ул. Пушкинская, 175А

Воскресенская А. И. «Букварь»

666

Воскресенская Александра Ильинична (1890—1966)- советский педагог и методист по русскому языку в начальной школе, автор букварей для школьников. Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель РСФСР

В 1917 году окончила словесное отделение Московских женских педагогических курсов им. Д. И. Тихомирова. Свою педагогическую деятельность начала в 1907 году в земской школе Тверской губернии. В 1916-1918 гг. работала в женской гимназии Барнаула. В 1922 переехала в Москву, работала в средних школах и педагогическом училище Москвы вплоть до 1951 года.

Александра Ильинична Воскресенская работала над разработкой научных основ советской методики обучения грамоте параллельно с Сергеем Поликарповичем Редозубовым. При выборе наиболее оптимального варианта звукового аналитико-синтетического метода она остановилась на методических системах В. П. Вахтерова и В. А. Флерова. Опираясь на их идею учета в обучении грамоте особенностей ребенка, А. И. Воскресенская разработала свою систему обучения, которая была реализована в 1945 году в «Букваре».

Главная задача «Букваря» состояла в обучении детей грамоте, умению пересказывать тексты, правильно и связано излагать свои мысли. В процессе обучения также происходило исправление дефектов речи.

В букваре А. И. Воскресенской был предложен свой порядок изучения букв, который определялся более строгой постепенностью возрастания слоговых трудностей. Сначала давались двухбуквенные слоги с одним согласным (ам, ма, ра) и слова, состоящие из них (На-та, Па-ша), потом трехбуквенные с гласной в середине (мак). Далее следовала комбинация прямых двухбуквенных слогов с трехбуквенными с гласной в середине (са-лат, кош-ка); затем подключались шестибуквенные трехсложные слова (хо-ро-шо, ро-ди-на), после этого – шестибуквенные из трехбуквенных слогов (мос-тик). На завершающих этапах обучения вводились слова со стечением согласных в начале и в конце слова (март, стол). При таком расположении дидактического материала каждая новая слоговая трудность подготавливалась предыдущей с многократным повторением этих связей.

«Букварь» содержит большое количество иллюстраций. Художник Василий Степанович Баюскин приложил все усилия, чтобы рисунки не были перегружены лишними деталями, несли положительно-воспитательный и ярко-выразительный характер, поскольку считается, что психика ребенка в таком возрасте очень уязвима и имеет образное, а не логическое мышление. Отсутствуют изображения, где дети хулиганят, скорее наоборот, помогают старшим и младшим, учатся и трудятся, что прививало ребенку положительные формы поведения. В целом картинки «Букваря» прививали ребенку любовь к учебе, труду, природе и учили взаимопомощи.

«Букварь» Александры Ивановны Воскресенской был одним из самых успешных пособий для младшей школы и переиздавался двадцать раз. Секретом его успеха было удачное сочетание заданий на развитие памяти, воображения и тренировка навыков письма и чтения.


Заказать издания Воскресенской А. И. в фонде Донской государственной публичной библиотеки:

Учебники:

Воскресенская А. И. Букварь. Изд. 9-е. Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1952.

Воскресенская А. И. Букварь. Изд. 14-е. Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957.

Воскресенская А. И. Прописи. [3-е изд.]. Москва : Учпедгиз, 1958.

Воскресенская А. И. Прописи для учащихся 1-го класса начальной школы. Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957.


Учебные пособия:

Воскресенская А. И. Азбука для обучения детей в семье. Изд. 9-е. Москва : Просвещение, 1969.

Воскресенская А. И. Как обучать ребенка шести лет по «Азбуке». Москва : Просвещение, 1984

Воскресенская А. И., Закожурникова М. Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. 2-е издание, переработанное. Москва : Учпедгиз, 1950.


Читать труды Воскресенской А.И. в НЭБ:

Воскресенская А. И. Указания для учителя о применении прописей при обучении письму в начальной школе. Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935.

Воскресенская А. И. Прописи для учащихся 1-го и 2-го классов начальной школы. Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935.



Поделиться:

Назад к списку

Подбор литературы