в гимназии обучалось 257 учащихся, из них 130 мальчиков и 127 девочек, 40% учащихся жили в интернате. Большинство учащихся (51%) были детьми представителей «интеллигентных профессий» (профессоров политехнического института, чиновников, врачей, адвокатов, инженеров).

Норма учеников в классе определялась в количестве не более 30 человек.

Порядок дня в пансионе был следующим. В 7 часов утра по звонку дети вставали, обтирались или обмывались холодной водой (по назначению врача, в зависимости от состояния здоровья), мылись, одевались, развешивали на спинку кровати одеяла, чтобы оставить постель открытой и освежить ее, и отправлялись на утренний бег, по возвращении с которого сами убирали свои постели, чистили обувь и направлялись в главное здание гимназии.

В 8.30 во всех классах начинались занятия, за исключением младшего приготовительного, где занятия начинались в 9.30.

Классные уроки, продолжительностью 50 мин. каждый, разделялись десятиминутным перерывом.

Согласно данным исследования о доступности для девочек программы мужских классических гимназий, которое было проведено в гимназии Е.Д. Петровой, отметки девочек были по большинству предметов выше, чем отметки мальчиков, при этом средние успехи девочек и мальчиков по математике одинаковы, по описательным предметам (Закон Божий, история, география, природоведение, гигиена, законоведение, психология и т.д.) и графическим предметам (чистописание, рисование, черчение) у девочек несколько выше, а по зыкам значительно выше, чем у мальчиков. Если просуммировать успехи по всем предметам, средняя успешность девочек выражалась отметкой 3.6, в то время, как у мальчиков лишь 3.4.

В гимназии отрицательно относились к чрезмерным похвалам и наградам, которые, как считали наставники, развивают тщеславие у одних и зависть у других. Оценкой, как мерой воздействия на учащихся, в гимназии Е. Д. Петровой не пользовались. Преподаватели оценки учащихся записывали у себя, а в классный журнал их не выставляли. В конце каждой четверти и учебного года преподаватели представляли в Совет гимназии сведения об успехах учащихся, аттестуя их по пятибалльной системе. Каждую четверть учебного года родители учащихся получали сведения об успехах детей, а два раза в год – подробный отчет. Успешность учащихся за четверть отмечалась в следующих выражениях: «вполне успевает», «успевает» и «не успевает». В случае «неуспешности учащихся», родителям посылались извещения об этом, в том числе вне указанных сроков.

С детьми, отстающими по тому или другому предмету, преподаватели (в редких случаях репетиторы) занимались в особые часы, оставаясь для этого после уроков или приходя в праздничные дни. Преподаватели считали, что если что-либо дается ученику трудно, то эта излишняя трудность может поселить отвращение к предмету и полную неуверенность в своих силах, а вовремя поддержаный и направленный ученик вновь может обрести уверенность в своих силах и интерес к предмету.

В гимназию иногда поступали трудные дети, которые не подавались воздействию и «имели вредное влияние на других». По словам заведующего учебной частью гимназии Степанова, «такие дети, требовавшие особого надзора за собою и даже лечения, увольнялись по внимательному рассмотрению этого вопроса в педагогическом Совещании. Такие постановления делались очень редко и только в тех случаях, когда у Совещания являлось единодушное убеждение, что дальнейшее оставление учащегося в заведении для него бесполезно, а для товарищей его вредно».

Особое внимание в гимназии обращали на физическое развитие учащихся. Два раза в год, в августе и в мае, все дети подвергались осмотру врача, который затем давал указания каждому ребенку по укреплению здоровья. Для физического развития учащихся гимназии использовались ручной труд, физический спорт, экскурсии, прогулки и подвижные игры, а также сокольскую гимнастику. Сокольская гимнастика – это первая славянская система физического воспитания, которая возникла в середине XIX века в Чехии и получила название «Сокол», использованное как символ свободы, независимости, мужества. Сокольская гимнастика получила распространение в России в конце XIX века. Она была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку и рассматривалась в качестве средства физического и нравственного воспитания. Все упражнения сокольской гимнастики разделялись на четыре группы: упражнения без снарядов, снарядовые упражнения, групповые упражнения (пирамиды, массовые гимнастические упражнения, подвижные игры), боевые упражнения (фехтование, бокс, борьба). Занятия сокольской гимнастикой в гимназии проводили преподаватели, которых Е. Д. Петрова пригласила из Чехии. Гимнастический зал был оборудован необходимыми спортивными снарядами. Заниматься сокольской гимнастикой учащиеся могли не только на занятиях по расписанию, но и с 21.00 до 22.00 часов.

Большое внимание уделялось также пению и музыке. В гимназии был свой хор и оркестр. В конце каждой из первых трех четвертей устраивались концерты.

Гимназия стремилась по возможности добиваться хорошего знания иностранных языков. С этой целью использовали всякий удобный случай для его практического применения: разучивали стихотворения для концертов и «вечеринок», иногда разыгрывали маленькие пьески на иностранном языке.

В конце учебного года устраивались выставки лучших работ, сделанных в течение года на уроках или в свободное от занятий время: столярные работы, лепка, рисование, коллекции насекомых, помещенные в коробки, сделанные самими детьми и др.

Первый выпуск учащихся частной классической гимназии Е.Д. Петровой был в 1914 году.

В январе 1920 года в Новочеркасске была установлена Советская власть, а летом начали вводить новую систему трудовой школы. Гимназия Е. Д. Петровой была преобразована в Первую объединенную Советскую трудовую школу первой и второй ступеней (первая ступень - начальные классы, вторая ступень – старшие классы). Педагогический коллектив сохранился прежний. Во главе школы был Школьный совет, и его председателем избрали Е. Д. Петрову. В марте 1921 года Е. Д. Петрова умерла от тифа. Председателем Школьного совета был избран Николай Сергеевич Розов, бывший преподаватель психологии и логики гимназии Е. Д. Петровой.

Первая объединенная Советская трудовая школа первой и второй ступени работала до новых преобразований в 1930-х годах.

Источники:
Гимназия Е. Д. Петровой. – Новочеркасск : Областная войска Донского Типография, 1915.
К десятилетию гимназии Е. Д. Петровой : 1906-1916. – Новочеркасск : Областная Войска Донского типография, 1916.


Читать издания по теме в Донской электронной библиотеке:

Гимназия Е. Д. Петровой. – Новочеркасск : Областная войска Донского Типография, 1915.

К десятилетию гимназии Е. Д. Петровой : 1906-1916. – Новочеркасск : Областная Войска Донского типография, 1916.

Ученическая экскурсия // Донская жизнь. – 1909. -№ 104.


Заказать издания по теме в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Гимназия Е. Д. Петровой. – Новочеркасск : Областная войска Донского Типография, 1915.

К десятилетию гимназии Е. Д. Петровой : 1906-1916. – Новочеркасск : Областная Войска Донского типография, 1916.


Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы