ул. Пушкинская, 175А

Пчелко А. С. «Арифметика для первого класса»

514

«Арифметика для первого класса» - легендарный учебник Александра Спиридоновича Пчелко, по которому советские школьники обучались в течение 15 лет (1954—1969). 

Александр Спиридонович Пчелко (1890—1981) - педагог-новатор, основоположник советского начального математического образования, автор методики преподавания арифметики в начальной школе.

В советские годы огромное внимание уделялось качественному фундаментальному образованию. Учебные пособия для школьников составлялись таким образом, чтобы дети получали исчерпывающие знания по всем предметам соответственно своему возрасту. В учебнике «Арифметики» собраны простые упражнения, при помощи которых школьники могли усвоить элементарные арифметические правила сложения, вычитания, умножения и деления. Знакомство детей с арифметикой начиналось с наглядности: палочек, точек, монеток. Цифры изучались последовательно. Условия задач излагались понятным языком и представляли собой маленькие сценки из жизни в те годы. Например: «На ветке растет 7 груш. Мальчик срывает 1 грушу. Сколько груш останется на ветке?»; «Как можно разложить 7 яблок на 2 тарелках?»; «9 мальчиков играли в жмурки. Один мальчик вышел из игры. Сколько мальчиков продолжило игру?»; «В коробке было 10 цветных карандашей. Мальчик взял 1 карандаш. Сколько карандашей осталось в коробке?».

Обучение детей в соответствии с методикой, разработанной А.С.Пчелко, предполагает последовательное, основательное и понятное усвоение изучаемого материала. Зачем считать абстрактные плоские нарисованные в учебнике фигуры, если есть пальцы, ручки, карандаши, счетные палочки, деревянные или вырезанные из бумаги кружки, парты, стулья и окна? Их надо сначала подсчитать, они рядом, их можно потрогать, переставить или пересадить. Одноклассниц, Машу и Веру, можно поменять местами за их партой, но от этого не изменится количество девочек, их будет так же 2. А две девочки обозначаются цифрой 2 и два мальчика обозначаются цифрой 2, и не важно, мальчики это, девочки или другие привычные предметы, если число их равно двум, то и цифрой они будут обозначены одной – 2. А учеников в классе много, но учитель 1. Так дети знакомились с такими понятиями, как «один» и «много», своими глазками видели, что «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» и т.д.

И лишь потом, эти явления, уже знакомые и понятные облекутся в отвлеченные термины «сумма», «слагаемое» и т.д. Вот так, просто и понятно, фундаментально закладывались основные арифметические знания, и развивалось логическое мышление. 

В своем издании «Методика преподавания арифметики в начальной школе» (1951) А. С. Пчелко отмечал, что «особенность содержания программы по арифметике для начальной школы состоит в том, что все это содержание находит постоянное, широкое и непосредственное применение в практической жизни. Счет, вычисления, измерения, денежные расчеты, выливающиеся в форму решения несложных арифметических задач, - со всем этим приходится встречаться ребенку в жизни повседневно. Поэтому школа, разрешая образовательные и воспитательные задачи, в то же время вооружает детей такими знаниями, навыками и умениями, которые имеют большое практическое значение: а) хорошими навыками в устном счете, имеющем широкое применение в жизни; б) твердым знанием мер и уменьем измерять <…>; в) уменьем хорошо решать задачи с жизненным содержанием, часто встречающимся в практике».

По программе Пчелко А. С. и Поляка Г. Б. «Арифметика для начальной школы»  в безотрывной связи с практикой и другими изучаемыми предметами, у ребенка формировалась целостная картина мира. За четыре класса начальной школы подводился фундамент из арифметических знаний под дальнейшее изучение алгебры и высшей математики. 

Обложку учебника создали художники Оболенский С. Г. и Ушаков Л. А. Издание красочно проиллюстрировано рисунками, каждый из которых выполняет вспомогательную функцию и способствует тому, чтобы ребёнок легче запоминал пройденный материал. Авторами рисунков были известные советские художники-графики, иллюстраторы: Вениамин Алексеевич Белышев (1917-1979); Валентин Демьянович Божко (1902-1983); Анна Казимировна Боровская (1901-1983); Наталья Яковлевна Гембицкая (1904-1976); Александр Васильевич Кондратьев (1910-1990), Лукьяненко Г. Ф., Орлов В.Е.

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы