ул. Пушкинская, 175А

Пьер Жозеф Редуте - «Рафаэль цветов»





Когда дело доходит до искусства рисования цветов эпохи Регентства, ни один художник не может сравниться с Пьером Жозефом Редуте (1759–1840).

Пьер Жозеф Редуте родился в 1759 году в Сен-Юбере, деревне в части Арденн, которая тогда принадлежала герцогству Люксембург, а теперь принадлежит Бельгии. Его дед, отец и старшие братья были профессиональными художниками и участь Пьера, можно сказать, была предрешена. Дома, с помощью своих родных, он научился основным навыкам рисунка, а когда достиг тринадцатилетнего возраста, отправился за новыми знаниями, странствуя по Фландрии.

В течение следующего десятилетия он зарабатывал на жизнь в качестве художника, изучал работы других мастеров и накопил достаточно денег, чтобы пройти год обучения в Королевской академии изящных искусств Льежа (официальное название Beaux-Arts de Liège).

Тем временем старший из братьев Редуте, Антуан-Фердинанд, стал художником-постановщиком в одном из парижских театров, и в 1782 году он пригласил Пьера присоединиться к нему в качестве помощника.

С этого момента жизнь Пьера Жозефа Редуте будет преподносить ему всё больше и больше сюрпризов!

В свободное от работы в театре время он посещал Jardin du roi, сейчас это Jardin des Plantes (Сад растений Парижа), где любил рисовать до самого заката. В один из таких дней, на увлеченно рисовавшего в саду парня обратил своё внимание Шарль Луи́ Леритье́ де Брюте́ль — французский ботаник и судья. Познакомившись поближе, Леритье пришел в такой восторг от Пьера и его способностей к рисованию, что предложил ему начать изучать ботанику. Юноша согласился и получил от Леритье свободный доступ к имевшейся у него литературе и его собственной ботанической коллекции растений. А также личные уроки правильного препарирования и точного изображения всех частей растений. Чуть позже Шарль Леритье даже нанял его для иллюстрирования своих книг по ботанике. В результате Пьер Жозеф Редуте создал 50 рисунков, которые были добавлены в следующие работы: L'Héritier de Brutelle - Stirpes Novae aut minus cognitae, quas descriptionibus et iconibus illustravit…(1784) и Sertum Anglicum (1788).

Леритье, будучи заинтересованным в развитии таланта Пьера, представил его очень важному и знаменитому в то время миниатюристу и художнику цветов Короля Людовика XVI - Жерару ван Спаендоку. 

Спаендок был известен тем, что вместе с другими художниками королевского двора рисовал для коллекции Les Vélins du Roi (В переводе "Королевские Веллумы" - это сборник изображений растений и животных, начатый в 1631 году для документирования образцов из королевского сада и коллекции животных), а также набирал учеников, которые в будущем вошли бы в штат королевских художников. Этот шанс выпал Пьеру Жозефу Редуте. Спаендок обучил его специальной технике акварели, при которой изображение цветка было ярким и в то же время имело некую полупрозрачность.

Вооружившись новыми знаниями, в 1787 году Редуте вместе со своим учителем ботаники Шарлем Леритье покинул Францию, чтобы изучать растения в королевском ботаническом саду Кью, что находится вблизи Лондона, на целый год. Находясь там, он посотрудничал с величайшими ботаниками того времени и принял участие в более чем 50-ти публикациях, изображавших растения известные во Франции, а также редкие растения из таких далёких областей как Япония, Америка, Африка и Австралия.

Вернувшись из Англии, Леритье вместе со своим учеником представили светскому обществу Версальского двора свои работы, такого не ожидал никто, сама Мария-Антуанетта стала поклонницей Пьера-Жозефа Редуте! Королева Франции стала его патроном и закрепила в качестве своего персонального придворного художника.

С этого момента имя Пьера Жозефа Редуте стало известно всему миру. Его рисунки оставались такими же свежими и яркими как в тот день, когда их нарисовали, за что его прозвали «Рафаэль цветов».

Благодаря своей популярности и востребованности он смог обеспечить себе проживание в королевском замке Лувр, как и загородную резиденцию вне Парижа. Его заработная плата была более 18000 франков в год – это огромная сумма по тем временам. И несмотря на все события потрясавшие Францию, Редуте оставался в стране и продолжал работать. В 1792 году он поступил на работу во Французскую академию наук, при этом, совмещая не только свою научную деятельность, но и продолжая впечатлять поклонников своим творчеством.

После смены власти, он не остался без внимания монарших особ. В 1798 году его покровительницей стала императрица Жозефина Богарне, первая жена Наполеона Бонапарта, которая попросила его нарисовать цветы из её сада в замке Мальмезон. Она была влюблена в свои розы, коих насчитывалось в её саду около 250 различных сортов, а Редуте сумел настолько филигранно запечатлеть их красоту, что стал ее официальным художником и продолжал сохранять на бумаге все самые редкие и красивые цветы из сада.

Смерть императрицы Жозефины (1814 г.) принесла Редуте трудные годы, пока в 1822 г. он не был назначен мастером рисования Национального музея естественной истории. При музее он начал давать частные уроки, которые пользовались популярностью среди аристократов и членов королевской семьи.

Пьер Жозеф Редуте длительное время публиковал свои работы в рамках нескольких сборников под названием «Les Liliacées» (8 томов), где каждый из томов был посвящён императрице Жозефине, а также «Les Roses» (3 тома), «Les Magnolias», «Les Orchidées» и «Les Plantes grasses».

В своей жизни Редуте получил много почетных наград, в том числе и рыцарское звание, а его работы остаются ценным источником информации для ботаников и научных исследователей до сих пор. До конца своих дней он преподавал и рисовал, пока не умер от инсульта в июне 1840 года. У него остались жена Мари-Марта Гобер и две дочери. Сам он похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Многие работы после смерти художника очень быстро нашли своих хозяев. Большая часть акварелей «Les Liliacées» досталась от императрицы Жозефины ее сыну от первого брака Эжену де Богарне. Акварели, посвященные ее любимому «Jardin de la Malmaison» (сады замка Мальмезон) были приобретены музеем Фицуильяма в Кембридже.

Картины Редуте для «Les Roses» были куплены французским королем Карлом X для своей овдовевшей невестки Марии-Каролины Бурбон-Обеих Сицилий, герцогини Беррийской. Их местонахождение практически невозможно отследить: в 1948 году некоторые из них были проданы на аукционе Sotheby's в Лондоне, а некоторые были приобретены Институтом ботанической документации Ханта. До сих пор отдельные листы с рисунками художника появляются на различных аукционах.


Текст © Бондаренко Ирина

Поделиться:

Рубрики блога:

Коллекция растений


Подбор литературы