Карло Вечче "Жизнь Леонардо, мальчишки из Винчи, разностороннего гения, скитальца"
Это история простого деревенского мальчишки. Внебрачного сына нотариуса и рабыни, сильной, юной женщины, чужестранки из дальних краев. Леонардо, имя, означающее свободу, вероятно, дала сыну именно она. Как смог я рассказать эту историю? Прежде всего – прислушавшись к голосам современников самого Леонардо, свидетельствам неполным, зато полученным из первых уст,.. воспоминаниям тех, кто знал его лично, к документам и бумагам родных, контрактам, письмам, хроникам, налоговым декларациям, доносам и материалам судебных процессов, отчетам послов, записным книжкам художников и инженеров, славословиям придворных поэтов, путевому дневнику кардинальского секретаря. Художник – божественный, однако слишком «разнообразный и нестабильный» в своей изобретательности, слишком стремящийся к совершенству, и потому практически неспособный закончить собственные работы; разносторонний гений, маг и колдун, святой и демон, сверхчеловек, провозвестник современной науки. Но где же он сам, тот мальчишка из Винчи?
Стив Брусатти "Эра млекопитающих: из тени динозавров к мировому господству"
«Млекопитающие - самые обаятельные и любимые существа на планете», — утверждает известный палеонтолог, автор бестселлера «Время динозавров» Стив Брусатти. Возможно, что в них мы узнаем себя, ведь мы — млекопитающие, такие же, как мыши или медведи. Неудивительно, что вопрос о том, как и когда все они и мы появились, волновал человечество с древних времен. Если вспомнить, что Аристотель никак не мог решить, от кого произошли киты, а Дарвин на определенном этапе допускал, что их предки — медведи, можно догадаться, какой огромный путь проделали ученые, чтобы получить сегодняшнюю картину мира.Теперь, благодаря новейшим открытиям и целому арсеналу методов, мы можем представить себе, как жили, дышали, двигались, питались, размножались, эволюционировали млекопитающие. В этой книге Стив Брусатти увлеченно и компетентно рассказывает их удивительную историю, которая началась около 325 млн лет назад.
Галина Калинкина "Лист лавровый в пищу не употребляется"
«Лист лавровый в пищу не употребляется» — из тех романов для неспешного чтения, которые заставляют забыть обо всем. История семьи, любви и жизни обычных людей, родившихся в начале бурного, а временами страшного ХХ века.1921 год. Лаврик Лантратов возвращается в Москву и сразу же попадает в водоворот событий, которые могут и должны сломить старообрядцев. Но ему во что бы то ни стало нужно выстоять: пережить развал родового гнезда, сохранить веру и себя, спасти своих близких. На Алексеевской водокачке, в сиротском приюте и музейном бюро Лантратову и его окружению приходится делать непростой выбор: сгорая, жить по совести или бездумно плыть по течению.И что в таком случае может излечить обожженное сердце молодого человека? Возможно, любовь. Так в жизни Лавра появляется Вита, его Ландыш.1991 год. Лавр Павлович Лантратов, проживший почти век, пишет завещание. Что осталось у него от того старого, далекого мира? Ридикюль крокодиловой кожи, барометр Карла Воткея, фантаскоп со стеклянными пластинками да папашин портсигар в двадцать золотников. И за каждой из этих бесхитростных вещей — судьба.
На войне как на войне
"Сороковые – роковые" - для рожденных после Великой Отечественной войны эти строки Юрия Левитанского звучат абстрактно. Для представителей предвоенных поколений они имеют особый смысл, ибо роковые годы выпали на их детство и юность и разделили всю их жизнь на "до" и "после". В нашем тревожном мире мы подчас не думаем о том, что многие из бед сегодняшних выросли из невычищенных ран и недобитых чудовищ той войны. Очень важно, насущно необходимо не забывать никогда ее уроки. Надо бережно сохранить слова тех, чье детство и юность война опалила, изломала, сожгла в своем огне.В этой книге собраны воспоминания самых разных людей. После Победы они стали знаменитыми актерами, писателями, художниками. А в 1941 были просто девчонками и мальчишками, чей мир в одночасье разбился вдребезги. Кто-то из них вспоминает эвакуацию или ужасы московской осени 1941, когда враг стоял у самой столицы, другие рассказывают о том, что пережили в оккупации, третьи – об учебе и службе на передовой, об окопном быте. И в каждом из этих рассказов смешаны боль и радость, ужас и счастье, горечь и гордость. В каждом звучит проклятье войне и убежденность в том, что подобное не должно повторяться.
Сесиль Берли "Перо в ее руке"
XVIII век — это век писем. Корреспонденция передает новости, идеи, чувства, подчиняет себе жизнь даже тех, кто не умеет писать — частных посыльных, курьеров, слуг. Героини этой книги ярко отражают свою эпоху. Они берут в руки перо и пишут письмо за письмом. Присыпают свежие чернила песком, складывают послание вдвое и ставят оттиск личной печати. Им нет места в общественном пространстве, среди мужчин — лишь за секретером в тиши своей спальни. Переписки даруют им свободу. Здесь расцветают чувства, изливаются переживания, поднимаются философские вопросы. Так женщины в XVIII веке обретают голос.«Госпожа дю Деффан, хозяйка салона, наслаждавшаяся только интеллектуальными радостями и превратившая переписку в настоящее искусство жизни. Маркиза де Помпадур, всемогущая фаворитка, доверенное лицо Людовика XV. Екатерина II, самодержавная царица и подруга философов-просветителей. Жюли де Леспинас, внебрачный ребенок, муза энциклопедистов и влюбленная женщина, погибшая от собственных чувств. Изабелла Пармская, принцесса-заложница, эрцгерцогиня-философ, искусная манипуляторша. Мария-Терезия Австрийская, императрица и деспотичная мать.Госпожа Ролан, интеллектуалка, которая писала так блистательно, но, однако же, не желала быть писательницей. Мария-Антуанетта, королева в эпицентре политического урагана, у которой не осталось иного средства спасти монархию и собственную жизнь. Жермена де Сталь, опередившая свое время интеллектуалка, которая писала и вела себя, как мужчина. Переписки этих женщин позволяют нам заглянуть в самое сердце их жизни, понять внутренний мир, ощутить тревоги и переживания» (Сесиль Берли)
Юлия Гуцол "Люди, которые прославили Россию"
Ни для кого не секрет, что Россия богата талантами. Во всем мире знают великих русских писателей и ученых. Но знали ли вы, что среди наших соотечественников есть гении в сфере информационных технологий? И что многие отечественные изобретатели опередили мировых знаменитостей, запатентовавших позже их разработки как свои собственные? И что постановками Станиславского и Немировича-Данченко восхищались в Европе, считая их "новым словом" в искусстве?
У многих героев этой книги была непростая судьба. Кого-то не признавали на Родине, кого-то коснулись политические репрессии ХХ века, кто-то умер в нищете, не сумев "сделать деньги" с помощью своего таланта. Но объединяет их всех одно — безусловная любовь к России, не ослабевавшая даже у тех, кто был вынужден уехать в эмиграцию.
В Публичке с 21 ноября 2025 г.