ул. Пушкинская, 175А

«Педагогическая библиография»

622

В настоящее время образование России находится на пороге грядущих преобразований, связанных с отказом нашей страны от принципов Болонской декларации. Система образования, как жизненно важная сфера социально-экономической деятельности должна быть реформирована. При разработке основных направлений дальнейшего обновления содержания образования, важен положительный исторический опыт, воспользоваться которым возможно при изучении систематизированных библиографических пособий.

Предлагаем ознакомиться с 3-томным изданием «Педагогическая библиография», в котором отражены книги, периодические издания, сборники трудов и ученых записок, издаваемых научно-исследовательскими и учебными педагогическими институтами, за период с 1924 по 1940 год: Т.1 (1924-1940); Т.2 (1931-1935); Т.3 (1936-1940).

Издание было подготовлено коллективом Государственной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского.

Литература для «Педагогической библиографии» отбиралась только на русском языке (оригинальная и переводная) и ее отбор осуществлялся путем просмотра изданий Всесоюзной книжной палаты: «Книжной летописи», «Летописи журнальных статей», просмотра педагогических и основных общественно-политических журналов, которые не расписывались Всесоюзной книжной палатой, а также сборников, трудов и ученых записок, издаваемых научно-исследовательскими и учебными педагогическими институтами.

Окончательный отбор и систематизация материала производились после просмотра de visu всего отобранного материала.

План и структура всех 3 томов «Педагогической библиографии» построена в соответствии со схемой классификации литературы по педагогическим наукам и народному образованию и с учетом особенностей каждого исторического периода.

В каждом томе 17 разделов:

Основоположники марксизма-ленинизма о воспитании и образовании;

Педагогика;

История педагогики и народного образования;

Психология;

Возрастная физиология и морфология;

Методика преподавания [школьных дисциплин];

Специальная педагогика;

Школьная гигиена;

Народное образование в СССР;

Профессионально-техническое и среднее специальное образование;

Подготовка рабочих кадров в высшую школу;

Высшее образование;

Педагогическое образование;

Педагогика и народное образование за рубежом;

Педагогическая библиография;

Педагоги и деятели народного образования СССР;

Справочники. Энциклопедии.

В общем своде не учитывались учебники, а лишь отзывы о них (статьи, обзоры, рецензии).

Литература о работе библиотек отбиралась выборочно, только о работе библиотек учебных заведений (школы, вуза и т. п.) и детских библиотек.

В систематизации материала применяется система отсылок, когда одна и та же работа отражена в разных разделах. Полное библиографическое описание дается один раз, а в других разделах эта работа получает краткое описание с отсылкой к номеру основного.

В пределах одного раздела, подраздела, рубрики книги и статьи расположены в общем алфавите авторов и заглавий.

Рецензии помещены под рецензируемыми работами. Рецензии на работы, которые не вошли в библиографию (не подходят по году издания, учебники и т. п.), собраны в разделе «Педагогическая библиография» в подразделе «Рецензии».

В подразделе «Педагогика школьного возраста» программы учебных дисциплин расположены в хронологическом порядке с подразделением на центральные и местные издания; специальной рубрикой выделена литература о «программах».

В подразделе «Внеклассная и внешкольная работа» литература по внеклассной работе по отдельным учебным предметам не отражается. Эта литература помещена в разделе «Методика преподавания», в подразделах соответствующих школьных дисциплин.

В разделе «История педагогики и народного образования» выделяются подразделы: «Всеобщая история педагогики»; «История педагогики и народного образования в дореволюционной России»; «История педагогики и народного образования в СССР»; «История педагогики и народного образования в зарубежных странах». В каждом из этих подразделов выделяются в специальную рубрику «персоналии» крупных педагогов и деятелей народного образования. Здесь собрана литература только о них, произведения этих авторов помещены в различных разделах библиографии в зависимости от темы произведения.

В разделе «Методика преподавания» учебные предметы расположены так, как они располагались в учебном плане того времени.

В разделе «Народное образование в СССР» материал систематизирован следующим образом: состояние народного образования в целом по СССР, затем отдельно по республикам, краям, губерниям, областям. Расположение и название республик, краев, губерний и областей дается по административному делению тех лет. Съезды и конференции по народному образованию систематизированы в хронологическом порядке с подразделением на центральные и местные. Съезды учителей-предметников собраны в разделе «Методика преподавания», в подразделах соответствующих школьных предметов.

Подраздел «Дошкольное воспитание» отражает всю литературу как по вопросам учебно-воспитательной работы, так и по вопросам организации и руководства дошкольными учреждениями.

Подраздел «Школа в СССР» содержит литературу только о различных типах школ того времени. Литература о каждом типе школы выделена в особую рубрику (начальная школа, школа второй ступени, ФЗС, ШКМ и т. п.). Литература по всем вопросам учебно-воспитательной работы школы собрана и систематизирована в разделе «Педагогика», подраздел «Педагогика школьного возраста».

В разделе «Профессионально-техническое образование» (низшее и среднее) собрана литература, отражающая все многообразие системы подготовки рабочих кадров, систематизирована по типам учебных заведений (фабзавуч, профкурсы и т. п.).

Специальным подразделом выделена литература о среднем специальном образовании. Она систематизирована по отраслевым техникумам — индустриальные, строительные, медицинские и т. п.

Литература о педагогических училищах и техникумах собрана в разделе «Педагогическое образование».

В разделе «Высшее образование» особыми подразделами выделяется литература об учебно-воспитательном процессе в различных учебных заведениях — университетах, индустриальных, медицинских и других вузах. Внутри этих подразделов материал систематизируется по отдельным учебным заведениям, которые располагаются в алфавите названий. Литература о работе педагогических вузов собрана в разделе «Педагогическое образование».

Раздел «Педагогика и народное образование за рубежом» систематизирован в тематические рубрики по отдельным проблемам — «Теория и практика воспитания и обучения», «Народное образование», «Учитель», «Детские организации» и т. п. Внутри тематических рубрик по странам в алфавите названий. Для выявления всей литературы по какой-либо одной стране нужно пользоваться вспомогательным «Географическим указателем зарубежных стран».

В разделе «Педагогическая библиография» имеется специальный подраздел рецензий на учебно-методические пособия, учебники и т. п.

В разделе «Педагоги и деятели народного образования» собраны некрологи и статьи, посвященные юбилейным датам отдельных лиц.

«Педагогическая библиография» рассчитана в первую очередь на исследователей в области педагогических наук и народного образования, а также может служить справочным пособием для учителя, аспиранта, студента-дипломанта, работника народного образования, библиографа и библиотекаря.

Остановимся подробнее на каждом из томов

Педагогическая библиография: 1924-1930

При систематизации материала первого тома учтены все особенности периода 1924—1930 гг., которые отразились на формулировках отдельных разделов. Значительное место в педагогической литературе этого периода занимает проблема политехнического образования и трудового обучения. Содержание, формы и методы трудовой и политехнической подготовки в школах I и II ступени, формы связи школ с производством, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), фабрично-заводских семилеток (ФЗС), школы колхозной молодежи (ШКМ), проблема взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования, общественно полезный труд.

Широкое обсуждение в педагогической литературе этих лет получила проблема профессионально-технического и специального образования. Школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) были тогда основной массовой формой подготовки квалифицированных рабочих кадров в различных отраслях народного хозяйства и не только решали проблему общего и профессионального образования подростков, но и являлись формой социалистической организации труда молодежи. В эти же годы получили распространение и другие формы подготовки кадров на предприятиях: бригадное и индивидуальное ученичество, профшколы, учебные мастерские, профкурсы и т. п. Особое значение в подготовке квалифицированных кадров для промышленности имели техникумы. Разработка учебных планов, программ, методических пособий по преподаванию общеобразовательных предметов в профессионально-технических школах и техникумах были важными проблемами того времени.

Материал в указателе первого тома расположен по систематическим разделам и имеет сквозную нумерацию (всего 20 200 названий).

При систематизации материала первого тома учтены особенности периода 1924—1930 гг. Например, в «Педагогике школьного возраста» выделены рубрики: «Профессионализация школ второй ступени (профуклоны)», «Агрономизация школы»; в подразделе «Методы обучения» выделяются рубрики: «Метод проектов», «Дальтон-план», «Бригадно-лабораторный метод», «Комплексная система преподавания» и т. п.

Справочный аппарат первого тома содержит: алфавитный список педагогических журналов, выходивших в 1924—1930 гг.; географический указатель зарубежных стран; алфавитный указатель авторов, редакторов и заглавий книг и статей (без авторов).

Во вспомогательных указателях ссылки даются на номера библиографических описаний.

Педагогическая библиография (1931-1935)

Этот период характеризуется завершением социалистической реконструкции всех отраслей народного хозяйства. Успешное выполнение пятилетних планов развития народного хозяйства сопровождалось подъемом материального благосостояния народа и успехами развертывания культурной революции. Для решения этих больших задач нужны были многочисленные квалифицированные кадры во всех отраслях народного хозяйства. Одной из решающих предпосылок культурной революции была ликвидация неграмотности, введение всеобщего обязательного начального обучения, а также реформа школы и осуществление политехнического образования.

14 августа 1930 года был принят закон о повсеместном введении в СССР с нового учебного года всеобщего обязательного обучения детей с восьмилетнего возраста в объеме четырехлетнего курса начальной школы в сельской местности, а в городах и рабочих поселках — в объеме семи классов.

В 1931—1935 гг. советским правительством и ЦК КПСС был принят ряд важнейших постановлений, направленных на коренное улучшение работы общеобразовательной школы и дальнейшее развитие педагогической науки: «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931 г.); «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932 г.); «О структуре начальной и средней школы в СССР», «О преподавании гражданской истории в школах СССР», «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» (16 мая 1934 г.).

В постановлениях четко определены задачи в области программно-методической работы школы, улучшения подготовки педагогических кадров, изучения и обобщения передового педагогического опыта. В них указывалось на необходимость повышения роли педагогов не только как преподавателей основ наук, но и как воспитателей.

Педагогическая печать активно обсуждала вопросы методов и организации учебного процесса в школе. В эти годы в учебной работе широко стали использоваться рассказ учителя, беседа, лекции, самостоятельная работа учащихся в кабинете, лаборатории, учебной мастерской, экскурсии, классно-урочная система как основная форма учебных занятий, создается стабильная система проверки и оценки знаний школьников. Разработки проблем урока, методики планирования учебного материала становятся первоочередными проблемами педагогической науки.

Значительное место в педагогической литературе этого периода занимает проблема политехнического и профессионального образования, организация ученических коллективов в школе, формы школьного самоуправления учащихся, роль комсомольской и пионерской организаций в коммунистическом воспитании, антирелигиозное, интернациональное, эстетическое и физическое воспитание в школе, воспитание дисциплины и организованности учащихся.

В эти годы осуществлялась передача руководства учебными заведениями профессионального образования от Наркомпроса промышленным наркоматам, проходила дискуссия о сроках обучения в учебных заведениях профессионально-технического типа.

В центре внимания педагогической литературы были профессиональная подготовка учителей; подготовка национальных педагогических кадров; разработка учебных планов и программ; организация педагогического процесса; методы преподавания, педагогическая и производственная практика; подготовка учебников и учебных пособий; научно-исследовательская работа и подготовка научно-педагогических кадров, система заочного педагогического образования.

Во втором томе отражена методика преподавания в начальной школе и методика преподавания предметов в средней школе; вопросы специальной педагогики (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика): развитие народного образования в областях, краях, автономных республиках и областях РСФСР и союзных республиках Советского Союза; организация, управление и руководство народным образованием; работа научно-исследовательских институтов по народному образованию; развитие высшего образования и т. п.

Материал в указателе расположен по систематическим разделам указанным нами выше, имеет сквозную нумерацию (всего 20 268 названий).

Справочный аппарат второго тома содержит: список педагогических журналов, выходивших в СССР в 1931—1935 гг.; географический указатель зарубежных стран; алфавитный указатель авторов, редакторов и заглавий книг и статей (без авторов).

Педагогическая библиография (1936-1940)

В центре внимания педагогической литературы этих лет было дальнейшее развитие и совершенствование высшего образования. Советским правительством и ЦК КПСС принимается ряд постановлений о высших учебных заведениях и техникумах: «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» (29 декабря 1935 г.); «Об образовании Всесоюзного комитета по высшей школе при СНК СССР» (21 мая 1936 г.); «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (23 июня 1936 г.); «О высшем заочном обучении» (29 августа 1938 г.); «О правилах приема в высшие учебные заведения» (11 июля 1940 г.) и др.

В этот период вышли труды советских ученых-педагогов — учебники по педагогике для педагогических институтов под редакцией И. А. Каирова (1939), П. Н. Груздева (1940); учебники для педагогических училищ Б. П. Есипова и Н. К. Гончарова (1939); пособия по частным методикам В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, К. П. Ягодовского, А. И. Стражева, Н. Н. Баранского, А. С. Баркова и др., а также специальные монографии, посвященные опыту передовых школ.

Обобщен опыт по созданию государственных трудовых резервов как необходимого и важного источника организованной подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности.

Справочный аппарат третьего тома содержит: список педагогических журналов, выходивших в СССР в 1936—1940 гг.; географический указатель зарубежных стран; алфавитный указатель авторов, редакторов и заглавий книг и статей (без авторов).

Продолжением «Педагогической библиографии» является ежеквартальный указатель «Литература по педагогическим наукам и народному образованию», информирующий о педагогической литературе, изданной в России на русском языке. Указатель издается с 1950 года и его можно заказать в фонде Донской государственной публичной библиотеки.

С 2010 года указатель «Литература по педагогическим наукам и народному образованию» выходит только в электронной форме и размещается на сайте библиотеки им. К. Д. Ушинского

Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы